В настоящее время уйгурская национальная усадьба является одной из семнадцати этнографических усадеб на территории этнографической деревни Левобережного комплекса Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника города Усть-Каменогорска.
Усадьба расположена в живописном районе этнографической деревни, в самом начале улицы с двухсторонней застройкой, по соседству с деревянным двухэтажным домом русского старообрядца и с корейским домом -ханок.
Дом был построен в 2010 году по плану старого уйгурского дома Алма-Атинской области Уйгурского района села Чон-Аксу - места компактного расселения уйгуров в Казахстане. С конца XIX века уйгуры стали одним из трех основных этнических групп в части долины реки Или вместе с казахами и русскими, практикуя поливное земледелие, скотоводство и промыслы.
Основная цель постоянной экспозиции– реконструирование на документальной основе бытовой обстановки, связанной с жизнью и деятельностью уйгурского народа на территории Казахстана в 60-х годах ХХ века. При работе над заполнением экспозиции возникла необходимость в оказании помощи сотрудникам музея по сбору этнографических предметов. Свою неоценимую помощь нам оказали члены республиканского уйгурского общества, уйгурские художники, коллекционеры. Так, в 2010 году известный уйгурский художник, член Союза Художников Казахстана Курбанов Хашимджан передал в дар в фонды музея-заповедника предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, сувениры, выполненные из тыквы в технике резьба, а в 2011 году ценные экспонаты были получены от заслуженного деятеля искусств Республики Казахстан, почетного члена Гильдии Парижских антикваров Азата Акимбека.
В основу экспозиции положено использование монографического подхода. Для посетителей знакомство с домом начинается с указательной информации, размещенной на штендере.
Построенная усадьба включает в себя следующие помещения:
Гостиная комната (парадная) – сарай, жилая комната (столовая) – ашхана.
Крытый двор – далан. Жилые комнаты расположены по одной справа и слева.
Хозяйственные постройки – две кладовые: сан и қазанлық,
- две постройки для скота: егил
- помещение для печи (тону)
Строители возвели уйгурский сельский дом среднего достатка. В домах богатых людей хозяйственные постройки выделялись в особый двор, где под одной крышей доходило до 20-25 комнат. Особенностью же музейной усадьбы является небольшое количество комнат и объединение хозяйственных построек с жилыми комнатами одной крышей и общим входом.
Дом построен из кирпича на бетонной стяжке, с двухскатной крышей (традиционно уйгурские дома были глинобитные или же строились из сырцового кирпича, поэтому мы можем говорить не о полной реконструкции объекта, а о частичной). Стены, в соответствии с традициями, снаружи и изнутри побелены известью. Пол в гостиной комнате и кухне дощатый, приподнят над землей, в остальной части - глинобитный. Двери одностворчатые, ворота двустворчатые. Внешняя сторона дома по периметру украшена традиционным линейным орнаментом.
Необходимой принадлежностью каждого уйгурского двора является цветник. Цветоводство у уйгуров не отвлеченная страсть декоративного украшения - это древний символом миролюбия, поэтому перед главным входом дома высажены розы, а к его боковой части примкнул небольшой огород.
Убранство уйгурского дома имеет много общего с интерьером жилища других земледельческих народов Средней Азии, в частности, узбеков, таджиков, где также основную роль играет не деревянная мебель, а мягкие тканые, валяные, шитые изделия: ковры, войлоки, одеяла, также присутствуют керамика, кожа. Однако, еще Ч. Валиханов отметил отличия уйгурского жилища от других среднеазиатских народов - в нем нет разделения на внутреннюю и внешнюю половины, характерные для домов узбеков и таджиков [1. С. 43].
В гостиной комнате (см. рис.1) расположены: низкий столик для гостей «жоза», комод с трюмо, сундуки, Коран на раскладной деревянной подставке, четки на стойке, две ниши с убранными одеялами и одна ниша с декоративной посудой, часы, пол украшают войлочные ковры, а стену оформляет вышитый вручную ковер из Восточного Туркестана. Центр комнаты и проходы к дверям остаются свободными.
Убранство комнаты отличается обилием декоративной вышивки. Помимо занавесок, вышивка украшает салфетки, скатерти, ковер. Традиционный узор вышитых изделий – растительный. Излюбленными элементами в нем являются цветочные мотивы, воспроизведенные без особой стилизации.
Рис. 1. Интерьер гостиной комнаты в уйгурской усадьбе
Интерьер жилой комнаты, напоминает гостиную, с той разницей, что именно здесь находилась комнатная печь и проходила основная жизнь семьи, поэтому комната дополнена национальными костюмами, кроватью и деревянной колыбелью. Кан - специальное возвышение, идущее вдоль стены, отсутствует.
Кладовые занимают отдельные комнаты в усадьбе. Предметный ряд кладовой комнаты (сан) включает разнообразные земледельческие орудия труда (вилы, ступы, деревянные бадьи, ковши, маслобойка), здесь же экспонируется деревянная многосоставная мантоварка (жимбиль) (см. рис. 2).
Рис. 2 Кладовая комната
Важным акцентом экспозиции является, вынесенный в крытый двор, макет печи для хлебопечения (тонур) с приспособлением для выпечки лепешек (янлык). Было замечено, что данные объекты вызывают интерес у посетителей, и в целом, повышают репрезентативность всей экспозиции.
Анализ интерьера уйгурского дома позволяет нам выделить следующие типы экспонатов:
1.Подлинники т.е. предметы, отражающие непосредственный результат деятельности человека и имеющие значение документов. Из общего массива предметов, отражающих быт и хозяйство уйгуров, более половины экспонатов являются подлинными (имеющими уйгурское происхождение и относящиеся к указанному периоду). В этой группе выделяются: вышитый вручную настенный ковер из Восточного Туркестана (начало ХХ века), мантоварка (50-е годы ХХ века), приспособление для выпекания лепешек (20-е гг ХХ века), настенные часы (60-х годов ХХ века), комод, сундуки и тд. Являясь экспозиционной доминантой, именно подлинники обеспечивают точность реконструкции уйгурского быта шестидесятых годов ХХ века и акцентируют внимание посетителей.
2.Объемные макеты, которые представляют собой уменьшенные модели, лишенные функциональности представляемых объектов. Сюда входят стационарные хозяйственные предметы: комнатная печь, камин (морочак) в жилой комнате и печь для выпекания лепешек (тону) в крытом дворе. Все макеты представлены в натуральную величину и точно воспроизводят внешний вид реальных объектов.
3.Бутафория (от итал. buttaforia- поддельный, муляж). Для придания интерьеру характера жилого, обустроенного дома были использованы муляжи фруктов, овощей, цветов, а также Корана (в гостевой комнате).
4.Копии и новоделы т.е. предметы способные выполнить функцию источника. Эта группа самая немногочисленная. Здесь мы выделим фотографические снимки, занавески, постельные принадлежности (одеяла, матрасы), а также деревянные лавочки.
В экспонировании сельского уйгурского дома был применен ансамблевый метод, позволяющий представить интерьер как единый целостный образ и учесть наиболее значимые особенности культуры и быта уйгурского населения Казахстана. Музееведы отмечают, что образность характерна для восприятия любой экспозиции, в том числе экспозиции, созданной ансамблевым методом [2.С.8]. Из каких же компонентов складывается целостный образ уйгурской усадьбы музея-заповедника?
Считаем, что на создание музейного образа в уйгурской национальной усадьбе успешно работают:
во-первых, наличие выделенного, огороженного участка, границей которого служит кирпичная изгородь высотой 150 см, идущая по периметру. Со стороны улицы усадьбу отделяют массивные деревянные ворота, открывающиеся внутрь двора. Кирпичная изгородь была возведена отдельно от основного здания в 2011 году;
во-вторых, продуманная последовательность в раскрытии экспозиции. Входя в дом, посетители попадают в особо организованную среду. Минуя небольшой дворик с цветочными насаждениями, затем попадают в пространство усадьбы, где поочередно знакомятся с его жилыми и хозяйственными помещениями;
в-третьих, согласованность и внутреннее единство экспонируемых музейных предметов, поскольку большей частью предметы относятся к вещевым источникам, т.е. к рукотворным предметам утилитарного назначения, а также соблюдение гармоничного баланса между подлинниками и копиями (макетами, новоделами).
в-четвертых, глубину этнографическому образу придает эмоциональная составляющая. Прикосновение к историческим предметам вызывает у посетителей особые чувства сопереживания, помогая ощутить прошлое собственного народа или же почувствовать реалии жизни и быта людей иной культуры.
Практический опыт показывает, что созданная экспозиция уйгурской усадьбы, легко воспринимается посетителями всех возрастов, она ненавязчива и вместе с тем оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителей, гармонично сочетая в себе черты познавательного и интересного.
Литература
1.Исхаков Г.М. Этнографическое изучение уйгуров Восточного Туркестана русскими путешественниками второй половины XIX века. Наука. Алма-Ата. 1975. 134 с.
2. Поляков Т.П. Как делать музей? О методах проектирования музейной экспозиции. М, 1997.170 с.
Опубликовано / Этюды культуры-2016: Материалы Международной научно- практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 21 апреля 2016 г. / Под ред. Э.И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. – С. 514-519
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|