Сегодня, когда во всем мире отмечается падение интереса населения к традиционному академическому музею, во многом обусловленного бурным развитием IT-технологий и индустрии развлечений, внедрение новых форм работы в музейную деятельность не только вопрос выживаемости. Инновации становятся неотъемлемой частью в деле сохранения, развития и популяризации культурно-исторического и духовного наследия каждого этноса, и всех в целом. О важности этой работы сказано в «Плане нации – 100 конкретных шагов» Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева. Историко-культурное наследие, хранителями которого являются музеи, становятся основой для укрепления гражданской идентичности и единства общества.
Однако музей в настоящее время уступает в борьбе за посетителя мультимедийной реальности. Она делает доступным для обозрения любой артефакт почти в любой точке мира, так к чему лишние телодвижения? Однако при этом утрачивается эффект присутствия и сопереживания, который необходим человеку для осознания и своей идентичности, и культурного разнообразия в целом.
Сегодня в республике опыт работы с населением, накопленный музеем-заповедником за последние годы, называют уникальным. Прежде чем о нем рассказать, хочется вспомнить момент, который стал отправной точкой в поисках новаций в борьбе за посетителя.
Как ни странно, в этой роли выступили, как сейчас принято говорить, лихие 90-е. Тогда еще просто областной этнографический музей кардинально поменял концепцию работы с населением. К традиционным фольклорным фестивалям добавились проведение православных праздников, в которых каждый мог принять непосредственное участие, а также организация международных выставок, дальнейшее развитие получила работа с подрастающим поколением. В это же время создается экспозиции «Этнографическое наследие казахов Верхнего Прииртышья», были проведены торжественные мероприятия по случаю 300-летия со дня рождения Кабанбай-батыра. Они показали, что за интерактивными методами работы – будущее. Несмотря на все трудности того периода, продолжалось пополнение фондовых коллекций, которые на сегодня являются одними из самых многочисленных в республике.
В начале 2000-х музей выходит за рамки своей чисто этнографической деятельности. Нам передают два городских парка. Из пришедших в полное запустение мест были созданы природно-ландшафтные зоны, привлекательные для населения, как в плане отдыха, так и познания многообразия флоры. В одном из них, парке «Жастар», открылась архитектурно-этнографическая экспозиция под открытым небом, представляющая уклад жизни народов региона в конце XIX-начала ХХ веков. Дома и хозяйственные постройки были перевезены из районов области, а также представлены точными копиями некогда существовавших строений. Вместе с другим парком – имени Жамбыла «по наследству» достался зоопарк.
Произошедшие изменения способствовали тому, что в 2005 году Восточно-Казахстанский областной заповедника. К этому моменту из сугубо этнографического музей вырос в многопрофильное учреждение, которое объединило под своей крышей историко-культурные и архитектурные памятники народов, населяющих ВКО.
В 2008 году нам были выделены 120 га заброшенной промзоны на левом берегу Иртыша. За пять лет при поддержке тогдашнего акима ВКО Бердыбека Сапарбаева здесь появился крупный музейный комплекс под открытым небом, аналогов которому, как отмечают участники семинаров, совещаний, в том числе международного уровня, проводимых на нашей базе, в республике нет. Одной из достопримечательностей стала этнографическая деревня, где представлены 17 усадеб этносов, проживающих в нашем регионе, статьи о которой неоднократно печатались на страницах казахстанских и российских СМИ.
Дома, некоторые из которых сами по себе являются памятниками архитектуры, открыты для посетителей. Войдя, можно погрузиться в атмосферу далекой старины, интерьер которой в точности воссоздают экспонаты из музейных фондов, к ним можно прикоснуться. Разве интернет даст такую возможность? Человек не живет в вакууме, поэтому на территории Левобережного комплекса была воссоздана природная среда, характерная для зон региона, а также представлены редкие растения из разных стран мира.
Летом в Левобережном комплексе открыты также выставочные павильоны, детский городок, комплекс «Шелковый путь», город мастеров, военная экспозиция с подлинными образцами вооружения, сады в различных стилях, лодочно-прогулочная станция и ряд других развлекательно-культурных достопримечательностей, а зоопарк, который переехал из ставшего ему тесным парка Жамбыла, работает круглый год. И как доказывают цифры статистики, а в 2015 году музей-заповедник посетили более 370 тысяч человек, все это многообразие форм музейной работы у населения весьма востребовано. При создании историко-культурного комплекса нашей главной задачей было сохранить подлинные объекты культурного наследия с воссозданием аутентичной среды, представить полиэтничность нашего региона через презентацию материального и нематериального наследия и природный ландшафт. Мы объединили традиционный академический музей с экспозициями под открытым небом и парком культуры и отдыха. Считаем, что этот подход полностью себя оправдал, превратив Левобережный комплекс и парки музея-заповедника в самые посещаемые места в городе. Замечу, что на этих территориях действует сухой закон.
Иногда мне задают вопрос, как сочетается комплекс «Шелковый путь», который открыт в Левобережном комплексе в 2013 году с общей этнографической концепцией музея-заповедника? Дворцы хана, раджи, китайского императора и эмира, а также караван-сарая являются архитектурно-художественным отображением основных караванных троп Великого шелкового пути, пролегавших через эти страны, и частью которого являлся Казахстан. Появлением этого ансамбля мы хотели раздвинуть культурные границы нашего региона, который и в те времена не был замкнутой территорией. В настоящее время Левобережный комплекс представляет традиционную культуру народов, проживающих на территории нашей области, решая вопросы воспитания казахстанского патриотизма, способствуя укреплению единства общества, побуждая интерес к изучению обычаев и обрядов и прививая навыки этнокультурного
В 2011 году в состав музея-заповедника вошел историко-археологический комплекс «Акбаур» в Уланском районе ВКО, который является древним казахским святилищем. Это спасло ранее безнадзорный памятник, где были найдены наскальные рисунки, датируемыми V-III тыс. до н.э., от дальнейшего разрушения вандалами. Сделано это было по инициативе музея-заповедника и при поддержке бывшего акима ВКО Бердыбека Сапарбаева. В «100 конкретных шагах» говорится о создании региональных культурно-туристических кластеров и Акбаур в составе музея-заповедника может стать его составной частью.
Еще одной формой сохранения, развития и популяризации историко-культурного наследия является участие музея-заповедника в развитии сельского туризма, который направлен, в том числе на знакомство с традиционным укладом музея-заповедника прошли интерактивные мастер-классы для владельцев гостевых домов. Их участники не только знакомились с теорией, но и постигали навыки, необходимые при изготовлении предметов быта, поделок из природных материалов и оформлении придомовых территорий в соответствии с традициями этносов, проживающих в данных районах.
Наш опыт работы в этих направлениях неоднократно рекомендовался к распространению в республике. 16 февраля 2015 года состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, которое прошло в Астане. На тот момент вице-премьер РК Б. Сапарбаев порекомендовал распространить опыт музея-заповедника на все областные центры РК в целях сохранения истории страны и воспитания будущих поколений.
Этого невозможно было бы добиться без дружного сплоченного коллектива единомышленников, работающих в музее-заповеднике и постоянной поддержки органов местной исполнительной власти.
Зайцев Н.А. – директор музея-заповедника
Журнал «Мәдени мұра», Национальный музей РК, Астана,
2016 г., № 3, стр. 100-104
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|