О деятельности Семипалатинско-Зайсанской епархии практически не сохранилось никаких сведений. Источники, имеющие преимущественно косвенное отношение к рассматриваемой теме, помогли проследить ее существование в истории белокриницкого направления в старообрядчестве Восточного Казахстана.
Удаленность от епархиального центра и неудобства, связанные с его посещением стали главными причинами выделения Семипалатинской области в отдельную епархию. Предполагалось, что близость епископа обеспечила бы приток в древлеправославную веру инаковерующих, которых там было предостаточно [7]. После ареста в 1923 году епископа Тихона вновь образованную епархию возглавил епископ Семипалатинский и Миасский Андриан (А.Я.Бердышев) [6].
Епархия как таковая является структурно-территориальным подразделением митрополичьего округа, имеет, как правило, кафедральный город с благочиниями. Название епархии определяет местонахождение епархиального центра и его благочиния. Соответственно центр Семипалатинско-Зайсанской епархии должен был находиться в Семипалатинске, а вторая кафедра – в Зайсане. Однако существование двух белокриницких кафедральных соборов не только в указанных центрах, но и во всей левобережной части Иртыша, включая Зайсанский район, не подтверждается ни дореволюционными источниками, ни трудами современных исследователей М.М.Ларионова и В.Н.Кашляка.
В некоторых российских источниках содержится указание на то, что старообрядческие общины Семипалатинской области входили в состав Томской епархии [6]. Семипалатинская область, выделенная из Томской губернии, основана в пределах Российской империи 19 мая 1854 года, до 4 марта 1917 относилась к Западно-Сибирскому (с 18 мая 1882 – Степному) генерал-губернаторству. В нее входили уезды: Семипалатинский, Зайсанский, Каркаралинский, Павлодарский и Усть-Каменогорский. По данным энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона на 1895 год в Семипалатинской области проживало 852 раскольника. Где они могли быть расселены, сегодня остается загадкой, так как с момента освоения края старообрядцы селились в правобережной части Иртыша, преимущественно в юго-западных предгорьях Алтая, в долинах рек Бухтармы, Убы и Ульбы, территории которых исторически входили в состав Змеиногорского округа Томской губернии (с 1917 года Алтайской). По переписи 1897 года большая часть населения Семипалатинской области говорила на киргиз-кайсацком языке, незначительная часть по-русски и по-татарски. Исключая русских (православных), все остальное население области исповедовало магометанство [8], отсюда следует, что старообрядческие приходы в левобережной части Иртыша, вряд ли могли существовать. Эти данные подтверждаются более ранними сведениями из рапорта пограничного начальника Сибирских киргизов полковника Вишневского, поданного командиру Отделения Сибирским Корпусом господину генералу от Инфантерии и Кавалеру князю Горчакову. На основании предписания от 22 августа 1842 года за № 24 о раскольниках, состоящих в Сибирском Линейном Казачьем Войске, представлен отчет за 1844 год о раскольниках в Акмолинском и Кокчетавском округах, «притом, что в прочих округах Киргизской степи, таковых людей не состоит» [4].
В 1920 году Семипалатинская область преобразована в губернию, к которой, согласно Постановлению ВЦИКа от 13 июня 1921 года, были присоединены Бухтарминский район на правах уезда и часть Змеиногорского уезда, ранее входившие в Алтайскую губернию. В состав вновь образованных уездов вошли волости с проживающими в них старообрядцами: Александровская, Выдрихинская, Черновая (Семипалатинский уезд), Бобровская, Владимирская, Глубоковская, Большереченская, Черемшанская, Быструхинская (Усть-Каменогорский уезд). К концу 1921 года в губернию входило уже шесть уездов, включая интересующие нас территории: Бухтарминский (15 волостей), Зайсанский (23 волости), Семипалатинский (49 волостей) и Усть-Каменогорский (39 волостей) уезды.
Исходя из всего вышесказанного, Семипалатинско-Зайсанская епархия могла быть образована в пределах Семипалатинской губернии КАССР. По всей видимости, она охватывала территорию проживания старообрядцев, ранее входившую в Змеиногорский уезд Томской губернии. Более того, это была вдовствующая епархия, так как на место правящего архиерея был поставлен епископ Семипалатинский и Миасский, местом пребывания которого был город Миасс. Из его биографии известно, что 6 (19) января 1930 года Миасским народным судом он был приговорен к лишению свободы и отправлен в трехлетнюю ссылку в Архангельск. Временное управление епархией по решению Совета архиепископии от 19 мая (1 июня) 1930 года было поручено Иринарху (И.В.Парфенову), епископу Самарско-Ульяновскому и Уфимскому. После хиротонии 23 декабря 1928 года Иринарх переехал в Самару и жил там до закрытия 25 января 1930 года местного старообрядческого храма. Последующие два года владыка провел в путешествиях по епархии, не имея постоянного жилья. Был арестован 8 декабря 1932 года. В 1936 году досрочно освобожден, однако епархиями во 2-й половине 1930-х годов не управлял [6]. Также остается загадкой титул Семипалатинский у епископа Минусинского, Урянхайского (Тувинского) Арсения (А.Р.Давыдова).
Деятельность епархии длилась в течение десяти лет. В первые годы советской власти для старообрядчества в каком-то смысле еще продолжался «Золотой век». Это проявлялось в некоторой лояльности со стороны государства. 5 октября 1921 года правительство обратилось к старообрядцам и сектантам с воззванием о том, что их теперь никто и никогда не будет преследовать. До 1924 года продолжалась работа правительственной комиссии «по заселению свободных земель сектантами и старообрядцами». По разрешению ОГПУ в 1925-1927 годах белокриницкому согласию удалось провести освященные Соборы, остававшиеся главным органом управления епархиями. На Соборах рассматривались вопросы устроения церковной жизни в новых социальных условиях [9]. Периодически созывались епархиальные съезды. К этому времени в России при 28 белокриницких епархиях действовало около 20 епископов [1]. В 1920-е годы в епископы Древлеправославной Церкви Христовой были рукоположены: Тихон, Андриан, Арсений, Иринарх. По просьбе религиозных обществ допускалась постройка новых молитвенных зданий при условии соблюдения общих техническо-строительных правил, устанавливаемых Народным комиссариатом внутренних дел [5]. Общая ситуация в стране не могла не отразиться на увеличении количества “австрийцев” в крае, где они не воспринимались другими согласиями как единоверцы, потому что не соблюдали «чашку», а значит и не допускались в беспоповские молельни. Белокриничане, используя благоприятные условия, активно строили себе храмы на фоне закрываемых православных приходов. В первые годы существования Семипалатинско-Зайсанской епархии в Бухтарминском уезде были построены новые церкви в селах: Сенное, Черновая, Максиха. Одной из последних построек была церковь в Язовой [2, с. 34-35]. С 1917 по 1927 годы было построено не менее 7 храмов, известных нам. Вероятнее всего их было гораздо больше.
Одновременно с лояльностью государства шло постепенное наступление советской власти на староверие вообще и Белокриницкую иерархию в частности, достигшее своего пика во второй половине 1930-х годов. 8 апреля 1929 года вышло Постановление «О религиозных объединениях», регламентирующее их деятельность идеологией развивающегося советского государства. Вскоре после выхода Постановления в крае началось изъятие зданий религиозного культа из пользования верующих под культурно-просветительские и другие нужды советской власти, продолжавшееся до конца 1930-х годов. В большинстве случаев административные отделы на местах самовольно отбирали здания, не дожидаясь окончательного разрешения вопроса в центральных органах, не имея при этом необходимой санкции Казахстанского и Всероссийского Центральных Исполнительных Комитетов, а, следовательно, и права. Семипалатинский Окружной комитет, обеспокоенный тем, что в условиях наступления социалистического сектора это может привнести дезорганизационную струю в развитие общества, настаивал на проведении ряда мероприятий под личную ответственность председателей районных исполнительных комитетов (РИК), по выявлению количества отобранных без санкций зданий, уточнения их состояния, причин невозвращения и дальнейшей передаче прежним владельцам [3, д. 50. л. 216-218]. После издания вышеуказанного Постановления все существующие на территории РСФСР религиозные объединения обязаны были в течение года зарегистрироваться по месту своего нахождения. Однако на местах должного внимания этому не уделялось, в результате чего регистрация обществ не была вовремя закончена. В начале 1931 года отделом районной администрации Катон-Карагайского райисполкома всем сельаулсоветам вновь было объявлено о необходимости перерегистрации религиозных общин в установленный до 1 марта 1931 года срок, по окончании которого общины должны были считаться ликвидированными. На территории Катон-Карагайского района находилось 11 сел, где имелись специальные церкви и моленные дома. Служителей культа в них не было, иногда по просьбе граждан они приезжали туда из других сел. К акту, составленному ответсекретарем РИКа Мамежановым и управделами Зверевой для алма-атинского секретариата ЦИКа Казахстана, прилагался список зарегистрированных в апреле 1931 года религиозных обществ, среди которых значились: старообрядческие общины белокриницкой иерархии сел Язовой, Коробихи, Черновой, состоявшие из 20-24 человек и имеющие специальные молельни [3, д. 54. л. 2, 22].
В итоге в результате все более активного ходатайства граждан в лице колхозников, единоличников, рабочих и школьников белокриницкие церкви и молитвенные дома на территории Восточного Казахстана были закрыты, позднее приспособлены под клубы (в селах Быструха, Александровка, Снегирево (Фото слева. Успенская церковь из села Снегирево. Автор неизвестен. Из рабочих материалов архитекторов Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника), Сенное), а затем и вовсе разрушены. Чаще всего останки церквей распродавались как строительный материал для школ в соседние селения. Общины в связи с отсутствием установленного законом договора с группами верующих были объявлены вне закона. Для населения это сопровождалось ломкой привычного уклада жизни. Конфискация имущества, голод, создание колхозов, политика государства в деле ликвидации кулачества как класса способствовали значительному сокращению числа последователей “австрийцев” в крае. Отдельные представители Семипалатинско-Зайсанской епархии находили себе приют в сети Шудельских обителей Нарымского края западной Сибири, сформировавшихся после ликвидации ряда монастырей на Урале и в Сибири [10]. К 1933 году деятельность практически всех старообрядческих епархий была прекращена.
Таким образом, рассмотрев вопрос о существовании Семипалатинско-Зайсанской епархии, нам удалось раскрыть некоторые белые пятна ее истории, внести определенную ясность в понимание ее места в общем развитии событий, связанных с деятельностью религиозных организаций на территории современного Восточного Казахстана.
Таблица 2. Епархии и епархиальные архиереи Белокриницкой (австрийской) иерархии
в истории старообрядчества Восточного Казахстана
№№ |
Название епархии Дата образования |
Епархиальный центр. Благочиние |
Правящий архиерей, его титул |
Откуда прибыл в епархию |
Годы правления |
Куда убыл |
1. |
Сибирская и Тобольская епархия 2-ая половина 1850-х гг. |
Тобольск. Единая сибирская кафедра |
Савватий (Степан Васильевич Левшин), епископ Тобольский и всея Сибири |
|
С 6 декабря 1862 по 1882 |
С октября 1885 – московский архиепископ |
2. |
Сибирская и Тобольская епархия |
Тобольск. Единая сибирская кафедра |
Мефодий (Михаил Михайлович Екимов), епископ Тобольский и всея Сибири |
|
С октября 1885-1886 |
|
3. |
Томская епархия К началу 1887 г. |
Томск |
Мефодий (М.М. Екимов), епископ Томский и всея Сибири |
|
1887-1894 |
В 1894 году арестован и сослан |
4. |
Тобольская и всея Сибири епархия упразд. еп. |
Тобольск |
Антоний (Афанасий Григорьевич Паромов), епископ Тобольский и Колыванский |
Священноинок. Рукоположен в 1889 г. |
1894-1898 |
|
5. |
Пермско-Тобольская и всея Сибири епархия |
Пермь |
Антоний (А.Г.Паромов), епископ Пермско-Тобольский |
|
14 июля 1899 |
|
6. |
Томская епархия С августа 1899 г. |
Томск |
Феодосий (Быков), епископ Томский и всея Сибири епископ Томский, Иркутский и всея Сибири |
игумен мужского Казанского скита |
23 сентября 1899 -26 апреля 1905 |
|
7. |
Томская епархия |
Томск |
Иоасаф (Иоанн Семенович Журавлев), епископ Томский и всея Сибири |
Рукоположен в январе 1906 г. в Москве |
1906-1910 |
|
8. |
Томско-Алтайская епархия 1911 г. |
Томск Благочиние: Барнаул |
Иоасаф (Иоанн Семенович Журавлев), епископ Томский и всея Сибири |
|
1911-1919 |
|
9. |
Урало-Оренбургская, Пермско-Тобольская, Томско-Алтайская |
Ново-Архангельский скит |
Амфилохий (Афанасий Семенович Журавлев), Епископ Уральский и Оренбургский |
|
Конец 1919-ноябрь 1920 |
|
10. |
Томско-Алтайская епархия |
Томск |
Тихон (Трифон Григорьевич Сухов), епископ Томский и Алтайский |
Хиротонисан 6 декабря 1920 г. в томском храме Успения Пресвятой Богородицы |
1920-1922 |
Расстрелян 15 декабря 1937 г. Священномученик, канонизирован в сентябре 2003 г. |
11. |
Семипалатинско-Зайсанская епархия Начало 1923 гг. |
Миасс |
Андриан (Андрей Яковлевич Бердышев), епископ Семипалатинский и Миасский |
Хиротонисан 1 (13) сентября 1922 г. в Москве |
Сентябрь 1922- 1930 |
6 (19) января 1930 отправлен в 3-х летнюю ссылку |
12. |
Семипалатинско-Зайсанская и Миасская епархии |
путешествуя по епархии, имел временное жилье |
Иринарх (Иван Васильевич Парфенов), епископ Самарско-Ульяновский и Уфимский |
Хиротонисан на Самарскую кафедру 23 декабря 1928 г. |
19 мая 1930- 8 декабря 1932 |
1941 – возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси |
13. |
Семипалатинско-Зайсанская епархия |
Минусинск |
Арсений (Антоний Романович Давыдов) епископ Минусинский, Урянхайский (Тувинский) и Семипалатинский |
Рукоположен в 1923 году в Минусинске |
1933 |
арестован в 1933 г. 22 сентября 1937 приговорен к расстрелу. Священномученик |
Источники и литература:
1. Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири. http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/.
2. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Ленинград, 1930. 460 с.
3. Государственный архив Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. Ф. 6. Оп. 1.
4. Государственный архив Омской области. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 159. Св. 35.
5. Документы из архива Московской Митрополии РПСЦ (1931 год). http://samstar-arhiv.ucoz.ru/load/15.
6. История Новосибирской епархии // Официальный сайт Московской митрополии РПСЦ. http://rpsc.ru/misc/other/istoriya-novosibirskoy-eparhii.
7. Материалы к биографии епископа Амфилохия (Журавлева) Уральского и Оренбургского. Часть вторая. http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1724.
8. Никольский А. Семипалатинская область // Энциклопедический Словарь. Том XXIX. Издатели: Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Санктпетербург, 1900. С. 450-454. http://www.vehi.net/brokgauz/index.
9. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР О религиозных объединениях. 8 апреля 1929 года. http://istmat.info/node/15045.
10. Приль Л.Н. Монастыри на Шудельке. http://www.genealogy-kzn.ru/monastiri.
История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)
Материалы IV Международной научно-практической конференции (6-7 июня 2013 г.)
Горно-Алтайск, 2013 год, стр. 46-55
О.Н.Осерчева
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник,
г. Усть-Каменогорск. Казахстан
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|