• Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
СМИ о нас Печатные издания о нас Ершова Н. Икона - это не картина, а окно... в иной мир. Газета «Рудный Алтай» №45, 19 апреля 2012 г.

Ершова Н. Икона - это не картина, а окно... в иной мир. Газета «Рудный Алтай» №45, 19 апреля 2012 г.

Чувство благоговения испытываешь, когда входишь в зал Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, где представлена уникальная экспозиция русских икон Христа Спасителя XVIII - начала XX веков под названием «Свет  Христов просвещает...».

Замечаю, что посетители не воспринимают иконы как предметы искусства. Для них они остаются святынями. Ведь икона - это не картина, а «окно» в божественный мир. Не принято пристально разглядывать ее, перед нею, потупив взор, следует лишь возносить молитву святому.

Наверное, поэтому сотрудников музея часто спрашива­ют: почему    иконы хранятся - здесь, а не в  церкви? -      Дело в том, что боль­шую часть икон нашего фон­да    составляют    пострадавшие,    ранее поврежденные,
-  поясняет старший научный сотрудник    отдела     редких книг и иконописи областного музея-заповедника Петр Сушко. - Все эти иконы   прошли реставрацию и теперь должны храниться в особом мик­роклимате.  В церквах таких условий для них нет.

На выставке представле­ны 28 русских православных икон с образами Иисуса Хри­ста, апостолов и святителей. Это всего лишь десятая часть собрания музея, включающая в общей сложности около трехсот икон, собранных во время этнографических экспедиций. На выставке представле­ны 28 русских православных икон с образами Иисуса Хри­ста, апостолов и святителей. Это всего лишь десятая часть собрания музея, включающая в общей сложности около трехсот икон, собранных во время этнографических экс­педиций.

- Многие из них были спасены чудом, - рассказывает мой собеседник. - Во вре­мена становления советской власти, хранение икон рас­ценивалось как преступле­ние. Поэтому люди, которым удалось их сберечь, а позже передать на хранение в му­зей, можно сказать, совер­шили героический поступок. Порой образа находились в весьма неожиданных местах, даже на свалках. Например, именно там был обнаружен в разбитом деревянном киоте образ Святителя Иннокентия Иркутского (конец XIX - на­чало XX века). Около 25 лет мы не могли установить, об­раз какого святого изобра­жен на иконе, и только после длительного изучения мате­риалов, проведенной кропот­ливой исследовательской ра­боты, это стало известно.

Главным экспонатом выс­тавки, по словам Петра Сушко, является килевидная арка с изображением библейской сцены воскрешения Иисуса Христа. Она из иконостаса разрушенного молельного дома села Александровки, Глубоковского района, напи­сана каноническим письмом. Для него характерны изо­бражения легких фигур, как бы бестелесных, подчерки­вая в образах только духов­ность. Главный цвет в роспи­сях - золотой: в иконописи принято считать его цветом Божественного мира. Золо­то и охра в сочетании делают образ теплым, а изображения - излучающими свет.

-   Я давно обращаю внимание на то, что эпохи и создатели были разные, а образ Христа и святых на всех иконах единый. -       Это   объясняется просто, - отвечает мне Петр Сушко.  -  В  ико­нописи  есть  свой   по­ рядок,  свои  законы   и пропорции.   Соборами вселенскими   оговорены сюжеты и написаны на специальной тонкой бумаге прориси (рисунки композиции самых красивых икон, которые бытовали на Руси и в Греции). Иконописец брал эти прориси и после 40-дневного поста приступал к написанию иконы.

Мало кто знает, что ком­позицию иконы выполняла целая бригада. Каждый мас­тер отвечал за вверенный ему этап этой коллективной ра­боты. Сначала делали доску, затем ее покрывали левкасом (грунтовкой), затем, как пра­вило, главный иконописец приступал к нанесению по прориси рисунка компози­ции. Другой - прописывал одежды. Завершалась работа самым ответственным этапом.


По библейским сюжетам

 

Иконы отличаются по типу письма. Среди них есть стро­го отвечающие требованиям древнего православного кано­на (канонические), а есть также фряжские, они близки к живо­писи, есть так называемые кре­стьянские и примитивные.

Иконы Христа занимают главное место, как в православ­ном храме, так и в доме верую­щего человека. Ранние христи­ане изображали Христа в виде агнца. Но вообще самый древ­ний образ Иисуса - рыбы или добрый пастырь, несущий на плечах овцу.  Правда,  позднее

эти символические изображения били запрещены. Однако элементы такой древ­ней иконографии мы можем увидеть в старообрядческих иконах «Новозавет­ная Троица» и «Спас Великий Архиерей».

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке. В настоящее время в православ­ной вере существуют следую­щие типы изображения Спа­сителя:    Спас    нерукотворный

(самый древний образ Иисуса Христа), Господь Вседержитель (Пантократор), Спас Архиерей, Иисус Христос, каким он был в своем житии среди людей и со­вершал служение (в том числе в виде младенца или отрока - Эманнуила), в виде Архангела Михаила или одной из ангелов

Пресвятой ветхозаветной Троицы. Каждый предмет, каждая деталь, изображен­ная на иконе, имеет опреде­ленный смысл и что-то сим­волизирует.

- В нашей коллекции имеется образ Святого Петра, ученика Христа, ключника от Врат рая. Он и изображен со связкой ключей. В руках держит свиток с текстом из Нового За­вета. Босые ноги Петра - сим­вол смирения. Темный хитон и   светлый   гиматий   (простая одежда) - символы скромно­сти и аскетизм.

Разглядывая эту икону заме­чаю, что материалы и краски для написания лика особые.

- В те времена были популяр­ны краски с добавлением золо­та, большую их часть привозили с дальних земель, - поясняет Петр Сушко. - Особой и самой дорогой считалась чистая голу­бая краска (ультрамарин). По­этому современные подделки легко определить химическим анализом состава красок.

Икона попросилась в храм

Для полного представления о духовном образе и божествен­ном учении Иисуса Христа на выставке представлены иконы Пресвятой Богородицы.

Именно эти образы нередко ста­новились защитницами древних горо­дов, на которых нападали завоеватели. И они имеют статус  чудотворных.

Среди икон, представленных на выставке, есть такие чудотворные об­разы, как Казанская Божья Матерь, Бо­жья Матерь Федоровская, Богородица Иверская.

О иконе Богородицы Иверской я услышала невероятную историю.

Во времена иконоборчества, когда в домах и храмах уничтожали святые иконы, некая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный об­раз Богоматери. Когда вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем. Из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду, и образ двинулся по волнам... Позже икону нашел старый грузин, монах Иверской обители (в гре­ческом Афоне). Долгое время изображение Пресвятой Богородицы хранилось в Иверском монастыре. Свидетельства чудес, приписы­ваемых этой иконе, записаны в летописях Иверской обители, сохра­нились и в других святогорских монастырях. К чудесам от иконы от­носится, например, факт: находясь при вратах монастырских, она не допускает, чтобы в обитель вошел человек, имеющий на душе какой-либо нераскаянный грех. Этой иконе было суждено стать покрови­тельницей Москвы.

- А есть ли такие иконы-покровительницы у наших мест? - заинтересовалась автор этих строк, вдохновленная предыдущим рассказом.

-   Да, это Абалацкая икона Божией Матери (Знамение), -получен ответ. - Она служила предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в соседних губерниях. Икона

считается защитницей нашего региона. С иконы Божией Матери делали многочисленные списки (копии). Наиболее известен Семипалатинский список, который находился в Знаменском соборе вплоть до его взрыва в 1919 году. Где сейчас этот образ - неизвестно. В нашем музее, к сожалению, в списках нет такой иконы. В настоящее время Абалацкий чудотворный образ находится в пригороде Сиднея в православном храме городка Кабраммат. -                А случались ли чудеса, связанные с иконами, в вашем музее? -        Акт чудотворения - это церковное явление. У нас иконы сохраняются в хранилище. Был, правда, случай, когда одна из наших сотрудниц «увидела», что Святитель Николай просится в церковь. С разрешения Министерства культуры, директором музея-заповедника Николаем Зайцевым было принято решение передать в дар икону Святителя Николая Мирликийского XIX века Троицкому монастырю.

Наталия Ершова

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы