«Музыка похожа на океан,
а музыкальные инструменты подобны островам,
разбросанным в океане…».
А.Сеговия, испанский гитарист.
Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключен в творениях музыкальной классики.
Немало мифов, сказок и легенд создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. Они становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов – исполнителей, великой силе которого покоряются даже могущественные явления природы.
Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древнейших времен до наших дней сопровождают они жизнь человека. От тетивы лука до скрипки Страдивари, от примитивных деревянных инструментов до современного синтезатора.
Материалы археологических раскопок, наскальные изображения и фрески свидетельствуют о том, как высоко почитали музыкальное искусство в древности. Ему приписывали божественное происхождение. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершали даже жертвоприношения. В легендах и сказаниях разных времен и народов отразились представления о высоком предназначении музыки, о силе воздействия искусства игры на музыкальных инструментах. Всемирно известен миф о древнегреческом певце Орфее, который своим пением и игрой на кифаре сумел покорить не только диких зверей, но и обитателей подземного царства Аида. В древней Руси родилась былина о певце-гусляре Садко, успокаивающем даже море. В Казахстане рассказывают старинную легенду о старике, похоронившем семь сыновей и сложившем семь погребальных плачей, исполненных на куске дерева, с натянутыми семью струнами, так появился музыкальный инструмент – жетыген.
На протяжении многовековой истории каждый народ создавал свою национальную музыку и самобытные инструменты.
Музыкальные инструменты принято делить на народные и профессиональные. Народные инструменты могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу и «межнациональными», распространенными у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка - одновременно у русских, украинцев, белорусов. Саз, тар, кяманча, дудук, зурна - в Азербайджане и Армении. Одинаковы почти все инструменты в Узбекистане и Таджикистане. Со временем музыкальные инструменты видоизменялись, совершенствовались и заменялись новыми. Мастерство и постоянный поиск, интуиция и вдохновение помогали мастерам создавать непревзойденные по звучанию музыкальные инструменты. Руки безымянных народных умельцев и прославленных мастеров украшали их разноцветными камнями, резьбой, инкрустацией, превращая в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника насчитывается более ста единиц музыкальных инструментов конца ХIХ - начала ХХI веков.Формировалась коллекция с 1968 года путем сбора экспонатов у населения, в поездках и экспедициях по селам и городам области. Многие инструменты были переданы в дар из посольств СНГ и дальнего зарубежья, музеев других государств, из частных коллекций гостей и жителей нашего города.
Наиболее многочисленными в фондовой коллекции являются казахские музыкальные инструменты и инструменты народов Восточного Казахстана.
История казахского народа, уходящая корнями в глубину веков, богата событиями. Радостные или печальные, большие или малые они оставляли в душе человека неизгладимый след, запечатлевались в кюях и песнях, слагаемых акынами и жирши. Легенды, стихи, музыка передавались от поколения к поколению. Культура народа всегда неразрывно связана с историей. Изучение вопросов возникновения и совершенствования народных музыкальных инструментов относится к числу актуальных проблем современного музыкознания.
Инструментоведение - как молодая наука в Казахстане зародилась в середине 60-х годов ХХ века. Долгое время было известно только 4 музыкальных инструмента, а практически в музыкальном быту народа встречались три вида (домбра, кылкобыз, сыбызгы). В настоящее время известно уже 25 разновидностей музыкальных инструментов.
В музыке, как и в языке, наблюдаются два фактора: первичный (самобытный) и вторичный (заимствованный от других народов). По мере развития общественных отношений народы оказывали друг на друга определенное влияние. И не случайно, что в музыке, языке, культуре тюркоязычных и рядом проживающих народов, вместе с исконно тюркскими элементами можно найти и элементы заимствованные.
В казахских музыкальных инструментах много общего с инструментами тюркских народов, проживающих в Западной Сибири, а также калмыков и монголов. Музыка и инструменты, имевшие единый корень происхождения, развиваются различными путями. Инструменты образуют национальные разновидности с отличительными чертами в наименовании, форме, устройстве, орнаменте, тембре и в приемах игры на них. Изучая однотипные инструменты разных народов можно проследить некоторые стороны эволюционного развития того или иного инструмента.
В фондах и экспозициях нашего музея бережно хранится свыше 40 казахских музыкальных инструментов. В этой коллекции можно встретить копии редчайших экземпляров древних инструментов, имеющих большую научную ценность для исследования истории казахского инструментария. Среди них домбра, кылкобыз, сыбызгы. В сборе этих инструментов деятельное участие принимали сотрудники отдела казахской этнографии. Были организованы специальные экспедиции в южные села области и поездки на выставки-продажи в города Алматы и Астана.
Самую многочисленную группу в музыкальной коллекции фондов составляют домбры (25 ед.). Некоторые из них сделаны с большим мастерством. Многие домбры имеют своеобразную форму (грушевидную, плоскую и даже треугольную), красивую инкрустацию из кости и металла, богатый орнамент. Разнообразны и интересны устройства головок домбры. Коллекция музея постоянно пополняется дарами известных музыкальных деятелей, поэтов и писателей. Первая домбра была приобретена в фонды музея в 1978 году за 12 рублей. Сдатчик Шилдебаев Советбек из села Уланское, ВКО специально привез в музей домбру ручной работы.
В глубь веков уходит история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия. При раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.
Домбра была излюбленным инструментом народных музыкантов. В прошлом струны домбры изготавливались из тонких козьих или бараньих кишок. Нежное, мягко певучее и бархатное звучание домбры известно многим. Домбру можно было изготовить и использовать в условиях кочевого быта. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи. Народ сохранил имена лучших представителей – Кен-Буга, Асан-Кайгы, Карт-Ногай, Байжигит, Бежен, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Дина Нурпеисова и др. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев. На территории Казахстана существует две основные разновидности домбры - западная и восточная, различающиеся между собой по форме и строению. Западная домбра имеет овальную, объемную форму корпуса и длинный тонкий гриф, на который навязывают 12-14 перне (ладов). Восточная домбра имеет более прямоугольный, плоский корпус, короткий и широкий гриф, имеющий от пяти до девяти перне. В Восточном Казахстане сохранилась также трехструнная домбра. Вобравшая страдания, чаяния и мудрость народа, домбра поистине универсальна - многие поколения кюйши создали для нее тысячи кюев. Она широко распространена в народном быту, является непременным атрибутом жырау и жырши, акынов, народно-профессиональных певцов и композиторов - салов и серэ.
Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге «Китаби деде Коркут», датируемой VIII-IX вв. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы (шаманов). Кобыз служил средством общения баксы со своими аруахами (духами-помощниками). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. Иногда кобыз называют «кыл-кобызом». Приставка «кыл» (волос) в названии инструмента появилась в 30-х годах. Дело в том, что в эти годы древний инструмент подвергли переработке - вместо натуральных волосяных струн появились металлические, искусственным стал также смычок. В результате богатый обертонами, говорящий звук, став неестественным, изменился до неузнаваемости. В этой связи термин «кыл-кобыз», обозначает старинный, то есть настоящий кобыз. У инструмента советского времени появилось название «прима-кобыз». В настоящее время в среде деятелей музыкальной культуры необходимость функционирования прима-кобыза ставится под сомнение.
В архивных документах музея имеется свидетельства поисков редких, уникальных инструментов. На финансово - закупочной комиссии 2004 года была представлена копия кылкобыза ХVII века, оригинал которого хранится у жителя села Шелек Енбекшиказахского района Алматинской области, ему он достался по наследству. Отличительная особенность кобыза баксы: наличие подвесок, зеркальца, декора из пластин. Приобретенный кылкобыз является гордостью и украшением экспозиции.
Редкими в коллекции считаются, ударные инструменты тай туяк и дангыра, духовой саз сырнай и сыбызгы.
Дангыра - ударный музыкальный инструмент приблизительно изготовлен в первой четверти ХХ века. Дангыра принадлежала баксы по имени Орал, который проживал у Аральского озера. В 30-е годы он был репрессирован в Сибирь, а инструмент остался у его родственников. Музей приобрел этот инструмент в антикварном магазине. Дангыра представляет собой бубен, внутри которого навешаны шарообразные подвески-бубенчики и вставлены в обод двойные пластины-тарелочки. С одной стороны бубен обтянут кожей животного. При ударе возникает глухой и тревожный звук. Дангыра была атрибутом шаманских обрядов.
В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент – сыбызгы. Среди духовых инструментов сыбызгы был наиболее любимым и распространенным инструментом. Сыбызгы помогал чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, он радовал людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и празднествах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя. Широкое распространение сыбызгы было связано с простотой его изготовления. Сыбызгы делали из полой трубки тростника, на которой прорезали три отверстия. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на нем считалось серьезным делом. Сыбызговые кюи обычно двухголосные: один голос извлекается из инструмента, второй представляет горловой звук самого музыканта-исполнителя. Нужно было освоить технику одновременного исполнения двух голосов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете звучание. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные.
Особую группу составляют инструменты, изготовленные из глины – саз сырнай, ускирик и тастаук. Духовой инструмент типа свирели яйцевидной формы, изготовленный из глины, был найден при раскопках сожженного войсками Чингис-хана в 1220 г. средневекового города Отырара. Реконструированный исследователем фольклора Болатом Сарыбаевым в 1971 году, саз сырнай был введен в состав казахских фольклорно-этнографических ансамблей. Инструмент, аналогичный саз сырнаю, под различными названиями существует у многих народов: свилпе - у латышей, сави пилу - у эстонцев, чопо-чоор - у кыргызов, унгэрэк - у алтайцев. В коллекции музея имеется три саз сырная, которые представляют собой небольшие полые глиняные сосуды, овальной формы с 6 отверстиями. Звук всех инструментов мягкий, с характерным шипящим призвуком и каждый инструмент настроен на определенную тональность. Глиняные инструменты служили игрушкой, забавой для детей. На этих инструментах дети подражали завываниям ветра, голосам птиц и животных. Саз сырнаи были привезены из экспедиции по Уланскому району ВКО.
Тай туяк - простейший казахский народный инструмент, изготовлен из тщательно отполированных копыт лошади, покрыт краской и украшен элементами традиционной казахской росписи. При ударе друг о друге возникает красивый глухой звук. Тай туяк был изготовлен в Зайсанском районе ВКО.
Коллекция всех музыкальных инструментов внесена в каталог, но постоянно пополняется новыми музыкальными инструментами, которые тщательно изучаются, описываются и выставляются в экспозицию.
Резонтова Марина Михайловна
Сборник научных докладов «Кастеевские чтения»
ГМИ РК им. Кастеева, г. Алматы, 2012 г
Список использованной литературы
Газарян С. В мире музыкальных инструментов, Москва, 1985 г.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах, Москва, 1988 г.
Приедите И. Каталог выставки «Музыкальные инструменты», Рига,1986 г.
Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь, 1963 г.
Сарыбаев Б. Казахские народные инструменты, 1970 г.
Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку, 1987 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|