Казахстан является многонациональным государством, в котором обрели вторую родину, дом, работу, благополучие более 130 национальностей и народностей. Комфортно и уютно чувствуют себя и украинцы, проживающие в Казахстане, а их сегодня 313698 тысяч человек. У жителей современного развивающегося Казахстана большой интерес и внимание вызывает национальная культура и традиции народов нашей страны. Традиции и черты национального характера украинцев во многом определены богатой и бурной историей страны. Украинскому народу присущи свободолюбие и демократичность. Характерная черта – эмоциональность, которая проявляется в любви к музыке и природе. Украинцы воспевают культ женщины и семьи. Они религиозны, трудолюбивы и славятся исключительным гостеприимством.
Первые украинские поселения на территории современного Казахстана появились вследствие переселенческой реформы, проводимой в 1861 году, после отмены крепостного права. Преследуемые нуждой, бесправием и произволом крестьяне десятками и сотнями тысяч направлялись в Сибирь на новые земли в поисках лучшей жизни и пропитания. Это были люди активные и энергичные, выходцы из левобережной и степной Украины. Люди переселялись всегда организованно. Исследователи отмечали умение украинцев – переселенцев ориентироваться в новых физико-географических условиях. Они обладали редким чутьем, благодаря которому выбирали наиболее подходящий степной район. Так на территории нынешнего Восточного Казахстана образовались первые украинские села: Таврическое, Донское и Украинка (1893-1899 г.), Георгиевка ныне Калбатау (1905 г.)[1;2].
Следующая волна украинских переселенцев прокатилась в связи с провидением столыпинской аграрной реформы 1906 года, благодаря которой их численность резко увеличилась.
В годы сталинских репрессий в Сибирь и Казахстан были высланы многие украинцы в числе так называемых «куркулей» и «национал. предателей». Много украинцев прибыли в Казахстан в годы освоения целинных и залежных земель, а затем мигрировали в Восточный Казахстан[1;2].
По данным последней переписи населения на 2012 год в Восточно-Казахстанской области проживают 5996 украинцев. Несмотря на значительные миграционные процессы, украинцы сохранили свои традиционные этнографические особенности вплоть до середины ХХ в. Это проявилось в особенностях их жилища, одежде, кухне, обычаях, обрядах и традициях.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник города Усть-Каменогорска в мае 2013 года отметил 45-летний юбилей. За этот короткий период существования музей-заповедник стал широко известен не только в Казахстане, но и в странах СНГ, ближнего и дальнего Зарубежья. В структуру музея-заповедника входят: три здания (памятники истории и архитектуры) со стационарными экспозициями, этнопарк «Жастар», парк им. Жамбыла, «Детский городок», «Левобережный комплекс под открытым небом» (117 га), «Историко-археологический комплекс «Ак-Баур» (82 га). В фондах музея-заповедника на сегодняшний день насчитывается более 60.000 единиц хранения.
Музей-заповедник в своей деятельности придерживается лучших традиций мировой музейной практики, сохраняя самобытность и пропагандируя национальную культуру более 40 народностей и национальностей. С 1989 года сотрудниками отдела этнографии народов и малочисленных этногрупп ведется научная работа по изучению и сохранению этнографии украинцев Восточного Казахстана, а так же целенаправленный сбор предметов и литературы по культуре и быту украинцев. Вследствии этой работы, в фондах музея-заповедника укомплектована большая коллекция экспонатов (более 1000 единиц), характеризующая материальную и духовную культуру этого народа. Наибольший интерес представляют предметы ткачества: вышитые и тканые рушники, скатерти, рядовина, лижники, постилки, наволочки. Неповторимы и красочны комплекты женской и мужской национальной одежды. Более 60 предметов интерьерно-обрядовых изделий из ткани и отдельные элементы костюмов были приобретены в результате этноэкспедиции в Республику Украина в 1990 году. Уникальные предметы быта собирались у населения на территории Восточно-Казахстанской области. Многие сувениры, книги и предметы декоративно-прикладного искусства были переданы в дар от украинского этнокультурного объединения ассамблеии народа Восточного Казахстана.
В одном из выставочных залов музея-заповедника, в постоянно действующей экспозиции, оформлен раздел «Украинцы ВКО». Показан фрагмент интерьера комнаты «горницы» начала ХХ века. Центральный верхний угол, напротив входа, занимает полочка с иконой «Ахтырская Богоматерь» начала ХХ века, украшенной специальным рушником «божником». Ниже, вдоль боковой стены, поставлен стол, накрытый рушниками из белого домотканного полотна с искуссной вышивкой на концах. На столе представлена деревянная расписная посуда и керамическая миска, привезенные с Украины. У стола прибита полочка для хранения повседневной глиняной посуды: глэчиков и горшочков. Стену, с имитацией окна, украшают самые красочные свадебные рушники, между которыми выделяется деревянный поднос, со знаменитой «петриковской» росписью. Вдоль стены установлена лавка с посудой деревянной и глиняной, а под ней - плетеные корзины, разных размеров, которые были незаменимы в каждом хозяйстве. Необходимой частью интерьера и большой гордостью хозяйки является сундук «скрыня», с яркой росписью, покрытый домотканой постилкой. В нем хранилась лучшая одежда и приданое. На сундуке могли находиться гребень для чески льна и рубель с валиком, для умягчения льняных изделий. С жерди свисают нарядные женские сорочки и рушники. Венцом интерьера является 5-метровый «кролевецкий» рушник.
Шестого сентября 2010 года состоялось торжественное открытие Левобережного комплекса музея-заповедника под открытым небом. Это событие было приурочено к VII форуму Межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации. Значительную территорию комплекса занимает «Музей архитектуры и быта под открытым небом». Экспозиция состоит из 16 усадеб (включающих 43 объекта) с оформленными интерьерами, где представлена этнография 13 национальностей. Каждая усадьба воссоздана с научной достоверностью, на основе глубокого изучения народного быта.
«Украинская усадьба» датируется первой половиной ХХ века, и характерна для регионов Полтавщины и Киевщины. Усадьба представляет собой «двор с несвязанными постройками», обнесенный плетнем с деревянными воротами и отдельно стоящей калиткой. Общая площадь усадьбы 387 кв.м., жилая - 58,3 кв.м.
Хата деревянная, планировка «две хаты через сени», состоит из сеней с кладовкой и двух комнат: кухни и горницы. Хата покрыта четырехскатной крышей из камыша. Широкий свес крыши поддерживается по трем сторонам кронштейнами, а на главном фасаде опирается на стойки. Вокруг здания сделана завалинка из глины (укр. призьба). Окна с оконными наличниками и двухстворчатыми филенчатыми ставнями, окрашены краской охрой и желтой. Двери одностворчатые, плотницкой работы не крашенные, обработаны олифой. Закрывается дверь изнутри на засов (укр. засув).
Постройка установлена на низкий ленточный фундамент. Стены срублены из бруса с «остатком» по углам, снаружи и внутри обмазаны глиной и побелены. В нашей хате мы сделали имитацию глиняного пола в виде бетонной стяжки, окрашенной под цвет глины. Потолок деревянный не крашенный. Вход в хату через сени с каморой, в которой обычно находились запасы продуктов питания, маслобойка, ступка, инструменты и много разной утвари. В хате установлены две печи. Печь в кухне с лежанкой оштукатурена, побелена и украшена росписью, которая скопирована с печи хаты Национального музея народной архитектуры и быта Украины. Такая роспись печи характерна именно для центральной Украины. Вазон с букетом символизирует очистительный огонь и солнце и связан с охранной магией, оберегом, очищением и лечением. Для росписи употребляли обычно яркие цвета: красный, желтый, зеленый, синий, иногда черный, поэтому даже самая бедная хата выглядела нарядно. Этой росписью занимались девушки на выданье и молодые женщины. О роли того или иного предмета быта в жизни крестьянина рассказывают интерьеры.
Под устьем печи, на встроенной деревянной полке, показана посуда повседневного использования: чугунки, корытца (укр. мяснички) с топориком, горшки, крынки (укр. глэчики), миски. Иногда на полке сушили лапти (укр. личаки). От печи до боковой стены положен деревянный настил - спальное место (укр. пил). На доски положен тканый половик из пеньки и материи (укр. рядовина) и подушки. На стенах висят коврики, с вышитыми растительными мотивами на черном фоне. Сверху под потолком у настила прибита жердь (укр. жердка) для одежды, рушников или занавески. Все рушники и одежда украшены вышивкой крестом или гладью. Вышивку крестом выполняли из разноцветной хлопчатобумажной пряжи (укр. заполоч) на концах рушников, на воротниках и линиях разреза рубах, а также украшали низ и манжеты. В женских рубахах вышивали еще верхние части рукавов у плеча. Орнамент преобладает растительный, растительно-геометризованный и стилизованный с изображением птиц и животных. По диагонали от печи расположен святой угол (укр. покуть), где на специальной полочке, встроенной между окнами, стоит икона обрамленная «кролевецким» рушником. Перед иконой висит лампадка, очищающая икону от нечистой силы. Покуть - почетное место в крестьянской хате, где под иконами стоит стол, во главе которого обычно садился, глава семьи или почетный гость, молодые во время свадьбы, после крестин клали новорожденного. На столе, покрытом вышитой скатертью, стоит куманец и стаканчики для вина. Необходимой мебелью в хате, являются неподвижные скамьи для сиденья - лавки (укр. лави), установленные под окнами вдоль стен кухни. Лавки покрыты ткаными дорожками. Женщины, сидя на лавках, занимались рукоделием: пряли, шили, вышивали. В интерьере представлена простая прялка с привязанным волокном (укр. кужиль), гребень, веретена в корзинке, рубель и швейка. Рядом стоит самопрялка с колесом. Около стола приставлена переносная скамья и табуретка. Угол возле входной двери занимает навесной шкаф с открытыми полками (укр. миснык). На полках выставлена посуда повседневного использования: деревянная и глиняная. Под окнами стоят небольшие сундуки. Как принято в Украине, рушниками украшать стены, зеркала, часы и семейные портреты, так и в интерьере нашей хаты представлены самые яркие и неповторимые рушники ручного и фабричного изготовления. В фондовой коллекции музея-заповедника насчитывается более 120 украинских рушников, разных по времени, месту и технике изготовления. Значительную часть составляют «кролевецкие рушники». Кролевецкие рушники изготавливались с середины ХІХ в. в г. Кролевец Сумской области (Украина). Рушники ткались в переборной технике. Для них характерна строгая симметрия и четко выраженная ось в композиции узора. Размещали рядами изображения цветов, зверей, птиц. Традиционными являются красный и белый цвета. В вышитых рушниках главным орнаментальным сюжетом является стилизованный вазон, красная роза, лилия, калина, виноград и традиционный «витой стебель», что свидетельствует об этнической принадлежности к украинцам. Пол в кухне и горнице застелен половиками.
Горница, в отличие от кухни, более меблированная и представляет собой жилище молодой девушки. Важное место занимает деревянная кровать с взбитой периной, покрытой кружевным подзором и вышитым покрывалом. На подушку надета вышитая наволочка. У кровати на стене весит светлый ковер, с вышитым павлином по центру. Девичий венок, с искусственными цветами и атласными лентами, имеет свое определенное место – над ковром, и является дополнением интерьера. У изголовья кровати видна мандолина, украшенная рушником. На квадратном столе красуются керамические «куманцы», приготовленные для предстоящей свадьбы. Вся праздничная, более дорогая посуда, украшенная росписью, стоит на полочках небольшого буфета. Особое внимание привлекает высокий сундук (укр.скрыня), украшенный многоцветной росписью растительного характера. В нишах печи выставлены декоративные тарелочки и резные подсвечники. Пятиметровый «кролевецкий» рушник, растянутый по матице, зрительно делит горницу на две зоны: интимное девичье пространство и место для гостей. Даже половики насыщенные яркими красочными полосками создают праздничное настроение.
Человек, особенно не знакомый близко с национальным бытом украинцев, попадая в усадьбу, как будто совершает путешествие во времени к просторам хлебосольной Украины, впитывая в себя национальный колорит жилища, подчеркнутый реалистичной экспозицией подворья. И ведь именно с такого ощущения зачастую возникает интерес и открытие для себя чего-то нового, которое на поверку оказывается забытым старым. И эти знания о наследии народностей, составляющих современное население Казахстана, окружающих и близких людей, формируют уважение, толерантность, которые являются залогом мирного сосуществования в нашей многонациональной стране.
М.М. Резонтова
История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай):
материалы IV Международной научно-практической конференции.
Горно-Алтайск, Республика Алтай, РФ, 6-7 июня 2013 г. – Горно-Алтайск, 2013.
Список литературы
- Алексеенко Н.В. Алексеенко В.Н. Славянское население Казахстана ХVIII -ХХ вв.: Историко-демографическое исследование. – Усть-Каменогорск: Издательство «Медиа-Альянс», 2009.- 131 с.
- Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. – Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – Москва, Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.- 511с.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|