Восточно-Казахстанский областной
архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный
музей-заповедник

КАТАЛОГИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА


Русская мелкая пластика из меди

Иконы (Святые)

Святой мученик Антипий

51. ГИК 24 - 8670/Им - 30

Святой мученик Антипий

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

10,2 х 9,5 х 0,2

ХIХ в.

Прямоугольная (9,9 х 9,5), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль темно-синего и белого цветов (три белых пятна по сторонам нимба и внизу на полях).

На иконе поясное изображение св. Антипия в архиерейском облачении (фелони, украшенной гравированным растительным орнаментом; омофоре). Правой рукой святой благословляет (двуперстие), в левой руке держит закрытую книгу. Нимб гладкий. Вверху над святым - Деисус (изображения Спасителя, богоматери и Иоанна Предтечи в медальонах). Фон и поля декорированы растительным орнаментом: фон – в виде стеблей, листьев, цветов; поля – стилизованным растительным орнаментом. По сторонам нимба надпись с именем святого и буквы «З» и «Ц» - зубной целитель. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Акентьевым Николаем Семеновичем, 1900 г.рождения, уроженцем и жителем с. Быструхи Глубоковского района.

Икону он купил в церкви с. Быструхи.

Акт № 309, 1980 г.


Святой мученик Антипий

52. КП 19 - 20832/Им- 88

Святой мученик Антипий

Медный сплав, литьё

5,6 х 4,9 х 0,4

ХХ в.

Прямоугольная (5,2 х 4,9). Литье среднерельефное.

На иконке прямоличное, несколько ниже пояса изображение св. Антипия. Святой правой рукой благословляет (двуперстие), в левой руке держит закрытую книгу. На фоне - 9 небольших рельефных прямоугольника с изображениями крестов. Вокруг средника рамка с орнаментом в виде концентрических кругов (по 5 по верхнему и нижнему краям и по 7 – по боковым краям) и листьев (4 штуки по углам). Поля гладкие, узкие, без орнаментов. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Лютовой Светланой Владимировной, жительницей г. Усть-Каменогорска.

Принадлежала Панкратовой Анне, прабабушке сдатчицы. Родилась она в 80-ые годы XIX века, была православной веры, проживала в Большенарымском районе.

Акт № 91, 1992 г.


Чудо Георгия о змие

53. КП 18 - 20776/Им- 84

Чудо Георгия о змие

Медный сплав, литьё

9,3 х 7,9 х 0,6

ХIХ в.

Прямоугольная (8,5 х 7,9), с глухим ушком без отверстия. Литье высокорельефное.

На иконе изображен св. Георгий на коне в воинских доспехах и развивающемся плаще. Копьем в правой руке поражает в пасть крылатого змия. Левой рукой держит удила. Справа архитектурные сооружения, царевна, держащая на поводу дракона. На фоне средника четыре небольших рельефных кружочка с углублениями в центре (слева) и две «звездочки» (вверху справа). Средник отделен от полей рамкой с орнаментом в виде жемчужной обнизи. На полях рельефный растительный орнамент в виде ветвей и листьев (внизу в центре четырехлепестковый цветок). Вверху в центре изображение Иисуса Христа чуть ниже пояса с разведенными руками и в облаках. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Медведковой Надеждой Алексеевной, жительницей г.Усть-Каменогорска. Принадлежала ее свекрови, Попкович Таисии Ивановне, примерно 1913 г.р. проживающей в Курской области в городе Щегры. В свою очередь икона досталась ей от ее матери.

Акт № 57, 1992 г.


Чудо Георгия о змие

54. КП 19 - 20833/Им- 89

Чудо Георгия о змие

Медный сплав, литьё

6,0 х 4,9 х 0,4

ХIХ в.

Прямоугольная (5,6 х 4,9), с глухим ушком без отверстия. Литье высокорельефное.

На иконе изображен св. Георгий на коне в воинских доспехах и развивающемся плаще. Копьем в правой руке поражает в пасть крылатого дракона. Левой рукой держит удила. Задние конечности коня обвиты хвостом дракона. Конь и всадник изображены в бурном порыве. В правом верхнем углу средника десница Спасителя с двуперстием. Ниже - небольшие рельефные кружочек и квадрат. Рамка вокруг средника узкая, гладкая, без следов орнамента. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана в дар Семиным Евгением Федоровичем, жителем пос. Ново-Ахмирово.

Принадлежала его бабушке, Шмотковой Зинаиде Владимировне, 1904 года рождения, уроженке Северо-Казахстанской области, православной веры. Жила в с. Афонькино.

Акт № 92, 1992 г.


Чудо Георгия о змие

55. ГИК 14 - 4348/Им- 8

Чудо Георгия о змие

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

6,2 х 4,9 х 0,4

ХIХ в.

Прямоугольная (5,8 х 4,9), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль зеленого, желтого, белого и синего цветов.

На иконе изображен св. Георгий на коне в воинских доспехах и развивающемся плаще. Копьем в правой руке поражает в пасть крылатого дракона. Левой рукой держит удила. Задние конечности коня обвиты хвостом дракона. Конь и всадник изображены в бурном порыве. В правом верхнем углу средника десница Спасителя с двуперстием. Ниже – рельефные «звездочка» и кружочек. Средник украшен выемчатой эмалью зеленого, желтого, синего и белого цветов. Рамка вокруг средника узкая, гладкая, без следов орнамента. По верхнему полю надпись: «СТЫИ ВЕЛIКОМ ГЕОРГII». На обороте следы от чистки напильником.

Передана Полтораниным П.Ф., жителем с. Бутаково Глубоковского района.

Принадлежала его дальнему родственнику, Серову Николаю, жителю с. Сакмариха.

Акт № 799, 1978 г.


Чудо Георгия о змие

56. КП 7 - 16157/Им- 54

Чудо Георгия о змие

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

6,3 х 4,8 х 0,4

ХIХ в.

Прямоугольная (5,8 х 4,8), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконе изображен св. Георгий на коне в воинских доспехах и развивающемся плаще. Копьем в правой руке поражает в пасть крылатого дракона. Левой рукой держит удила. Задние конечности коня обвиты хвостом дракона. Конь и всадник изображены в бурном порыве. В правом верхнем углу средника десница Спасителя с двуперстием, ниже небольшие рельефные кружочек и квадрат. Средник украшен выемчатой эмалью белого, черного, голубого, зеленого и желтого цветов. Рамка вокруг средника узкая, гладкая, без следов орнамента. По верхнему полю гравированная надпись: «СТЫИ ВЕЛIКОМ ГЕОРГII». Оборот почти отшлифован.

Передана Барановой Раисой Аникеевной, жительницей г. Усть-Каменогорска.

Акт № 78, 1985 г.


Чудо Георгия о змие

57. КП 9 - 17604/Им- 63

Чудо Георгия о змие

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

7,6 х 6,2 х 0,5

ХIХ в.

Прямоугольная (7,2 х 6,2), с глухим ушком без отверстия. Литье высокорельефное.

На иконе изображен св. Георгий на коне в воинских доспехах и развивающемся плаще. Копьем в правой руке поражает в пасть крылатого дракона. Левой рукой держит удила. Задние конечности коня обвиты хвостом дракона. Конь и всадник изображены в бурном порыве. Лик святого повернут влево и чуть наклонен. В правом верхнем углу средника десница Спасителя с двуперстием. На фоне три небольшие восьмиконечные «звездочки». Вокруг средника рамка с орнаментом в виде ломаной линии. По верхнему полю надпись выпуклая: «СТЫИ ВМ ГЕОРГIИ IС ХС». Средник и поля украшены выемчатой эмалью белого, голубого, зеленого, синего и желтого цветов. Оборот отшлифован, видны следы от чистки напильником.

Передана Агеевой Татьяной Петровной, жительницей г. Усть-Каменогорска.

Принадлежала её матери, Кадневой Прасковье Егоровне, 1923 года рождения, уроженке с. Тарханки Глубоковского района, православной веры.

Икону ей подарила свекровь.

Акт № 15, 1987 г.


Чудо Георгия о змие с изображениями  святых в медальонах на полях

58. КП 3 - 14147/Им- 44

Чудо Георгия о змие с изображениями святых в медальонах на полях

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

13,8 х 11,6 х 0,4

XVIII-ХIХ в.в.

Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное.

На иконе изображен св. Георгий на коне в воинских доспехах и развивающемся плаще. Копьем в правой руке поражает в пасть крылатого дракона. Левой рукой держит удила. Задние конечности коня обвиты хвостом дракона. Конь и всадник изображены в бурном порыве. Лик святого повернут влево и чуть наклонен. В правом верхнем углу средника десница Спасителя с двуперстием. На фоне четыре «звездочки». Вокруг средника рамки с орнаментами в виде ломаной линии и жемчужной обнизи. На полях медальоны с изображениями Деисуса и 15 святых. Вверху – Деисус, по краям слева – направо изображения святых: архангелов Михаила и Гавриила; Петра и Павла; Василия Великого и Григория Богослова; Иоанна Златоуста и Николы; Григория Победоносца и Дмитрия Солунского; Зосима и Савватия; Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; ангела-хранителя (в центре). Вокруг средника между медальонами растительный рельефный орнамент в виде цветов и листьев. На среднике и полях выемчатая эмаль темно-синего и белого цветов. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Строкатовой Раисой Прокопьевной, 1924 года рождения, уроженкой с. Огнево Большенарымского района. Иконой её благословила свекровь, Строкатова Саломея Епифановна (1890 года рождения, православной веры), когда в 1947 г. Строкатова Р.П. выходила замуж.

Акт № 375, 1983 г.


Святые Зосима и Савватий с изображениями святых в медальонах на полях

59. ГИК 15 - 4583/Им- 12

Святые Зосима и Савватий с изображениями святых в медальонах на полях

Медный сплав, литьё

14,2 х 12,0 х 0,3

XVIII-ХIХ в.в.

Прямоугольная, без ушка. Литье низкорельефное.

В центре иконы в среднике ростовые изображения святых Зосима и Савватия, повернутых лицом друг к другу, в мантиях, со свитками в руках. Между ними помещено изображение монастыря. Выше – изображение Духа святого в виде голубя в облаках. От него исходят лучи. Средник окаймлен рамками с орнаментами в виде жемчужной обнизи и стилизованных листьев и ветвей. На полях медальоны с изображениями Деисуса и 15 святых. Вверху – Деисус, по краям слева направо изображения святых: архангелов Михаила и Гавриила; Петра и Павла; Василия Великого и Григория Богослова; Иоанна Златоуста и Николы; Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; Зосима и Савватия; Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; ангела-хранителя (внизу в центре). Вокруг средника между медальонами растительный рельефный орнамент в виде цветов и листьев. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана в дар Гусляковой Галиной Владимировной, ученицей 8 класса Верхубинской школы, Шемонаихинского района.

Принадлежала её бабушке, Гусляковой Марии Абакумовне, 1904 года рождения, православной веры. По словам Гусляковой Г.В., эту икону Мария Абакумовна принесла из дома, куда она каждые субботу и воскресенье ходила молиться. Говорили, что в этом доме проживает бывший дьяк, который после закрытия церкви забрал много книг, икон и других культовых предметов.

Акт № 857, 1979 г.


Избранные святые. Медост, Власий, Нил, Фрол, Лавр

60. ГИК 8 - 3848/Им- 6

Избранные святые. Медост, Власий, Нил, Фрол, Лавр

Медный сплав, литьё

15,8 х 10,8 х 0,5

ХIХ в.

Прямоугольная (12,8 х 10,8), с фигурным навершием в виде кокошника. Литье высокорельефное.

На иконе ростовые изображения 5 святых в один ряд. В центре – преподобный Нил (изображение строго фронтальное) в мантии, правой рукой благословляет (двуперстие), в левой у живота держит свернутый свиток. Слева – святые Медост и Власий в ¾ повороте направо к Нилу. Святые правой рукой благословляют, в левой - держат закрытую книгу. Через руки Власия перекинут омофор. Ризы святителей украшены рельефным растительным орнаментом. Справа – святые Фрол и Лавр в ¾ повороте налево к Нилу. Плащи святых на груди завязаны узлом. Вверху под навершием - полуфигура Спасителя в облаках. Фон гладкий, отделен от полей тонкой рельефной рамкой с орнаментом в виде зубьев. Поля гравированы продольными и поперечными линиями. На обороте следы от чистки напильником.

Передана в дар Полтораниным Виктором Филаретовичем, 1940 года рождения, жителем с. Бутаково.

Принадлежала его матери, Ирине Кирилловне, 1890 г.рождения.

Акт № 536, 1978 г.


Избранные святые. Фрол, Антипий, Лавр

61. КП 6 - 15852/Им- 48

Избранные святые. Фрол, Антипий, Лавр

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

9,7 х 7,0 х 0,1

ХIХ в.

Прямоугольная (6,7 х 7,0), с навершием в виде усеченной луковицы. Литье низкорельефное. Эмаль голубого цвета.

На иконе ростовые изображения 3 святых в один ряд. В центре прямоличное изображение святого Антипия в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Правой рукой святой благословляет (двуперстие), в левой руке - держит закрытую книгу. Слева – св. Флор в ¾ повороте направо к Антипию и с мученическим крестом в руках перед грудью. Справа – св. Лавр. Правая рука поднята, в левой на уровне живота мученический крест. Позем в виде плавной линии небольших возвышенностей. На фоне вверху между нимбами святых орнамент в виде трех лепестков. Средник окаймлен рамкой с орнаментом в виде ломаной линии. На навершии в тонкой фигурной рамке полуфигура Спасителя в архиерейском облачении и в облаках. Между краями навершия и фигурной рамкой орнамент в виде запятой. На торцах и обороте следы от чистки напильником, металлическая петля.

Передана Эльманом Георгием Васильевичем, 1917 г.рождения, жителем

г. Усть-Каменогорска.

Икона из коллекции его сына, умершего в 1984 г.

Акт № 10, 1985 г.


Избранные святые (8 фигур)

62. КП 16 - 19965/Им- 79

Избранные святые (8 фигур)

Медный сплав, литьё

8,6 х 6,4 х 0,3

ХIХ в.

Прямоугольная (6,9 х 6,4), нагрудная, с квадратным навершием с изображением Спаса нерукотворного и сквозным отверстием. Литье высокорельефное.

Состоит из трех частей, разделенных рельефными перегородками: вверху – поясные изображения четырех святых в ряд (слева Иоанн Креститель). Внизу слева – Иоанн Богослов с учеником Прохором; справа – святые мученики Кирик и Улита. Оборотная сторона гладкая, с заплывами.

Передана в дар Архиповой Т.И., жительницей с. Сенное Большенарымского района, 1948 года рождения.

Принадлежала её бабушке, Шимолиной Анисье Яковлевне (1890 – 1974 г.г.), уроженке с. Сенное.

Акт № 30, 1991 г.


Избранные святые (12 святых)

63. КП 11 - 18517/Им- 71

Избранные святые (12 святых)

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

13,0 х 9,3 х 0,5

ХIХ в.

Прямоугольная (10,3 х 9,3), с навершием в виде «кокошника» (остриё навершия усеченное). Огненное золочение. Литье высокорельефное. Эмаль синего, черного, белого и зеленого цветов.

На иконе ростовые изображения 12 святых в два ряда по 6 человек. Верхний ряд слева направо: св. Феврония, Екатерина, Параскева Пятница, Евдокия, ?, ?. В нижнем ряду в центре св. Кирик и Улита. На навершии в фигурной рамке («веревочка») полуфигура Спасителя с распростертыми руками и в облаках. Правой рукой Спас благословляет (двуперстие), в левой руке держит закрытую книгу. Нимб крестчатый. Вокруг средника рамка с геометрическим орнаментом (ромбы). Оборот отшлифован.

Передана Прохоровым Александром Петровичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Акт № 191, 1988 г.


Святой Иоанн Предтеча

64. КП 15 - 19722/Им- 77

Святой Иоанн Предтеча

Медный сплав, литьё

6,4 х 5,3 х 0,4

ХIХ в.

Прямоугольная (5,8 х 5,4), с глухим ушком без отверстия

На иконе поясное изображение Иоанна Крестителя во власянице и в ¾ повороте влево с согнутыми в локтях и воздетыми на уровне груди руками. Нимб гладкий. Вверху по сторонам фигуры два овала. Вокруг средника рамка в виде ломаной линии, образующей треугольники. Поля узкие, гладкие, без орнамента.

Передана Стеблецовым Юрием Петровичем, 1946 года рождения, уроженцем и жителем г. Усть-Каменогорска.

Акт № 185, 1990 г.

Составная часть киота с распятием и иконами


Рождество Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи

65. КП 18 - 20654/Им-82

Рождество Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Медный сплав, литьё

12,0 х 8,5 х 0,5

ХIХ в.

Прямоугольная (8,2 х 8,5), с навершием в виде усеченной луковицы. Литье высокорельефное.

На иконе в нижнем левом углу – сцена Рождества Иоанна Крестителя (Елисавета на ложе, выше правее – склонившаяся служанка, внизу – повивальная бабка с младенцем, отделенный ломаной линией сидящий Захария). Справа – сцена «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (воин, отсекающий голову Иоанна Предтечи и здесь же – воин, передающий голову св. Иоанна на блюдце Соломии). В верхней части иконы полуфигура Саваофа с распростертыми руками и в облаках. По всему фону рельефные точечные шарики (20 шт.) В навершии в тонкой фигурной рамке полуфигура Спасителя в архиерейском одеянии и в облаках. По сторонам нимба два рельефных шарика, по нижним углам – два кружочка с углублениями по центру. Между краями навершия и фигурной рамкой стилизованный растительный орнамент в виде запятых. На обороте следы от чистки напильником.

Передана Бочкаревым Виктором Николаевичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Принадлежала его бабушке, Бочкаревой Прасковье Афанасьевне, » 1899 года рождения, уроженке г. Акмолинска. Ей икона досталась от матери, Агафьи (фамилия и отчество неизвестны). В середине 10-х годов ХХ века семья Бочкаревых переехала в село Яры Большенарымского района. Бочкарева П.А. умерла в 1987 г. в Усть-Каменогорске. Веры была христианской.

Акт № 24, 1992 г.


Рождество Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи

66. КП 17 - 20358/Им- 81

Рождество Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Медный сплав, литьё

12,0 х 8,5 х 0,5

ХIХ в.

Прямоугольная (8,2 х 8,5), с навершием в виде усеченной луковицы. Литье высокорельефное.

На иконе в нижнем левом углу – сцена Рождества Иоанна Крестителя (Елизавета на ложе, выше правее – склонившаяся служанка, внизу – повивальная бабка с младенцем, отделенный ломаной линией сидящий Захария). Справа – сцена «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (воин, отсекающий голову Иоанна Предтечи и здесь же – воин, передающий голову св. Иоанна на блюдце Соломии). В верхней части иконы полуфигура Саваофа с распростертыми руками и в облаках. По всему фону рельефные точечные шарики (20 шт.) В навершии в тонкой фигурной рамке полуфигура Спасителя в архиерейском одеянии и в облаках. По сторонам нимба два рельефных шарика, по нижним углам – два кружочка с углублениями по центру. Между краями навершия и фигурной рамкой стилизованный растительный орнамент в виде запятых. На обороте следы от чистки напильником.

Передана Куриловым Валерием Николаевичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Акт № 177, 1991 г.


Святые Кирик и Улита с избранными святыми (7 фигур)

67. ГИК 13 - 3842/Им- 5

Святые Кирик и Улита с избранными святыми (7 фигур)

Медный сплав, литьё.

5,6 х 4,7 х 0,4

XVIII-ХIХ в.в.

Прямоугольная (5,3 х 4,7), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконе вверху полуфигуры трех святых, повернутых влево (слева св. Параскева, в центре св. Евдокия, справа – св. Варвара). Внизу справа - Кирик и Улита с мученическим крестом (изображены фронтально). Слева – два неизвестных святых в рост, изображенных в ¾ повороте налево. В верхнем правом углу рельефная окружность, нижнем - овал. Средник окаймлен рамкой в виде «веревочки». На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Московские старообрядческие мастерские.

Передана в дар Рымаревой Анастасией Петровной, 1901 г.рождения, жительницей с. Орловки Глубоковского района.

Принадлежала её матери, до нее – бабушке, Лукьяновой Евдокии Степановне, 1828 года рождения.

Акт № 534, 1978 г.


Святые Кирик и Улита с избранными святыми (7 фигур)

68. ГИК 14 - 4349/Им- 9

Святые Кирик и Улита с избранными святыми (7 фигур)

Медный сплав, литьё

5,6 х 4,7 х 0,4

ХIХ в.

Прямоугольная (5,3 х 4,7), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконе вверху полуфигуры трех святых, повернутых влево (слева св. Параскева, в центре св. Евдокия, справа – св. Варвара). Внизу справа - Кирик и Улита с мученическим крестом (изображены фронтально). Слева – два неизвестных святых в святительских одеяниях в рост, изображенных в ¾ повороте налево. В верхнем правом углу рельефная окружность, нижнем - овал. Средник окаймлен рамкой в виде «веревочки». На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Московские старообрядческие мастерские

Передана Полтораниным П.Ф., жителем с. Бутаково Глубоковского района.

Принадлежала его дальнему родственнику Серову Николаю, жителю с. Сакмариха.

Акт № 799, 1978 г.


Святые Кирик и Улита с избранными святыми (7 фигур)

69. ГИК 16 - 5053/Им-18

Святые Кирик и Улита с избранными святыми (7 фигур)

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

5,8 х 5,0 х 0,4

ХIХ в.

Прямоугольная (5,5 х 5,0), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль белого, голубого и черного цветов.

На иконе вверху изображены полуфигуры трех святых, повернутых влево (слева св. Параскева, в центре св. Евдокия, справа – св. Варвара). Внизу справа - Кирик и Улита с мученическим крестом (изображены фронтально). Слева – два неизвестных святых в рост, изображенных в ¾ повороте налево. В верхнем правом углу рельефная окружность, нижнем - овал. Средник окаймлен рамкой в виде «веревочки». На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Московские старообрядческие мастерские.

Передана в дар Савельевой Анной Кирьяновной, 1909 г.рождения, жительницей с. Верх-Уба, Шемонаихинского района. Веры самодуровской. По её словам, принадлежала её бабушке, Даниловой Александре Петровне, 1842 г.рождения, жившей в Верх-Убе.

Акт № 1065, 1979 г.


Святой Никита, побивающий беса

70. ГИК 16 - 5004/Им- 17

Святой Никита, побивающий беса

Медный сплав, литьё

6,4 х 4,0 х 0,1

ХVII в.

Прямоугольная (4,7 х 4,2), нагрудная, с оглавием с изображением Спаса нерукотворного (почти квадратное, верх закруглен, два защипа – «ушки», нимб крестчатый, спускающиеся пышные пряди волос). Литье высокорельефное.

В прямоугольной нише с полукруглым завершением изображен св. Никита в рост. Представлен обращенным лицом вправо. Левой рукой он держит за волосы беса, в приподнятой правой руке святого валик (палка). Справа вверху изображена десница Господняя с двуперстием, благословляющая Никиту. Края углубления украшены елочным орнаментом. По верхнему полю надпись: «СТЫ НИКИТА». Оборот – волнистое невыглаженное литье. На оглавии – ушко со сквозным отверстием.

Передана в дар Колмогоровой Натальей Дмитриевной, 1929 г.рождения, уроженкой с. Большая речка Шемонаихинского района. Икона – благословение матери, Колмогоровой Анны Алексеевны.

Акт № 1043, 1979 г.


Святой Николай Чудотворец

71. КП 18 - 20656/Им- 83

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё

5,8 х 3,9 х 0,3

ХVIII-XIX в.в.

Прямоугольная (4,3 х 3,9), с квадратным навершием с изображением Спаса нерукотворного (на обороте ушко со сквозным отверстием).

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском одеянии: фелони, крестчатом омофоре. Правой рукой святой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. На крышке изображение восьмиконечного креста. Нимб окантован орнаментом в виде «веревочки». По сторонам нимба полуфигуры Спасителя с книгой и Богоматери с омофором в облаках.

Оборот неровный, видны следы от чистки напильником.

Передана Виноградовым Павлом Рудольфовичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Принадлежала его бабушке, Балдиной Прасковье Тимофеевне, примерно 1902 – 1903 гг. рождения, уроженке Алтайского края (близ г.Барнаул), православной веры. Приехала в Усть-Каменогорск в 30-е годы ХХ века.

Акт № 26, 1992 г.


Святой Николай Чудотворец

72. ГИК 21 - 7375/Им- 27

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё

5,4 х 4,4 х 0,2

XIX в.

Прямоугольная (5,0 х 4,4), с глухим ушком без отверстия. Литье высокорельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском одеянии: фелони, крестчатом омофоре. Правой рукой святой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. На крышке книги изображен восьмиконечный крест. Нимб окантован орнаментом в виде «веревочки». По сторонам нимба полуфигуры Спасителя с книгой и Богоматери с омофором в облаках. Фон – «сетка». Средник окантован рамкой с орнаментом в виде «елочки». Поля – гладкие.

Оборот почти отшлифован, видны следы от чистки напильником.

Передана в дар Корякиным Вячеславом Александровичем, 1955 г.рождения, уроженцем и жителем г. Усть-Каменогорска.

Принадлежала его бабушке Хитровой Александре Ивановне (1879-1974 гг.), уроженке Алтайского края, старообрядческой веры поморского толка.

Акт № 47, 1980 г.


Святой Николай Чудотворец

73. ГИК 5 - 1159/Им-1

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

11,2 х 9,3 х 0,3

XIX в.

Прямоугольная (10,6 х 9,3), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (на омофоре и фелони орнамент в виде завитков и точек). Святой правой рукой святой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит открытую книгу. Через левую руку перекинут омофор. По сторонам нимба полуфигуры Спасителя и Богоматери в облаках с книгой и омофором. Средник окаймлен рамкой с жемчужной обнизью. Фон и поля украшены стилизованным растительным орнаментом в виде завитков, ветвей и листьев (вверху и внизу на рамке в центре изображены четырех лепестковые цветы), эмалью темно-синего и белого цветов (белая эмаль – небольшими вкраплениями с четырех сторон по центру рамки).

На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Уральское литье.

Передана Выходцевой Екатериной Ивановной, жительницей с. Орловки Глубоковского района.

Икона найдена на речке Ульбинке, напротив бывшей церкви.

Акт № 15, 1977 г.


Святой Николай Чудотворец

74. КП 8 - 16674/Им-57

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

11,3 х 9,4 х 0,4

XIX в.

Прямоугольная (10,8 х 9,4), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль голубого цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (на омофоре и фелони орнамент в виде завитков и точек). Святой правой рукой святой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит открытую книгу. По сторонам нимба полуфигуры Спасителя и Богоматери в облаках с книгой и омофором. Фон и поля украшены стилизованным растительным орнаментом в виде завитков, ветвей и листьев (вверху и внизу на рамке в центре изображены четырехлепестковые цветы). На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Голубиным Эдуардом Геннадьевичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Акт № 8, 1986 г.


Святой Николай Чудотворец

75. КП 12 - 19003/Им- 73

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

11,3 х 9,5 х 0,3

XIX в.

Прямоугольная (10,8 х 9,5), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль голубого цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (на омофоре и фелони орнамент в виде завитков и точек). Святой правой рукой святой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит открытую книгу. По сторонам нимба полуфигуры Спасителя и Богоматери в облаках с книгой и омофором. Фон и поля украшены стилизованным растительным орнаментом в виде завитков, ветвей и листьев (вверху и внизу на рамке в центре изображены четырех лепестковые цветы).

На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Радионовой Татьяной Павловной, 1926 года рождения, русской, уроженкой с. Быструхи Глубоковского района.

Принадлежала Манаровой Марии Якимовне, 1898 года рождения, уроженке с. Быструха, старообрядческой веры, матери Радионовой Т.П.

Акт № 156, 1989 г.


Святой Николай Чудотворец

76. КП 42 - 27603/Им- 98

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

11,1 х 9,9 х 0,4

XIX в.

Прямоугольная, с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении: фелони и омофоре. Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит открытую книгу. По сторонам нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Средник окаймлен рамкой с жемчужной обнизью. Фон и поля украшены стилизованным растительным орнаментом в виде завитков, ветвей и листьев (вверху и внизу на рамке в центре изображены четырех лепестковые цветы). Эмалью синего, белого, черного и зеленого цветов. На обороте следы от чистки напильником.

Передана Рукавичниковым Иосифом Акиндиновичем, 1938 г.рождения, уроженцем г. Лениногорска, где жил до 1990 года, затем переехал в с. Черемшанку Глубоковского района.

Принадлежала его отцу, Рукавичникову Акиндину Афанасьевичу (1914 – 1982 гг.), старообрядцу поморского толка, руководителю общины г. Лениногорска. Семья переехала в г. Лениногорск (ныне г. Риддер) из Алтайского края.

Акт № 15, 2006 г.


Святой Николай Чудотворец

77. КП 7 - 16154/Им- 52

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

11,0 х 9,8

XIX в.

Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное. Эмаль темно-синего цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении: крестчатой фелони и омофоре. Святой правой рукой святой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит открытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. На фоне средника девять рельефных «звездочек». Вокруг средника рамка с растительным орнаментом в виде цветов, листьев, гроздьев винограда. Оборот отшлифован.

Иконка врезана в деревянный киот темно-синего цвета. По сторонам растительный орнамент: крупные цветы и завитки белого цвета (масло). Вокруг киота рамка, окрашенная в коричневый, вишневый и синий цвет (три полосы). На вишневой полосе в центре на каждой стороне узор в виде квадратиков белого цвета.

Передана Барановой Раисой Аникеевной, жительницей г. Усть-Каменогорска.

Акт № 78, 1985 г.


Святой Николай Чудотворец

78. ГИК 6 - 1286/Им- 3

Святой Николай Чудотворец

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

26,0 х 22,7 х 0,3

Конец XIX-начало ХХ в. в.

Прямоугольная, больших размеров. Литье среднерельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фон омофора – «сетка»). Правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой, через которую перекинут омофор, держит открытую книгу с текстом. Волосы и борода Николая в крупных завитках, на лбу – морщины. По сторонам нимба ростовые изображения Спасителя с книгой и богоматери с омофором в лучах и облаках. Фон, нимб, одежда святителя богато украшены стилизованным растительным орнаментом в виде розеток, листьев, завитков, цветов. На полях орнамент в виде сдвоенной скобы («жучки»). На фоне, нимбе, полях, книге выемчатая эмаль голубого цвета. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Черепановым Н.Ф.

Он купил её у Евсеева Фатея, жителя с. Черемшанки Глубоковского района.

Акт № 17, 1977 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

79. ГИК 13 - 3837/Им- 4

Святой Николай Чудотворец с предстоящими

Медный сплав, литьё

6,4 х 5,2 х 0,6

XIX в.

Прямоугольная (5,8 х 5,2), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия. На обороте следы от чистки напильником.

Передана в дар Шерстобаевой Анной Андреевной, 1931 года рождения, уроженкой с. Бутаково Глубоковского района.

Принадлежала её матери, Полтораниной Александре Лазаревне, 1895 года рождения.

Акт № 533, 1978 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

80. ГИК 14 - 4351/Им- 11

Святой Николай Чудотворец с предстоящими.

Медный сплав, литьё.

6,4 х 5,3 х 0,5

XVIII-XIX в.в.

Прямоугольная (5,8 х 5,3), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия. Поля узкие, гладкие. По нижнему краю между полем и изображением Николая узкая полоса со стилизованным растительным орнаментом. На обороте следы от чистки напильником.

Передана Полтораниным П.Ф. жителем с. Бутаково Глубоковского района.

Принадлежала его дальнему родственнику Серову Николаю, жителю с. Сакмариха.

Акт № 799, 1978 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

81. КП 6 - 15743/Им- 47

Святой Николай Чудотворец с предстоящими

Медный сплав, литьё

6,2 х 5,1 х 0,5

XIX в.

Прямоугольная (5,8 х 5,1), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении: фелони, омофоре (фон сетчатый). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия. По нижнему краю под изображением Николая орнамент – меандр.

На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Свиридовым Михаилом Федоровичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Досталась по наследству от деда, Свиридова Еремея Дмитриевича, 1886 года рождения, уроженца г. Усть-Каменогорска, имевшего дом по ул. Садовой (ныне ул. Пермитина).

Акт № 417, 1984 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

82. КП 6 - 15742/Им- 46

Святой Николай Чудотворец с предстоящими.

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль.

6,5 х 5,3 х 0,4

XIX в.

Прямоугольная (5,9 х 5,3), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль голубого, белого, желтого, зеленого и синего цветов.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Края фелони украшены точечным орнаментом. Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери - ломания линия. По нижнему краю под изображением Николая орнамент – меандр.

На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана Свиридовым Михаилом Федоровичем, жителем г. Усть-Каменогорска.

Досталась по наследству от деда, Свиридова Еремея Дмитриевича, 1886 года рождения, уроженца г. Усть-Каменогорска, имевшего дом по ул. Садовой (ныне ул. Пермитина).

Акт № 417, 1984 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

83. КП 7 - 16153/Им- 51

Святой Николай Чудотворец с предстоящими.

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль.

5,8 х 4,9 х 0,6

XIX в.

Прямоугольная (5,6 х 4,9), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное. Эмаль темно-синего цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия.

На обороте следы от чистки напильником.

Передана Барановой Раисой Аникеевной, жительницей г. Усть-Каменогорска.

Акт № 78, 1985 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

84. КПо 15 - 19721/Им- 76

Святой Николай Чудотворец с предстоящими

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

6,3 х 5,3 х 0,4

XIX в.

Прямоугольная (5,8 х 5,2), с глухим ушком без отверстия.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия. По нижнему краю средника орнамент в виде завитков. На среднике эмаль темно-синего, белого, зеленого цветов. Поля узкие, гладкие без орнамента.

Передана Стеблецовым Юрием Петровичем, 1946 года рождения, уроженцем и жителем г. Усть-Каменогорска.

Акт № 185, 1990 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

85. ГИК 21 - 7374/Им- 26

Святой Николай Чудотворец с предстоящими

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

6,0 х 5,0 х 0,5

XIX в.

Прямоугольная (5,6 х 5,0), с маленьким ушком со сквозным отверстием. Литье среднерельефное. Эмаль голубого цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, омофоре). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия.

На обороте следы от чистки напильником.

Передана в дар Корякиным Вячеславом Александровичем, 1956 г.рождения, уроженцем и жителем г. Лениногорска (ныне г. Риддер), рабочим ремонтно-механической базы.

Принадлежала его бабушке, Хитровой Александре Ивановне, 1879 г.рождения, старообрядческой веры поморского толка, уроженки Алтайского края. Умерла в 1974 году.

Акт № 47, 1980 г.


Святой Николай Чудотворец с предстоящими

86. ГИК 14 - 4350/Им- 10

Святой Николай Чудотворец с предстоящими.

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль.

6,2 х 5,4 х 0,5

XIX в.

Прямоугольная (5,8 х 5,4), с глухим ушком без отверстия. Литье низкорельефное. Эмаль синего, зеленого, желтого, белого и черного цветов.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (фелони, крестчатом омофоре). Тщательно разработаны волосы, борода, морщины на лбу, одежда (края фелони и рукавов украшены точечным орнаментом). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам гладкого нимба полуфигуры Спасителя с книгой и богоматери с омофором в облаках. Святому Николаю предстоят слева и справа два неизвестных святых, изображенных в рост. Над нимбом между изображениями Спасителя и богоматери ломаная линия. Поля гладкие, узкие.

Оборот отшлифован, еле заметные следы от чистки напильником.

Передана Полтораниным П.Ф., жителем с. Бутаково Глубоковского района.

Принадлежала его дальнему родственнику Серову Николаю, жителю с. Сакмариха.

Акт № 799, 1978 г.


Святой Николай Чудотворец с изображениями святых в медальонах на полях

87. КП 1 - 12372/Им- 38

Святой Николай Чудотворец с изображениями святых в медальонах на полях

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

14,1 х 12,0 х 0,5

XVIII-XIX в.в.

Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное. Эмаль темно-синего цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (на омофоре и фелони орнамент в виде завитков и точек). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит закрытую книгу. По сторонам нимба полуфигуры Спасителя и богоматери в облаках с книгой и омофором. Средник окаймлен рамкой с жемчужной обнизью. На полях медальоны с изображениями Деисуса и 15 святых: вверху – Деисус, по краям слева – направо изображения святых: архангелов Михаила и Гавриила; Петра и Павла; Василия Великого и Григория Богослова; Иоанна Златоуста – Николая; Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; Зосима и Савватия; Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; ангела – хранителя (внизу в центре). На фоне средника и между медальонами растительный рельефный орнамент в виде цветов и листьев.

На обороте в центре в фигурной рамке растительный орнамент в виде листьев и крупных цветов, по углам – пышные букеты в небольших четырех вазах.

Передана Рыльской Прасковьей Филипповной, 1928 года рождения, уроженкой с. Секисовки Глубоковского района, с 1956 года живет в г. Лениногорске (ныне г. Риддер).

Принадлежала её матери, Недобитко Евдокии Назаровне, 1900 года рождения, уроженки с. Секисовки Глубоковского района, старообрядческой веры.

Акт № 19, 1983 г.


Святой Николай Чудотворец с изображениями святых в медальонах на полях

88. ГИК 24 - 8650/Им- 28

Святой Николай Чудотворец с изображениями святых в медальонах на полях

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

13,5 х 11,4 х 0,3

XVIII-XIX в.в.

Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное. Эмаль голубого цвета.

На иконке поясное изображение святого Николая Чудотворца в архиерейском облачении (на омофоре и фелони орнамент в виде завитков и точек). Святой правой рукой благословляет (двуперстное перстосложение), в левой держит открытую книгу. По сторонам нимба полуфигуры Спасителя и богоматери в облаках с книгой и омофором. Средник окаймлен рамкой с жемчужной обнизью. На полях медальоны с изображениями Деисуса и 15 святых: вверху – Деисус, по краям слева – направо изображения святых: архангелов Михаила и Гавриила; Петра и Павла; Василия Великого и Григория Богослова; Иоанна Златоуста – Николая; Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; Зосима и Савватия; Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; ангела – хранителя (внизу в центре). На фоне средника и между медальонами растительный рельефный орнамент в виде цветов и листьев.

На обороте следы от правки напильником.

Передана Киселевой Пистимеей Ивановной, 1904 года рождения, уроженкой и жительницей с. Быструхи Глубоковского района. Этой иконой её благословляли, когда она выходила замуж.

Акт № 304, 1980 г.


Святой Николай Можайский

89. ГИК 15 - 4680/Им- 14

Святой Николай Можайский

Медный сплав, литьё

8,1 х 5,4 х 0,1

XVII в.

Прямоугольная (5,9 х 5,4), с оглавием в виде перевернутой трапеции с изображением Спаса нерукотворного (по верхним углам надписи). Литье высокорельефное.

На иконке ростовое изображение святого Николая с мечом в правой руке и храмом – в левой. Нимб опирается на нижний край верхнего поля, ступни ног выходят за средник на поверхность нижнего поля. Фон сетчатый с четырьмя рельефными кружочками. Позем – чешуйчатый. Изнанка фелони украшена крестами, а края «веревочным» орнаментом. Средник окаймлен рамкой с орнаментом в виде завитков. Оборот – неровное литье, на оглавии ушко со сквозным отверстием.

Передана в дар Зинченко Иваном Александровичем, 1954 г.рождения, жителем с. Выдрихи Шемонаихинского района. Икона найдена им в купленном доме в мае 1978 году, где раньше жила Белозёрова Таисия Семеновна, 1905 г.рождения, неверующая, работала в школе учительницей.

Акт № 903, 1979 г.


Огненное восхождение святого пророка ИлииОгненное восхождение святого пророка Илии

90. ГИК 24 - 8833/Им- 31

Огненное восхождение святого пророка Илии

Медный сплав, литьё

14,5 х 11,7 х 0,4

Первая половина XIX в.

Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное. Без эмали.

На иконке несколько сцен из жития св. Илии. В нижнем регистре слева – св. Илия в пустыне, прислушивающийся к божьему голосу. Изображен сидящим. Левой рукой святой оперся на посох, ладонь правой повернута к зрителю. Ниже справа – сон Илии – изображен спящим Илия, правая рука подложена под голову. Над ним склонился ангел. Внизу справа – сцена одного из совершенных Илией чудес: «Воды Иордана разделил, те воды рассек плащом и перешел посуху». Изображены две фигуры: впереди склонившийся Илья, взмахом правой руки рассекает воды Иордана. За ним его ученик Елисей. В верхнем регистре – Огненное восхождение святого пророка Илии. В огненном вихре двойка крылатых коней. В колеснице сидит Илья. Правой рукой держит поводья, в левой опущенной – милоть. Илья повернулся к Елисею, стоящему с воздетыми руками. В верхнем левом углу средника десница Спасителя. Позем украшен гравированным растительным орнаментом в виде листьев, стеблей, цветов.

На обороте – гравированный орнамент в виде дерева с извилистыми стволом и ветвями с листьями и крупными цветами. Фон – продольные и поперечные линии. Орнамент заключен в зубчатую рамку.

Передана в дар Васильевой Марией Петровной, 1907 г.рождения, уроженкой с. Осиновки Зыряновского района, старообрядческой веры. Принадлежала её родителям.

Акт № 350, 1980 г.


Огненное восхождение святого пророка Илии

91. КПо 19 - 20831/Им- 87

Огненное восхождение святого пророка Илии

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

14,5 х 11,7 х 0,4

XIX в.

Прямоугольная, без ушка. Литье низкорельефное. Эмаль темно-синего и белого цветов.

На иконе изображены несколько сцен из «жития» св. Илии. Внизу слева - св. Илия в пустыне, прислушивающийся к божественному гласу. Илья изображен сидящим в милоти. Левой рукой оперся на посох, ладонь правой повернута к зрителю. Внизу – сцена сна Ильи. Илья лежит, правая рука его подложена под голову. Над ним склонился ангел. В нижнем правом углу средника сцена одного из совершенных Илией чудес: «Воды Иордана разделил, те воды рассек плащом и перешел посуху». Изображены две фигуры: впереди склонившийся Илья, взмахом правой руки рассекает воды Иордана. За ним его ученик Елисей. Вверху – Огненное восхождение святого пророка Илии. В огненном вихре двойка крылатых коней. В колеснице сидит Илья. Правой рукой держит поводья, в левой опущенной – милоть. Илья повернулся к Елисею, стоящему с воздетыми руками. В верхнем левом углу средника десница Спасителя. Фон украшен гравированным и рельефным растительным орнаментом (цветы), поля – рельефным растительным орнаментом в виде цветов, листьев, стеблей.

На обороте – гравированный нечеткий орнамент в виде дерева с извилистыми стволом и ветвями с листьями, крупными цветами и гроздьями винограда. Фон – продольные и поперечные линии. Орнамент заключен в зубчатую рамку. На торцах следы от чистки напильником.

Передана Лютовой Светланой Владимировной, жительницей г. Усть-Каменогорска.

Принадлежала Панкратьевой Анне, прабабушке сдатчицы, родившейся в 80-х годах XIX века, православной веры. Проживала в Большенарымском районе.

Акт № 91, 1992 г.


Огненное восхождение святого пророка ИлииОгненное восхождение святого пророка Илии

92. КП 42 - 27602/Им- 97

Огненное восхождение святого пророка Илии

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

14,6 х 12,2 х 0,5

XIX в.

Прямоугольная, без ушка. Литье низкорельефное. Эмаль темно-синего и белого цветов.

На иконе изображены несколько сцен из «жития» св. Илии. Внизу слева - св.Илия в пустыне, прислушивающийся к божественному гласу. Илья изображен сидящим. Левой рукой оперся на посох, ладонь правой повернута к зрителю. Внизу – сцена сна Ильи. Илья лежит, правая рука его подложена под голову. Над ним склонился ангел. В нижнем правом углу средника сцена одного из совершенных Илией чудес: «Воды Иордана разделил, те воды рассек плащом и перешел посуху». Изображены две фигуры: впереди склонившийся Илья, взмахом правой руки рассекает воды Иордана. За ним его ученик Елисей. Вверху – Огненное восхождение святого пророка Илии. В огненном вихре двойка крылатых коней. В колеснице сидит Илья. Правой рукой держит поводья, в левой опущенной – милоть. Илья повернулся к Елисею, стоящему с воздетыми руками. В верхнем левом углу средника десница Спасителя. Поля украшены рельефным растительным орнаментом в виде цветов, листьев, стеблей.

На обороте – гравированный орнамент в виде дерева с извилистыми стволом и ветвями с листьями, крупными цветами и гроздьями винограда. Фон – продольные и поперечные линии. Орнамент заключен в зубчатую рамку.

Передана Руковичниковым Иосифом Акиндиновичем, 1938 г.рождения, уроженцем г. Лениногорска (ныне г. Риддер), где жил до 1990 года, затем переехал в с. Черемшанку Глубоковского района.

Принадлежала его отцу Руковичникову Акиндину Афанасьевичу (1914 – 1982 гг.), старообрядцу поморского толка, руководителю общины г. Лениногорска. Семья переехала в Лениногорск из Алтайского края.

Акт № 15, 2006 г.


Святой Паисий Великий

93. КП 42 - 27601/Им- 96

Святой Паисий Великий

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

6,4 х 5,0 х 0,5

XIX в.

Прямоугольная, с глухим ушком без отверстия. Эмаль черного, синего, белого, зеленого, желтого и голубого цветов.

Изображение святого чуть ниже пояса, в монашеском одеянии, с длинной до пояса бородой. Правой рукой святой благословляет, в левой держит свиток. Нимб гладкий. На обороте следы от чистки напильником.

Передана Руковичниковым Иосифом Акиндиновичем, 1938 года рождения, уроженцем г. Лениногорска (ныне г. Риддер), где жил до 1990 года, затем переехал в с. Черемшанку Глубоковского района.

Принадлежала его отцу Руковичникову Акиндину Афанасьевичу (1914 – 1982 гг.), старообрядцу поморского толка, руководителю общины г. Лениногорска. Семья переехала в Лениногорск из Алтайского края.

Акт № 15, 2006 г.


Святые Самон, Гурий, Авив

94. КП 9 - 17269/Им- 61

Святые Самон, Гурий, Авив

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

5,8 х 4,8 х 0,6

XIX в.

Прямоугольная (5,4 х 4,8), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке ростовые прямолинейные изображения трех святых в ряд. Святой Самон (слева) в правой руке держит восьмиконечный мученический крест, левая рука перед грудью ладонью к зрителю. В центре св. Гурий. Он правой рукой благословляет (двуперстие), в левой - держит книгу. Св. Авив (справа) с кадильницей в правой руке. Вверху в центре изображение Спаса нерукотворного. Позем – эмаль бирюзового цвета, фон – синего и белого цветов. В верхней части 9 рельефных кружочков с углублениями в центре. Поля узкие, гладкие, без орнаментов. На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Круг памятников поморского литья.

Передана Елисеевой Галиной Васильевной.

Принадлежала его тёте Елисеевой Анне Михайловне, 1875 г.рождения, уроженке г. Катав-Ивановска, православной веры. Елисеевы – известные на Урале купцы.

Акт № 39, 1986 г.


Святые Самон, Гурий, Авив

95. ГИК 11 - 18435/Им- 68

Святые Самон, Гурий, Авив

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль

5,8 х 4,8 х 0,6

XIX в.

Прямоугольная (5,4 х 4,8), с глухим ушком без отверстия. Литье среднерельефное.

На иконке ростовые прямолинейные изображения трех святых в ряд.

Св. Самон (слева) в правой руке держит восьмиконечный мученический крест, левая рука перед грудью ладонью к зрителю. В центре св. Гурий. Он правой рукой благословляет (двуперстие), в левой - держит книгу. Св. Авив (справа) с кадильницей в правой руке. Вверху в центре изображение Спаса нерукотворного. В верхней части 9 рельефных кружочков с углублениями в центре. Средник украшен эмалью голубого цвета. Поля узкие, гладкие, без орнаментов. Оборот почти отшлифован.

Круг памятников поморского литья.

Передана Климовой Валентиной Евтеевной.

Принадлежала ее бабушке Ермолаевой Христине Ефимовне (1871 – 1947 гг.) уроженки с. Бобровки Глубоковского района.

Акт № 156, 1988 г.


Святой преподобный Сергий Радонежский

96. КП 1 - 12373/Им- 39

Святой преподобный Сергий Радонежский.

Медный сплав, литьё, выемчатая эмаль.

10,5 х 9,1 х 0,3

XIX в.

Прямоугольная, без ушка. Литье среднерельефное. Эмаль голубого цвета.

На иконе поясное изображение святого Сергия Радонежского в мантии с рельефными продольными полосами и пушистым воротом. Волосы святого прямые, закрученные на концах и разделенные прямым пробором. Борода окладистая. Преподобный правой рукой благословляет (двуперстие), в левой - держит развернутый свиток. Нимб и фон – гладкие, отшлифованы. По сторонам нимба надпись. Вокруг средника рамка с рельефным растительным орнаментом (цветы, листья, грозди винограда), декорированная голубой эмалью. По верхнему краю в центре полей изображение Святой Троицы. Оборот отшлифован, видны следы от чистки напильником.

Передана Рыльской Прасковьей Филипповной, 1928 г.рождения, уроженкой с. Секисовки Глубоковского района, с 1956 года живет в г. Лениногорске (ныне г. Риддер).

Принадлежала её матери, Недобитко Евдокии Назаровне, 1900 г.рождения, уроженки с. Секисовки Глубоковского района, старообрядческой веры.

Акт № 19, 1983 г.


Три святителя. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов

97. КП 11 - 18522/Им- 72

Три святителя. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов

Медный сплав, литьё

11,0 х 8,8 х 0,3

XVIII-XIX в.в.

Прямоугольная, без ушка. Литье высокорельефное.

На иконе ростовое изображение трех святителей в ряд в святительских одеяниях. Святые правой рукой благословляют (двуперстие), в левой держат закрытые книги. Слева – Иоанн Златоуст в саккосе и омофоре, голова его повернута вправо к Василию Великому. В центре – Василий Великий в фелони, омофоре, голова его слегка повернута влево и наклонена. Справа – Григорий Богослов в саккосе и омофоре (повернут влево к Василию Великому). Вверху в центре над св. Василием Великим изображение Спаса нерукотворного. Фон – гладкий, позем – волнистое литье.

Вокруг средника узкая рамка с орнаментом в виде жемчужной обнизи. Поля украшены стилизованным гравированным растительным орнаментом. На торцах и обороте следы от чистки напильником.

Передана Ноздриным Валерием Сергеевичем, жителем г. Лениногорска (ныне г. Риддер).

Акт № 192, 1988 г.


Святой Уар воин

98. ГИК 16 - 5155/Им- 22

Святой Уар воин

Медный сплав, литьё

5,6 х 4,7 х 0,4

XIX в.

Прямоугольная (5,4 х 4,7), с глухим ушком без отверстия. Литье высокорельефное.

На иконке поколенное изображение св. Уара в хитоне и плаще, завязанном узлом на груди. Правой рукой святой благословляет (двуперстие), левая прижата к боку, через нее перекинут конец плаща. Нимб гладкий. Фон иконы украшен геометрическим орнаментом в виде фигурных перегородок. Вверху надпись. Рамка вокруг средника узкая, гладкая, без следов орнамента.

На обороте и торцах следы от чистки напильником.

Передана в дар Петровой Анастасией Сергеевной, 1918 года рождения, уроженкой с. Орловки Глубоковского района, православной веры. Осталась от её отца Семёнова Сергея Ивановича, 1889 г.рождения, православной веры, дьяка.

Акт № 1107, 1979 г.

В начало страницы © 2010 восточно-казахстанский архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник