• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Осерчева О.Н. Послание на Убу староверам. (Атрибуция почтовой открытки из фондовой коллекции ВКЭМЗ г. Усть-Каменогорска)

О.Н. Осерчева

Послание на Убу староверам

(Атрибуция почтовой открытки из фондовой коллекции ВКЭМЗ г. Усть-Каменогорска)

В 1979 году в коллекцию только что создавшегося на основе старообрядческой субкультуры Восточного Казахстана музея этнографии г. Усть-Каменогорска потомственный старообрядец Немцев Семен Кириллович[1] передал в дар икону на дереве «Положение во гроб» и 27 предметов бумажного фонда конца XIX – первой половины XX вв. [1], среди которых оказалась старинная почтовая открытка [3], вызвавшая непосредственный интерес тем, что была адресована на Убу староверам Гусляковым кем-то из местных жителей, по всей видимости, направившихся в Москву.

На обороте открытки (Фото 1) в колонке «Место для адреса» читаем: «На Убу заимка Гусляковым И(?) Наумовичу Мякинину пер…? Виналию Гусл…». Кто такой И(?) Наумович Мякинин неизвестно, а вот Виналий Гусляков для нас личность знакомая. Предположительно на момент отправки письма он находился в возрасте до 17 лет, поэтому вполне понятен интерес юноши, воспитанного в традициях того времени, к книге Иоанна Богослова, о которой идет речь в послании.

Так о чем же отправитель письма говорит в своем послании?

Вследствие ветхости и утраты бумаги по краям открытки часть текста остается неразборчивой, тем не менее, основной текст сохранен.  Автор послания обращается к адресатам со словами «Почтенные и незабвенные Помоли… по вере собратья и друзья христиане … мир Вам о Господи радоваться предлагаю Вам ускори… … доехать до Ивана Ивановича посланы были новости из последних передайте Виналию Гуслякову, что за книгу Иоанна Богослова ответ получил и деньги … долго не отвечал и в поездке цена на … существует без … по каталогу … поищу в Москве … ...к вам ваш добрый …».

Кто же такие староверы Гусляковы?

За весь период существования на Убе Гусляковых сменилось несколько поколений. Данная фамилия значилась в списках окладных книг, ведомостей и ревизских сказок за 1795 г. [4, с. 4] наряду с фамилиями других ссыльных «поляков»[2], прибывших на территорию края и образовавших первые старообрядческие поселения на Убе: Верх-Убинское (Лосиха), Секисовское, Шемонаевское, д. Екатерининская, Бобровское и Староалейское, выходцы, из которых позднее основали населенные пункты Владимирской (1787, 1790) и Риддерской (1799-1867) волостей Змеиногорского округа [11, с. 10-11, 21-22]. В конце XIX – начале XX вв. по причине безземелья староверы начали осваивать новые, более труднодоступные, до тех пор необитаемые высокогорные места верхнего течения Убы. Таким образом, сформировалась целая сеть заимок, среди которых Гусляковка находилась на правом берегу Убы, ниже Ермолаевой и выше Казанцевой заимок [5; 7].

Рассматриваемое послание было отправлено на Гуслякову заимку в наиболее благоприятный для старообрядчества период, в так называемый «золотой век», когда во всем верховье Убы было утверждено поморское законобрачное согласие. К этому времени уже была отлажена жизнь женского Покровского монастыря, ставшего для старообрядческого мира крупнейшим очагом культуры в крае. В Москве один за другим созывались Всероссийские соборы поморцев, имеющие большое значение для старообрядческих приходов провинциальных глубинок. Учитывая важность событий тех лет, происходящих в старообрядчестве, как по России в целом, так и на Убе в частности, можно предположить, что, возможно, автор послания отправился на съезд в Москву.

Кому же из Гусляковых оно было адресовано?

Из материалов экспедиций музея-заповедника нам известны некоторые представители данной фамилии из старообрядцев поморского согласия разных поколений, например: житель села Верх-Убы Гусляков Федор Евстафьевич (1906 г.р.) [10, с. 1-3], один из старейших жителей Гусляковой заимки Виналий Илларионович Гусляков (1898 г.р.), который в 1940-е годы был там наставником, имел свой молитвенный дом, где жили иноки. Дочь его Марфа Винальевна, в замужестве Немцева. Виналий Илларионович занимался религиозным воспитанием своего малолетнего внука Якова, который с 1986 года сам стал наставником поморской общины старообрядцев законобрачного согласия г. Риддера (Немцев Яков Григорьевич) и проживает там до сегодняшнего дня. В 1943 году на Убу в Гусляковку попала семья Стрельцовых. В 1938 г. они бежали с Алтайского края Чарышского района с. Сабы, не желая вступать в колхоз. Их дочь Александра Ильинична (1932 г.р.) впоследствии вышла замуж за местного старожила Назария Тимофеевича Гуслякова (Фото 2).Поморцы Гусляковы: Назарий Тимофеевич и Александра Ильинична на заимке. 1960-1970 е гг. Из архива А.И.ГусляковойБывшие насельницы Убинского монастыря: Павла (слева) и Манефа (справа) с поморкой Гусляковой А.И. у Покровской обители Гуслякова ключа. 1960-1970 е гг. Из архива А.И.Гусляковой Известно, что из Гусляковых в женском Покровском монастыре на Убе жили инокиня Матрена и матушка Надежда, которая приходилась теткой Назарию Тимофеевичу Гуслякову [5]. В 1960-е годы «поселочек Гусляковка состоял из двух домов, в одном из которых жил местный «мирской наставник» Никифор Назарович, вскоре принявший постриг и ставший духовным отцом инокинь соседних скитов» [6], в другом доме, называемом  Покровской обителью (Фото 3), проживали бывшие монастырские насельницы: игуменья Мастридия и матушка Надежда.

Почему же сообщение отправлено открытым письмом?

Если обратиться к истории, то мы узнаем, что первая в мире почтовая карточка в виде не запечатанного в конверт письма, а выполненного на специальном стандартном бланке из плотной бумаги для открытых почтовых отправлений была выпущена в 1869 году в Австро-Венгрии под названием «корреспондентская карточка». Такой способ пересылки сообщений очень быстро прижился во многих странах в силу дешевого тарифа по сравнению с обычным письмом и краткостью содержания. Первая почтовая карточка в России была введена с 1 января 1872 года и называлась «Открытое письмо». Первоначально оборотная сторона почтовой карточки предназначалась только для адреса, специального места для письма не предусматривалось, с 1904 года её левая половина отведена для короткого письма [13]. В 1907 году на почтовых карточках России вместо надписи «открытое письмо» появляется современный термин «почтовая карточка» [14].

Наиболее популярной в народе стала иллюстрированная почтовая карточка – открытка или «открытое письмо», так как, помимо всего прочего, она была связана с духовной деятельностью людей. Первые иллюстрированные открытки в России появились в середине 1890-х годов. Обычно изображались виды городов, пейзажи и др. На рубеже XIX-XX столетий особенно обострился интерес к мифическим существам с головой женщины и туловищем птицы, сказочным образам, издавна любимым русскими людьми. Согласно легендам, райские птицы – Алконост и  Сирин – пленяют людей своим пением настолько, что человек обо всем забывает. Рисунки птицедев делались обычно парными, иллюстрировались известными русскими художниками: В.М.Васнецовым, И.Я.Билибиным (Фото 4). Сюжет был широко распространен в печатном лубке (Фото 5)Райская птица Алконост. Рисунок И.Я.Билибина. Открытка. 1905 г. http://new.bestiary.us/alkonost Райская птица Алконост. Русский лубок. Конец 18 - начало 19 вв. Неизвестный художник. Чернила, темпера, 58,5x47,4 см. http://new.bestiary.us/alkonost;, часто встречается в старообрядческих настенных листах. Известен еще один вариант иллюстрирования птицедев вятским художником-графиком Л.А.Гребневым (Фото 6) [12].

В ходе исследования почтовой открытки начала XX века из фондов музея-заповедника и сравнения ее с существующими художественными образцами было установлено, что карточка относится к немаркированному типу, т.к. на оборотной стороне отсутствует типографское изображение почтовой марки. Карточка  отличается размером (10 х 13 см.) от принятых в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже международных стандартов (9 × 14 см.)[3]. Заголовок вверху в центре дан на двух языках: на русском – «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО» и ниже на французском, как международном почтовом языке, – «CARTE POSTALE». Иллюстрированная карточка на бланке палевого цвета предназначалась для внутренних почтовых отправлений по России. На лицевой стороне открытки размещено графическое изображение «Алконоста»[4] (Фото 7), автором которого является Лука Арефьевич Гребнев (1867-1931). Федосеевец по вероисповеданию, разносторонний по своим интересам человек: просветитель, типограф, художник, гравер, оформитель рукописных книг. Главным его занятием было издание книг для своих одноверцев и просветительская деятельность. Являясь организатором старообрядческого книгопечатания на Вятке Л.А.Гребнев в 1899 г. в своей родной д. Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии основал тайную типографию, которая впоследствии была переведена в близлежащую деревню Старая Тушка, где и проработала с 1908 по 1918 гг. [8]. В каталогах печатной продукции типографии значатся открытые письма с изображением "райских птиц" [9]. Изображения «Алконоста» и «Сирина» вытравлены на цинке в граверной мастерской Н.Ермолова в Москве по заказу самого Л.Гребнева по собственному рисунку. Оттиски клише открытых писем имеются в альбоме орнаментики типографии Л.А.Гребнева, подготовленным им для Ново-Тушкинского краеведческого музея в начале 1920-х гг. [2].

Алконост. Л.А.Гребнев. Открытка. 1908-1915 гг. http://new.bestiary.us/alkonostАлконост. Л.А.Гребнев. Открытка. Лицевая сторона. 1908-1915 гг. ВКЭМЗ. ГИК-XX-6912«Алконост» Гребнева абсолютно идентичен «Алконосту» из фондов музея-заповедника. Райская птица изображена на берегу реки Евфрата в виде полуженщины-полуптицы с девичьей головой, украшенной короной и ореолом, с руками и перьями, идущими от предплечий вверх, от пояса вниз, оканчивающимися спереди птичьими лапами, сзади павлиньим хвостом. В правой руке держит райские цветы, в левой – развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. Слева на открытке четверостишие: «Алконост таков венец носит, сицевы цветы из рая износит». Внизу текст в 6 строк, последние две строчки неразборчивы: «Птица райская Алконост близ рая пребывает, некогда и на Ефрате реке бывает. Егда же в пении глас искушает, тогда и сама себя не ощущает. А кто поблизости ее будет, тот в мире сем ее не забудет. Тогда ум от него уходит, и душа его от него исходит. Таковыми ... многая благая … указует».

Подобные открытки выпускались в "христианской типографии церковно-славянских, богослужебных и поучительных книг" в 1908-1915 годах и пользовались, судя по крупным тиражам и невысокой цене, большой популярностью у покупателей. По воспоминаниям уроженца соседней со Старой Тушкой деревни Куженерка Бориса Мосунова, в 1940-е годы их даже наклеивали на внутренние крышки сундуков [9]. Однако на обороте фондового экземпляра открытого письма указаны не полностью сохранившиеся вследствие утраты бумаги издательские данные "…ная, дом овой, Скоропечатня Окунь". Эти данные восстановлены по альбому орнаментики типографии Л.А.Гребнева, их следует читать так: Казань, Б.-Проломная дом Красниковой, Скоропечатня Окунь. Скорее всего, здесь и появлялся на свет гребневский "Алконост".

Таким образом, благодаря найденным источникам, атрибутирован еще один фондовый экспонат. В ходе изучения и сравнения с другими предметами установлено правильное название почтовой открытки, автор, предполагаемые годы и место издания. Открытка позволила погрузиться в мир патриархальной старообрядческой семьи, вспомнить историю почтовых открыток и имена прекрасных русских графиков.

Источники и литература

1. Акт № 1992-79. ВКЭМЗ. ГИК-XX-6899-6926;

2. Альбом орнаментики типографии Л.А.Гребнева // И.В.Починская. Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. http://www.eunnet.net/books/oldb3/;

3. Л.А.Гребнев. Почтовая открытка «Алконост». 1908-1915 гг. ВКЭМЗ. ГИК-XX-6912;

4. Иван Егоров. Старообрядцы на Алтае / Лениногорская еженедельная рекламно-информационная газета «Наш дом»,  22 июня 2001 г.;

5. О.Н. Осерчева. Беспоповские общины города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.) // Макарьевские чтения. Материалы восьмой международной конференции (21–23 ноября 2009 года). Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2009. С. 116-131;

6. Н.Покровский. Пустынницы // Журнал «Родина» № 7 2005 г. http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3;

7. Полевые записи О.Н.Осерчевой, г. Риддер – 2008 г., информаторы: К.К.Семенова, А.И.Гуслякова и др.;

8. И.В.Починская. Лука Арефьевич Гребнев. http://dugabell.boxmail.biz/;

9. В.Семибратов. Птицы из «едемского рая» // Бинокль. Вятский культурный журнал. http://binokl-vyatka.narod.ru/B19/semibr.htm;

10. Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Шемонаихинский район – 1986 г., д.1/155, запись С.Н.Светочевой;

11. М.Швецова. Поляки Змеиногорского округа // Записки Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Книжка XXVI– Омск, 1899 г.;

12. Энциклопедия вымышленных существ. http://new.bestiary.us/alkonost;

13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Почтовая_карточка,;

14.  http://mirmarok.ru/prim/view_article/268/.

 

----------------------------------------------


[1] Немцев Семен Кириллович, 1926 г.р., уроженец с. Малая Уба Шемонаихинского района, житель с. Сакмарихи Лениногорского горисполкома (ныне г. Риддер) [1];

[2] «Поляки» - старообрядцы-поморцы с Ветки, бежавшие в Польшу от религиозных преследований, позднее возвращенные указом русской императрицы Екатерины II в связи с открытием Демидовских рудников и необходимостью в рабочей силе.

[3] В 1925 году стандарт был изменён (10,5 × 14,8 см.) [13].

[4] Алконост – райская птица, сулящая своим неземным пением спасение праведникам, является «проявлением божественного промысла». Она пленяет людей своим пением настолько, что человек обо всем забывает. С этой птицей в древнерусской книжности связывалось предание о семи днях алконостных, когда Алконост откладывает яйца в морскую глубину и высиживает их, сидя на поверхности воды, в это время он усмиряет бури [12].


Опубликована в научном сборнике:

«Этнография Алтая и сопредельных территорий»: материалы 8-ой международной научной конференции,

посвященной 20-летию историко-этнографического исследовательского сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА,

21-23 ноября. Вып. 8 / под ред. Т.К.Щегловой. – Барнаул: АлтГПА, 2011– 358 с. С. 253-257

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы