Каждый природный материал имеет свои неповторимые свойства. Шерсть нам дарит тепло и мягкость, кожа - эластичность и плотность, кость - приятный цвет и прочность. Изготовление изделий из кости относится к древнейшим видам трудовой деятельности человека. Находки эпохи каменного века свидетельствуют об этом. За прошедшее время было исследовано множество погребальных и поминальных памятников древних тюрок на территории Южной Сибири и Центральной Азии. Многие из этих памятников содержат образцы декоративного косторезного искусства.
Самобытные и интересные материалы обнаружены в захоронениях Казахстана. Значительная часть находок из этих памятников уже введена в научный оборот. В эпоху поздней бронзы, например, в Центральном Казахстане широкое развитие получает косторезное дело, которое являлось неотъемлемой частью домашнего ремесла. Оригинальной формой привлекают тщательно обработанные костяные псалии, найденные при раскопках поселений Атасу и Шортанды-Булак. Интересные типы костяных псалиев обнаружены и в других памятниках Казахстана. В большом количестве найдены мягко полированные костяные трубочки, пронизки, бусы, застежки, нередко покрытые сплошным узором из мотивов глазчатых концентрических кружков, ромбиков и треугольников. Например, костяные застежки (цурки) овальной формы. Подобные костяные овальные застежки с круглыми выпуклостями на концах, орнаментированные зигзагами, встречены в плиточном мавзолее 2 Бегазы, более скромный вид – в поселении Малая Красноярка. (Черников С. С. Восточный Казахстан, с. 234, табл.XXXIX, 6). В том же мавзолее обнаружен другой экземпляр костяной застежки, ребристой формы, с гофрированными боками. Для изготовления костяных пронизок часто использовались тонкие трубчатые кости птиц или мелких степных зверей, которые подвергались тщательной обработке и мягкой полировке, приобретая при этом благородный вид. В раннесакское время (VII-VI вв. до н.э.) искусство резьбы по кости получило большое развитие при декоре предметов. Следующим этапом развития косторезного дела является железный век. В это время мастерство резчиков по кости достигло высокого уровня. Ранние кочевники изготавливали уникальные ювелирные украшения, булавки и застежки. Этому потверждение находки из захоронения Берель, регион Восточного Казахстана, где были обнаружены многочисленные великолепные убранства верхового коня, изготовленные, по мнению исследователей, из костей оленя и зубов кабана.
Косторезное искусство является одним из древнейших промыслов казахского народа. Резчик по кости «сүйекші» имел такие же инструменты, что и мастера по серебру и дереву. Материала для изготовления и декорирования предметов было предостаточно: лопатки, голень, ребра и челюсти лошадей, верблюдов, крупного скота и овец. В косторезное дело шли также рога, копыта домашних и диких животных. Кости или рога, предназначенные для применения, в течение нескольких часов кипятили. Лучшими для обработки считались кости упитанных животных. Такие кости легко можно было разрезать, они имели приятный желтый цвет, напоминающий янтарь. Рога часто шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Ребра, предназначенные для инкрустации предметов, в течение нескольких часов кипятили, затем с помощью топорика (шаппа шот) раскалывали на две половины. Внутренние стороны тщательно очищали от волокна. Применяли несколько приемов для выпрямления ребровых полос. Более древний способ состоял в том, что полосы клали между двумя дощечками, которые затем стягивали ремешками и накрывали тяжелыми камнями. В течение нескольких часов остывающие полосы затвердевали и получались прямые пластины. Более поздний второй способ заключался в зажиме ребровых полос в тисках.
Материал для изготовления, кости и рога, предоставляла для мастера семья заказчика. Кости и рога собирали заранее. Мастер по кости из другой местности обычно поселялся на время работы в доме заказчика. Оплата, как правило, производилась натурой по устному взаимному соглашению.
Из сайгачьих рогов изготавливали рукоятки кинжалов, ножей, плеток. Рога барана шли на изготовление сосудов для хранения табака (шакша). Табакерки нередко украшались серебром, ободком с кольцом по верхнему краю, а заостренный конец надевался на серебряный конус. Поверхность предмета покрывалась узорной пластиной или бляшкой. Такая шакша часто подвешивалась за кольцо к мужскому поясу. В фондах музея имеется табакерка в форме усеченного конуса, плоская, коричневого цвета с беловатым оттенком у основания. Верхняя часть закрыта белой овальной пластинкой из металла с отверстием для вставки деревянной пробки. Донце съемное овальной формы, двойное, наружная часть из пластмассы, внутренняя – из дерева. По центру донца имеется кожаная кисточка. Табакерка принадлежала Раисову Турсынбеку, 1939 г.р., племени «найман», переехавший из КНР, г. Шауешек.
Из пластин рога делали гребни с односторонними и двусторонними зубьями. Гребенки «тарақ» были широко распространены среди казахского населения, их изготавливали казахские мастера, подобного рода гребенки служили для прочесывания крупными зубьями спутавшихся после мытья головы волос и расчесывания их затем мелкими зубьями. В музейной коллекции имеется гребенка трапециевидной формы, плоская, желто-черного цвета, с двух сторон имеет зубья - "тістері", с одной стороны - крупные зубья, с другой – мелкие. По словам владелицы, сторона с крупными зубьями называется "еркек жағы"- мужской стороной, другая с мелкими - "әйел жағы"- женской стороной. Изготовлена гребенка из рога коровы. Владелица Балгазина Лязат, уроженка с. Мойылды Катонкарагайского района. Предмет достался ей от свекрови Балтабаевой Загили Шылғаубайқызы (1917-1982), племени «найман». Изготовил мастер Панинов Ризихан в 1950-е годы XX века. До 1970-х годов Панинов Ризихан жил в селе Катонкарагай Восточно-Казахстанской области.
Костяными пластинами декорировали посуду, например, часто особенно красиво украшали кумысные наборы. Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса. Богатые юрты часто отличались и тем, что двери, основания купольных жердей и верх планок решетчатой основы инкрустировались костью. Не только как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства выделялась казахская домбра, корпус и дека которой были богато инкрустированы костью.
Неповторимым колоритом отличалась инкрустированная костью казахская мебель: кровати «төсағаш», лари для хранения продуктов «кебеже», шкафчики для хранения продуктов и посуды «асадал», вешалки «адалбақан», сундуки «сандық» и другая мебель. В свое время музею был передан профессиональным ювелиром и коллекционером старинных предметов Башировым С. М. ларь для хранения продуктов кебеже, изготовленный в 30-е годы ХХ века. Ларь деревянный, прямоугольной формы, на четырех небольших ножках, по бокам металлические ручки. Боковые части кебеже окрашены в бордовый цвет. Лицевая сторона красного цвета, инкрустирована пластинами из кости, вырезанными в виде полос. Пластины орнаментированы крестообразными узорами и кружками с точками в центре. Центральная часть оформлена четырьмя П-образными фигурами, обрамленными полосами из кости. В верхней и нижней частях пластины расположены горизонтально, орнаментированы вырезными крестовидными узорами, кругами с точками по центру и вертикальными полосками. По мнению исследователей, одним из распространенных узоров в период раннего средневековья был так называемый циркульный орнамент, состоящий из ряда кружков с точкой в центре. Этим орнаментом, как правило, украшали роговые подвески для пояса, роговые накладки на колчанах. Этот орнамент восходит к эпохе ранних кочевников, получил распространение на территории Южной Сибири и Центральной Азии. Некоторые исследователи считают, что этот орнамент был известен в эпоху ранней бронзы, расшифровывался как солярный знак и символ плодородия. Распространение этого орнамента-символа на значительной территории и его длительное использование на протяжении веков свидетельствует, безусловно, о генетической связи населения разных исторических эпох. Этот орнамент можно обнаружить также, например, на изделиях из металла. Когда перед взорами предстают подобные предметы, то невольно чувствуется некая нить, связывающая древность и современность. Ощущение того, что время понятие растяжимое.
Древние тюрки также применяли при декорировании кости различные геометрические орнаменты, узоры в виде плетенок, узлов, насечек, разные виды растительной орнаментации в виде извивающегося побега, пальметт и т.п. Во второй половине I тысячелетия н.э. растительная орнаментика занимает лидирующее положение в древнетюркском искусстве, и получает евразийское распространение.
Узоры наносились при помощи различных зубил - шапқы. Зубила с одним зубом были предназначены для контурной однополосной резьбы, с двумя зубьями – для параллельных линий или вьющегося стебля. Бытовали и узорные штампы (бедер) в виде разных геометрических фигур. Для гравированного рисунка использовали шило и заостренный нож.
Самые обычные предметы быта преображаются при декорировании костью, приобретая нарядный вид. Светлый цвет кости хорошо контрастирует, как правило, с более темным цветом дерева, подчеркивая особенности каждого материала. Характерно, что декорирование костью утилитарных предметов в казахской среде было очень органично, так как материал был практически всегда под рукой.
Современные мастера продолжают традиции старинных умельцев и создают интересные и прекрасно выполненные предметы быта и произведения искусства. Например, мастер из Баян-Ольгийского аймака Монголии Аукебайұлы Көпеш, 1958 г. р., племени «уақ», в 1997 году изготовил «балдақ» - подставку для рук охотника с беркутом. Подставка коричневого цвета изготовлена из рога горного козла «таутеке», со вставленным по длине железным стержнем, декорированная цветными вставками из стекла и пластмассы. Верхняя часть в виде развилки (рогатины), нижняя в виде продолговатой опоры с выступающими концами. Роговые волнообразные пластины прикреплены к стержню методом клепки. Посередине подставки вставлена металлическая петля с кольцом, в которую вдет сыромятный ремешок. Петля из сыромятной кожи вставлена и у основания подставки. В развилку вставлена плоская дугообразная скоба из рога, концы которой закреплены металлическими обручами желтого цвета. Подставка была приобретена во время командировки в Баян-Ольгийский аймак Монголии в 2007 году, в селе Сагсай.
Преемственность поколений наглядно прослеживается в музейных экспонатах. С течением времени интерес к изделиям из кости или с применением этого материала только возрос, несмотря на появление новых искусственных материалов. Эти изделия перестали быть важными для жизнеобеспечения, и перешли в основном в область искусства. В наше время эти предметы народного прикладного искусства можно увидеть не только в музеях, благодаря возрождению промысла, их может приобрести для себя в качестве сувениров каждый желающий.
Длительный период развития костяного дела на территории Казахстана предоставляет возможности при исследовании древних и традиционных изделий из кости. Эти факторы в целом позволяют рассматривать косторезное искусство как своеобразный феномен, сформировавшийся как раздел традиционной национальной материальной культуры начиная от эпохи бронзы до современности.
Литература:
1. Басенов Т. К. Орнамент Казахстана в архитектуре / Т.К. Басенов . - Алма-Ата, 1957.
2. История Казахстана. В 4 томах. Том I. Казахстан от эпохи палеолита до позднего средневековья. - Алматы: Атамура, 1996.- 544 с.
3. Клодт Е.А. Казахский народный орнамент. - Москва, 1939.
4. Маргулан А.Х. Бегазы - Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. – Наука, 1979. – 334б.
5. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1966.
6. Масанов Е.А. Заметки по резьбе по дереву, кости и камню казахов.//Материалы и исследования по этнографии казахов. - Алма-Ата, 1963.
7. Самашев З.С., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. К изучению ритуального убранства Берельских коней // «Оразбаевские чтения-2» материалы международной научно-практической конференции – Алматы, 2011. – 111-122 с.
Асылова Ляйля Мелсовна - старший научный сотрудник
научно-исследовательского отдела казахской этнографии
музея-заповедника