Совершить путешествие по Великому Шелковому пути с массой незабываемых впечатлений можно не выезжая из Усть-Каменогорска. Путешествующим хватает двух часов на то, чтобы посетить Индию, Китай, Среднюю Азию и вернуться в Казахстан. В этом вам поможет «Жібек жолы». Так называется комплекс Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, имееющая свою обширную садово-парковую зону, с дворцовыми ансамблями, беседками, мостиками, лабиринтом, искусственным водопадом.
Местная природа благоволила к авторам, разработчикам идеи и строителям. Живописные уголки, словно, ждали, чтобы им придали эстетическое обрамление, вдохнули в них новую жизнь. Парк расположен на левом берегу реки Иртыш в отдалении от города, приближает к естественной среде в окружении лесного массива, вблизи водоемов.
Работы по созданию комплекса «Жібек жолы» проводились в 2013-2014г.г. Все это создано большим коллективом огромным трудом, очень умело изобретательно. Творческой группой научных сотрудников, квалифицированными специалистами отдела Дизайна и народной архитектуры музея была разработана концепция будущего комплекса. Первостепенной задачой являлось подача темы присущей музейной специфике и сбор музейных экспонатов, во-вторых, разметка расположения зданий на местности составления генерального плана и чертежей для строительства. А также благодаря проведению комплекса мероприятий, направленных на образование рельефа территории: инженерной подготовки объекта по благоустройству и озеленению, прокладке подземных коммуникаций, энергообеспечению, очистки территории, сохранению существующих ценных зеленых насаждений и почвенного покрова. Отдел музея по благоустройству парка создали интересные природные объекты, формы рельефа (рукотворные) ландшафты. Из местной растительности из корневищ деревьев, а также из корней и сучьев затонувших деревьев смастерили «лесную скульптуру».
Комплекс сооружений состоит из четырех дворцовых ансамблей: «Дворец хана» (Казахстан), «Дворец раджи» (Индия), «Дворец эмира» (Средняя Азия), «Дворец императора» (Китай) к ним примыкают малые архитектурные формы, ротонды, скульптуры, фонтаны.
Благодаря правильному расположению на существующем рельефе, здания органично вписались в окружающий ландшафт.
Архитектурные сооружения показаны в миниатюре передающие характерные особенности, художественный и собирательный образ государств, существовавшие в системе торговых международных связей Великого Шелкового пути в средневековье. Во внутреннем пространстве, расположены экспозиции, это павильоны с предметами интерьера, также здесь демонстрируются видеоматериалы о культуре этих стран – художественные, документальные фильмы, сказки, мультфильмы.
За основу инфраструктуры комплекса «Жібек жолы» взята концепция четырех царств мира, государств-участниц торговых международных связей Великового Шелкового пути в средневековье.
Эта же тема – главенства четырех мировых монархий отражена в росписи одного из зданий селения Кушания вблизи города Самарканда. На одной стене изображдены китайские императоры, на другой – турецкие ханы и индийские брахманы, на третьей – персидские цари и римские императоры.
Кушанское царство (I-III века нашей эры) – древнее государство, располагавшееся на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии.
Из современности мы попадаем в историческое прошлое.
Тема главенства «мировых монархий», расположенных по четырем сторонам света легла в основу экспозиции развернутой во «Дворце эмира» под названием «Наследие Шелкового пути». Вобравшая искусство восточной миниатюры - уникального источника дающий огромный бесценный материал по истории в конкретных зримых образах, а также в целом историю и культуру. Содержание миниатюры определена поэтикой восточного романтизма созвучной цветистой и утонченной восточной поэзии, дающие полное представлении об истории прошлого, с изображениями сцены парадного торжества и церемонии, боевых сражений и осада крепостей, охота, бытовые сцены, в интерьере, на лоне природы, на фоне дворца, и др. Это знаменитые иллюстрации художников средневековья Бехзада Камаледдина, Фаррух Бека, Мухаммад Султана, Ага Мирек Исфахан к произведениям поэтов классической литературы ХІІ-ХVв.в., как Фирдоуси, Низами, Саади, Бабура и др. Представлены разные школы восточной миниатюрной живописи (гератская, тебризская, ширазская, и др.). Миниатюры из эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме» («Книга о царях»), из глав поэмы Низами «Хамсе» («Искандернаме» об Искандере (Александре Македонском), а также «Зафарнаме» Самарканд, 1628 г., «Бабурнаме» («Книга Бабура»)1589г. и др.
Целью музея является создание культурных ландшафов, при этом сохраняя местную природную растительность, естественные условия их произрастания. Она сочетается с различными видами благоустройства, развитой дорожной сетью, аллеями, сооружениями для обслуживания посетителей, отдыхающих.
Во Дворце раджи изысканность присутствует во всем. Церемониальность и торжественность сооружению придают окружающие его изумительные по красоте цветники, созданные сотрудниками отдела по благоустройству парка. Бело-розовое парадное здание, двумя полузакрытыми террасами, беседками и внутренним двориком состоят из фестончатых арок и из четырехгранных башен – гапуров, прямоугольные у основании, купола со шпилями напоминают паланкин на спине слона – чаттри. Центральное место в интерьере, как и полагается, занимает алтарь поклонения. На нем чаши с подношениями, деревянные фигурки Богов Древней Индии – Ганеш, Лакшми и Хануман. Не большое помещение, но оно указывает на роскошь, представленные национальные свадебные костюмы были специально привезены из штата Гоа, где живут наиболее состоятельные индусы.
Извилистая дорожка, направляет в эпоху правления императора Цинь Шихуанди, в Китае в III веке до нашей эры. Терракотовые воины, обнаруженные в гробнице императора, были признаны уникальными произведениями искусства и первыми из китайских объектов включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Безусловно, такие выразительные статуи в парке, скульптуры военоначальника и рядового имеют такое же значение и ценность, как сами дворцы. Их можно отнести и к произведениям изобразительного искусства, и к исторически достоверным экспонатам, созданным по эскизам на основе изученных артефактов. Дворцовый ансамбль, построен по аналогии с Летней резиденции императора Цинь Шихуанди на небольшой возвышенности. Торжественное сооружение с характерной для китайского зодчества формой крыш, а также системой деревянных кронштейнов и балок – доугунами, утопает в листве и обрамляется водной гладью озер. Рядом с дворцом разбит императорский сад камней, расположены беседки. Главный акцент интерьера на веере, украшающем одну из стен, был привезен из Чугучак приграничного города, а костюмы доставлены из Сияня, где начинался в древности Шелковый путь. Экспонаты, пусть и новоделы, но выполнены именно китайскими мастерами. Еще одним красочным подтверждением этого служат свитки с авторской печатью.
Дворец эмира, поистине, яркое воплощение лучших традиций архитектурных памятников Средней Азии. Здесь есть и отдельно стоящий айван, и восьмиугольный хауз.
В павильоне представлены изображения скульптурного памятника политического и военного деятеля второго тюркского каганата Кюльтегина (685-731), Великих полководцев Чингисхана (Темуржина, Тимуджина) (1162-1227) - основателя первого единого государства в Азии, крупного государственного и военного деятеля своей эпохи; китайских правителей: первого централизованного китайского государства - императора Цинь Шихуанди (259-210 до н.э); император Тайцзун (599-649) - второго правителя династии Тан. Также изображение Эмир Тимура - Тамерлана (1336-1405) - основателя империи и династии Тимуридов, его внука Улугбека (правление1409-1449) - известного нам как выдающегося астронома и астролога Востока, Мухаммада Бабура - основателя империи Великих Моголов (1483-1530).
Вместе с тем, реалистичность Дворцу эмира придает выставочная коллекция антикварной посуды из бронзы. Искусство гончаров и чеканщиков представлено в виде изящных сосудов, кувшинов, пеналов для свитков, светильников, расписной глазурованной керамики, а также ювелирные украшения и шелковые ткани. Центральное место в экспозиции занимает кальян, датируемый концом XIX века.
Отличительной особенностью парка «Жібек жолы» является свободные композиции групп зеленых насаждений и с водоемами, в которых водятся рыбы, а также птицы и другие мелкие животные имеют собственную среду обитания. Ежегодно высаживаются разные виды растений, в том числе реликтовые.
По асфальтовой дороге мимо красивых уголков природы мы выйдем к Дворцу хана.
На границе Казахского ханства нас встречают стражи, батыры, монументальные деревянные статуи, создающие ощущение, будто бы вот-вот и оживут.
Из современности мы снова попадаем в историческое прошлое – на этот раз в средневековье Казахского ханства. Уже издалека привлекают к себе внимание два архитектурных сооружения из красного кирпича: Дворец хана на высокой платформе и Караван сарай, периметральное здание с 12 анфиладными помещениями и внутренним двором.
Разнообразная фигурная кладка, украшение мозаикой фронтальных стен дворца – особенности декора той эпохи. Внутренний дворик с вазонами ведет к тронному залу. Здесь подчеркнуты почитание властных символов – сам трон с «подушкой власти», белая кошма, выполненная лучшими мастерами из города Семея.
Ныне зкспозиционерами разрабатывается план работы по оформлению экспозиции «Караван сарая» где будут: выставка «Деньги Казахстана эпохи Великого шелкового пути», помещение для молитв, комнаты для ночлега, с суфой, мастерская-лавка ремесленника и торговый зал.
История правления казахского ханства, о его древних городах и великих сынах народа рассказывают познавательные документальные фильмы, демонстрируемые здесь же в павильоне.
Значение территории левобережного комплекса музея-заповедника и его эстетичного ландшафта заключается не только в поддержании физического и духовного здоровья горожан, но и в воспитательном потенциале и духовном обогащении.
Сегодня комплекс – это уникальный образчик того, как гармонично могут сосуществовать история и современность, природа и цивилизация, люди и представители местной фауны. Причем, такой необыкновенный альянс не перестает выступать неисчерпаемым источником вдохновения как для посетителей комплекса, так и для самих участников.
Бекбердинова Гульнар Миғражкызы
Научно-познавательный журнал
«Иком Казахстан. Наследие музеев Казахстана»,
№ 4, 2016 г., август, стр. 58-61
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|