Буддийская коллекция Восточно-Казахстанского музея-заповедника в сравнении с другими коллекциями еще небольшая по числу экспонатов и начала целенаправленно формироваться преимущественно после открытия сектора истории религий в отделе редких книг и иконописи.
Буддизм в Восточном Казахстане существовал только в XVII веке, в форме ламаизма, но был настолько оригинальным, что нашел отражение в многочисленных научных источниках, связанных с историей и археологией Казахстана, Сибири, Алтая и прилегающих территорий.
Подлинным украшением коллекции является Вахана Будды Шакьямуни с головами львицы и дракона, случайно найденная осенью 2002 года в русле ручья Талды, огибающего с юго-запада территорию бывшего ламаистского монастыря Аблаинкит близ села Алгабас Уланского района. Это химерическое существо преимущественно представляет тело животного из семейства кошачьих, к задней части туловища, которого примыкает голова дракона.
В пантеоне ваджраяны (Алмазной колесницы), к которой принадлежит ламаизм, наиболее популярны Белая и Зеленая тары. Белую (Сита) Тару называют избавительницей, а Желтую (Бхрикути) называют Тарой, хмурящей брови.
Сада-Гханта, внутрихрамовый колокол, предположительно, происходит из монастыря Аблаинкит близ села Алгабас Уланского района.
Верх колокола украшает лотосовый трон – падмасана - представляющий два совмещенных усеченными вершинами конуса, в виде двух поясков, по четырнадцать лепестков в каждом. На падмасане восседает лев с открытой пастью. Форма и детали предмета говорят о его связи с буддизмом, в частности, с ламаизмом. Лотос - эмблема Будды Шакьямуни и символизирует расцвет духовных знаний, чистоту, которые приводят в состояние нирваны. Атрибут бодхисатв Авалокитешвары и Белой Тары.
В буддизме лев выступает как воплощенная храбрость, благородство и постоянство, приносит удачу и счастье. В Индии Лев символизирует отвагу и мудрость, религиозное рвение и защиту порядка. С этим символом связаны важнейшие божества, Авалокитешвара, Майтрейя, Манджушри, Вайрочана.
© Сушко П.Н.
Next > |
---|