Специфика изучения Холокоста, а также сохранения памяти о трагедии европейского еврейства в современном Казахстане непосредственно связано с историей заселения края. В формировании еврейской диаспоры Казахстана можно выделить два основных момента: конец XIIIV века – время правления Российской императрицы Екатерины II, а точнее 1791 год, когда появилась так называемая, «черта оседлости» [1, с.21], куда выселялось неблагонадежное население. Второй момент – годы Великой отечественной Войны, когда в Казахстан прибыло огромное количество эвакуированных, из них евреев – 75 024 (46,5 %) [2, с.93]. В Семипалатинскую область было переселено 2823 еврея, а в Восточно-Казахстанскую - 2181 [3, с.105].
Вторая половина ХХ века – сложное время для представителей еврейства, не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве: происходило обезличивание этноса, отход от языка и традиций, закрытие синагог и переход религиозной общины на полулегальное положение, преследование верующих, антисемитская государственная политика, стремление скрыть из-за страха перед репрессиями свое происхождение.
С обретением Казахстаном независимости, евреи перестали ощущать на себе дискриминацию по национальному признаку: в конце 1980 - начале 1990 гг. началось возрождение еврейской общинной жизни. В 1992 году был открыт первый в Восточном Казахстане Дом Дружбы Народов, а в 1995 году была образована Ассамблея народа Казахстана, сформировались этнокультурные объединения. Благодаря тесному сотрудничеству Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника с еврейскими этнокультурными центрами городов Усть-Каменогорска, Семипалатинска, филиалом Еврейского Агентства «Сохнут» общинным центром Хэсэдом «Фаина» ведется изучение наследия еврейской диаспоры Восточного Казахстана.
Такое плодотворное сотрудничество привело к созданию в Восточно-казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике уникальной коллекции культовых предметов по иудаике. Фондообразователями коллекции стали Еврейские культурные центры области, филиал Еврейского Агенства «Сохнут», Израильский культурно-информационный центр г.Усть-Каменогорска, Консульский отдел Посольства государства Израиль в Казахстане и Средней Азии. Немалое количество предметов передано в дар музею представителями еврейской общины[4, с.7]. В коллекции особое место занимают предметы, отображающие тему «Холокост»: книги, нарукавные знаки различия. Особенно интересна почтовая открытка, полученная из Варшавского гетто, которая долгое время хранилась в семейном архиве семьи Гальберштадт [5, с.64], а затем была передана в фонды Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Результатом многолетней исследовательской деятельности стала книга научного сотрудника Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника Крутовой Нины Владимировны «Евреи на земле Восточного Казахстана» ч.1 и ч.2 вышедшая в Усть-Каменогорске в 2006 и 2012 годах.
Казахстанские исследователи одними из первых приступили к научной разработке темы эвакуации и беженцев во время Второй Мировой Войны. Крупнейшим научным проектом в сфере изучения наследия эвакуации людей, промышленных объектов, учреждений культуры в годы Второй Мировой Войны в Казахстан стала Международная научно-практическая конференция «История. Память. Люди», которая проводится Ассоциацией еврейских национальных организаций Республики Казахстан «Мицва» и РГУ «Центральный государственный архив» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан с 2002 г. в г.Алматы при поддержке Американского Еврейского Объединенного Распределительного комитета «Джойнт» и евроазиатского еврейского конгресса. Конференция проходит с двухгодичной периодичностью с участием авторов из Центральной Азии, Белоруссии, Израиля, Канады, Латвии, России, США, Украины и других стран. В 2014 году организаторам удалось расширить тематический диапазон научных докладов, и на VII –ом заседании конференции участники впервые предоставили итоги работы, посвященные увековечиванию памяти жертв Холокоста («Холокост был предсказан в Риге», В.Решетов (Рига), «А.Г.Бордюков и увековечивание памяти Велижского гетто» Ю.Серовайская (Алматы)).
Еврейская диаспора Восточного Казахстана многочисленной никогда не была, в настоящее время община насчитывает около 1500 человек. Почти все они – потомки спасшихся от гибели в Катастрофе европейского еврейства эвакуированных в годы ВОВ. Именно здесь бережно хранится память о многовековой истории и традиции.
Ежегодно 27 января во всех Хэсэдах Республики проходят памятные акции, зажигаются «свечи памяти» о погибших в огне Катастрофы, демонстрируются фильмы о Холокосте. Подобные мероприятия открыты для всех желающих.
В юбилейный 2015 год к этому дню молодежной театральной студией «Бейт Шемеш» (руководитель Инна Семененко) г.Семипалатинск был поставлен спектакль о Холокосте «Дети из бездны». Символично, что все роли исполняли дети. А известная в этом городе поэтесса Любовь Бароховская создала цикл стихов «Холокост», написанных под впечатлениями от бесед со старейшинами общины пережившими Катастрофу.
В каждом еврейском центре Республики имеются действующие библиотеки. Именно здесь собирается и формируется библиофонд о Катастрофе европейского еврейства. Так, например, в библиотеке Хэсэда «Фаина» г.Усть-Каменогорска постоянно действует выставка книг «Память жива», на которой экспонируются произведения разных лет и различных авторов, объединенные темой Катастрофы. В основном это книги израильских авторов и издательств («Черная книга», «6 000 000 обвиняют», «Катастрофа и ее значение» и др.). А школа возрождения, открытая при Областном Доме Дружбы, проводит для слушателей уроки по еврейской традиции – среди них цикл «Уроков Холокоста».
Большая работа по сохранению памяти о Холокосте проводится еврейской библиотекой им.М.Симашко (г.Алматы) и ее волонтерами. Так, одна из них Л.Я.Корецкая (бывшая узница рабочего лагеря во Франкфурте-на-Одере), рассказывает о тех событиях, очевидцем которых стала сама.
К сожалению, в последнее время все чаще можно услышать нелицеприятные высказывания (и даже сожаления!!!) об итогах ВОВ, в том числе оспаривается число жертв Холокоста, ставится под сомнение существование масштабного геноцида еврейского народа.
Для выявления общественного отношения к Холокосту в г.Усть-Каменогорске сотрудниками Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника было проведено социологическое исследование «Что я знаю о Холокосте?». Основным методом исследования был выбран метод анкетирования. Для более объективного отражения проблемы исследование проводилось в несколько этапов, в разных по возрасту и социальному статусу группах населения. Возрастной состав респондентов – от 17 до 65 лет и старше. Согласно «теории развития личности Эрика Эриксона» все респонденты были поделены на 5 возрастных групп: 17-19, 20-25, 26-40, 41-64, 65 лет и старше. Опросы проводились анонимно, с учетом уровня образования респондентов. Репрезентативная выборка составила 392 респондента.
Распределение респондентов по уровню образования
(% к числу опрошенных)
Уровень образования респондентов |
Возраст респондентов, лет |
||||
17-19 |
20-25 |
26-40 |
41-64 |
65 и старше |
|
Начальное |
2,8 |
1,4 |
1,7 |
7,7 |
29,1 |
Среднее |
97,2 |
22,2 |
10,4 |
21,2 |
37,4 |
Неполное высшее (бакалавриат) |
- |
58,2 |
33,1 |
8,3 |
18,2 |
Высшее (магистратура) |
- |
18,2 |
54,8 |
62,8 |
15,3 |
Как показали данные исследования, именно респонденты первой возрастной категории в своем большинстве затрудняются дать четкий ответ о том, что такое Холокост, и, следовательно, не могут высказать своего отношения к нему.
Распределение ответов на вопрос относительно собственного мнения о Холокосте:
- Холокост был, его трагедию нельзя оспаривать – 24 %
- Холокост был, но в меньших масштабах, количество жертв преувеличено – 19 %
- Холокост был, но с учетом военного времени и общих человеческих жертв – это не трагедия – 38 %
- Холокоста не было, данные о жертвах – фальсификация – 2 %
- Не высказали ни какого мнения – 17 %
Из ответов, выявляющих установки респондентов, относительно трагедии Холокоста можно выделить две устойчивые точки зрения:
- Холокост нельзя отрицать: это противоестественно; все попытки опровергнуть существование Холокоста – циничны, это акт неуважения, как к жертвам, так и тем, кто остановил Катастрофу; в стране, где живут потомки победителей, тех, кто уничтожил фашизм – такие разговоры недопустимы.
- индифферентность: Холокост был, но не такая это трагедия для человечества, как ее преподносят; что такое 6 млн. жертв, по сравнению с 27 млн. советских людей, погибших в годы войны; Холокост рассматривается только как «трагедия еврейства», но геноциду подвергались и другие «не арийские» народы – белорусы, украинцы, цыгане и т.д.; слишком много шума вокруг Холокоста; было и было, пора уже успокоиться и жить дальше и т.д.
Таким образом, данные социологического исследования, приводят к выводу, что события Холокоста не занимают подобающего места в коллективной памяти народа. В целом следует отметить, довольно равнодушное отношение к данной теме, но, тем не менее, активных противников, оспаривающих историческое значение Катастрофы нет.
Одной из причин, почему в современном мире возникает двойственное отношение к Холокосту, мы видим в недостаточном освещении данной темы в школьных учебниках и учебных пособиях. Нами был осуществлен анализ современного школьного учебника истории, по которому обучаются казахстанские школьники.
С историей Второй Мировой Войны казахстанские школьники знакомятся в 9 и 10 классах общеобразовательных школ. Анализируя учебники по предмету «Всемирная история» в учебнике для учащихся 10 класса, в общем тексте, посвященном капитуляции Германии и распаду фашистского движения в странах Европы, было обнаружено одно черно-белое фото: «Жертвы фашистских лагерей» [6, с.108]. Ни о том кто и почему стал этими жертвами, что с ними случилось, и какова их численность нет ни одного пояснения. Также нет ни термина «геноцид», ни термина «Холокост». Таким образом, учащиеся, окончив курс общеобразовательной школы, даже не знакомы с данным историческим фактом. Лишь в обновленных учебниках по данной дисциплине появляется абзац текста, разъясняющий Холокост [7, с.267; 8, с.196]. Предупреждая вопрос об изучении данной темы в ВУЗах, поясню, что в государственном ВУЗе Восточного Казахстана, готовят специалистов-историков бакалавров и магистров только по специальности «История Казахстана».
Подводя итог проведенной работе, можно сделать следующие выводы:
- общественное отношение к Холокосту в Казахстане стало изменяться с начала XXI века;- неоднозначное отношение к Холокосту у молодежи формируется под влиянием фильмов, Интернета и т.д.;- память о Холокосте в современном Казахстане сохраняется точечно (Этнокультурные объединения, Хэсэды, община), но постепенно происходит его забывание.
Данное исследование, показывает, что включение в содержание школьного учебника темы «Холокост», вызвано необходимостью учитывать историческое наследие Катастрофы в воспитании толерантной молодежи, живущей в многонациональном государстве.[i]
1. Крутова Н.В. «Евреи на земле Восточного Казахстана. Часть 1.», г.Усть-Каменогорск, 2006, С.235.
2. Базанова Ф.Н. Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР (национальный аспект). – Алма-Ата: «Казахстан», 1987. – С.156.
3. Михеева Л.В. К истории евреев, эвакуированных в Карагандинскую область в годы Великой Отечественной войны // Евреи в Казахстане. История, религия, культура. Материалы II Международной научно-исторической конференции 27-28 мая 2004 г. г. Алматы – Алматы: Изд. Ассоциация Еврейских национальных организаций РК «Мицва», 2005 – С. 103-108.
4. Коллекция предметов иудаики в собрании музея-заповедника. Конец XIX – начало XXI вв. / Каталог, составитель Н.В.Крутова, г.Усть-Каменогорск, 2008 – С.90.
5. Там же.
6. Всемирная история / Школьный учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ / А. Чупеков, К. Кожахмет-улы и др., изд-во «Мектеп», Алматы, 2006, С.242.
7. Всемирная история / Школьный учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ / А. Чупеков, К. Кожахмет-улы и др., изд-во «Мектеп», Алматы, 2014, С.298.
8. Всемирная история / Школьный учебник для 10 класса гуманитарного направления общеобразовательных школ / А. Чупеков, К. Кожахмет-улы и др., изд-во «Мектеп», Алматы, 2014, С.302.
Свахина Татьяна Евгеньевна
Специалист Восточно-Казахстанского
областного архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного
музея-заповедника,
Отдел МЭГ
Опубликовано: Материалы Международного форума «Холокост: 70 лет спустя» и IX Международной конференции Уроки холокоста и современная Россия» (22-25 июня), Москва, 2015 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|