Роль религии в решении проблемы идеологического вакуума
Частым становится явление, когда многие научные изыскания направлены к раскрытию тем, в отношении которых в свое время были допущены существенные лакуны. В частности, проблемы взаимодействия государства и религиозных организаций в создании государственной идеологии обычно были подвержены в исследовательской литературе совершенно неадекватным методам описания и анализа. Связано это, прежде всего, предубеждением многих политологов в том, что религия является лишь проявлением социально-экономических и политических ситуаций.
Редко кто осмеливался подчеркнуть важность религиозных установок в формировании, к примеру, принципов управления государством. А если и упоминается некий факт религиозного предпочтения, то подается он чаще всего как субъективное волевое решение определенного лица. Такой взгляд, по нашему мнению, является в корне ошибочным. Мы считаем недопустимым подход к исторической действительности в разрыве с религиозно – исторической надстройкой. Опасность такого приема заключается в том, что в обществе создается стереотип, разрушающий целостность и органичность идеологического фона того или иного государства. Потеря же нравственных и целевых ориентиров влечет за собой деградацию и разрушение каркаса общества.
В общем, роль любого развитого идеологического учения, равным по своей значимости которому является в первую очередь религия, в воссоздании фундамента стабильного государства неоспорима.
Духовные лидеры многочисленных конфессий пытаются убедить общественность в важности скорейшего определения нравственных и социальных норм, предлагая идеальные, по их мнению, теократические постулаты.
Возьмем, к примеру, религию ислам. Слово «государство» не получило широкого распространения в мусульманской юридической практике. Для обозначения понятия государства муджтахиды, облеченные полномочиями законотворчества, часто использовали понятие «халифат». Халифат в представлении правоведов ислама есть республика, где глава - халиф избирается на пожизненный срок членами совета муджтахидов из своих рядов. Особенность такой формы правления заключается в том, что глава государства управляет, не обладая властью абсолютного монарха. Связано это с тем, что халиф подчиняется догмам Корана и Сунны Пророка, учитывая также широкую практику крупнейших знатоков мусульманского права.
Развитие исламского законотворчества идет по пути внутренней корректировки и оттачивания правовых методов, существующих в рамках одной юридической области, а также создания общих положений, норм, единых для всех мусульманских правовых школ. Такие нормы повышают регулятивный потенциал исламского права, придают ему логическую целостность и стройность.
В исламе в целом есть немало элементов, связанных с демократизмом, с позитивным содержанием права. Среди них особо следует выделить: социальная справедливость; добровольная милостыня; требование от каждого правоверного мусульманина, чтобы он собственным трудом обеспечивал себя и свою семью; законы ислама, выступающие против того, что вредно для людей: алкоголизма, азартных игр, проституции. Они запрещают производить нечестные операции, обманывать покупателей, продавать недоброкачественные товары, брать взятки т. д. Эти тезисы подтверждает Священный Коран в следующих аятах: «Аллах обетовал, что те из вас, Кто верит и творит благое, Наследниками сей земли пребудут, Как пребывали те, кто был до них. И утвердит Он им вероустав их, Который Он для них избрал, А прежний страх их Безопасностью заменит» (Коран, 24:55).
Мусульманская юриспруденция нашла в себе отражение общих принципов права и общечеловеческих ценностей, в частности, социальной справедливости. Нормы, основанные на Коране и Сунне, содержат положения о необходимости равенства, призывают мусульман воздерживаться от всяческих излишеств и предостерегают от коррупции. Таким образом, изучение исламских законов и норм не потеряло своего значения как в научно-исследовательском, так и в практико-прикладном смыслах.
Следующая особенность исламского права состоит в непосредственном влиянии нравственных норм, предписанных религиозными постулатами, на все основные правовые отношения. В разрешении споров предпочтение отдается примирению сторон перед государственными законами, которые, как правило, должны воплощать религиозные нормы в реальность. Мусульманское право основывается на непререкаемых религиозных постулатах, что придает ему стабильность, именно поэтому мусульманские правоведы осуждают все то, что случайно или неопределенно.
Так сложилось, что ислам в настоящее время воспринимается не в качестве глубокой духовной традиции, а в виде надстроечного декора политических амбиций лидеров деструктивных групп, где ислам служит лишь для того, чтобы грабежи и убийства называть войной за веру. В большей степени пользуются популярностью у таких групп установки ислама, связанные с дележом добычи, и значительно реже - связанные с судопроизводством, управлением, бытовыми правилами. Целью деятельности тоталитарных и деструктивных сект является подрыв безопасности страны пребывания.
Союз государства и религиозных организаций в решении проблем целостности страны стал бы естественным, поскольку нет закона, который бы запрещал власти помогать религии. Да и духовные лидеры признают, что не могут обойтись без поддержки власти.
Правительство могло бы решить вопрос адекватной подачи материалов в средствах массовой информации. Во избежание отрицательных последствий необходима тщательная цензура всех видов информационной продукции, даже если она принадлежит независимым компаниям. Нужно уделить особое внимание переводу и толкованию религиозных источников, так как их неправильная трактовка может нарушить межконфессиональное согласие.
К примеру, взрыв возмущения среди мусульман вызвало содержание брошюры «Аллах в Исламе» под авторством некоего Абд-Эль-Маши, распространяемой баптистами Казахстана. Приведем для убедительности следующие строки из этой брошюры: «Аллах ислама – это нечистый дух сатаны, который и по сей день пользуется огромным влиянием, облекая себя в религиозные одежды». К счастью, мусульманская община проявила благоразумие, отметив, что сии измышления – бесплодные попытки невежественных людей дискредитировать исламские нормы.
Материалы аналитического обозрения псевдоправославного сайта «Веди» отличают, мягко говоря, поверхностный подход к описанию ислама и нежелание проникнуть в суть вещей. Отсюда следует опрометчивое смешивание понятий конфессии и деструктивных сект. Подтекстом декларируется боязнь исламизации государства и нетерпимость к исламу вообще.
Важно организовать качественное и полноценное религиозное образование, как среди духовенства, так и среди молодежи. Ритуальная сетка, закрывающая истинное положение религии, становится препятствием в восприятии того или иного вероучения как целостной системы, включающей в себя конгломерат всеобъемлющих ценностей. Под ритуальной сеткой нами понимается чисто внешнее проявление конфессиональных явлений, будь то обрядовое творчество, либо просветительская деятельность, сведенная к только пустому декларированию и непрестанному изжевыванию банальных истин (в бытовом исламе это часто не объясняемое побуждение к совершению пятикратного намаза, или чтению Корана на языке-оригинале, недоступного для понимания многими верующими). Некоторые религиозные «деятели» во многих случаях представляют собой клоуна - пастыря, лишенного элементарных знаний общественной жизни и социальных вопросов. Их благообразный вид стимулируется лишь меркантильными интересами. Повсеместно встречаются невежественные служители культа, внешний вид и образ жизни которых часто отталкивает передовую общественность. Бывают случаи, к примеру, на панихидах, когда служители культа в большей степени заинтересованы в получении денежного вознаграждения за оказанные услуги, нежели в духовном просвещении масс.
В борьбе с невежеством реальную помощь могут оказать только государственные органы власти. Под эгидой министерства образования в школах нужно ввести несколько часов истории религии. Целесообразна разработка целой программы по ликвидации религиозной безграмотности. Своевременной может оказаться здесь консультация истинных духовных лидеров.
Неоценимую помощь окажут и культурные учреждения. К слову сказать, Восточно-Казахстанский Областной этнографический музей не раз представлял информационную поддержку различным общественным мероприятиям по вопросам истории религии и ее особенностей. В рамках экскурсионной и экспозиционной работы сектором истории религии отдела редких книг, рукописей и иконописи только в первом квартале 2003 года были организованы и разработаны выставка «Евреи на земле Казахстана», междугородний маршрут «По святым православным местам Семипалатинского Прииртышья», передвижная выставка «Четки в Исламе». Музеем проводится объемная консультационная работа со школами и другими учебными заведениями. Сотрудники музея с одобрением поддерживают инициативу Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева о проведении форума мировых религий осенью 2003 года в нашей республике и считают, что грамотная просветительская работа – залог духовного здоровья государства.
Как выразился один из российских политиков, вывод напрашивается сам собой: насколько общество будет образованнее в религии, настолько личности в нем будут грамотнее и человечнее.
Воздействие пережитков прошлого, а затем стихийный поиск идейных ориентиров и нравственных ценностей породили идеологический вакуум. Настала потребность возвратиться к тем истокам, питающих души людей и побуждающих творить благие деяния. Роль религии в этом смысле трудно переоценить. Поэтому руководителям конфессиональных групп желательно не только внести свои предложения по проблеме взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере образования и противодействия религиозному экстремизму, но и внедрять в жизнь под чутким руководством органов власти позитивные идеологические установки. В обеспечении безопасности страны и развитии демократического общества в современных условиях взаимоотношения между религией и государством имеют решающее значение.
Литература
- Абд-Эль-Маши. Аллах в Исламе. – Австрия - Голос надежды.- С.41.
- К нам едет кардинал.(Интерфакс-Казахстан). // Время. Еженедельная газета. № 19 (208) от 15.05.2003.- С.4.
- Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман В. Пороховой. Изд.5-ое. – М., 2000.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1990.
Кемел Токумбаев
Роль ислама в укреплении духовного согласия в Казахстане: Материалы докладов областной зональной научно-практической конференции. г. Зайсан, 22 мая 2003 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|