• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Ларионов М.М. Из истории православного Усть-Каменогорска в 20-х – 30-х гг. xx века. Обновленческий раскол

© Ларионов М.М.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
В 20-Х – 30-Х ГГ. XX ВЕКА.
ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ РАСКОЛ

Годы Советской власти, с позиции дня сегодняшнего, представляются наиболее интересными для историков и краеведов, так как тема эта долгие десятилетия была закрыта для изучения и не была востребована в советском обществе. В наше время вопросы недавней истории вызывают все больший интерес. Стали доступными ранее засекреченные документы. День ото дня выявляются  негативные факты пагубного влияния социалистического строя на все стороны жизнедеятельности людей, факты многочисленных нарушений прав человека во всех областях его бытия, включая свободу вероисповеданий и многое другое.

С помощью ряда документов, попробуем воссоздать события, происходившие в 20-х – 30-х годах XX века в Усть-Каменогорске, связанные с периодом обновленческого раскола Русской Православной Церкви.

Как для Советского Союза в целом, так и для Усть-Каменогорска в частности наиболее важными для послереволюционной эпохи представляется 1923 год, наполненный событиями, определившими ход истории на ближайшие два десятилетия. Речь идет о так называемом Обновленческом расколе. Раскол учинила группа петроградского и московского духовенства, воспользовавшись временным устранением патриарха Тихона от управления церковью и находившегося под домашним арестом. Не вдаваясь в подробности сущности обновленчества, можно выделить следующие главные требования расколоучителей. 1) Упразднение патриаршества (недавно восстановленного) и взамен Синодальное управление. 2). Реформа богослужений (перевод на русский язык, сокращение, широкое литургическое творчество, отказ от строгости устава Типикона . 3). Белый епископат (т.е. женатый, вопреки тысячелетнему правилу); Здесь же - второбрачие для духовенства. 4). Упразднение института монашества. 5). Безусловная лояльность к социальной революции и установившейся  (богоборческой - авт.) Советской власти.

Обновленческие тенденции в Российской церкви наблюдались в центре  и на местах еще в дореволюционный период, но пресекались на корню в условиях существования Православия, как государственной религии. Новая власть, стремясь к ослаблению позиций православия, широко использовала внутренние церковные настроения для достижения своих целей.

В силу сложившихся обстоятельств, обновленцы пользовались в первые годы существования раскола покровительством со стороны Советской власти. Одна из фракций обновленцев - "Живая Церковь" напрямую сотрудничала с ГПУ.

В результате, верные патриарху епископы и священники подверглись преследованиям, в то время как обновленцы захватывали один храм за другим, часто являясь явными и косвенными виновниками арестов и казней тихоновцев.

В официальных документах, хранящихся в Гос. Архиве ВКО, относящихся  к 20-м - 30-м г.г. ХХ века приняты следующие обозначения различных групп православных  верующих. Во-первых,  обновленцы  - их так и называли. Кроме того встречаются  такие понятия как "Живоцерковники" и "Синодалы". Термин "Живоцерковники" не верен, т.к. эта фракция недолго просуществовала в обновленческой среде и, разумеется, не была главенствующей. Приоритет сохранился за группой "СОДАЦ" (Союз общин Древле-Апостольской церкви), возглавляемой главным идеологом обновленчества, петроградским протоиереем Александром Ивановичем Введенским, впоследствии ставшим во главе раскола, с пышным титулом: "Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Православных церквей СССР". От соратников Александр Иванович получил еще титул "Митрополит-Благовестник", за свои выдающиеся ораторские способности. Православные же, т.е. сохранившие верность вековым устоям получили данные обновленцами названия "старо-церковники" и "старо-православные", которые были приняты представителями Советской власти. При этом не следует путать старо-православных и старообрядцев, появившихся на Руси в результате несогласия с реформами Святейшего Патриарха Никона в ХVII веке.

Документы, хранящиеся в ГАВКО, свидетельствуют о том, что православные, вынужденные  ютиться в домах, не оставляли мысли вернуть себе храмовое помещение.  Вот, например, протокол заседания президиума Усть-Каменогорского горсовета, состоявшегося 8-9 сентября 1927 года под председательством  Захарова. Под пунктом № 15 рассматривался вопрос о передаче одного из храмов, находящихся в пользовании Покровско-Троицкой общины в ведение Старо-Православной общины (Захаров, Худяков, Баженова, Маяцкий, Изотова, Шайтанов, Клюковский).

"Рассмотрев и обсудив заявление Старо-Православной общины Покровско-Троицкой (обновленцы) о передаче одного из храмов, находящихся в пользовании  Покровско-Троицкой общины в ведение Старо-Православной общины (тихоновцы) Президиум Горсовета постановил:

Ввиду того, что Старо-Православная община в 1923 году сама же отказалась взять храм, боясь ответственности и мотивируя тяжелым условием выполнения договора, предлагаемого Адмотделом таким образом обои соборы  добровольно были переданы обновленцам, которые заключили договор с Адмотделом и пока до сего времени ни один пункт договора не нарушен, чтобы могло последовать расторжение договора, а поэтому ходатайство Старо-Православной общины оставить без удовлетворения и договор  заключенный с Адмотделом в 1923-25 г. впредь считать в силе, т.е. храмы остаются в пользовании общины обновленцев" (такая орфография в подлиннике).  [1]

В ближайших окрестностях Усть-Каменогорска в 20-х г.г. ХХ века еще существовали приходы Тихоновской  ориентации.   Об этом, а также о вмешательстве властей в приходские дела свидетельствует  другой документ.

"Протокол № 33  заседания Президиума Устькаменогорского  городского Совета,

состоявшегося  8-го ноября 1927 г. Председатель – Захаров,  Секретарь – Харченко.

§ 3. Рассмотрение материалов о незаконной перевозке строений быв. Казачьей станицы, находящихся в городе по ул. К. Маркса, Церковным Советом Православной Общины с. Ново-Устькаменогорского (Чекалов. Захаров).

Признать, что Церковный Совет Православной общины с. Ново-Устькаменогорского (ныне Меновное - авт.) перевозку строений быв. Казачьей (в подл. Казачьей) станицы произвел незаконно, а поэтому указанные строения закрепить за Комхозом. Одновременно просить УИК дать распоряжение Станичному Совету Ново-Устькаменогорского об изъятии указанного строения от Церковного Совета, а местхозу села б % Меновного передать по договору в аренду Станичному Совету". [2]

Вообще следует обратить внимание на тот факт, что до момента массового закрытия сельских церквей, количество обновленческих и старо-православных общин в Устькаменогорском  уезде было примерно равным, с преобладанием старо-православных, имеющих 28 сельских храмов и молитвенных домов против 20-ти синодальных. Храмовый перевес наблюдался за синодальными  лишь в городе: 1:3 [3]

Постепенно церковная жизнь сводилась к крупным населенным пунктам и городам области. В середине 30-х г.г. ХХ века продолжали действовать в Усть-Каменогорске две половины когда-то единой общины Покровского собора: обновленцы и старо-православные. Правда, произошли некоторые серьезные изменения в отношениях между Советским государством и обновленцами. Постепенно, в связи  с нарастанием политики массовых репрессий, власть перестала различать тихоновцев и синодалов. Вся мощь механизмов подавления обрушилась и на раскольников, сыгравших свою роль в разложении  церкви и теперь ставших ненужными. Последовали, в общесоюзном масштабе, закрытия обновленческих церквей, аресты рядового духовенства и видных иерархов, в числе которых оказался известный "якобинец", митрополит всея Сибири Петр (Блинов) навеки исчезнувший за воротами Могилевского следственного изолятора. Первая серьезная утрата для обновленческой Покровско-Троицкой общины произошла еще в 1928 году, когда был на долгие десятилетия закрыт старейший ныне в Прииртышье  Троицкий храм в крепости.

Таким образом, по Усть-Каменогорску к середине 30-х г.г. сложилась  следующая ситуация. Обновленцы владели Покровским собором и Трехсвятительской церковью в Заульбинской слободе (по нынешн. ул. Бажова, напротив старого корпуса  Пединститута). Старо-православная община теперь размещалась по улице Красно-Октябрьской (ныне Ауэзова) о чем свидетельствуют архивные документы.

Перед нами имена верхушки обновленческой общины Покровского собора по состоянию на 29/VII -1935 года. Председатель – протодиакон (без места) Е.К. Никулин. Члены Церковного Совета: Ищенко Сергей Макарович, Гусев Андрей Иванович, Карликова Анастасия Сергеевна, Петрова Мария Петровна, Скавырская Александра Егоровна, Нестеренко Матвей Иванович. Священнослужители: Настоятель и благочинный - протоиерей Николай Чуреев, протоиерей Николай Быстров. В это же время в Усть-Каменогорск из Семипалатинска прибывает правящий архиерей обновленческой епархии – митрополит Фокин. [4]

Старо-Православная Покровская община имела аналогичный Исполнительный орган. Сохранился список с указанием Ф.И.О., возраста, места службы и занимаемой должности, рода занятий с 1914 года до времени составления списка, а также пометки о судимости (или отсутствии таковой) и (что важно) домашние адреса. Председатель Совета - Балакина Татьяна Васильевна, Члены Совета: Климченко Яков Михайлович и Хридин  Адриан Семенович. В ревизионную комиссию входили: Председатель – Феноменов Иван Сергеевич  (сын расстрелянного в 1918 году большевиками протоиерея Сергия Феноменова). Члены: Хридин А.С., Кошлева Анна Алексеевна. Было две церковных старосты (ктиторы): Платунова Анна Андреевна и Меркурьева  Вера Афанасьевна.

Известны имена православных служителей Покровской общины: 1) Настоятель – протоиерей Алексей Пчелин, 2) священник Сергий Христофоров, 3) Протодиакон Симеон Георгиевич Вишняков. Кандидатом в члены Совета были: Косенков Алексей Архипович, Семенова Ирина Гавриловна, Ильин Семен Васильевич, Сычугов Александр Владимирович. [5]

В середине 30-х годов ХХ века православные не оставляли попыток вернуть себе Покровский собор, или хотя бы  его часть. На заседании Президиума Усть-Каменогорского  Горсовета, состоявшегося 8 октября 1934 года под пунктом 7 (седьмым) разбиралось следующее дело:

"…Слушали: Заявление членов Покровского приходского Совета о разрешении производить молитвенные собрания в одной из половин собора.

Постановили: Ходатайство общины удовлетворить, занятие одной из половин собора рекомендовать договориться с обновленческой общиной". [6]

Документ подтверждает изменение отношения Советского государства к обновленцам. Власти уже не столь категоричны  как ранее. К сожалению, Покровский собор полностью продолжал принадлежать обновленцам, которые, не допуская православных, не в состоянии были своими силами поддерживать внешнее и внутреннее благолепие собора.

Еще раньше тяжбы за право служения в Покровском соборе, а именно 16 марта 1934 года над городом перестал раздаваться "малиновый звон" колоколов. В этот день происходило очередное заседание президиума Горсовета, на котором под пунктом № 7 стоял следующий вопрос:

"Слушали: Заявление трудящихся масс о прекращении колокольного звона на Покровском сборе.

Постановили: В связи с поступлением заявлений трудящихся масс о прекращении колокольного звона на Покровском соборе и учитывая, что последний (звон) мешает работе учреждений и организаций, особенно в дни старобытового религиозного праздника Пасхи. Предложить церковному Совету общины верующих христиан Покровского Собора прекратить колокольный звон на Соборе, как в пасхальные дни, так и во все остальные дни сбора верующих христиан". [7]

Каждый представляет сегодня, чем бы грозило приходскому Совету и верующим в те годы отказ от подобного рода предложения. Звон был прекращен.

1935-1936 годы - время трагического завершения существования Покровского собора. Среди обновленцев, которых теперь возглавлял протоиерей Быстров, наметились метания, лихорадочные поиски выхода из надвигавшегося тупика. Не в силах содержать собор, выплачивать все возраставшие налоги на помещение и священнослужителей, синодалы в апреле 1935 года добровольно оставили собор, помещением которого незадолго до этого не желали делиться с православной общиной.

Перед нами протокол № 5 заседания Президиума  Усть-Каменогорского Горсовета от 3 апреля 1935 года.

"…§ 3. Слушали: Рассмотрение ходатайства и утверждение протокола общего собрания и совета общины религиозников и перемещении из собора с предоставлением помещения.

Постановили:

В ходатайстве удовлетворить. Протокол общего собрания общины утвердить., предложить Зав. горкомхозом и руководителю жил. союза немедленно предоставить помещение для религиозников вполне пригодным для служения. (все эти нелепые обороты в подлиннике). Просить Райисполком решение Президиума Горсовета утвердить". [22]

Обычная для тех лет картина агонии обновленчества. Оставшись почти без паствы, не имеющие возможности выжить, раскольники по всему СССР продолжали удерживать храмы в своей власти. Время от времени пустующие соборы и церкви у них отбирались государством и, в большинстве случаев, уничтожались. Тогда  обновленцы захватывали существующие православные храмы, которые ждала та же судьба. Они явились косвенными, а часто и прямыми виновниками закрытия десятков тысяч церквей в СССР и их разрушения. [9 – с. 281-334]

После закрытия у Покровского собора были с помощью тракторов снесены купола, но храм стоял еще немногим больше года.

Наступил роковой для собора 1936 год. Давно угасла жизнь большинства сельских приходов. Но в Усть-Каменогорске продолжали действовать два обновленческих храма: Покровский молитвенный дом и Трехсвятительская церковь, и православный Покровский молитвенный дом. Правда размещался он уже не по Красно-Октябрьской улице, а по новому адресу, о чем свидетельствует следующее заявление на имя  председателя Усть-Каменогорского гор. Совета Кировского района.

"… Церковный Совет Устькаменогорской  старо-православной Покровской общины настоящим ставит в известность Устькаменогорский гор. Совет, что молитвенные собрания верующих общины с 21 марта 1936 года имеют происходить по Сенному переулку (ныне Орджоникидзе) в доме № 48. О чем просит сообщить органам местной городской милиции для сведения.

21 марта 1936. № 10". [10]

Некоторые изменения коснулись и обновленцев. Теперь их общину возглавил протоиерей Быстров. Ниже приводится анкета

"… Форма № 5 На служителя культа Покровской церкви Усть-Каменогорска, Кировского района обновленческой ориентации.

  1. 1. Быстров Николай Алексеевич
  2. 2. Родился в 1878 году
  3. 3. Сан - священник (протоиерей - авт.), он же благочинный
  4. 4. Служу на духовной службе с 1902 года
  5. 5. Под судом не был
  6. 6. Район деятельности: г. Усть-Каменогорск Кировского района

Район деятельности благочиния: Кировский район

7. адрес: г. Усть-Каменогорск, Кировского района. ул. Ленинская, 23.

13-ого сентября 1935 г. Н. Быстров". [11]

В последний день мая 1936 года состоялось Заседание Устькаменогорского городского Совета. Решались различные будничные проблемы. Пятым пунктом протокола собрания, который был записан простым карандашом в ученической тетради, был раздел "разное". После решения судьбы некоего подсобного работника, чем-то проштрафившегося, заслушали сообщение:

"…  О разборке здания бывшего собора.

Постановили: В связи с тем, что здание собора - приспособить под иное здание без вложений громадных  сумм невозможно, пленум находит целесообразным его разобрать и использовать материал на нужды местного строительства …" [12]

Не стало Покровского собора. На имеющейся в фондах ВКОЭМ  фотографии, сделанной с высоты Пожарного депо в 1937 году среди знакомых  строений центра города ощущается нехватка чего-то. Собора. В последствии были снесены торговые ряды и часовня на базарной площади, а территория двух бывших площадей соединились в границах новопосаженного  парка им. С.М. Кирова.

В сентябре 1936 года обновленцев постиг еще один удар. Пал их последний бастион - Трехсвятительский храм в Заульбинской слободе, когда-то приписной  к  Покровскому собору, а теперь единственный типовой в городе. Познакомимся  с документом, закрепившим уничтожение последнего дореволюционного храма.

"Постановление президиума Каз. ЦИК "О закрытии Заульбинской церкви".

На основании ст. т. 49,51 постановления ВЦИК от 8.04.28 г. о культах, договор с общиной верующих при Заульбинской церкви расторгнуть ввиду не исполнения общиной предложения технической комиссии о ремонте здания церкви. Заульбинскую церковь ликвидировать. Здание передать в распоряжение Заульбинского сельского совета, под культурно-просветительное учреждение.

21 сентября 1936 года". [13]

В заключение следует добавить, что в 1938 году всякие легальные богослужения в городе были прекращены после закрытия последних молитвенных домов, как тихоновцев, так и обновленцев.

ПРИМЕЧАНИЯ

1   ГАВКО, ф.1, 0.1, д. 1, л. 94.

2   ГАВКО, ф.1, 0.1, д.1, л. 115 об.

3   ГАВКО, ф.1, 0.1, д.14, св. 2, л. 117 об. - 118.

4   ГАВКО, ф. 1, 0.1, д. 90, л - 17.

5   ГАВКО, ф. 1, 0.1, д 90, лист - 3 об.;

ГАВКО, ф. 1, 0.1, д. 90 лист - 37.

6   ГАВКО, ф.1, 0.1, д. 94, св. 10, лист - 131.

7   ГАВКО, ф.1,  0.1, д. 94, св. 10, лист - 50.

8   ГАВКО, ф.1, 0.1, д. 113, св. 13, лист - 9 об.

9  М.Е. Губонин. Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Книга I.  "САТИС" Санкт-Петербург. 1994 г. – 448c.

10   ГАВКО, ф.1, 0.1, д. 90, л 66.

11   ГАВКО, ф.1, 0.1, д. 90. л. 18.

12   ГАВКО, ф.1, 0.1 д. 134, св. 15, л.л. 47 об. - 48.

13   ГАВКО, ф. 3, 0.1, д. 344, св. 35, л. 109.

Опубликовано:  Вестник Университета Кайнар. № 3/1, Алматы, 2007 г.- С. 55 – 60.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы