Статья посвящена восстановлению утраченного исторического имени красноярской Свято-Николаевской церкви на Иртыше и ее функционированию в дореволюционный период. Возникновение храма и деятельность прихода рассматриваются на фоне общей исторической канвы, в контексте храмов, связанных с ним одной судьбой. По ходу повествования излагаются сведения о местном священстве, внесшем вклад в развитие прихода.
В советские годы жизнь и деятельность красноярской Свято-Николаевской церкви на Иртыше была прекращена, поэтому неудивительно, что забытая история церкви и ее священства выпала из поля зрения современных региональных исследователейправославия, несмотря на то, что приход по тем временам относился к достаточно крупному населенному пункту. Известный в крае дореволюционный священник и краевед Герасимов Б.Г., на которого так часто ссылаются современные исследователи, описывая старинные церкви Семипалатинской области, не включил ее в свои исследования лишь потому, что рассматривал храмы, которым на тот период уже исполнилось 100 лет. Более того, в местном краеведении в начале XXI в. закрепилась историческая ошибка с неправильным наименованием храма, произошедшая в связи с подменой фактов, вызванных одноименным названием селений Красноярских на Убе и на Иртыше. Никто не поинтересовался информацией местных жителей, хранящих память о настоящем названии церкви. Это, в свою очередь, повлекло к ошибочному наименованию храма при его воссоздании. Вопреки исторической действительности начала XX в. и желанию жителей в 2005 году, юго-восточнее фундамента бывшей церкви, ближе к Иртышу, был построен новый храм, не похожий на прежний ни архитектурой, ни названием. При освящении он получил имя святого первомученика архидиакона Стефана. Вместе с тем, существуют дореволюционные труды священников-краеведов Скальского К. и Голошубина И. с описаниями приходов Омской епархии, с помощью которых автор попытался восстановить историческую справедливость относительно интересующего нас храма. В связи с этим Свято-Николаевская церковь рассмотрена в контексте исторических событий.
Создание системы оборонительных сооружений на Сибирской линии [16, с. 124-127] повлекло за собой начало распространения православия в юго-западных окраинах Российской империи, часть территории которых сегодня входит в состав Восточно-Казахстанской области. Строительство военных крепостей сопровождалось возведением необходимых для гарнизонов культовых сооружений. Под храм всегда отводилась центральная территория, т.к. это была одна из важнейших построек, служители которой имели право исторической летописи [25]. Появление после 1760 г. крестьянских поселений при казачьих военных укреплениях [16, с. 127], отдаленных от главных крепостей, обусловило приток постоянных жителей, что способствовало более глубокому проникновению православия на территорию края. Это выражалось в повсеместном распространении культовых сооружений. Первые православные храмы, построенные в XVIII в. при главных крепостных сооружениях Верхнего Прииртышья, территориально относились к Сибирской губернии (1708-1782) и Тобольскому наместничеству (1782-1796)с административным центром в городе Тобольске, канонически подчинялись Сибирской и Тобольской епархии, учрежденной задолго до образования самой губернии, в 1620 году [12, с. 116-117].
Начало царствования Александра I было ознаменовано кардинальными переменами в жизни сибирского казачества. Согласно Положению 1808 года о Сибирском линейном казачьем войске, казаки всех пограничных линий были объединены в одно военное сословие с четкой организацией, позволяющей в военное время преобразовывать войсков конные полки и конноартиллерийские роты [26, с. 91-93]. Положение подтвердило указ 1797 года о невозможности выхода из сословия: раз «поступивший в казачье сословие, остается в нем навечно с потомством своим» [17, с. 20]. С 1813 г. между казаками и крестьянами стали усугубляться отношенияиз-за неравномерного распределения земельных наделов в пользу последних. В 1821 г. Тобольское Губернское начальство пыталось отрегулировать этот вопросво избежание неудовольствий между сословиями [7, л. 42-43].
В 1-й четверти XIX векаеще более активизировалось строительство храмов в крупных казачьих поселениях. Сегодня трудно говорить о соотношении красноярской Николаевской церкви и других храмов на Иртыше, т.к. сведения о многих из них безвозвратно утрачены. Тем не менее, нам известна ее сложившаяся история и взаимосвязь с другими приходами Восточного Казахстана. Одним из важных центров православия в крае на ближайшее столетие с момента окончания своего строительства стал Свято-Троицкий храм г. Усть-Каменогорска (1809), обеспеченный соответствующим числом клира, что позволяло совершать в нем регулярные уставные богослужения и духовно окормлять не только местную паству, но и жителей близлежащих поселений [15, с. 29], состоявших в ведомстве Усть-Каменогорской крепости. В их число входил казачий поселок Красноярский и образовавшееся вокруг него крестьянское поселение [16].
Первое упоминание о предполагаемом строительстве красноярской церкви на Иртыше засвидетельствовал Паллас П.С. во время путешествия по краю в 1770 году [24, с. 253-254]. По наблюдению его ученика Никиты Соколова [20, с. 86] крестьянское поселение при форпосте на тот момент состояло почти из 200 дворов. Для сравнения: население заштатного Усть-Каменогорска к 1825 г. состояло из 1304 человек, при этом домов насчитывалось 207 [21, с. 43]. Описывая Красноярский форпост, Паллас П.С. отметил, что место для строительства церкви обнесено было деревянными укреплениями. Однако после разговоров до осуществления строительства прошло немногим более половины столетия. Этот период остается белым пятном в истории Красноярского прихода. Можно только предположить, что местное население в какие-то установленные сроки периодически духовно окормлялось служителями крепостной Усть-Каменогорской Свято-Троицкой церкви.
Усиливавшееся значение православия в жизни сибирского казачества отразилось и в инструкции генерал-лейтенанта русской императорской армии Глазенапа Г.И. о приведении казачьих полков в должный порядок: с 1812 г. помимо сторожевой службы и прочих обязанностей казаки в воскресные и праздничные дни должны были «ходить в часовни и церкви к обедни» [26, с. 99]. Общеизвестный факт, что одним из самых почитаемых святых у сибирских казаков являлся Николай Чудотворец, считавшийся их покровителем. С момента правового образования Сибирское казачье линейное войско отмечало свой войсковой праздник 6 (19) декабря, в День памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345).
После того как в 1814 г. ниже по Иртышу в станице Убинской была построена однопрестольная каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, в Убинский приход вошло множество близлежащих крестьянских селений Бийского уезда, включая соседнее Красноярское [12, с. 171.] Когда, на стыке правлений российских императоров Александра I и Николая I, в 1825 г. в нем на средства прихожан была построена своя однопрестольная, деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, поселок Красноярский и смежное с ним крестьянское село того же названия выделились в самостоятельный приход. Туда же вошли деревня Березовка, расположенная в 8 верстах и селение Верх-Березовское – в 5 верстах [27, с. 200-201]. (Фото 1)
Размещение церкви на местности повсеместно диктовалось ландшафтным рельефом, развитием отношений, в данном случае, между казачьим и крестьянским поселениями, соседствовавших друг с другом и, более того, связанных одноименным названием, но, все же, исторически и сословно обособленных друг от друга. Разобщенность ощущалась в распределении земельных наделов, обучении детей, местах захоронения и во многом другом. Для строительства было выбрано очень удобное место на площадке между смежными поселениями, на крутом берегу излучины Иртыша. Эта часть территории, ограниченная с севера и юго-запада руслами рек Красноярки и Иртыша, долгое время оставалась территорией, разграничивающей и одновременно компактно связывающей казачье и крестьянское поселения. Постановка храма, с прилегающим к нему погостом, на фоне высокого берегового склона формировала живописный силуэт со стороны реки. Выбор места не противоречил предписанию Указа Священного синода от 13 сентября 1817 г., определяющего в силу безопасности во время пожаров возводить церкви на открытых площадках, подальше от жилых строений [23].
Церковь была построена прочная, из лиственницы, на высоком каменном фундаменте [9], крытая железом, благолепная, но малопоместительная [27, с. 200]. С двух сторон здания имелись высокие деревянные крыльца с 6-7-ю ступенями. Одно крыльцо находилось со стороны главного входа перед колокольней, второе – с северо-восточного бокового фасада [9;10]. С точки зрения культового зодчества приходская красноярская церковь представляла собой типовую сельскую деревянную постройку, распространенную в Томской и Тобольской губерниях в годы правления Николая I (1825-1855). Это было прямоугольное в плане здание, без обшивки, в одной связи с колокольней над притвором, предположительно на 250-300 человек [22; 29, с. 477]. Вокруг церкви была установлена деревянная ограда на каменных столбах. Освящена церковь – 16 июня 1827 года [28, с.477].
Традиционно являясь архитектурной доминантой на церковной площади, храм сформировал вокруг себя ансамбль строений, важных для общественной жизни смежных поселений. Здесь собирался сельский сход, устраивались праздники и народные гуляния. При храме имелись дома для священника и псаломщика (Фото 3). Второй псаломщик жил в здании министерской школы [27, с. 201]. Здесь же стоял «кирпичной кладки магазинчик Каримовых» и «двухэтажное здание волостной управы, прозванное сельчанами «сборня» [14, с. 31]. В общую планировку церковной площади входил старинный погост, устроенный на яру неподалеку от храма.
По имеющимся документальным данным, Красноярский приход в период до 1894 г. оставался в каноническом подчинении Томской Духовной Консистории, с 1895 г. – в ведении Омской Духовной Консистории, с дозволения которых выдавались метрические книги причту Николаевской церкви для ежегодного сбора статистических сведений о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Благодаря этим документам можно проследить историю священства красноярской Свято-Николаевской церкви, где на благо духовного просвещения местного населения трудились лучшие клирики, получившие специальное образование в Духовных семинариях и рукоположенные к данному храму.
Одним из первых священников, выявленных автором, был протоиерей Тутолмин Иоанн Александрович, в 1842 г. окончивший курс Тобольской Духовной семинарии и рукоположенный в том же году в священники к красноярской на Иртыше Николаевской церкви Бийского уезда Томской губернии. В 1846 г. Тутолмин И.А. был переведен в Усть-Каменогорскую крепостную церковь с повышением в должность протоиерея. Там же закончил свой жизненный путь и был похоронен в церковной оградке напротив алтаря. В начале XX в. на его могиле лежала ныне утраченная чугунная плита с надписью о погребении [12, с. 144]. Остальной состав служителей культа установлен по метрическим книгам красноярской Свято-Николаевской церкви 2-й половины XIX-начала XX вв. и систематизирован в таблицы.
Следующей крупной фигурой священника этого периода был Сосунов Александр Павлович (1834-1912), также как и предыдущий, по окончании Тобольской Духовной Семинарии в возрасте 22 лет, в 1856 году рукоположенный в священники к Николаевской церкви. Настоятель Сосунов П.А. – один из первых пастырей душ, открывший на приходе церковную школу в годы своего служения (1856-1876). В его же бытность, в 1867 г., возможно не без его стараний, причту Советом Главного Управления Сибири было отведено 90 десятин пахотной земли [28, с. 477]. В 1876 г. после 20-летней службы в Красноярском приходе Сосунов А.П. переведен был в должности благочинного протоиерея в Усть-Каменогорскую крепостную церковь, где и оставался до конца дней своей жизни. В возрасте 79 лет похоронен в оградке Троицкой церкви. На его могиле была установлена чугунная плита с надписью об упокоении [12, с. 145-147]. В период своего благочиния Сосунов А.П. подготовил и передал редактору Омских епархиальных ведомостей Клименту Скальскому имеющиеся у него рукописные материалы и выписки из церковных архивов, которые позднее вошли в историческое описание епархиальных приходов [27, с. VII].
С 1876 по 1883 гг. в Красноярском приходе работал священник Солотчин Ф.В. Вместе с ним служили псаломщик Владимиров П.Е. и диакон Россов Ф.В. С конца 1870-х почти до конца1880-х гг. – священники из Убинского прихода: настоятель Спасский М.Г., иерей Спасский П.М., Яхонтов М.П., Пушкарев К.Н. [12, с. 173-175]. Еще одна яркая фигура в истории красноярской Николаевской церкви конца XIX-начала XX вв. –ДагаевА.В. (1861-11.01.1920), впоследствии священномученик Александр Усть-Каменогорский, прославленный в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года [18, с.373]. В 1887 г., будучи настоятелем Глубоковской Введенской церкви, он неоднократно совершал таинства крещения и венчания в Красноярском приходе [3, лл. 306-329]. В последнее десятилетие XIX в. настоятелем церкви оставался Макаров Василий Яковлевич [4,лл. 4, 77, 149; 5, лл. 2, 148, 199], студент Томской Духовной семинарии, родом из села Зыряновского Томской губернии Мариинского уезда. Имел архипастырскую благодарность за сбор пожертвований в пользу бедных [8, № 3, с. 2], награды:набедренник, памятную медаль Императора Александра III, бронзовую медаль за труды по народной переписи [27, с. 201]. В эти же годы с ним в паре трудилсядиакон на вакансии псаломщикаБоголюбовЛеонтий Семенович.Сын священника, родился 12 июня 1871 г., окончил 2-х классное Томское духовное училище,на службе при сей церкви состоялс 17 ноября 1888 г.[28, с. 1090].В сентябре 1897 г. в красноярском храме с псаломщиками Боголюбовым Л.С. и Макаровым Е.Я. таинство крещения совершал еще один священникцеркви Введения во храм Пресвятыя Богородицы села Глубокого – Герасимов Б.Г. [5, л. 200],уроженец г. Усть-Каменогорска, студент Томской Духовной Семинарии[27, с. 200], автор статьи «Старинные церкви Семипалатинской области».
Последним настоятелем Свято-Николаевской церкви, по свидетельству метрических книг за 1902, 1908, 1913-1915 гг., был Марсов Николай Стефанович. С ним вместе почти до конца первого десятилетия XX в.продолжали служить псаломщики Боголюбов Л.С. и Макаров Е.Я.В его бытность,построенная в 1905 г. в соседней деревне Березовке деревянная церковь во имя Знамения Божьей Матери, была определена приписной к село-Красноярской церкви [28, с. 477]. В коллекции ГАВКО метрические книги по Николаевской церкви заканчиваются 1915 годом, однако в них есть комплект листов с записями за 1919 г., где зафиксирована фамилия священника Дагаева Михаила, сынаДагаеваА.В. [2, лл. 131-144].
К сожалению, нет сведений о том, кто из священников был захоронен в оградке красноярской церкви. Возможно, это настоятели последних лет существования действующей церкви. По свидетельству местных жителей, когда в 1960-е гг. рыли траншею для прокладки коммуникаций к построенному около церкви зданию детского сада, то обнаружили 3 могилы безымянных священников. В одной из них был найден крест, судьба которого так и осталась неизвестной [9].
Переломный период в истории Русской Православной Церкви после революции 1917 г. для красноярской Николаевской церкви открыл новую страницу в истории ее существования, приведшую в итоге к полному исчезновению храма. Все церковное имущество согласно декретам советской власти, включая земли и храмы, признавалось государственной собственностью, передавалось на баланс местных Советов, помещения духовных школ – в ведение Народного комиссариата просвещения [15, с. 79, 80]. В 1919 г. в помещении Красноярской церковно-приходской школы и бывшего дома священника была организована 7-летняя школа [13].
Разрушительную роль для православного Красноярского прихода сыграло Постановление ВЦИКаот 23 февраля 1922 г. обизъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Порядок работы на местах устанавливался на основании старых до 1917 г. церковных описей, инвентарных книг и иных данных. Все изымаемые предметы, состоящие из золота, серебра и драгоценных камней описывались, упаковывались и заносились в особый протокол, который подписывался членами комиссии, состоявшей из местного исполкома в лице представителей Уфинотдела и Укомпомгола и группы верующих [1, лл. 149-150].
Согласно описи церковного имущества, составленной на основании приказа Устькаменогорского Исполкома от 16 мая 1922 г. за № 2260,в Красноярской Свято-Николаевской церкви, имелось большое количество предметов из серебра 84 пробы: иконы в чеканных окладахразного веса и размеров (Спаситель, Господь Вседержитель, Николай Чудотворец, Казанская Божья Матерь, Иверская Божья Матерь, Явление Пресвятого Сергия Радонежского), Евангелие в малиновом бархате с наугольниками и распятием (3 шт.), кресты напрестольные (3 шт.) и другая необходимая утварь. Со стороны Волисполкома опись была подписана зав. Военным отделениемТренковым (?), за членов церковного Совета: Макарова П.А., Коровникова Н.Н. и за себя расписался Седельников. От причта при подписании описи присутствовали священник Геренчук Зосима (возможно: Геренщук) и псаломщик Чарухов Василий (?) [1, л. 132]. По замечанию Скальского К.Ф. чудотворных и местно-чтимых икон в церкви не было. На основании имеющейся описи из Николаевской церкви изъяли серебряные оклады с икон, украшения с Евангелий, ручку от кропила и прочую серебряную утварь, оставив по одному экземпляру для пользования в храме. Акт об изъятии составлен и подписан 15 июля 1922 г. председателем Уисполкома Самсоновым, уполномоченным от Губернского политуправления Мишиным, Укомпомголом Беляевым, военкомом Шароновым, со стороны прихода – председателем церковного Совета Сметаниным И., священником ГеренчукомЗ., членами церковно-приходского Совета Кузнецовым и Перелыгиным [1, л. 133]. Далеедля пересылки изъятых ценностей на особый счет ЦК Комиссии Помгол17 июля 1922 г.комиссия по изъятию церковных ценностей в составе председателя Уисполкома, Самсонова, инспектора Губ. РКИ т. Суханова и завуфинотдела т. Колпашникова произвела перевес и передачу Уфинотделу изъятых церковных ценностей, которых оказалось около 70 серебряных предметовобщим весом 1 п. 16 ф. 87 з. [1, л. 134].
После изъятия ценностей последовали новые надругательства над храмом. В 1937 г. с крыши здания церкви сорвали купол с крестом. Чтобы осуществить эту варварскую операцию, тросы, зацепленные за макушку, тянули конями и тракторами. По словам жителей, алкоголики, нищие и бедняки приходили и помогали красноармейцам сбрасывать купола. Дети ложились на канаты, чтобы те не вздымались. Когда купол упал, по траве разлился мед, по всей видимости, пчелы когда-то устроили в нем свое гнездо. Взрослые плакали, а дети собирали ладошками мед и ели его [9;10;11]. Позднее эти события описаны в газете «Огни Прииртышья» жителем села Гладышевым И.Н., который был очевидцем тех зловещих дел, когда рушили церковь. Колокольня храма пережила Великую Отечественную войну, после чего ее тоже разрушили. Есть свидетельства, что при снятии колоколов меньшие были унесены жителями села по домам, а самый большой колокол после падения сокрылся в водах Иртыша [9]. Обезглавленное здание церкви в послевоенный период использовалось под светские нужды. В разные годы в нем размещались склад для хранения зерна, школа, библиотека, детский сад. В конце 1970-х гг. здание было полностью разобрано, а его еще крепкая древесина использована местными жителями для частных строений [9;10;11]. (Фото 2)
Сельская приходская церковь, возведенная в конце первой четверти XIX в. между казачьим и крестьянским поселениями, по своему духовному замыслу должна была стать объединяющим звеном этих двух сословий. Однако дальнейший ход событий предопределил судьбу казаков, заставив их в канун Гражданской войны в крае покинуть поселок и навсегда, как класс, в скором будущем уйти с исторической арены. В 1935 г. в соответствии с Постановлениями ВЦИКа от 31 января и Восточно-Казахстанского облисполкома от 24 февраля «О новом районировании Восточно-Казахстанской области» два смежных красноярских поселения на Иртыше были объединены в одно с переименованием в село Предгорное [19].
Рассмотренные источники позволяют сделать вывод о том, что в дореволюционный период красноярская Свято-Николаевская церковь занимала важное место в числе церквей Томской губернии. Ее появление, как и многих других храмов области, стало следствием распространения православия в крае в период укрепления южных границ Российской империи, начатого от времени закладки крепостей в XVIII в. Петром I и законченного до конца третьего десятилетия XIX в. при Николае I. Церковь была построена в период, когда в основе градостроительных начинаний XVIII-первой четверти XIX вв. лежала идея неразрывности государства и православия. Непосредственное ее появление связано с активизацией церковного строительства на Иртышской линии в 1-й четверти XIX в., вызванного образованием военных укреплений вдали от главных крепостей и крестьянских поселений при них, в частности форпоста Красноярского на Иртыше (1747-1752) и одноименногос ним крестьянского поселения (1761). В конце XIX-началеXX вв., в правление Благочинного, протоиерея Дагаева А.В. Свято-Николаевский храм на Иртыше входил в состав 30-го благочиния церквей Змеиногорского уезда Томской губернии [4, л. 106, 108; 18, с. 185].
Досегодняшнего дня сохранились неопровержимые документальные свидетельства истинного имени красноярской церкви на Иртыше, как Свято-Николаевской, органичного в своей взаимосвязи с сибирским казачеством:
- фундаментальные исследовательские труды дореволюционного периода священников-краеведов Скальского К.Ф. и Голошубина И., составленные на основе историко-этнографических источников, клировых ведомостей и других епархиальных документов;
- метрические книги Томской Духовной Консистории Бийского округа и Омской Духовной Консистории Змеиногорского округа, часть которых сегодня хранится в архивах Омской (ГАОО) и Восточно-Казахстанской областях (ГАВКО).
Свою статью в юбилейный год 190-летия Свято-Николаевской церкви посвящаю памяти моей бабушки, Порох Анны Петровны, рожденной 27 января 1897 г. в семье казака поселка Красноярского Пороха Петра Игнатьевича и его законной жены Анастасии Викуловны (Щербиненко?) и крещенной в красноярском Свято-Николаевском храме 30 января 1897 г. [5, л. 148].
Восточно-Казахстанский областной
архитектурно-этнографический и
природно-ландшафтный музей-заповедник,
Республика Казахстан, Усть-Каменогорск
Источники и литература
1. Акты осмотра и протоколы изъятия, переписка с губернской комиссией, описи церковного имущества, отчеты о количестве изъятых ценностей из церквей Усть-Каменогорского уезда и города и зачислении их в особый фонд Центральной комиссии помощи голодающим.ГАВКО. Ф. 13. Оп. 1. Д 49. Ч.II (9 мая 1922-17 марта 1924). Л. 234;
2. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1882-1883 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д. 3. Л. 153;
3. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1884-1887 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 4. Л. 358;
4. Метрические книги Томской Духовной Консистории, данные причту Николаевской церкви села Красноярского на 1893-1894 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 5. Л. 189;
5. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красноярского на 1896-1897 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 6. Л. 323;
6. Метрические книги Омской Духовной Консистории причту Николаевской церкви села Красного Яра Змеиногорского уезда на 1913-1915 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 8.Л. 315;
7. Наставление комендантам, полковым командирам Сибирского линейного казачьего войска для межевания земель казакам и киргизам. 1821 г. ГАВКО. Ф. 1337, Оп. Д. 41 Л. 10;
8. Омские епархиальные ведомости. № 1-24. 1899 г. Редактор К.Скальский. Омск, тип. А.К.Демидова. ВКЭМЗ:КП-6-15837;
9. Осерчева О.Н. Личный архив. Материалы научных командировок 2013-2014 гг. в с. Предгорное Глубоковского района ВКО. Информатор: Егоров С.А.;
10. Осерчева О.Н. Личный архив. Материалы научной командировки 2014 г. в с. Глубокое Глубоковского района ВКО. Информатор:Немцева И.Д.;
11. Осерчева О.Н. Личный архив. Из истории села Предгорного Восточно-Казахстанской области. Усть-Каменогорск. Информатор: Волченко Н.П. 2014;
12. Герасимов Б.Г. Старинные церкви Семипалатинской области. 1915 г. С. 116-181 // ГерасимовБ.Г. Избранные труды: факсимильное издание. Составитель Жандабекова О.В., ГАВКО - г. Усть-Каменогорск: ШыгысБаспа, 2000 – 335 с.ВКЭМЗ: КП-26-23334;
13. Ершова Н.А. Материалы музея Предгорненской средней школы.– с. Предгорное, 1980-е. – 2014;
14. Зырянов И.С. Верхний Иртыш. – Новосибирск, 2003. – 214 с. ВКЭМЗ: КП-33-25097/1;
15. Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.). Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII-XX вв. – Усть-Каменогорск, 2014 г. – 240 с.;
16.Осерчева О.Н. К вопросу о датировке форпоста Красноярского на Иртыше. С. 123-132. // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Краеведческие чтения, посвященные 80-летию С.Е.Черных», 31 октября 2014 г., Усть-Каменогорск: ВКГУ им. С.Аманжолова, ГАВКО.– 239 с.;
17. Петров В.И. К вопросу о социальном происхождении сибирского казачества (XVIII-первая половина XIX вв.). С. 3-29. // Сибирское казачество: страницы истории. Материалы научно-практической конференции (31 января 2015 г.). Усть-Каменогорск: КГУ «Центральная библиотечная система».–122 с.;
18. Святые Новомученики и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Астанайская и Алматинская епархия. ООО Изд-во «Лето», М., 2008. – 563 с.ВКЭМЗ: КП-74-36190;
19.Справочник по административно-территориальному делению Казахстана (август 1920 г. – декабрь 1936г.), А-А, 1956 г. – 226с.;
20. СытинА.К. Ботаник Петр Симон Паллас. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2014. – 456 с.
21. Черных С.Е. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков. Сост. РифельЛ.П.ГАВКО. Усть-Каменогорск, 2004. –147 с. ВКЭМЗ: КП-39-26903;
Электронные ресурсы:
22. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. М., Синодальная тип. 1911 г. – 53 л. (дата обращения: 18.04.2011)
23. Волоснов Р.Ю. Храмостроительная политика Российского государства вXVIII-первой трети ХХ в. (на примере культового зодчества Алтая). http://pandia.org/text/77/21/36081.php (дата обращения: 28 декабря 2014 г.);
24. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Часть 2. Книга 2. 1770. – Спб.: Императорская Академия наук, 1786. – 571 с.http://www.runivers.ru/lib/book4739/58492/(дата обращения: 09.12.2012);
25. Попова З.С. Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана (XVIII-начала XXI вв.) Н., 2007. – 253 с. http://www.dslib.net/(дата обращения: 02.01.2015);
26. Путинцев Н.Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска.– Омск: типография Окружного Штаба, 1891.– 264 с. // URL: http://www.runivers.ru/lib/book7847/453509/(дата обращения: 21.03.2014);
27. Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, тип. А.К. Демидова, 1900 г.– 422 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=236&option=com(дата обращения: 26.02.2014);
28. Справочная книга Омской епархии. 1915 год. Составитель свящ. ГолошубинИ. Омск: тип. Иртыш, 1914 г.– 1250 с.http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=235&option=com_wrapper&view(дата обращения: 26.02.2014).