• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Ларионов М.М. Из новейшей истории Троицкого монастыря города Усть-Каменогорска. 1993 – 1996 гг.

© Ларионов М.М., к.и.н.

ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА. 1993 – 1996 ГГ.

Свято-Троицкий мужской монастырь города Усть-Каменогорска был основан на базе Троицкого храма и находящихся рядом построек бывшей крепости. В сущности, совокупность сохранившегося ансамбля построек бывшей крепости была обращена в монастырь, в соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 г.

Немного предистории. Первый, временный походный храм возник на этом месте практически одновременно с основанием города Усть-Каменогорска в 1720 г. В 40-х гг. XVIII в. строится деревянная церковь, позднее сгоревшая. В 1775 г. церковь отстраивается вновь, а с 1789 по 1809 г.г. строится новый кирпичный храм [1].

После установления  советской власти, Троицкая церковь в 1923 г. становится обновленческой, а в 1928 г. в ней надолго прекращаются богослужения. Помещение храма использовалось под хозяйственные различные нужды комендатуры крепости, в чьё ведение он был передан: картофелехранилище, овощехранилище и т.д. Кроме этого, длительное время в церкви располагался гарнизонный клуб. В последние десятилетия, перед возвращением храма православной общине, в нём был устроен склад №1  «Военторга» [2]. Решение о возвращении храма общине верующих было принято в 1989 г., а фактическая передача его и прилегающей территории состоялась лишь в 1991 г. [3]. Первым настоятелем храма стал протоиерей Вячеслав Дылевский, во время настоятельства которого был создан церковный хор, налажен непрерывный ход уставных богослужений. При храме начинает функционировать детская воскресная школа. В недолгий период существования Троицкого собора, как одного из городских приходов была подготовлена почва для учреждения монастыря.

Первым наместником Свято-Троицкого мужского монастыря был назначен игумен Аристарх (Михаил Александрович Хмыров), уроженец Караганды, воспитанник московских духовных семинарии и академии. [4].

Время наместничества игумена Аристарха (Хмырова) характеризуется значительной нестабильностью внутреннего положения прихода и кадровой «чехардой». На момент его назначения в штате храма числились следующие клирики: игумен Спиридон (Теплухин), иеромонахи Иустин (Ларионов) и Софроний (Евтихеев), диакон Алексий Алабугин.

Вскоре после учреждения монастыря произошли некоторые изменения в составе священнослужителей. 21 сентября 1993 года иеромонах Софроний (Евтихеев) был назначен казначеем Троицкого монастыря [5]. В этот же день в число братии монастыря был зачислен рукоположенный в священный сан иеромонах Симеон (Зимняков) [6].

Иеромонах Иустин (Ларионов) Указом от 19 октября 1993 года он был отчислен из числа братии монастыря и назначен настоятелем Покровского храма посёлка Самарское Самарского района и Богородице-Рождественского храма посёлка Асубулак Уланского района [7].

Одновременно с отчислением из монастыря иеромонаха Иустина, в число братии был зачислен иеромонах Зосима (Евсеев), ранее бывший настоятелем Покровского храма села Самарского. Вместе с новым назначением иеромонах Зосима, запрещался в священном служении в связи с обстоятельствами своей деятельности на приходе. Кроме того, по состоянию здоровья ему предоставлялся лечебный отпуск на два с лишним месяца, до праздника Рождества Христова 1994 года [8].

В марте 1994 года с иеромонаха Зосимы было снято запрещение в священнослужении. 9 марта издаются два Указа правящего архиерея. Первый Указ гласил, что запрещение «по принесении раскаяния и свидетельства искреннего сокрушения о содеянном» снимается [9]. Второй Указ возвещал о восстановлении иеромонаха Зосимы в должности настоятеля Покровского храма посёлка Самарское и о почислении его из числа братии Троицкого монастыря [10]. Так закончилось официальное пребывание Зосимы в монастыре.

15 марта был почислен за штат епархии с запрещением в священном служении диакон Алексий Алабугин [11]. Увольнение его носило добровольный характер. Спустя некоторое время Алексий Алабугин ушёл из Церкви, поставил себя вне её законов, и, объявил себя «Светочем истины», патриархом нового религиозного объединения, единственным членом которого был он сам. Именовал он себя скромно – «Мы». Видимо впоследствии роль всемирного «духовного главы» ему надоела, или ноша оказалась непосильной, но уже в начале XXI века  Алексий Алабугин переквалифицировался в  водителя автобуса.

1994 год знаменателен первыми монашескими постригами, осуществлёнными в Троицком мужском монастыре, причём, кроме одного, постригами женскими.

10 апреля в Неделю 4-ую Великого поста, после совершения чина Пассии, состоялось первое пострижение в монашество совершённое отцом наместником – послушника Владислава Евгеньевича Белкина, с наречением имени Моисей [12].

25 апреля, в Великий Понедельник Страстной седмицы Великого поста, после вечернего богослужения, игумен Аристарх совершил пострижение послушницы Гулидовой Ирины Егоровны в монашество, с наречением имени Параскева [13], а также послушницы Тимощенко Анны Семёновны, с наречением имени Евфимия [14].

Спустя два дня, в Великую Среду Страстной седмицы Великого поста, состоялось пострижение в монашество псаломщицы Марии Михайловны Сухоребрик, с наречением имени Варвара [15].

1 июня на должность псаломщика в Троицкий монастырь, по благословению архиепископа Алексия, был определён Владимир Васильевич Кондратьев, из учащихся Алма-Атинского Епархиального училища [16]. Через полгода, он был рукоположен в сан диакона и назначен в монастырь для служения [17].

25 декабря 1994 г. насельником монастыря был назначен иеромонах Илия (Чёрный) [18].

Таким образом, к началу 1995 года сложился следующий состав священнослужителей: два игумена – наместник Аристарх и Спиридон, два иеромонаха –  Симеон и Илия, один диакон – Владимир Кондратьев.

Верхний хор возглавлялся регентом Геннадием Васильевым, но численность его неуклонно сокращалась по требованию отца наместника. По словам регента, при составлении ежемесячных ведомостей к оплате труда певчих, отец Аристарх всякий раз требовал в дальнейшем отказаться от услуг того или иного хориста. В конце года Геннадий Васильев был принят в штат Читинской и Забайкальской епархии, где был рукоположен в сан диакона. На нижнем клиросе несли послушание монахиня Варвара и Ольга Яковлевна Султанова.

Одновременно шёл процесс формирования певческого коллектива, находящегося под непосредственным патронажем игумена Аристарха. Кроме самого отца наместника сюда были включены Владимир Тесленко и Лариса Еремеева (Котова), а также некоторые другие лица.

Значительные кадровые изменения в составе клира Троицкого монастыря произошли в весенний период 1995 года. 1 апреля в число насельников были приняты незадолго перед тем рукоположенные в священный сан молодые иеромонахи – Стефан (Канубриков) и Нифонт (Жилин) [19, 20]. Указом архиепископа Алексия (Кутепова) от 31 марта, был уволен от должности и отчислен за штат Алма-Атинской епархии с правом перехода в Читинскую епархию клирик Троицкого монастыря иеромонах Симеон (Зимняков) [21].

18 июня из числа братии монастыря был отчислен иеромонах Илия (Чёрный). Он получил назначение на должность настоятеля Покровского храма села Самарского [22]. В следующем году иеромонаху Илие предстояло возвращение в Троицкий монастырь уже в новом качестве.

Новый, 1996 год оказался наполненным значительными событиями в истории Троицкого монастыря. Свидетельством глубочайшего кризиса духовной жизни монашеской общины в этот период является частая смена не только рядовых священнослужителей, но и как мы увидим далее отцов наместников.

Неуклонно приближался к завершению срок правления игумена Аристарха (Хмырова). Начало года ещё не предвещало трагической для него развязки, но некоторые тревожные, предупредительные нотки уже прозвучали в резолюции правящего архиерея, положенной на Деловой отчёт наместника [23].

Вскоре из монастыря были удалены иеромонахи Стефан (Канубриков) и Нифонт (Жилин). Между ними и наместником возник конфликт, в результате которого оба монаха были изгнаны из монастыря и определены в отдалённые приходы. Иеромонах Стефан Указом от 14 марта назначался настоятелем Ильинского храма села Урджар Семипалатинской области, а иеромонах Нифонт в этот же день получил назначение на Казанский приход села Тургусун Зыряновского района Восточно-Казахстанской области [24, 25].

22 марта, в пятницу Крестопоклонной недели Великого поста, после вечернего богослужения в Троицком храме, послушник Иван Петрович Тепляков был пострижен игуменом Аристархом в монашество с наречением ему имени Амвросий [26]. Постриг послушника Амвросия был одним из последних деяний Аристарха. Указом от 1 июня 1996 г. он освобождался от обязанностей наместника монастыря и назначался клириком собора г. Караганды. [27]. Наместником был назначен иеромонах Илия (Чёрный) [28], начинавший  своё церковное служение, после рукоположения в 1990 году в сан иеродиакона, на юге Казахстана в городе Кызылорда.

По прибытии в Усть-Каменогорск иеромонаха Илии, ему пришлось столкнуться с таким явлением как «двоевластие». Для его предшественника отстранение от занимаемой должности пережить было достаточно сложно. Со стороны игумена Аристарха, были предприняты все возможные попытки, вернуть всё на свои места.

В итоге период «двоевластия» всё-таки благополучно был завершён постановлением Священного Синода по представлению архиепископа Алексия (Кутепова). Впрочем, этим нестроения в Троицком монастыре не были завершены. Поскольку иеромонах Илия не встал на путь добросовестного исполнения возложенных на него обязанностей, и своими действиями лишь усугубил и без того критическую ситуацию в монастыре, то вскоре он был подвергнут временному запрещению в священном служении. В середине октября архиепископ Алексий снял с него запрещение и благословил дальнейшее отправление обязанностей наместника [29]. Но было уже слишком поздно. Время его бесцветного и непродуктивного наместничества (притом, что его человеческие свойства были, далеко не так уж и плохи) стремительно приближалось к своему печальному концу.

За время руководства обителью иеромонахом Илиёй, существенных изменений в составе клира не произошло, кроме того, что после рукоположения в священный сан, на служение к Троицкому храму был назначен иеромонах Арсений (Волошин) [30].

28 октября произошло на первый взгляд рядовое событие. По ходатайству иеромонаха Илии, имея на руках архиерейское благословение, в Троицкий монастырь прибыл неизвестный тогда никому послушник Алексей Юрьевич Дивенко, до этого в качестве подсобного работника трудившийся в Алматы [31]. Одновременно Алексей Дивенко был назначен на должность казначея монастыря. Дальнейшее развитие событий раскроет читателям важность этого сюжета в истории Троицкого монастыря.

То обстоятельство, что иеромонах Илия не смог преодолеть последствия предыдущего правления, не нашёл в себе силы и воли справиться с собственными искушениями, уже через месяц привело к печальному для него, но вполне логическому концу. Архиерейским Указом от 5 декабря 1996 года наместник монастыря иеромонах Илия за самовольное оставление места служения и казнокрадство был отстранён от должности и запрещён в священном служении [32].

Одновременно с увольнением наместника в Троицкий монастырь поступили и другие распоряжения правящего архиерея, вызванные необходимостью срочного исправления всех накопленных к концу 1996 года недостатков в обеспечении нормальной жизни и деятельности Троицкой обители. Так, в частности, временно приостанавливались все ремонтно-строительные работы, проводимые в монастыре. Эта мера была на тот момент необходима в связи с крайне тяжёлым материальным положением, сложившимся в результате обозначенных ранее причин. Предлагалось всеми возможными способами стабилизировать материальную базу обители, а также представить на рассмотрение епархиальных властей план-график предполагаемых к возобновлению ремонтно-строительных работ [33].

Исполнение всех этих распоряжений было возложено на иеромонаха Платона, назначенного архиепископом Алексием, исполняющим обязанности наместника Троицкого монастыря [34]. Мы уже говорили об Алексее Юрьевиче Дивенко, недавно прибывшем на послушание в монастырь и занявшем должность казначея. Именно ему, после монашеского пострига и последовательного рукоположения в диаконский и священнический сан было доверено нелёгкое дело по устройству прихода и монастырской жизни в Троицком монастыре.

Что же происходило в описываемый период монастырской смуты со зданиями на территории Троицкого монастыря? Какие изменения коснулись ценнейших для Усть-Каменогорска исторических памятников?

Существенных изменений, несмотря на все декларации не произошло. Наиболее благоприятная ситуация сложилась вокруг Троицкого храма. К концу наместничества игумена Аристарха были оштукатурены и побелены стены здания, а также осуществлена замена кровли. Рядом с церковью появилась звонница, выполненная, впрочем, достаточно безвкусно. Она, при всей своей необходимости, как важного компонента православного богослужения, всё-таки изуродовала нелепыми формами ансамбль монастырских построек в целом, и, значительно затруднила зрительное восприятие Троицкого храма в частности. К сожалению, эта звонница в последующие годы так и не была снесена и, по прежнему «красуется» на неподобающем ей месте.

Двухэтажное кирпичное здание так и осталось в том состоянии, в котором было передано Церкви в 1991 году. Естественно, при этом, что ни о каком его использовании речь даже и не заходила. При посещении монастыря архиепископом Алексием (Кутеповым), игумену Аристарху (Хмырову) были даны устные указания по внутренней перепланировке верхнего этажа здания, но дальше разговоров об этом, дело так и не продвинулось. Строение продолжало разрушаться, территория вокруг него обильно зарастала бурьяном.

Одноэтажное здание деревянной казармы, используемое под собственно монастырь, как было освоено ещё в бытность настоятелем протоиерея Вячеслава Дылевского, продолжало своё существование без сколько-нибудь значительных изменений.

Остатки бывшего оборонительного вала искусственным образом были несколько наращены, во всяком случае, каких бы то существенных повреждений осуществлено за этот период не было.

Существенный вред ансамблю монастырских построек наносило наличие автомобильной стоянки на его территории. Стоянка вызывала многочисленные нарекания со стороны, как прихожан, так и прочих разовых посетителей Троицкого храма. Но, поскольку она приносила не малый, а главное, стабильный доход, то отказаться от неё монастырскому начальству было нелегко.

Из важнейших событий общественной жизни города Усть-Каменогорска, связанных с историей монастыря, следует особо отметить передачу Троицкому храму иконы Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского из фондов Восточно-Казахстанского областного этнографического музея [35].

В заключении необходимо заметить, что, историю Троицкого храма в монастырский период, можно разделить на два основных этапа: период внутренней нестабильности, своеобразной церковной смуты, и восстановительный период, характеризуемый также активной строительной деятельностью.

Первый период хронологически совпадает со временем правления первых двух наместников – игумена Аристарха (Хмырова) и иеромонаха Илии (Чёрного). В целом, этот период охарактеризован в настоящей работе.

Второй период – время наместничества иеромонаха, а затем и игумена Платона (Дивенко), личности во многом неоднозначной, но, безусловно, значимой в новейшей истории Троицкого храма. Ко второму периоду можно отнести и нынешнее правление – наместничество игумена Митрофана (Тузова).

Исходя из этих посылов, наиболее целесообразным представляется  закончить статью назначением наместником иеромонаха Платона, открывшим новую страницу в истории Троицкого монастыря.

Литература и источники

1 Б.Г. Герасимов. Старинные церкви Семипалатинской области. // Избранные труды, факсимильное издание. Усть-Каменогорск, 2000. – 335 с.

2 Гос. архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО),  Ф.70., Оп.2., Д.6., Л.7

3 Официальный отдел. Богу – Богово. / Газета «Рудный Алтай», № 103 (16468), Усть-Каменогорск, 6.6.1991.

4 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Циркулярное письмо архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). Август 1993 г.

5 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 798 от 21 сентября 1993 г.

6 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 797 от 21 сентября 1993 г.

7 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 839 от 19 октября 1993 г.

8 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 854 от 25 октября 1993 г.

9 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 131 от 9 марта 1993 г.

10 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 132 от 9 марта 1994 г.

11 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 171 от 15 марта 1994 г.

12 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение на монашеское пострижение Белкина Владислава Евгеньевича игуменом Аристархом (Хмыровым)  № 42 от 27 апреля 1994 г.

13 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение на монашеское пострижение Гулидовой Ирины Егоровны игуменом Аристархом (Хмыровым)  № 40 от 25 апреля 1994 г.

14 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение на монашеское пострижение Тимощенко Анны Семёновны игуменом Аристархом (Хмыровым)  № 41 от 25 апреля 1994 г.

15 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение на монашеское пострижение Сухоребрик Марии Михайловны игуменом Аристархом (Хмыровым)  № 43 от 5 мая 1994 г.

16 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 470 от 26 мая 1994 г.

17 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 2 от 3 января 1995 г.

18 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1079 от 28 декабря 1994 г.

19 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 274 от 20 марта  1995 г.

20 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 275 от 20 марта 1995 г.

21 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 330 от 31 марта 1995 г.

22 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 802 от 17 июня 1995 г.

23 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 161 от 31 января 1996 г.

24 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 367 от 14 марта 1996 г.

25 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 368 от 14 марта 1996 г.

26 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Удостоверение на монашеское пострижение Теплякова Ивана Петровича игуменом Аристархом (Хмыровым)  № 191 от 23 марта 1996 г.

27 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 704 от 27 мая 1996 г.

28 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 690 от 27 мая 1996 г.

29 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Распоряжение архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1257 от 16 октября 1996 г.

30 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Указ архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1091 от 29 августа  1996 г.

31 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1286 от 28 октября 1996 г.

32 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Резолюция архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1453 от 5 декабря 1996 г.

33 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Распоряжение архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1455 от 5 декабря 1996 г.

34 Архив Усть-Каменогорского Троицкого мужского монастыря. Распоряжение архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова) № 1454 от 5 декабря 1996 г.

35 Н. Михеева. ««Николай Чудотворец» для всех страждущих». / ВКО газета «Рудный Алтай», №47 (17216), 20 апреля 1996 г.


Опубликовано: Вестник Университета Кайнар. № 1/1, Алматы, 2011. – С. 17 – 22

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы