Восхитительный по красоте, удивительно разнообразный растительный мир Западно-Алтайского заповедника с его чеканными силуэтами величественных горных цепей, хрустальными чашами озер, сказочно прекрасными цветочными полянами, раскинутыми под ноги, как драгоценные ковры, нашел свое отражение в творчестве талантливой лениногорской художницы Марины Францевны Петрачковой, отметившей в этом году свой 60-летний юбилей. Нынешним летом работники ОАО УМЗ имели возможность познакомиться с тридцатью яркими и самобытными произведениями художницы, представленными на выставке, организованной по инициативе администрации и сотрудников заводского музея.
Вся жизнь Марины Францевны Петрачковой связана с Алтаем. Окончив Алматинский политехнический институт и получив специальность инженера-строителя, она много лет работала в проектном отделе лениногорского ТРЕСТа. Огромное влияние на ее становление как художника оказал отец, Иванчук Франц Феликсович, личность известная в творческих кругах: профессиональный живописец, архитектор, выпускник ВХУТЕМАСа, прошедший крепкую профессиональную выучку у художников московской школы. Та художественная атмосфера, в которой с детских лет находилась Марина Францевна, сформировала ее художественные вкусы, пристрастия, стремление к творчеству, ставшее ее главной духовной потребностью. Не смотря на все перепетии времени художественные традиции не прервались: с 1990 г. и по сей день М. Ф. Петрачкова руководит детской изостудией, которую основал в 1930-х годах в Лениногорске ее отец.
Собственные произведения художницы, выразительные и эмоциональные, неоднократно экспонировались на персональных выставках в родном городе и областном центре. Каждая ее новая экспозиция поражает все возрастающим уровнем мастерства, потрясающим трудолюбием автора, стремлением к профессиональному совершенствованию. Свой 60-летний юбилей Марина Францевна отметила в этом году большой персональной выставкой, проходившей в Лениногорске, и вместившей в себя 80 работ.
Восхищающая своей первозданностью природа Западно-Алтайского заповедника, где работает Марина Францевна в качестве научного сотрудника, стала главной темой ее творчества. Этим обусловлена и верность художницы двум излюбленным жанрам – пейзажу и натюрморту. В своих пейзажах М. Ф. Петрачкова раскрывается как романтик, способный видеть все многоцветье мира в сказочном преображении. В ее творчестве ясно определены два вида пейзажа – декоративный и реалистический.
Любовь к сочной, полновесной палитре красок, к ярким контрастным сопоставлениям проявилась в ряде эффектных пейзажных работ: «Осень в Палевой яме», «Вечер в Коноваловке», «Святки». Надо отметить, что именно цвет является главным средством эмоциональной выразительности работ М. Ф. Петрачковой. Мастерски подчиняя колорит своим художественным задачам, автор в каждом отдельном случае заставляет «звучать» его особо. В своих произведениях художница часто использует излюбленные сочетания сиреневого, розового, синего, бирюзового, золотистого, оставляющих впечатление изысканности и свежести.
В пейзажах реалистических – «Дыхание весны», «Над Серым лугом», «Седая стихия» - раскрывается прочная связь творчества М. Ф. Петрачковой с традициями русской академической школы живописи. Эти произведения отличают бурная динамика, мастерски переданное состояние природы, артистизм исполнения и удивительная свобода решения.
Ежегодно, несколько раз в год, Марина Францевна отправляется в походы в глубь заповедника, делает сотни беглых карандашных эскизов, которые позже, уже в мастерской, ложатся в основу законченных работ. Произведения, собранные воедино, характеризуют ее как человека, внимательно изучающего природу, ощущающего полную гармонию, слияние с ней. С увлечением рассматривает Марина Францевна строение каждого цветка, его «архитектуру», делает бесчисленные зарисовки и только после этого приступает к работе над станковым произведением. И тогда из-под ее кисти появляются удивительные по красоте цветочные натюрморты – «Торжество», «Натюрморт с пионами», «Аквилегии», - в которых есть одна особенность: цветы одухотворены, в них ощущается пленительная доверчивость и чистота, они словно распахивают перед человеком свой мир, полный красоты и гармонии. Натюрморты разнообразны в живописно-цветовом отношении и построены то на сочетании ярких, сочных контрастах цвета, то на тонкой разработке нежнейших нюансов.
Все произведения лениногорской художницы написаны с доверительно-располагающей интонацией, в них нет и тени обыденности. Они приподняты над суетой, пленяют жизнеутверждающим светом любви и доброты и заражают восторженными эмоциями душу зрителя. И в каждой из них словно звучит проникновенный голос их талантливого создателя, Марины Францевны Петрачковой, утверждающей в своем творчестве кредо: «Любовь моя – Алтай».
Марина Алейникова
«Дом Дружбы» прил. «Рудный Алтай», 30 августа 2003г.
< Prev | Next > |
---|