В процессе адаптации в экосистему, создании хозяйственно-культурных типов кочевники произвели на свет шедевр мировой цивилизации - юрту.
Казахская юрта является своего рода квинтэссенцией многовековой культуры казахского народа. С ним была связана вся жизнь казахов, поэтому она занимала особое место в повседневном быте. Юрта символизировала космос и единство вселенной, освоенное пространство.
Кочевники не отделяли себя от природы, окружающего их мира. Жизнь кочевника, подобно перелетным птицам. Вот почему казахи считают своими дальними предками диких гусей и лебедей. У многих тюркских народов существуют предания о происхождении человека от лебедя. Птицы летят по осени на юг, и кочевье движется следом. И самую великую дорогу, усеянную звездами, - Млечный путь - казахи зовут Құс жолы - Птичья дорога.
С XVIII века юрта стала предметом внимания этнографов, географов и путешественников. В свое время Ч.Валиханов отметил, что в ХІІ-ХІІІ вв., названия государств – Алтын орда (Золотая орда), Ақ орда (Белая орда), Көк орда (Синяя орда) – были связаны именно с юртой.
Б.А Куфтин русский археолог и этнограф писал, что юрта «... является высшим типом, до которого достигло развитие переносного жилища вообще. Юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокли от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады. А прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли сора...». Покрытие юрты летом не пропускает зной, зимой лютый холод, в дождь – влагу.
Шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией. Он передавался из поколения в поколение и являл собой силу и покровительство духов предков. Слово шанырак включает понятие «дом», «семья». Существуют приметы связанные с юртой. Про новобрачных говорят: «шаңырақ көтерді – создали новую семью» - благопожелание «шаңырақтарын биік болсын – да будет ваш шанырак высоким!
Смысл понятия шанырак по словам ученного Н.Алимбая семантически восходит к верховному божеству древних тюрков, к Тенгри, космическим воплощением, которого является бесконечное и огромное небесное пространство.
Пространство жилища предельно семантизировано: архитектоника юрты моделирует вертикальную трехъярусную структуру Вселенной (так называемые верхний, средний и нижний мир). Верх ее – небесный купол, края окружности – горизонт.
Юрта – дом кочевника, его микромир, постоянный спутник в его столь непостоянной жизни. Она сопровождает души людей и в потустороннем мире.
В зависимости от социального статуса, генеалогической близости к «қара шаңырақ» происходит группирование юрт. По правой стороне жилища главы семьи (үлкен үй, шаңырақ), соотносимой у тюркских народов с югом, располагались юрты других членов рода. После окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался үлкен үй (буквально - большой дом), который нередко назывался, кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносился исследователями с небосвода.
Үлкен үй – «хранитель», «қара шанырақ» символизировал собой величие и благополучие рода. Поэтому, ориентированность үлкен үй на восточную сторону света имела всеобщую силу всех членов общины.
Восточная ориентация у тюрков, была семантически связана с культом Солнца как главного Небесного Светила, восход которого символизировал обновление Мира и оживление Всего Сущего в гармоничном «освоенном» пространстве.
Казахские юрты по своему назначению и убранству делятся на темные, серые и белые юрты – состоящие из 3, 4, 5, 6 - 24 секции (қанат) и орда из 30 секции. Делились на гостевую (қонақ үй), молодоженов (отау), юрты для ставки ханов, биев, султанов (орда). Во время больших торжеств возводились особые юрты для приготовления пищи и хранения в них продуктов – ас үй, пользовались юртами из темного войлока, их называли қараша үй – черный дом. Для удобства казахи могли увеличить, уменьшить, а то и объединить несколько юрт, сделать юрты из двух – трех «комнат». Размеры и убранство юрты в прошлом зависели от имущественного положения хозяев. У состоятельных и зажиточных степняков юрты были большие, покрытые в белый войлок. Назывались они ақ үй – белый дом.
Начиная с 90-х годов ХХвека, после того как Казахстан стал суверенным государством, появилась возможность вновь обратится к истокам национальной культуры, сохранить юрту как национальный символ в жизни казахов.
В Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике представлены несколько видов казахской юрты. Шести канатная юрта - средней величины (алты канатты киіз уй) находятся в здании музея-заповедника по улице М.Горького, 59, а также в экспозиции под открытым небом в этнопарке Жастар.
Большая юрта (орда) установлена на главной площади Левобережного этнографического комплекса. Это сооружение сделано из металлоконструкции, диаметр основания 16 метров, общая высота 6,5 метра. Внешнее покрытие состоит из белого влагонепроницаемого материала с характерным декорированием. Нижний край купольной части (дөдеге) украшает вышитый золотистый орнамент зооморфного мотива. По традиции в этой юрте, предназначенной для проведения официальных приемов, пресс-конференций, встреч почетных гостей города, проводятся также семинары, фестивали, передвижные выставки.
Шанырак объединяет не только семью, но и народ. Вот почему образ шанырака в Государственном гербе республики – это образ общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане.
При создании юрты человек уподоблял его не только «большому дому» - макрокосмосу, но и себе подобным. В связи с этим существует много терминов из области строения человека для обозначения частей юрты , о четырех основных элемента составляющие каркас переносного жилища: керегенің басы ( букв. «голова кереге»); керегенің көзі (глаза кереге); керегенің қулагы (уши и ноги кереге); уықкөз (глаза для уыка); балашык (детеныш-самые короткие стержни в решетках); мандайша ( лоб-верхняя часть косяка двери); үйдін сүйегі (кость-остов юрты); кіндік (пуповина-центр помещения юрты) и т.д.
Основной каркас юрты: кереге - решетчатая раздвижная основа, уык - купольные жерди, шанырак - круг на вершине купола, eciк - деревянная дверь со створками.
Казахская юрта вызывает широкий интерес у посетителей музея-заповедника. Неповторимая игра цвета, орнамента и дизайн интерьера в убранстве юрты формируют изделия декоративно-прикладного искусства. Характерный порядок традиционного расположения предметов, располагающиеся по кругу вдоль стены, на полу, на кереге и на купольных жердях определяют своеобразность, комфорт и уют переносного жилища.
Строение юрты выполнено мастерами Алматинской области в традиционном исполнении, на примере конструкции народных мастеров - из сортов древесины (тал) ивы, березы. Каркас юрты (үйдін сүйегі) сделан из степной ивы - тальника, чтобы он был легким и прочным. Купол - Шанырак - из березы. Войлочное покрытие из белой высококачественной овечьей шерсти осенней стрижки - кузем жун, которая хорошо поддается обработке; полотну, полученному из такой шерсти, свойственна плотность.
При сооружение юрты в ответственный момент участвовали мужчины, поднимали обод – шанырак - навершие юрты. Пользуясь специальным шестом с развилкой на конце (бақан), исполняющий также функцию вешалки (адалбақан), прикрепленный на купольные жерди юрты. Этот шест - означавший для казаха мощь и силу, связан с идеей плодородия, размножения, роста. Сфера практического применения бакана чрезвычайна обширна. Бакан использовался в свадебной и родильной обрядности: он маркирует место родов и опорную конструкцию для роженицы, им перегораживают невесте вход в юрту. Бакан фигурирует во многих свадебных выкупах казахов, символизировавших плату за переступание, перешагивание чего-либо. При этом явно прослеживается определенная сакрализация действий, связанных с баканом.
Шанырак шестиканатной юрты имеет в диаметре 135-140 см. Размеры купольных жердей уыков зависят от величины юрты, т.е чем больше в ней секции кереге юрты – канатов, тем длинее и масивнее уыки. Следовательно у каждой юрты количество купольных жердей (уыков) и размер шанырака зависит от площади жилища. В зависимости от количества решетчетых стенок кереге опредяли размер юрты - қанат(крыло).
Вся работа по сборке и разборке юрты возлагалось на женщин. Юрту обычно устанавливали 2-3 женщины и справлялись с этим делом в течение одного часа.
Все части каркаса юрты соединяются при помощи веревок, тканных ремней – танғыш, опоясываются широкой тканными полосами – керегебас, басқур, уық бау с несколькими рядами узлов и кистей из разноцветных шерстянных нитей. Закрепленные на купольных жердях и свисающие с них узорные ленты с кисточками ша-шак, бау создают дополнительную красочность интерьера юрты. Под куполом свисают различные тканые полосы, плетенные или тканные узорные тесьмы в случае сильного ветра, внутри юрты укрепляли ими – привязывая к вбитым землю копьям. Декоративные ленты: ақ басқур - ворсовые, с цветным узором на гладком белом фоне и баскур - безворсовые, ткались особым образом на станке для украшения парадных юрт. Баскур – керегебас - это широкая узорная тканая лента стягивает снаружи решетку вместе с креплениями и уыками, являясь, таким образом, конструктивно важным элементом в архитектуре юрты.
Вниманию вошедшего в юрту сразу же привлекают эти декоративные ленты и широкие узорные полосы, по основанию жердей образуя фриз по всему периметру, ковровыми дорожками прилегающие на войлочном фоне и создающие своим разнообразием орнамента и богатством цвета особый колорит в интерьере юрты.
В названиях узорных лент ; баскур, аякбау, уыкбау, белдеу - понятия голова, нога, туловище, плечи в каждом случае сочетаются с понятием бау - узорная лента. Во всем этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира.
Войлочное покрытие казахской юрты состоит из трех частей, трех видов полотен, различных по своим размерам и формам:
туырлық - покрытие основания,
үзік - покрытие купола,
түндік - покрытие шанырака.
Существуют вид покрытия юрт – «көтерме туырлықты», соединяющие туырлық - покрытие основания и үзік - покрытие купола, образуя цельное полотно.
Все они делались из чистой шерсти и края получаемых полотен обшивались плетеным шнурком (жиек). Түырлық, прямоугольные куски войлока, охватывают кереге и нижнюю часть купола. Два войлока трапециевидной формы - үзік - укрывают купол. Квадратная формы кошма - тундик накидывается на зенитное окно юрты. Юрту опоясывают арканом белдеу и узкой плетеной полосой белдеу бау к которой привязаны веревки покровных войлоков купола.
Войлочное покрытие украшалось узорной аппликацией, придававшей юрте особую нарядность. Полотно туырлық расшивали по основанию и боковинам, үзік - по основанию (дөдеге), а иногда в виде крупного узора на купольной части, түндік - по всей площади.
Шымши - узорная чиевая циновка (вид степного тростника) помещающаяся между решетчатой стенкой и покрытием, служит защитой от холодных зимних ветров. Вид казахского традиционного плетения – (ши орау) требует большого мастерства, вкуса и кропотливого труда. Имеет широкое применение в быту. Циновка ақ ши – используют для сушки продуктов творога, сыра (құрт, ірімшік) а также при приготовлении войлока и основания кошмы. Для их изготовления чий складывают, обматывая каждую тростинку шерстью, украшают цветным узором и крепят между собой. Такую циновку называют - шым ши, а циновку без шерсти – ақ ши.
Шым ши придает особое изящество юрте. В жару войлок с боков юрты убирают и оставляют шым ши - чиевые циновки, сквозь которые легко приникает свежий ветерок. Циновка украшает изнутри и войлочную дверь. Эту дверь в ясные дни сворачивают и крепят сверху. Удивительной сказкой кажется рождение циновок из чия. В экспозиции есть изделие называемое «Птица» выпоненное из чия устькаменогорским художником К.Акашевой. Стреловидные стебли чия, степного тростника, обернуты цветными шерстяными нитями, которые соединены в круг в виде птицы с пышным оперением, блестящие металические шарики нанизаны на изделии, создают замыславатую композицию.
Важная особенность интерьера юрты - все вещи находятся на виду, и каждая из них помимо своей утилитарной значимости одновременно служит предметом убранства жилища. Изделия украшены национальными орнаментами, истоки которого по данным археологических иследований уходят в глубокую древность. Для казахской орнаментики характерны три основные ее вида: зооморфный (животный), растительный, геометрическй, а также стилизованные изображения бытовых предметов, астральные знаки небесных светил и явления окружающей природы.
Казахская орнаментика развивалось в условиях кочевого скотоводческого хозяйства. Оно давало кочевнику пищу и одежду. Приумножения поголовья стада служили доказательством благополучия и потому это с такой любовью на различных предметах быта отражено стилизованными изображениями зооморфных мотивов. Ведущее место как наиболее распространенный узор занимает изображение бараньих рогов – қошқар мүйіз. Предметы быта, связанные с переносным жилищем, соответствовали условиям частого кочевания. Потому многие предметы изготовлены из войлока и войлочных чехлов. Для сохранности вещей при перевозке служили хранилище для посуды, белья, войлочные чемоданы, чехлы для сундуков. Все эти предметы (керме, түс қап, аяқ қап, қоржын), переметные сумки и вместилища подвещены в определенном месте за петли к решетке основания юрты, не занимает лищней площади и создают красочный эффект.
Убранство юрты - практично, красочна, комфортно.
Внутреннее помещения обозначено ячейками, каждая из которых согласно традициям имеет свое бытовое назначение. Пространство около двери называется босага (порог) - сакральная граница дома и внешнего мира. Сакральный центр - отау, очаг, дастархан. Символ семейного счастья, почитаемое казахами как святое место своего жилища. Напротив входа за очагом находится самое почетное место для гостей, заслуженных людей, старейшин семьи – төр. Олицетворение славы и богатства. Место складывания семейных принадлежностей - маркирует место, обладающее «наивысшей культурной ценностью». У казахов есть пословица – «Есіктен кipin, төрге озба», т.е., войдя в дверь, не стремись на почетное место, в том смысле, что «знай свое место». На почетное место настилают самые лучшие войлочные и тканые ковры, создающие красивый фон почетного места. Разновидности сундука – жагланы, сундуки, войлочные чемоданы, одеяла и подушки для гостей, ковры и другие бытовые предметы помещают на подставке - жукаяк. Жастық ағаш – деревянная подставка для подушки у изголовья. Застеленые по верх войлочных ковров красочные лоскутные шерстяные одеяла - қурақ көрпе, постельные принадлежности, создают уют и красочность внутреннего убранства.
Направо от входа - женская половина предназначалась для хозяйственных целей размещения различных предметов: пищевые припасы, посуду и другую утварь. На кереге развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд на деревянной подставке для кумыса - саба. Шкафчики - кебеже, асадалы - лари для хранения пищи, продуктов (чай, сахар, сладости). В доме у запасливой хозяйки, найдется всегда, что выставить на стол. Эта черта казахского гостеприимства - дань кочевой традиции. Даже лучшие вещи в доме хранятся в качестве подарка гостю, чтобы проводить его с честью. Нередко этот угол отделялся ширмой из чия.
Налево от порога - босага - мужская половина, символ мужского начала, здесь хранятся символы охоты, добычи, удачи: конская упряжь, боевые и охотничьи оружия. Зимой в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное. Направо от двери между почетным местом и порогом - место стариков и детей. От входа справа, ближе к почетному месту - место молодоженов, если они не отделились от родителей. В юрте деревянная кровать, украшенная резьбой и отгороженная занавесью – шымылдық придает особую красочность интерьеру. Если же в юрте проживает одна семья, то это место свободно, застелено войлочными или ткаными коврами и служит местом отдыха членов семьи в дневное время. Между кроватями и почетным местом располагаются шесты – вешалки - адалбақан с навешенными на них предметами одежды. На головки кереге по правую и левую сторонам от входа накинуты подвесные сумки - хранилища вещей, переметные сумы и т.д. На решетчатой стене, у кровати растягиваются ковры, инкрустированные из войлока, матерчатые, вышитые аппликацией. На основу изделия нашиваются накладные разноцветные фигуры из сукна, шелковой или хлопчатобумажной ткани.
Один из распространенных и любимых видов казахского декоративно-прикладного искусства - это вышивка тамбуром - бізкесте. Широко применяется и изготавливается и в наши дни, по бархату, тонкому сукну - войлочные зимние настенные ковры – тұс киіз, подушки – кестелі жастық, полотенце, скатерти, салфетки и др. Музейная коллекция содержит богатые тускиизы отделаный дорогими тканями и вставками, украшенной богатой вышивкой, по краю ковер обшит крученым шнуром. Особую изысканность, богатство придает тускиизу вышивка тамбуром, гладью, золотым шитьем. П-образная рама - характерный элемент тускииза.
Разновидности ковров педставленны в убранстве юрты, наряду с традиционными старинными коврами: текемет, сырмақ и алаша. Есть и войлочные постилочные, настенные, тканые ковры, отличающиеся современным изыском, особым колоритом и декоративностью.
У казахов самым дорогим является ковер - текемет. По ним судили о достатке хозяина юрты. В прошлом войлочный ковёр с вваленным расплывчатым узором голубого, золотисто-жёлтого, красного, а также натуральных цветов шерсти (белого и коричневого) был одним из главных предметов в приданом невесты.
Войлочный ковер - сырмак по своим размерам делится на 4 вида: самый большой ковер – көш сырмақ размером 3х5метра, второй вид – төсеніш сырмақ размером 3х3,5метра, третий вид – төр сырмақ размером 2х5метра, четвертый вид – төсек сырмақ размером 2х2,5метра. Казахские ковры по цветому решению также делятся на 4 вида, называемые: ақ сырмақ, қарала сырмақ, жиекті сырмақ, дебіске сырмақ. Қарала сырмақ – распостраненный вид ковра, сшивается из выкроенных узорных фигур объемного белого и черного войлока. Кромки между розетками и бордюрами сшиваются шнуровой линией, сплетенной из разноцветной шерсти и выглядят добротно. Самый известный вид сырмака называется: бітпес - неиссякаемый. Он символизировал собой идею бесконечности мира.
В жилище находятся металлические светильники, оригинальным является подвесной светильник – шырақ, подвешеный под сводами юрты. Выделанные шкуры различных зверей в юрте служили украшением интерьера.
Несмотря на кочевой уклад жизни у казахов бытовала деревянная мебель, мастера вырезали из цельного куска дерева простую по форме и немногочисленную в наборе посуду, чаще без декоративной резьбы, что очевидно связано с условиями кочевого быта. Мебель комфортабельная, практичная, удобная в условиях кочевой жизни; такая мебель нередко встречается в современном интерьере: асадал, кебеже, жүк аяқ – подставка для сундуков. Асадал - этажерка для хранения продуктов и посуды, на четырех ножках, между которыми посередине - полка, верхняя часть представляет собой ящик с крышкой для запирания на замок.
Кебеже - ларь для продуктов: передние части предметов инкрустированы пластинами из кости и металла. Накладными пластинами украшалась мутовка - nicneк для взбалтывания кобыльего молока и большие чаши – шара - тегене для кумыса. С резьбой по дереву сочетается инкрустация пластинами из кости, для этого служили кости, челюсти и ребра лошади или верблюда. Широко применяются рога архара, сайгака, быка, из них делали табакерки, чаши, черпаки, а также фигурные пластинки с рельефным узором для инкрустации мебели, посуды и музыкальных инструментов.
Левая сторона у входа в жилище - туалетная, здесь находились медный таз и кумган для умывания. Процесс омовения - обряд, характерный у мусульман. У жилища, находящейся на лоне природы, оставляли седло, основание юрты окидывали веревкой, сплетенной из конского волоса, на что не приближались насекомые и змеи. Не далеко от жилища находится место для приготовления пищи в летний сезон: подставки для котлов в виде круга қазан – ошақ, мосы - тренога с подвешенным чайником, ступа и др., предметы домашней утвари.
Юрта, приспособленная к кочевой жизни и очень эффективное средство в процессе кочевания, соответствует всем требованиям кочевого образа жизни: мобильна, легко разбирается и быстро устанавливается на новое место.
Подготовила старший научный сотрудник
отдела казахской этнографии музея-заповедника
Бекбердинова Гульнар Миғражқызы
< Prev | Next > |
---|