Русская мелкая пластика из меди
Иконы (Иисус Христос)
1. КП 2-12985/Им-40
Воскресение Христово
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
10,6х9,6х0,4
XIX век
Прямоугольная, без ушка, литье среднерельефное. Эмаль голубого, черного, желтого, белого и синего цветов.
Композиционно средник делится на два регистра. В нижнем регистре – Воскресение Христово в виде Сошествия в ад. В центре в овальной мандорле с лучами Иисус Христос, обращенный вправо и благословляющий святых, царей, поднимающихся вверх, из ада. Правой рукой Христос приподнимает коленопреклоненного Адама. У ног его Ева, упавшая ниц. За Адамом и Евой – святые праотцы и праматери. В верхнем регистре в центре в овальной мандорле с лучами Спаситель, исходящий из гробницы. Слева – ангел – вестник воскресения, Мария Магдалина, изображение храма. В верхнем левом углу средника – изображение св. Петра. Справа – полуфигуры трех святых: Илии, Еноха, раскаявшегося разбойника; шестикрылого херувима. Между верхним и нижним регистрами слева – сцена избиения беса. Вокруг средника рамка с жемчужной обнизью. Поля узкие, декорированы стилизованным растительным орнаментом в виде завитков. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Врезана в прямоугольный деревянный киот с росписью в виде завитков черного цвета. К верхнему и нижнему краям прибиты при помощи четырех гвоздей реечки. Края кирпично-коричневого цвета.
Передана Серовым Владимиром Михайловичем, жителем г. Лениногорска (ныне г. Риддер), 1948 г. рождения.
Приобретена им в с. Поперечное у родственников.
Акт № 83, 1983 г.
2. КП 2-18516/Им-70
Воскресение Христово
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
11,0х10,0х0,5
XIX век
Прямоугольная, без ушка, литье среднерельефное. Эмаль синего цвета.
Композиционно средник делится на два регистра. В нижнем регистре - Воскресение в виде Сошествия в ад. В центре в овальной мандорле с лучами Иисус Христос, обращенный вправо и благословляющий святых, царей, поднимающихся вверх, из ада. Правой рукой Христос приподнимает коленопреклоненного Адама. У ног его Ева, упавшая ниц. За Адамом и Евой – святые праотцы и праматери. В верхнем регистре в центре в овальной мандорле с лучами Спаситель, исходящий из гробницы. Слева – ангел - вестник воскресения, Мария Магдалина, изображение храма. В верхнем левом углу средника – изображение св. Петра. Справа – полуфигуры трех святых: Илии, Еноха, раскаявшегося разбойника; шестикрылого херувима. Между верхним и нижним регистрами слева – сцена избиения беса. Вокруг средника рамка с жемчужной обнизью. Поля узкие, декорированы стилизованным растительным орнаментом в виде завитков. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Передана Прохоровым Александром Петровичем, жителем г. Усть-Каменогорска.
Акт № 191, 1988 г.
3. КП 19-20864/Им-90
Воскресение Христово
Медный сплав, литьё
11,1х9,7х0,4
XIX век
Прямоугольная (10,6 х 9,7), с глухим ушком без отверстия, литье среднерельефное.
Композиционно средник делится на два регистра. В нижнем регистре - Воскресение в виде Сошествия в ад. В центре в овальной мандорле с лучами Иисус Христос, обращенный вправо и благословляющий святых, царей, поднимающихся вверх, из ада. Правой рукой Христос приподнимает коленопреклоненного Адама. У ног его Ева, упавшая ниц. За Адамом и Евой – святые праотцы и праматери. В верхнем регистре в центре в овальной мандорле с лучами Спаситель, исходящий из гробницы. Слева – ангел – вестник воскресения, Мария Магдалина, изображение храма. В верхнем левом углу средника – изображение св. Петра. Справа – полуфигуры трех святых: Илии, Еноха, раскаявшегося разбойника, шестикрылого херувима. Между верхним и нижним регистрами слева – сцена избиения беса. Вокруг средника рамка с жемчужной обнизью. Поля узкие, декорированы стилизованным растительным орнаментом в виде завитков. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Передана Вторушиной Анной Георгиевной, жительницей пос. Глубокое Глубоковского района.
Принадлежала её бабушке, Литвиновой Аксинье Ивановне, примерно 70-х годов XIX века рождения
Акт № 110, 1992 г.
4. КП 7-16156/Им-53
Воскресение Христово в виде Сошествия во ад
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
6,0х5,2х 0,3
XIX век
Прямоугольная (5,7 х 5,2), с глухим ушком без отверстия, литье низкорельефное.
В центре в овальной мандорле ростовое изображение Иисуса Христа, повернувшегося влево и поднимающего коленопреклоненного Адама. За Адамом сонм святых (праотцы) – три фигуры крупным планом, дальше - края нимбов. Справа - коленопреклоненная Ева, за ней святые жены, цари – три фигуры крупным планом, дальше – края нимбов. Спаситель в левой руке держит свиток. На фоне орнамент – имитация горок. Средник украшен выемчатой эмалью темно-синего и голубого цветов. Поля узкие, гладкие, без орнамента. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Передан Барановой Раисой Аникеевной, жительницей г. Усть-Каменогорска.
Акт № 78, 1985 г.
5. КП 10-18305/Им-67
Воскресение Христово в виде Сошествия во ад
Медный сплав, литьё
6,1х4,4х 0,2
XIX век
Прямоугольная (4,9 х 4,4), нагрудная, с оглавием в виде бочонка с еле заметным изображением Спаса нерукотворного и сквозным отверстием. Литье высокорельефное.
В центре на створках врат ада ростовое изображение Иисуса Христа, повернувшегося влево и поднимающего коленопреклоненного Адама. Над Адамом изображения двух святых. Справа – ростовое изображение Евы и двух святых. Вверху по сторонам нимба выпуклая надпись: «ИС ХС». Вокруг средника рамка с орнаментом в виде кружочков, заполнивших ее по всему периметру. Оборотная сторона гладкая, с заплывами.
Передана Сабировым Игорем Мунировичем, жителем г. Усть-Каменогорска.
Акт № 101, 1988 г.
Иконография XVI века, Север России
6. ГИК 16-5153/Им-20
Господь Вседержитель
Медный сплав, литьё
12,7х8,5х 0,6
XIX век
Прямоугольная (10,9 х 8,5), нагрудная, с бочкообразным оглавием с изображением Спаса нерукотворного и со сквозным отверстием. Очень выпуклое, высокое литье.
На иконе поясное изображение Спасителя в крестчатом нимбе. Правой рукой Христос благословляет (двуперстие), в левой - держит закрытую книгу. На крышке книги восьмиконечный крест. По сторонам нимба выпуклая надпись: «IC ХС». На полях надпись с текстом из тропаря Преображения (тропарь - короткая церковная песнь в честь праздника или святого). По краю рельефное оформление. Оборот – волнистое невыглаженное литье. Вверху надпись: «¹ ЗРВ ЛЬТА» (7102 лета – 1594 г.). На торцах следы от чистки напильником.
Памятник московского круга.
Передана в дар Петровой Анастасией Сергеевной, 1918 года рождения, уроженкой с. Орловки, православной веры.
Принадлежала ее отцу, Семенову Сергею Ивановичу, православной веры, 1889 г.рождения, уроженцу с. Орловки, дьяку.
Акт № 1107, 1979 г.
Обычай надписи на иконах восходит к середине XV века. В старину формы для литья не датировались. Очевидно, икона поддельная, рассчитанная на хороший сбыт в Москве или Нижегородской ярмарке в среде старообрядцев.
7. ГИК 5 -1166/Им-2
Деисус
Медный сплав, литьё
5,9х4,0х0,1
XVIII век
Прямоугольная (4,4 х 4,0), нагрудная, с квадратным навершием с изображением Спаса нерукотворного. Литье среднерельефное.
В центре иконки на престоле с высокими круглой спинкой и фигурными ножками изображен Спаситель. Правой рукой Христос благословляет (двуперстие), в левой держит открытую книгу. Ноги покоятся на невысоком прямоугольном подножии. Иисусу Христу предстоят: Богоматерь (слева) и Иоанн Креститель (справа) с развернутыми свитками. Над изображениями надписи, выгравированные вглубь. На обороте оглавия ушко со сквозным отверстием, по всему полю следы от чистки напильником.
Передана в дар Зайцевой Натальей Яковлевной, жительницей с. Бутаково, 1917 года рождения. Это подарок ее подруги, Семёновой Евдокии Назаровны, 1920 года рождения, жительницы с. Бутаково.
Акт № 2, 1978 г.
8. КП 9 - 18060/Им-65
Деисус
Медный сплав, литьё
8,2х7,0х 0,2
Начало XIX века
Прямоугольная (6,8 х 7,0), с оглавием в виде бочонка с изображением Спаса нерукотворного и с сквозным отверстием. Литье высокорельефное.
В центре иконы на престоле с высокой спинкой и фигурными ножками изображен Иисус Христос. Правой рукой Спаситель благословляет (двуперстие), левая - прикрыта гиматием. Христу предстоят Богоматерь (слева) и Иоанн Предтеча (справа). Иоанн Креститель в длинном одеянии. Предстоящие обращены к Христу, руки их в молитвенном сложении. Над святыми рельефная плавно изогнутая рамка с килевидным оглавием. Оборот – невыглаженное литье с «наплывами».
Передана Тарасовым Русланом Владимировичем, жителем г. Усть-Каменогорска.
Акт № 29, 1988 г.
9. ГИК 15 -4704/Им-15
Образ нерукотворный
Медный сплав, литьё
6,3х5,4х0,5
XIX век
Прямоугольная (5,7 х 5,4), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.
На иконке оглавное изображение Спаса на убрусе (платке), верхние концы которого завязаны узлом. Нимб крестчатый. Вверху надпись: «IС ХС», по нижнему краю: «ОБРАЗЬ НЕРУКО». Поля гладкие, узкие. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Передана в дар Филипповой Еленой Михайловной, 1939 года рождения, уроженкой и жительницей с. Верх-Уба Шемонаихинского района.
Принадлежала ее бабушке, Филипповой Матрёне Ивановне, 1889 года рождения, уроженке с. Верх-Уба, православной веры.
Акт № 914, 1979 г.
10. КП 32 -25061/Им-95
Распятие с предстоящими
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
6,0х5,1х0,4
XIX-начало ХХ в.
Прямоугольная, с глухим ушком без отверстия. Эмаль синего, белого и темно-синего цветов. Литье среднерельефное.
В центре на фоне гладкого восьмиконечного креста изображение распятого Иисуса Христа. Над распятым Спасителем в верхнем конце креста – Образ нерукотворный, по сторонам – летящие ангелы с платами. Христу предстоят: Марфа и Богоматерь (слева), Иоанн Богослов и Лонгин – сотник (справа). Над нижней перекладиной – изображение г. Иерусалима, внизу – Голгофа с черепом Адама. Надписи: «IС», «ХС»; «АГГЛИ ГДНИ», «IС ХС СНЪ БЖIИ», «МАРФА», «С IОАННЪ», «С ЛОГНЪ»; по нижнему полю слева: «СИБ». На обороте следы от чистки напильником.
Поморское литье
Передана в дар Шульгой Михаилом Федоровичем, жителем г. Усть-Каменогорска. Ему подарил заключенный колонии МВД РК в 1991 г., где работал сдатчик. Фамилию заключенного он не помнит.
Акт № 239, 2003 г.
11. КП 2 - 13008/Им-42
Спас – Благое молчание с изображениями святых в медальонах на полях
Медный сплав, литьё
14,2х12,2х 0,4
XVIII-XIX в.в.
Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное.
На иконе поясное изображение Спасителя с восьмиконечной звездой вокруг головы в нимбе. За спиной крылья, руки крестообразно сложены на груди. Края рукавов, ворота и переда долматика украшены рельефным растительным и геометрическим орнаментом. Фон – гладкий. Вверху выпуклые надписи, две рельефные небольшие «звездочки» и два небольших кружочка. Вокруг средника рамка с жемчужной обнизью. На полях медальоны с изображениями Деисуса и 15 святых. Вверху – Деисус, по краям слева направо изображения святых: архангелов Михаила и Гавриила; Петра и Павла; Василия Великого и Григория Богослова; Иоанна Златоуста и Николы; Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; Зосима и Савватия; Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; ангела – хранителя (внизу в центре). Вокруг средника между медальонами растительный рельефный орнамент в виде цветов и листьев. На обороте и торцах следы от обработки напильником.
Поморское литье.
Передана Паниной Анастасией Кирилловной, жительницей с. Березовка.
Акт № 93, 1983 г.
12. ГИК 15 - 4646/Им- 13
Спас на престоле с предстоящими и припадающими («Седмица»)
Медный сплав, литьё, золочение, выемчатая эмаль
12,7х10,2х0,3
XIX век
Прямоугольная, литье высокорельефное. Эмаль синего, темно-синего, желтого, зеленого, черного и белого цветов.
В центре иконы на широком престоле с высокой спинкой с фигурными краями (орнамент – ромбы с точечными углублениями в центре) восседает Иисус Христос. Правой рукой благословляет, левой придерживает открытую книгу с текстом. Ноги покоятся на круглом подножии. Нимб крестчатый. Спасителю предстоят Богоматерь и Иоанн Креститель с развернутыми свитками. За спинкой престола – склоненные погрудные изображения архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа). Выше слева и справа фигуры 4-х святых апостолов (по два с каждой стороны): Андрея и Петра; Павла и Иоанна Богослова. К ногам Христа припадают четверо святых: два из них коленопреклоненные (Варлаам (?) – слева; Сергий – справа), их взоры обращены к Христу; св. Зосима и Савватий пали ниц. Фон иконы разбит металлическими зигзагообразными перегородками, заполненными синей, темно-синей, желтой, зеленой, черной и белой эмалью и пятью рельефными восьмиконечными «звездочками». Средник отделен от полей рамкой с жемчужной обнизью. Поля украшены стилизованным растительным орнаментом в виде завитков и цветной эмалью. Оборот отшлифован, видны следы от чистки напильником.
Передана в дар Акентьевой Антонидой Никифоровной, 1914 года рождения, уроженкой с. Быструха Глубоковского района, жительницей с. Верх-Уба Шемонаихинского района, австрийской веры.
Акт № 884, 1979 г.
13. ГИК 27 - 10503/Им- 34
Спас на престоле с предстоящими и припадающими («Седмица»)
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль.
12,9х10,6х 0,4
XIX век
Прямоугольная, литье высокорельефное. Эмаль синего, темно-синего (почти черного), зеленого и белого цветов.
В центре иконы на широком престоле с высокой спинкой с фигурными краями восседает Иисус Христос. Спинка престола декорирована рельефным стилизованным орнаментом в виде четырехлепестковых цветов (углубления – ромбы). Спаситель правой рукой благословляет, левой придерживает открытую книгу с текстом. Ноги покоятся на круглом четырехступенчатом подножии. Нимб крестчатый. Спасу предстоят богоматерь и Иоанн Креститель с развернутыми свитками. За спинкой престола – склоненные погрудные изображения архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа). Выше слева и справа фигуры 4-х святых апостолов (по два с каждой стороны): Андрея и Петра; Павла и Иоанна Богослова. К ногам Христа припадают четверо святых: два из них коленопреклоненные (Варлаам (?) – слева; Сергий – справа), их взоры обращены к Христу; св.Зосима и Савватий пали ниц. Фон иконы разбит металлическими перегородками, заполненными темно-синей (почти черной), голубой, зеленой, белой эмалью и пятью рельефными восьмиконечными «звездочками». Поля украшены стилизованным растительным орнаментом в виде завитков и листьев и эмалью голубого цвета. Оборот отшлифован, видны следы отчистки напильником.
Передана Радионовой Пелагеей Савельевной, 1914 года рождения, уроженкой с. Большая речка Шемонаихинского района, жительницей с. Верх-Уба Шемонаихинского района.
Принадлежала ее матери, Радионовой Евдокии Агафоновне (1897-1961 г.г.), уроженке с. Большая речка, православной веры.
Акт № 459, 1981 г.
14. КПо 11 - 19723/Им- 78
Спас на престоле с предстоящими и припадающими
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
6,3х5,3х 0,3
XIX век
Прямоугольная (5,7 х 5,3), с глухим ушком без отверстия. Эмаль синего цвета.
В центре иконы на широком престоле с высокой спинкой с фигурными краями (орнамент – ромбы с точечными углублениями в центре) восседает Иисус Христос. Правой рукой благословляет, левой придерживает открытую книгу. Нимб крестчатый. Спасителю предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. За спинкой престола склоненные фигуры архангелов Михаила и Гавриила, святых Петра и Павла. К ногам припадают св. Зосима и Савватий. Подножие украшено орнаментом в виде кружочков. Поля узкие, гладкие, без орнаментов.
Передана Стеблецовым Юрием Петровичем, 1946 года рождения, уроженцем и жителем г. Усть-Каменогорска.
Акт № 185, 1990 г.
Является составной частью киота с распятием и иконами.
15. КП 10 - 18082/Им-66
Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским
Медный сплав, литьё
11,1х9,1х 0,3
XIX век
Прямоугольная, без ушка. Литье высокорельефное.
В центре иконы ростовое изображение Иисуса Христа в хитоне, клаве и гиматии. Правая рука Спаса опущена вниз, в левой, согнутой в локтях, держит открытую книгу с текстом. Нимб крестчатый. По сторонам Христа в центре летящие ангелы с орудиями пыток: восьмиконечным крестом (левый ангел) и копьём и тростью (правый ангел). Внизу к Христу припадают святые Сергий (слева) и Варлаам (справа). По всему полю разбросаны рельефные стилизованные изображения цветов, небольших кружочков. Поля узкие без орнамента. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Передана Лукьяновым Анатолием Федоровичем, жителем г. Усть-Каменогорска. Икона обнаружена при рытье погреба по ул. Тохтарова, 76.
Акт № 38, 1988 г.
По мнению В.И. Антоновой и Н.А. Маясовой, композиция с припадающими к ногам Спаса святыми получила наименование «Спас Смоленский» в XVI веке, при Василии III, в период его Смоленских походов 1513 – 1514 гг. Иконографический тип, представленный на иконе основан на эпизодах повести «О нашествии Махмет Гирея на Москву в 1521 году, которая была составлена в кругу митрополита Макария между 1547 и 1563 годами. В повести есть эпизод, рассказывающий о видении слепой инокине «световидного собора» святителей, покидающих Кремль (Москву) вместе с чудотворным образом богоматери Владимирской, которых московские заступники Сергий и Варлаам умоляют не уходить из города – «любезно припадаху к ногам великих онех святителей и моляху их со слезами» ходатайствовать перед Богом о прощении людей, забывших заповеди и страх божий и наказанных за это нашествием варваров. На иконе изображены Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, умолившие Бога (через посредничество святителей) и потому припадающих непосредственно к ногам Спаса, а не святителей (последние на иконе не показаны вообще).
16. КП 7 - 16165/Им- 55
Святая Троица
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
11,4х9,4х 0,3
XVIII-XIX в.в.
Прямоугольная (11,0 х 9,4), с глухим ушком без отверстия. Литьё среднерельефное. Эмаль синего, темно-синего, зеленого, голубого, желтого, белого цветов.
На седалищах за престолом с двумя фигурными ножками и тремя чашами сидят три ангела с рипидами в левых руках. Их головы слегка наклонены. Два крайних ангела правыми руками благословляют чаши, их ноги покоятся на прямоугольных подножиях. За ангелами в центре иконы – дуб Мамврийский, небольшая рельефная восьмиконечная звезда; справа – горки, слева – палаты Авраама. Фон украшен выемчатой эмалью темно-синего, белого, зеленого, голубого и желтого цветов. Вокруг средника рамка со стилизованным растительным орнаментом в виде завитков (орнамент гравированный). Рамка украшена эмалью синего цвета. Нимбы гладкие. На обороте и торцах следы от чистки напильником.
Передана Маженовой Верой Семеновной, жительницей г. Усть-Каменогорска.
Принадлежала ее матери, Гилевой Прасковье Семеновне, 1903 года рождения, уроженке г. Усть-Каменогорска. Ей, в свою очередь, осталась от матери, Пензиной Нинилы, православной веры, умершей в 1933 г. в возрасте 75 лет.
Акт № 84, 1985 г.
17. КП 9 - 17268/Им- 60
Святая Троица
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
6,0х5,1х0,4
XVIII-XIX в.в.
Прямоугольная (5,6 х 5,1), с глухим ушком без отверстия. Литьё среднерельефное.
За престолом с тремя чашами восседают три ангела. Их головы слегка наклонены. Крайние ангелы правыми руками благословляют чаши, ноги их покоятся на прямоугольных подножиях. За ангелами в центре дуб Мамврийский; справа – горки; слева – палаты Авраама. Фон средника декорирован эмалью темно-синего цвета и тремя пятнами белого (углы верхние средника и низ престола). Поля гладкие, узкие, без орнамента. На обороте нечеткий орнамент: в центре средника ромб с заостренными углами, по краям которого стилизованный растительный орнамент в виде завитков. Центр ромба и рамка по краям заполнены узором в виде насечки. На торцах следы от чистки напильником.
Передана Елисеевой Галиной Васильевной, принадлежала ее тете, Елисеевой Анне Михайловне, 1875 г.рождения, уроженке г. Катав-Ивановск, православной веры. Елисеевы, по словам сдатчицы, были известные на Урале купцы.
Акт № 39, 1986 г.
18. КП 15 - 19720/Им- 75
Святая Троица
Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль
6,1х5,5х0,5
XIX век
Прямоугольная (5,5 х 5,5), с глухим ушком без отверстия. Литьё среднерельефное. Эмаль голубого цвета.
За престолом с тремя чашами восседают три ангела. Их головы слегка наклонены. Крайние ангелы правыми руками благословляют чаши, ноги их покоятся на прямоугольных подножиях. За ангелами в центре дуб Мамврийский; справа – горки; слева – палаты Авраама. Фон средника декорирован эмалью голубого цвета. Поля гладкие, узкие, без орнамента.
Передана Стеблецовым Юрием Петровичем, 1946 г.рождения, уроженцем и жителем г. Усть-Каменогорска.
Акт № 185, 1990 г.
Является составной частью киота с распятием и иконами.