«Упряжь (упряжка) – совокупность приспособлений и предметов для запряжки любых животных. Термин упряжь используется при описании предметов, связанных с использованием животного в упряжке. Всякая запряжка обеспечивает движение повозки, ее повороты, сдерживание на спусках и остановку. Наиболее распространенной в традиционной этнографической культуре является одиночная запряжка, в которой лошадь тянет повозку за оглобли или постромки. В первом случае усилие передается от хомута к оглоблям посредством гужей, оглобли с гужами сочленяются с помощью деревянной дуги. Таким образом, получается дуговая оглобельная запряжка. Основными материалами, используемыми в производстве упряжи, являются натуральные кожи, искусственные кожи, текстильные материалы, войлок, древесные материалы, металлы. Из натуральных кож используется сыромять.»[2 с. 93-94]. Некоторые элементы упряжки (хомут, шлея, седелка, дуга) были найдены в экспедиции в августе 2012 в Шемонаихинском районе. Изготовил их Гоголь Анатолий Леонидович, 1952 года рождения, житель села Кандыковка.
Хомут передаёт тяговые усилия от лошади к повозке.
Основные детали хомута: клещи, хомутина, хомутная подушка и хомутная покрышка. Комплектуется гужами и супонью (для стяжки клещей).
Клещи хомута изготовлены из многослойной фанеры. В верхней части прикреплен кожаный ремень-горт, служащий для пристегивания шлеи. В средней части проделаны отверстия, в которые продеты широкие кожаные ремни – гужи (для крепления дуги и оглоблей). Внизу привязан длинный тонкий ремешок – супонь для стяжки клещей.
Хомутина представляет собой жгут скрученный из соломы, и обтянутый кожей.
Хомутная подушка изготовлена из войлока и обтянута кожей.
Хомутная покрышка изготовлена из кожи и украшена круглыми блестящими выпуклыми бляшками белого металла. Имеются жестяные украшения в виде стилизованного профиля конской головы, на боковой части – декоративное жестяное остроконечное украшение. Несмотря на то, что хомут сделан совсем недавно (60-70 годы), он имеет традиционную форму, назначение, использованы те же материалы. Исключение составляют клещи, выполненные из многослойной фанеры, вместо цельного дерева. В фондах музея–заповедника имеется хомут, изготовленный в 30-е годы, сдатчик Подгорбунская Фаина Владимировна, 1924 года рождения, жительница села Бутаково. Хомут, сбрую, седелку делал отец, Шматов Григорий Лазаревич, 1900 года рождения, уроженец села Бутаково, хомут делал в конце 30-х годов, сбрую в конце 30-х годов, седелку в конце 20-х годов.[1. 826-79] Таким образом традиция сохранялась.
Шлея наборная. Набор ремней из сыромятной кожи, который служил для закрепления хомута на крупе коня, а также помогал лошади выдержать нагрузку, возникающую при торможении во время движения повозки под уклон. Шлея состоит из следующих ремней:
- Круговой ремень – широкий ремень, который протягивается вдоль тела коня от шеи до хвоста и продевается под хвостом, концы ремня пристегиваются к гужам хомута. Ремень кожаный, двойной, шириной 2,2см. Ремень прошит по всей длине тонким кожаным ремешком декоративным косым стежком. По всей длине ремень украшен круглыми выпуклыми металлическими бляшками белого металла.
- Продольный ремень – ремень, протянутый вдоль позвоночника коня, передний конец крепится к горту хомута. Ремень кожаный, украшен бляшками.
- Поперечный ремень – одевается поперек спины и соединяется с продольным и круговым ремнем. Ремень составлен из трех ремешков, украшенных бляшками, в местах узловых соединений имеются украшения в виде тонких кожаных полосок с декоративными зубчатыми вырезами.
- Мочка – петля из сыромятного ремня, в нее пропускалась оглобля, чтобы шлея не смещалась. Петля украшена бляшками и двумя кистями из кожаных полосок. Петли являются продолжением поперечного ремня.
Откосные ремни – два ремня, которые соединяют задний конец продольного ремня с круговым. Ремень составлен из двух ремешков, украшен бляшками и декоративными кожаными полосками соединен узловыми соединениями. В случае со шлеёй, были так же сохранены материал, назначение и даже украшение того как это делалось раньше. Разница заключается в том, что в нашей шлее не используется плетение. А в более ранних предметах упряжи плетение используется очень широко: Антропов Афанасий Трофимович, 1908 года рождения, уроженец села Черемшанки. Шлея досталась от отца, Антропова Трофима Николаевича, 1878 года рождения. Отец выделывал кожу, нанимал казаха сплести шлею, за это платил продуктами питания. Фамилию казаха он не знает, да и не жил он в Черемшанке, а ходил по деревням. Шлею плел в 30-х годах. Ею не пользовались, так как не закончена – не сплетена задняя часть. Шлея сплетена из тонких полосок кожи косичкой в два ряда, состоит из 3-х продольных и двух поперечных ремней, соединенных между собой. Длина – 158 см, ширина – 100. [1.28-82]
Ларионов Сергей Осипович, 1919 года рождения, уроженец села Пихтовки. Шлею с кистями изготовил в 1949 году.[1. 361-78] Вожжи – часть конской упряжки. К концам плетеной части пришиты плоские кожаные ремни. У них на концах длинные кожаные петли и деревянные стопорные «кляпушки». Петли цепляются за удила и называются «зауделья». Плетеная часть имеет вкладыши (проходящие внутри кожаные ремешки) и сплетена «в четверо» (в четыре ремешка). Техника – ручное плетение. Датировка – 1-я четверть ХХ века. Сдатчик Каменева Ефросинья Мартыновна, 1933 года рождения, уроженка села Черемшанка. Вожжи принадлежали ее отцу Троеглазову Мартыну Куприяновичу, 1904 года рождения. Дедушка, Троеглазов Куприян, был зажиточным, имел много лошадей и соответственно всю упряжь.[140-83] Колесникова Агафья Григорьевна, 1906 года рождения, уроженка села Черемшанка. Вожжи принадлежали сыну, Еремею Фомичу Колесникову. Вожжи изготовлены из сыромятной кожи черного цвета, сплетены из узких длинных ремешков в замысловатую косичку.[1. 87-81] Самойлов Андрей Панфилович 1920 года рождения, уроженец села Язовая. Уздечка сплетена из узких сыромятных ремешков, косички украшены шестью металлическими пластинами овальной формы. Плел сам в 1955 году.
Седелка с чересседельником. Седелка – часть упряжи, опора для чересседельника, служит для переноса нагрузки на спину лошади Тип седелки – горбатая. Состоит из: потника, крышки, полки, дуги, луки, скобы, подпруги, пряжки для крепления подпруги, чересседельника. Лука цельнометаллическая штампованная, имеет два дутых бортика. Наверху имеется скоба, в которую заправляется чересседельник. Внизу к луке подвижно на шарнирах крепятся две металлические прямоугольные полки. На пряжках закреплены подпруги. Подпруга изготовлена из льняной ленты, с одной стороны которой нашита металлическая пряжка. Потник изготовлен из войлока, на него нашита кожаная покрышка. Чересседельник – кожаный ремень с металлическим кольцом на одном конце. Металлические части седелки покрашены в голубой цвет. Данная седелка, вероятно фабричного изготовления, но форма и назначение были заимствованы у крестьян, которые повсеместно делали эту часть упряжи сами: Семенов Василий Васильевич, 1903 года рождения, уроженец села Бутаково. Седелку изготовил сам в конце 40-х годов.[1.443-78]
Анчугина Вера Андреевна 1906 года рождения, уроженка села Поперечного, жительница села Черемшанка. Постромки и седелку делал муж, Анчугин Петр Иванович, 1900 года рождения, в 1934 году.[1.35-80]
Дуга. Согнутый тонкий ствол дерева, используется для крепления оглобель к хомуту с помощью гужей.
Дуга характерной формы на нижних концах–конусах имеются небольшие вырезы для привязывания к оглоблям.
С лицевой стороны щек, ближе к излучине имеется пара декоративных личинок – металлических ромбовидных пластин. Дуга покрашена светло-синей краской. Размер: 74Х94Х4,7 см. Датировка: середина ХХ века.
Дугу изготовил мастер из села Большая речка Антропов Иван, 1912 года рождения.[1. 163-2012]
Были в деревнях мастера своего дела, изготавливающие упряжь качественно и профессионально, которые работали на заказ, например:
Ляпунова Степанида Кирилловна, 1889 года рождения, уроженка села Топихи. Узду наборную покупал отец, Ляпунов Кирилл Демнович, 1864 года рождения, у местного мастера Карташева Василия Алексеевича.[1. 81-78]
Ракова Александра Гурьяновна, 1926 года рождения, уроженка села Бутаково. Стремя и седелку ковал Андрон Семенович Радченко, 1904 года рождения, в 1938 году. Дугу изготовил свекор.[1.818-78] Колесникова Агафья Григорьевна, 1906 года рождения, уроженка села Черемшанка. Вожжи принадлежали сыну, Еремею Фомичу Колесникову, эти вожжи он заказывал старикам - специалистам, еще до того, как образовался отдел в «кустарке», который делал вожжи, то есть в 40-е годы. Вожжи изготовлены из сыромятной кожи черного цвета, сплетены из узких длинных ремешков в замысловатую косичку.[1. 87-81]
Видимо такие мастера-специалисты и работали позже в артелях и кустарных мастерских. В крае, удаленном от промышленных центров, мелкое производство решало важную социально-экономическую задачу – насыщение широких сельских рынков товарами и обеспечение благосостояния крестьян.
Каменев Ефрем Ефимович, 1917 года рождения, уроженец села Черемшанка рассказывал: «В Черемшанке была открыта «кустарка», где изготавливали предметы быта: в гончарном цехе делали горшки, крынки, кувшины, в лесопильном – сани, юрты, бочки. Дуга досталась от отца, Каменева Ефима Лаврентеевича, который работал в «кустарке» пилорамщиком, умер в 1922 году».[1.26-82]
Дуга с колокольчиками передана в музей Колесниковой Агафьей Григорьевной, 1905 года рождения, уроженкой села Черемшанка. Дуга – свадебная, гнута из цельного куска дерева, остругана со всех сторон. Окрашена зеленой масляной краской, сверху нанесен рисунок растительного свойства. В верхней части дуги привязано 5 колокольчиков завода Трошина в Пурихе. Сверху дуга обшита красной тканью. Дугу заказывали в «кустарке» после войны (в начале 50-х годов). Ее сын Еремей тогда отслужил в армии, задумал жениться и раскрасил дугу сам. В «кустарке» плели корзинки, делали гончарные изделия, дуги, сани. Дуги делали «теребиловские» мужики, так называли восточную часть Черемшанки. А колокольчики были своими. В 50-е же годы в «кустарке» был открыт цех по производству кожаной упряжи.[1.67-81]
Несмотря на налаженное фабричное и кустарное производство в ХХ веке, крестьяне в деревнях продолжали самостоятельно изготавливать традиционную конскую упряжь. Предметы, привезенные нами из Шемонаихинского района, говорят о том, домашнее изготовление практиковалось даже в 70-х годах, а традиция сохраняется и до сегодняшнего дня.
Источники и литература
- Акты приёма экспонатов ВКОАЭПЛМЗ
- Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник – СПб: Издательство «Арт-люкс», 2003. 408с.
А.С.Мышко
Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае, 2011-2012 г.г.: археология, этнография, устная история.
Вып. 8: материалы VIII международной научно-практической конференции. Барнаул, 18-19 апреля 2013. – 284 с.:ил.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|