В статье рассматривается сибирская старообрядческая икона с редким образом Иисуса Христа в композиции.
Старообрядческая икона, Иисус Христос-Эммануил, Ангел Благое Молчание.
В августе 2008 года автор статьи, работая в составе этнографической экспедиции в городе Риддере, получил в дар музею-заповеднику от Петра Константиновича Агапова, жителя улицы Краевой, в доме под номером 15, миниатюрную икону с ковчегом[1].
(ил.1).
Икона пострадала от времени. В правом секторе имеется вертикальная трещина в доске с утратами дерева. Имеются осыпания левкаса в зоне трещины доски и на углах иконы. Красочный слой потемнел, утрачен на ликах среднего и правого святителей и потерт на опуши и среднике. Олифа по краям ковчега потемнела и сгриблена. В правый торец забиты три железных гвоздя.
Что же изображено в ковчеге и на поле?
Здесь размещены ростовые изображения пожилых святых в святительских одеяниях: первый (слева-направо) облачен в фелонь, два других – в саккосы, украшенные на подолах полосами и фигурами из белых точек жемчужницы. На голове центрального святого одета митра. Каждый из них благословляет правой рукой по старообрядческому канону, левыми - поддерживает через края омофоров закрытые Евангелия.
На верхнем поле в полусфере имеется поясное изображение крылатого Иисуса-Эммануила на облаке со скрещенными на груди кистями рук и звездчатым нимбом над головой.
Колорит иконы построен на доминанте красных и коричневых тонов, дополненных темно-синим, зеленым и белым цветами.
В русской иконописи часто встречаются иконы трех святителей, но состав их бывает разный.
Каких же святителей изобразил провинциальный иконописец на иконе музея-заповедника?
Обратимся за ответом к надписям, имеющимся в верхней части ковчега. Надписи сохранились не полностью: М (?)...ЛАСІЙ./ С Титло Сще Титло МЧ Титло МЕДОСТЪ./С Титло Сще Титло МЧ Титло АФА.../ В полусфере: ІС Титло/ ХС Титло/
Как видим, иконописец обозначил всех святых мучениками. Священномученик Власий Севастийский и святитель Модест распознаются по соответствию лицевым подлинникам и старинным иконам. В русской провинциальной иконописи встречаются их парные изображения, например, на иконе конца XIX - начала XX века из Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея (Святые Медост и Власий, икона, КГИАХИМ). Святые изображены в духе народной мифологии как покровители пастухов и стад (Церковно-народный месяцеслов на Руси, С.70-71, 93-93). Но из двух названных святых только епископ Власий был священномучеником, а Модест входит в сомн святителей.
Святителей Власия и Модеста объединяет родина рождения - каппадокийский город Севастия. Оба отличались стойкой приверженностью православной вере. Священномученик Власий после гонений и мучений со стороны язычников был казнен с отсечением головы около 316 года. Его канонический образ представлен на вологодской иконе XVI века (Жития святых. Сост. Бухарев И. С. 96-97;Чудотворные иконы. Авт.-сост. Евстигнеев А.А., С.64).
В русском народном месяцеслове ему посвящено несколько пословиц, фразеологизмов и примет на 11 февраля по старому стилю: семь крупных утренников: три до Власия, один – после Власия. Святой Власий сшиб рог с зимы. Власиевские морозы (Даль В. Пословицы русского народа, С. 304).
Святитель Модест восстанавливал православные святыни в Иерусалиме и был похоронен на Елеонской горе, в том же городе, в 634 году.
Единственный же святой мученик - Модест, Римский, Пестун, был воспитателем и не имел священнического сана (Жития святых. Сост. Бухарев И., С. 484,712-713).
Из этого следует, что в центре музейной иконе изображен святитель Модест, патриарх Иерусалимский. О его статусе говорит митра на голове. Именно в митре изображается святитель Модест на православных иконах. Таким можно увидеть Модеста патриарха на северной русской иконе XVIII века из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, где святитель также показан как охранитель домашних животных (Смирнова Э.С. Живопись Древней Руси, С.111, ил. 57). Святой на музейной иконе отличается лишь длиной волос и бороды. Старообрядцы называют святителя Модеста Медостом (Календарь Древлеправославной Поморской Церкви, С.51).
Среди древних святых Афанасиев был только один священномученик, епископ Афанасий Тарсийский (Киликийский). Житийных сведений о нем сохранилось ничтожно мало. Известно, что, будучи епископом города Тарса, он тайно крестил дочь богатых язычников Анфусу. За что был казнен отсечением головы при императоре Аврелиане, между 270 и 275 годами (Жития святых. Сост. Бухарев И., С.484).
Если обратиться редким иконам Афанасия Тарсийского, то он изображается преклонных лет, с большой сединой, бородой средней величины, одетый в фелонь и омофор. Например, на минейной иконе первой половины XVI в. он благословляет правой рукой по старообрядческому канону и одет в фелонь (Афанасий Тарсийский, Музей икон, Реклингхаузен). В музейной иконе из Усть-Каменогорска есть небольшое отличие: святитель Афанасий одет в саккос, а не в фелонь.
Но сказать, что третий святитель – это Афанасий Тарсийский, окончательно нельзя. Его иконы в русской иконописи чрезвычайно редки, зато иконы святого Афанасия, епископа Александрийского более распространены, ему же посвящены приметы русского народного месяцеслова (Даль В. Пословицы русского народа, С.303).
Возможно, автор музейной иконы обозначил святителя Афанасия, также как и Модеста, священномучеником, нарушив житийные каноны. Поэтому оставляем святого Афанасия таковым, без названия епархии.
Таким образом, в ковчеге иконы изображены два священномученика и один святитель, из которых, Модест, и, возможно, Афанасий, по воле провинциального иконописца названы священномучениками.
Но особой деталью в композиции музейной иконы является изображение Иисуса Христа-Эммануила в образе крылатого Ангела.
(ил.2)
Этот образ в русской иконописи встречается редко и называется по-разному: Спас Благое молчание, Ангел Благое молчание или Спас Эммануил. Он сформировался в византийской и русской иконописной школе с XI века на основе образа Иисуса Христа в виде Ангела Великого Совета, который восходит к тексту пророчества Исайи: «Ибо Младенец родился Нам; Сын дан Нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9, 6; Луковникова Е.А. Ангел Великого Совета).
Отличительной деталью иконографии Спаса Благое молчание является звездчатый нимб, единственный в иконографии Иисуса Христа, так как заимствован с нимба Господа Саваофа, и символизирует божественность Творца-Вседержителя и мрак непостижимости Божества.
Образ возник как антитеза еретическому несторианскому учению, отвергающему Божественное начало, воплощенное в Иисусе Христе в момент Непорочного зачатия. Поэтому Христос Эммануил изображается отроком со взрослым выражением лика, одетым в далматик, с кистями рук, перекрещенными на груди (Христос-Эммануил/ http://hramprimorsk.ru).
Изначально у образа не было крыльев, а нимб был обычным. Подобные образы можно видеть на фреске алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля и на иконе из Государственной Третьяковской галереи (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи, ил. 36, № 525; Пивоварова Н.В., Спас «Благое Молчание»). Крылья и звездчатый нимб на иконах у него появились с XVII-XVIII вв. В таком виде образ получил широкое распространение в Российской Империи в XVIII- XIX вв., особенно у старообрядцев. К каноническим вариантам этого образа относятся иконы: середины XVII в. из иконостаса храма Илии Пророка в Ярославле и XIX в. из частного собрания Франкфурта-на-Майне (Шедевры русской иконописи. Авт.–сост. Адамчик М.В., С. 210;Онаш К., Шпирер А. Иконы, С.132).
Композиция «Спаса Благое Молчание» опирается на слова из Библии: «Положи, Господи, охрану устам Моим, и огради двери уст Моих» (Псалом,140, 3) или «И не открывал уст своих; как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис., 53,7).
Изображение Спаса на музейной иконе поясное. Глаза отрока отведены влево. Далматик темного цвета в отличие от белого цвета одеяния в классических иконах этого образа. Ангел написан, восседающим на облаке, чего нет в самостоятельных иконах Спаса Благое Молчание.
Итак, мы рассмотрели икону из собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника «Священномученики Власий Севастийский, Афанасий и святитель Модест с образом «Спас Благое Молчание» на поле».
Судя по благословляющим жестам святых, редкому образу «Спаса благое Молчание», типу надписей, особой транскрипции имени святого Модеста икона была написана старообрядческим провинциальным иконописцем. Аскетичный колорит и тип письма говорят в пользу сибирского региона. Особая иконография свидетельствует, что икона, предположительно, является списком иконы второй половины XVIII в. Судя по размерам, икона создана для домашней иконницы.
По сравнению с лучшими иконами «Спаса благое Молчание» на музейной иконе Иисус Христос изображен совсем ребенком. Письмо хоть и каноническое, но с грубоватыми чертами провинциальной манеры.
Но что удалось неизвестному иконописцу, так это ощущение торжественной тишины, окружающей фигуры святителей, благословляющих по старообрядческому канону. И это сакральное действо усиливается фигурой духовной ипостаси Иисуса Христа в образе «Ангела Благое Молчание».
Следует отметить, что в риддерском регионе, откуда в музей-заповедник поступила эта миниатюрная икона, проживали и поныне проживают старообрядцы поморского, австрийского и других толков. Потому значительная группа старообрядческих икон в собрании музея-заповедника происходит именно из этого региона.
Глядя на иконописного отрока, вспоминаешь проникновенные строки из стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова за 1908 год:
В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!
(В.Я.Брюсов. Избранное, С.206)
Библиография:
Антонова В.И., Мнева Н.Е.. Каталог древнерусской живописи XVI – XVIII в.в., Т. 2. М.: Искусство, 1963, -571 с.
Библия (в русском переводе).
Брюсов В.Я. Избранное. М.: Правда, 1982 – 464 с.
Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. Т.2. М.: Художественная литература, 1984. – 399 с.
Жития святых. Сост. Бухарев И. М: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 816 с.
Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2005 г. СПб, 2004. -200 с.
Онаш К., Шпирер А.. Иконы. Чудо духовного преображения. М: Интербук-Бизнес, 2001. - 302 с.
Православный церковный календарь 1997. М: издательство Московской патриархии, 1996. - 112 с.
Смирнова Э.С.. Живопись Древней Руси (находки и открытия). Л: Аврора, 1970. - 112 с.
Церковно-народный месяцеслов на Руси. М: Эксмо, 2008. - 480 с.
Чудотворные иконы, сост. Евстигнеев А.А.. М: Олма Медиа Групп, 2013. - 304 с.
Шедевры русской иконописи, авт.-сост. Адамчик М.В., М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. -272 с.
Афанасий Тарсийский (Киликийский) (св. Агафоник, Зотик и Афанасий Киликийский), XVI в., Музей икон, Реклингхаузен, Германия/ http://pravicon. com/image-4386/18.12.2015.
Белик Ж.Г.Спас «Благое Молчание» /http://iconrussia.ru/iconography/393/ 09.12.2015.
Луковникова Е.А. Ангел Великого Совета Иисус Христос
/http://www.pravenc.ru/text/115048.html/14.12.2015
Пивоварова Н.В. Спас «Благое Молчание» /http:// www.pravenc. ru/ text/
149315.html/14.12.2015.
Святые Медост и Власий, икона, конец XIX – начало XX вв., № КГИАХИМ КП 5904, /http://www.iconrussia.ru/icon/ 09.12.2015.
Христос-Эммануил/ http://hramprimorsk.ru/publ/nachinajushhemu
_Khristianinu/ikony_iisusa_khrista/khristos_ehmmanuil/09.12.2015.
Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорк Сушко П.Н.©
Старший научный сотрудник Восточно-Казахстанского областного
архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника
Опубликована в сборнике Ивановского государственного университета XV Международной научной конференции «Государство, общество, церковьв истории Росии XX-XXI веков» статья «Русская старообрядческая икона с образом «Спас Благое Молчание» в собрании музея-заповедника», С. 325-330, Иваново, Ивановский государственный университет, 2016, 684 С.
[1]. Икона: Три святителя с Ангелом Благое Молчание на поле, дерево, левкас, темпера, 13,7х12,5х2,3 см, начало XIX века. Инв. №VKEMZ-KP-NV-11-8080
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|