Троица
Троица - один из древнейших и любимейших праздников русского народа. Крестьяне-сибиряки даже говорили: «В году три больших праздника - Троица да Масленица, да жена-именинница», подчёркивая особое значение этих праздников в своей жизни. Основа троицкой обрядности - древний культ растительности, которая в это время года начинала расцветать. У русских это культ берёзки, ставшей символом русской природы. С берёзкой связаны все обряды троицких праздников. Особую красоту ему придавали песни. За многовековую историю сложился цикл обрядовых семикских и троицких песен, в каждой из которых так или иначе упоминается название трав и деревьев. «Ай, во поле липынька», «Белая берёзонька», «Перевешу млада хмель», «Сею-вею бел ленок».
Семик-четверг - накануне троицкого воскресенья. В этот день девушки и девочки-подростки уходили в лес «завивать берёзку». В древности обряд завивания имел магический смысл. Славяне пытались таким образом уберечь будущий урожай, а, значит, и свою жизнь от грозных сил природы. Со временем смысл обряда изменился. Девушки гадали на ветвях берёз о своей судьбе. Завивали берёзку на жениха, на родных, близких людей.
С обрядом завиванья тесно связан и обряд кумленья. Подруги вместе завивали берёзку и троекратно целовались через сплетённую венком ветку. При этом обе кумы обменивались лентами, бусами, кольцами. Покумившиеся с этого дня жили как сестры, называя друг друга кумами. Кумовство, кат правило, сохранялось на всю жизнь. Обряд кумления - отзвук древнейшего обряда принятия в род девушек, достигших брачного возраста.
В древности троицкая трапеза имела особый смысл. Среди угощений обязательной была яишница. Поедание яишницы сопровождалось играми и хороводами. Весною, на Пасху, яйцо почиталось как символ зарождения новой жизни и теперь, в начале лета, превращалось в плод в виде яишницы, поедаемой в Семик. Со временем первоначальный смысл обряда забылся. Ритуальная трапеза преобразилась - в весёлое застолье молодёжи, повод поплясать, поводить хороводы под берёзами.
Ранним утром троицкого воскресенья парни рубили в лесу красивую берёзку и несли её в село. Её называли гостейка, поскольку ждали её в гости в каждом доме. Украшали её лентами и бусами. Гостейку сопровождали Семик с Семичихой - парни, переодетые в стариков. Они, как колядовщики зимой, собирали угощенья, чтобы потом накормить молодёжь на берегу реки.
Троицкие хороводы - лучшее украшение праздника. Их множество: круговые, цепочкой, вьюнком и стенка на стенку. Существовали десятки различных хороводов.
В конце дня гостейку-березку уносили к реке, снимали с нее украшения и бросали в воду. По поверью, березка, брошенная в воду, обещала влагу будущему урожаю. А рядом с нею плыли по воде венки, это девушки гадали на своих суженых. Удача, если парень, о котором думает девушка, выловит венок и отдаст ей. Ну, а если уплыл венок, значит надо ждать следующего лета.
Александр ЯКОВЛЕВ
(По материалам центра фольклора и
этнографии г. Новосибирска)
«Рудный Алтай»,
17 июня 2000 г.