Белокриницкая иерархия Древлеправославной Церкви Христовой возникла внутри самого раннего и многочисленного поповского направления в старообрядчестве, существовавшего с конца XVII до первой половины XIX веков в основном в виде беглопоповства. В течение всего этого времени старообрядцы были озабочены поисками епископов, живя надеждой о полном восстановлении трех священных чинов. Подвергаясь репрессиям, им все же удавалось присоединять к Церкви священников и диаконов новообрядческой церкви. В 1822 году эта практика была запрещена правительством императора Александра I. В последующие десятилетия императором Николаем I были приняты дополнительные меры к уничтожению старообрядчества, в первую очередь направленные против беглого священства. При таком положении дел старообрядцам-поповцам грозило превращение в беспоповцев.
Правительственные постановления, касающиеся деятельности священников и всей религиозной жизни старообрядчества, следовали одно за другим. Особое Высочайшее повеление относительно раскольничьих молитвенных зданий 5 мая 1839 года в циркулярном предписании Министерства Внутренних Дел было направленно губернским начальникам. Оно сообщало, что всякую противозаконно построенную или возобновленную часовню и моленную губернское начальство при обнаружении обязано запечатать и с точным изложением обстоятельств донести Министерству Внутренних Дел, с изложением своего мнения о дальнейших распоряжениях во избежание в будущем беспорядков [5].
В результате длительных поисков, гонимые в своем отечестве, старообрядцы учредили епископскую кафедру за границей. Их поиски «благочестивого епископа», имевшего преемственную хиротонию и хорошую репутацию, наконец-то увенчались успехом. Босно-сараевский митрополит Амвросий, оставшись без кафедры вследствие преследования властей, согласился возглавить старообрядческую Церковь. 28 октября 1846 года состоялось его присоединение к древлеправославию в русском селе Белая Криница (в середине XIX века относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем – к Румынии, ныне Черновицкая область Украины), основанном старообрядцами, бежавшими из России [1]. С приходом Амвросия завершилось формирование церковной старообрядческой структуры. Новое направление получило название Белокриницкой иерархии («австрийцы») по названию страны пребывания митрополичьей кафедры. В 1853 году в России вблизи Рогожского кладбища была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром белокриничан.
На Урале и в Западной Сибири священство Древлеправославной Церкви Христовой начинает распространяться с середины 1850-х годов. Единую сибирскую кафедру с 6 декабря 1862 года по 1882 год возглавлял епископ Тобольский и всея Сибири Савватий (С.В.Левшин). С этого времени Белокриницкая иерархия постепенно укрепляет свои позиции. После избрания Савватия в октябре 1885 года московским архиепископом на сибирскую кафедру в качестве епископа был возведен Мефодий (М.Екимов). В рамках Сибирско-Тобольской епархии к началу 1887 года формируется Томская епархия. С образованием Томской епархии он получает титул Томского и всея Сибири. В 1894 году после ареста и ссылки Мефодия управление сибирскими епархиями переходит в руки епископа Антония (А.Паромова), получившего сначала титул Тобольского и Колыванского, затем с 1899 года – Пермско-Тобольского. Его деятельность была направлена на организацию и строительство новых храмов на территории огромной епархии. В августе 1899 года Пермско-Тобольская и всея Сибири епархия была разделена на две епископии: Пермскую и Томскую. Первым старообрядческим архиереем на собственно томской кафедре становится Феодосий (Быков), епископ Томский, Иркутский и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии. Под его окормлением епархия находилась до 26 апреля 1905 года [7]. В течение всего этого времени управление старообрядцами-поповцами Урала, Сибири и Дальнего Востока осуществлялось епископской резиденцией из мужского Михаило-Архангельского монастыря, находившегося близ реки Юксы (приток реки Чулым), в ста верстах от губернского Томска. Начиная с 1885 года, здесь жили все епископы [16]. В 1906 году, после ухода Феодосия, его сменил Иоасаф (И.С.Журавлев), рукоположенный в Москве в епископа Томского и всея Сибири. После выхода правительственных указов 1905-1906 годов большинство общин получило официальную регистрацию, в их числе барнаульская. В 1911 году Томская епархия преобразуется в Томско-Алтайскую, в каноническом подчинении которой находилось, в том числе благочиние в городе Барнауле – ближайшем центре для старообрядцев Восточного Казахстана. До 1919 года епархию продолжал возглавлять епископ Иоасаф [7].
В конце XIX века религиозная деятельность старообрядцев все еще находилась под запретом. Несмотря на это богослужения в области проводились, но держались в тайне. На все деревни имелся один свой «австрийский» поп, который приезжал при необходимости. Имея свой молитвенный дом, австрийцы соединились с беглопоповцами и молились вместе [18, с. 45-46]. С наступлением свободы вероисповедания начало официальной «австрийщине» в Убинском крае было положено священником Тимофеем Дутляковым, приехавшим в 1905 году в Секисовку из села Петухово Барнаульского уезда [9, с. 391].
С началом деятельности епископа Иоасафа распространение белокриницкой иерархии на территории Восточного Казахстана заметно активизировалось. В первый же год правления Иоасафа в селе Большереченском Большереченской волости Змеиногорского уезда была построена деревянная Успенская церковь с двенадцатью окнами с решетками и четырьмя окнами без решеток, с одним колоколом на деревянной колокольне, двумя входными боковыми дверьми [3, лл. 207-209]. В 1912 году большую деревянную церковь отстроили в Выдрихе, освящать которую приезжал епископ из Томска [9, с. 384], по всей вероятности, сам Иоасаф. Член Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества А.Е.Новоселов во время своей первой экспедиции 1912 года по Алтаю, посетил Убинские селения и отметил Выдриху как центр австрийщины на Алтае. По его наблюдениям австрийцы пополняли свои ряды за счет единоверцев, которые в конце XIX века в Убинском крае преобладали в большом количестве. В 1914 году в селе Быструха на правом берегу реки была построена церковь деревянная с куполом и колоколом 25 пудов весу [12]. Предположительно в начале XX века был построен еще ряд деревянных церквей с колокольнями, к примеру: моленная Одигитриевской Божьей Матери в с. Попереченском [3, л. 228-229], церковь в селе Александровка [13]. За два или три посещения владыкой Иоасафом в этом крае открылось около десяти новых приходов [8], что подтверждают наши исследования. Кем окормлялись и кому были подотчетны перечисленные приходы документальных, сведений не имеется. Можно предположить, что до образования в 1911 году Томско-Алтайской епархии руководство белокриницкими приходами Риддерской, Шемонаихинской, Большереченской волостей Змеиногорского уезда осуществлялось из епископской резиденции мужского Михаило-Архангельского монастыря, являвшегося главным центром Томской епархии. С появлением же Томско-Алтайской епархии, по логике вещей, они должны были находиться в ведении Барнаульского благочиния.
В Бухтарминском крае белокриницкое направление в старообрядчестве начинает свой отсчет с 1908 года. Это связано с появлением в селе Богатырево Бухтарминской волости белокриницкого священника. С этого момента новое согласие получает все большее распространение на Бухтарме, охватывая значительный процент коренных жителей кержацких деревень. Особенно ярко это проявилось в Коробихе, где практически 95% жителей, включая православных переселенцев, перешли в «австрийскую» веру. Переход православных к «австрийцам» был вызван наличием у последних церкви и священника, в то время как православный приход находился далеко, в Медведке, а священник с дьяконом бывал лишь наездами. В последние годы правления епископа Иоасафа в Бухтарминском крае в 1917 году была построена особая «австрийская» церковь в селе Коробиха Змеиногорского округа Алтайской губернии (Фото 1. Австрийская церковь в Коробихе. Е.Э.Бломквист, Н.П.Гринкова. Бухтарминские старообрядцы. Ленинград, 1930. С. 309; ВКЭМЗ. КП-XXI-21987).
Она оставалась единственной церковью в районе, поддерживающей до гражданской войны связь с Московской общиной поповцев на Рогожском кладбище. Священнические облачения и церковные предметы как старообрядческие, так и православные: хоругви, кадило, частью иконы, лестовки, подручники были выписаны из Москвы. Священник в Коробихе был из местных жителей, с 1914 года до постройки церкви служба происходила в приспособленном помещении [2, с. 34-35].
С конца 1919 года по ноябрь 1920 сибирские епархии подчинялись брату Иоасафа епископу Амфилохию (А.С.Журавлеву), который после смерти Иоасафа по просьбе Совета епархии взял в свои руки временное управление томской кафедрой. В 1920 году Амфилохий перенес из Перми свою резиденцию в Томскую епархию. Отсюда велось управление сразу тремя старообрядческими епархиями – Урало-Оренбургской, Пермско-Тобольской и Томско-Алтайской и только к концу 1920 года Амфилохий передал управление Томской кафедрой епископу Тихону (Т.Г.Сухову), который был рукоположен им в декабре 1920 года в томском храме Успения Пресвятой Богородицы на Томско-Алтайскую епархию [16]. Его кандидатура в епископы была избрана большинством епархиальных приходов. Епископ Тихон призывал старообрядцев на борьбу против Советской власти, пытался сохранить старообрядчество от безбожия и нравственного разложения, объединить старообрядцев других течений вокруг Белокриницкой иерархии. На приходах выступал с проповедью, призывая верующих быть стойкими в своих религиозных убеждениях, давал наказы учить детей закону Божию, церковно-славянской грамоте и пению, привлекать молодежь в церковь на богослужения. В бытность епископа Тихона началась провокационная кампания против Православной церкви, одновременно и против Старообрядческой церкви, выразившаяся в изъятии церковных ценностей на основании постановления Президиума ВЦИК под председательством М.И.Калинина от 2 января 1922 года «О ликвидации церковного имущества». В рамках кампании в пользу государства изымались находившиеся в храмах изделия из драгоценных металлов, предметы, предназначенные исключительно для богослужебных целей. Главной целью государственной антицерковной кампании, возглавляемой Л.Д.Троцким, с ее заведомо циничными целями было подчинение церковного управления советскому режиму.
В 1923 году епископа Тихона арестовали и отправили в Новосибирск. Позднее по его инициативе возродилось проведение епархиальных съездов. Первый съезд прошел в Новониколаевске (ныне Новосибирск) с 27 по 30 июня 1924 года, на нем был избран епархиальный совет и принято решение о разделении епархии на две самостоятельные: Томскую и Алтайскую [7].
Изучение источников по теме и попытка собственного анализа позволили в целом восстановить картину существования священства Белокриницкой иерархии на территории Восточного Казахстана в XIX – первой половине XX веков, где изучаемое направление получило распространение преимущественно во время правления епископа Иоасафа, в так называемый «Золотой век» старообрядчества. Именно в этот период начинается интенсивное строительство храмов на Убе. При епископе Иоасафе центр «австрийщины» из Убинского региона перемещается в Бухтарминский край. Дальнейшая судьба белокриницкого направления в крае связана с деятельностью Семипалатинско-Зайсанской епархии, история существования которой впервые рассматривается в следующей статье.
Таблица 1. Старообрядческие храмы Белокриницкой иерархии (Австрийцы)
Восточно-Казахстанской области в конце XIX – первой половине XX вв.
№ |
Местоположение |
Название храма Дата фиксации или построения |
Каменная или деревянная |
Духовенство храма |
Благочиние Епархия |
Прочая информация
|
1. |
с. Секисовка |
Название не установлено. 1898 г. [18, с. 46] |
Разборная полотняная палатка-скиния |
|
Томская епархия |
|
2. |
с. Лосиха (ныне Верх-Уба) |
Моленная. Название не установлено. 1898 г. [18, с. 46] |
|
|
Томская епархия |
|
3. |
д. Черемшанка |
Молитвенный дом. Название не установлено. 1898 г. [18, с. 45] |
|
|
Томская епархия |
|
4. |
с. Попереченское |
Моленная [3, л. 228-229] Одигитриевской Божией Матери |
Деревянная. Здание приспособленное |
На 18 января 1923 года: священник Путинцев Сергей Васильевич |
|
|
5. |
с. Большереченское |
Успенская церковь [3, л. 207-209] Приход открыт в 1906 году |
Деревянная с колокольней. |
На 1917 год: священник Д.Ярославцев, председатель церковно-приходского Совета Квашенков |
С 1910 г. – Барнаульское |
Упоминание о церкви [6, с. 25] |
6. |
с. Выдриха |
Название не установлено. 1912 г. [9 с. 384] |
Деревянная |
|
Барнаульское |
|
7. |
с. Быструха. |
Название не установлено. 1914 г. [17] |
Деревянная [12] с куполом. Колокол. |
|
Барнаульское |
В 1930-е гг. переделана под клуб, позднее сгорела. |
8. |
с. Александровка |
Название не установлено. |
Деревянная [11, 13] 4 колокола. |
Последний священник – Федот Родионович |
|
В 1930-е гг. переделана под клуб, позднее сгорела. |
9. |
с. Снегирево |
Успенская церковь. Построена ссыльными Снегиревыми. |
Деревянная. [14] С алтарем и звонницей. 1 колокол. |
|
|
В 1930-е гг. закрыли, позднее переделали под клуб |
10. |
с. Коробиха |
Название не установлено. Построена в 1917 г. [2, с. 34-35] |
Здание типовое |
|
Барнаульское |
Община [4, л. 2, 22] зарегистрирована 19/IV-1931 г., число учредителей – 24 чел., служитель культа – 1 |
11. |
с. Язовая |
Моленная. [2, с. 34-35] Название не установлено Построена в 1927 г. |
Здание типовое |
|
Семипалатинско-Зайсанская епархия |
Община зарегистрирована 18/IV-1931 г., число учредителей – 20 чел., служитель культа – 1 [4, л. 2, 22] |
12. |
с. Максиха |
Название не установлено. Построена в 1920-е годы. |
Здание типовое |
|
|
|
13. |
с. Сенное |
Название не установлено. Построена в 1920-е годы. [15] |
|
|
Семипалатинско-Зайсанская епархия |
Разрушена в 1938 г.
|
Источники и литература:
1. Белокриницкая иерархия // Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков. http://www.semeyskie.ru/en_b.htm.
2. Бломквист Е.Э., Н.П.Гринкова. Бухтарминские старообрядцы. Ленинград, 1930.
3. Государственный архив Восточно-Казахстанской области. Ф. 13. Оп.1. Д. 49.
4. Государственный архив Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. Ф. 6. Оп. 1. Д. 54;
5. Государственный архив Омской области. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 159. Св. 35.
6. Гребенщиков Г.Д. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографичекий очерк) // Алтайский сборник. Изд-е Алтайского Под-Отдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Том XI, Барнаул, 1912 г. ;
7. История Новосибирской епархии // Официальный сайт Московской митрополии РПСЦ. http://rpsc.ru/misc/other/istoriya-novosibirskoy-eparhii.
8. Материалы к биографии епископа Амфилохия (Журавлева) Уральского и Оренбургского. Часть вторая. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1724.
9. Новоселов А.Е. У старообрядцев Алтая.
10. Полевые записи Крутовой Н.В. Усть-Каменогорск. 1992. Информатор: Шабалина А.Е.;
11. Полевые записи Крутовой Н.В. Усть-Каменогорск. 1992 . Информатор: Голованов П.В.;
12. Полевые записи Осерчевой О.Н. с. Быструха Глубоковского района ВКО. 2003. Информатор: С.К.Полякова;
13. Полевые записи Осерчевой О.Н. Усть-Каменогорск. 2011. Информатор: Мелинг Н.
14. Полевые записи Осерчевой О.Н. с. Снегирево Зыряновского района. 1991. Информаторы: Пантелеева А.И., Булгакова П.И.;
15. Полевые записи Осерчевой О.Н. с. Сенное Большенарымского района. 1991. Информаторы: Бердюгин С.А., Бердюгина А.В., Королева Н.
16. Приль Л.Н. История томского старообрядчества: епископы и обители. http://www.starover.religare.ru/.
17. Федорков Л.В. Из книги сельского учителя Ширкова В.П. http://bergal.kz/history/region/istorija-bystruhi/page-4.html;
18. Швецова М. Поляки Змеиногорского округа. ВКОЭМ КПнв-4-4275;
История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)
Материалы IV Международной научно-практической конференции (6-7 июня 2013 г.)
Горно-Алтайск, 2013 год, стр. 36-45
О.Н.Осерчева
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник,
г. Усть-Каменогорск, Казахстан
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|