(по материалам фондовой коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника)
Плетение из природных материалов является одним из древнейших видов ремесла, который появился на земле тысячи лет назад. Данный промысел был широко распространен еще тогда, когда у человека не было под руками ни топора, ни ножа, ни тем более шила. В отдельных местах плетеные предметы появились даже раньше древнейшей керамики. Люди плели различные необходимые в быту изделия из всего, что попадалось под руки: из коры деревьев, из гибких ветвей, из кожи животных и т. д. [1, с. 5]. Особенно широкое развитие искусство плетения получило у славянских народов: русских, украинцев, белорусов, которые широко использовали для этих целей ветви деревьев, преимущественно ивы. Все это обусловлено тем, что дерево было одним из главных богатств тех мест, которые они населяли. На Руси испокон веков занимались плетением корзин и других бытовых предметов. Пик своего развития данное ремесло на территории России получило в XIX столетии, когда в стране начали открываться мануфактуры, а затем и целые фабрики, выпускавшие плетеные изделия. Мастера, работавшие на них, создавали предметы на любой вкус. Они могли сплести как изящные, изысканные вещи для обеспеченных покупателей, так удовлетворить запросы бедных слоев населения [2. c. 4]. В это же время вместе с переселенцами из западных регионов Российской империи данный вид ремесла проникает на территорию Казахстана, в том числе и на Рудный Алтай, где также становится широко распространенным. Достоверно известно, что на рубеже XIX и XX столетия у крестьян-старообрядцев, живших по берегам реки Бухтармы (приток Иртыша) в быту были распространены разнообразные плетеные предметы, которые они изготовляли из ивовых прутьев и ветвей черемухи. Наряду с корзинами из этого материала они плели большие квадратные короба, в которых перевозили зерно, а в редких случаях и домашнюю утварь. Очень часто такого рода емкость, имеющая прямоугольную форму, составляла основу саней, которые носили название «кошевки». Иногда в отдельных случаях с этой же целью их ставили и на телеги без кузова – дроги [3, c. 69]. Свое применение плетеные предметы также нашли в такой отрасли их хозяйства, как рыболовство. Для ловли рыбы жители края широко использовали корзины из ивовых или черемуховых прутьев (т.н. «морды»), которые ставили около специальных загородок из камня, оборудованных на берегах рек.
Также на рубеже XIX и XX столетия в домах крестьян региона появляется стулья и другая мебель, выплетенные из ивового прута. Особую популярность в этих местах она приобрела в 1918-19 гг., когда здесь жили приезжие мастера из Камня под Барнаулом [3, c. 281]. Туда, как и во всю Томскую губернию, этот промысел проник в 70-е гг. XIX вв. благодаря одному ссыльному крестьянину из Вятской губернии, который со временем обзавелся большим количеством последователей, распространивших данное ремесло по всей Сибири [4, c. 92]. Непосредственно сами жители края, перенявшие у них приемы изготовления плетеной мебели, создавали из гнутой черемухи небольшие стульчики без спинки [3, c. 281] .
Наряду с созданием бытовых предметов крестьяне юго-западного Алтая очень часто использовали ветви деревьев при сооружении хозяйственных построек. Подобная информация была получена в ходе научных экспедиций по населенным пунктам ВКО, которые были организованы заведующим отделом русской этнографии музея-заповедника А.А. Яковлевым. Согласно ей, в селе Уварово, расположенном недалеко от Усть-Каменогорска, в начале XX века жители плели из «чащи» (прутьев) зимние загоны для скота, стены которых сверху обмазывали глиной. Усадьбы в этом селении обычно огораживались таловым (ивовым) плетнем, который по возможности со временем заменялся тесовым ограждением [5, c. 70]. Интересные сведения по этому поводу также дает руководитель отдела казахской этнографии нашего музея Б.М. Еликпай. По его словам, в казахских селениях региона вплоть до середины XX века также можно было встретить сооружения аналогичного вида. Кроме того, в прежние времена в местах оседлого проживания казахи повсеместно возводили так называемые «шарбақ үй», по форме напоминавшие юрту. Их стены выплетались из ивовых прутьев, которые сверху накрывались крышей из деревянных жердей. В летнее время эти строения использовали в качестве помещения для приготовления пищи и хранилища для хозяйственной утвари.
В более позднее время интерес к плетеным изделиям повсеместно начал снижаться, однако, несмотря на развитие прогресса, они полностью не вышли из обихода. Более того сейчас, в начале XXI века, искусство их создания снова начало обретать былую популярность. И это легко объяснимо. Ведь плетеные предметы обладают неповторимой красотой и изяществом – результатом многовековых творческих поисков и скромного ремесленнического труда. И хотя применение ряда из них уже устарело, они и в наши дни не утратили своей привлекательности, будь-то в предметах бытового обихода, будь-то в меблировке современных домов и квартир или в садово-парковой архитектуре. Не случайно современное занятие плетением из лозы считается одной из разновидностей народного искусства и привлекает многих людей, немалое количество из которых проживает на территории Восточного Казахстана. В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического музея-заповедника собрана обширная коллекция работ данных мастеров, насчитывающая больше 100 единиц хранения. Среди этих людей особенно следует выделить имя Павла Андреевича Никулина, который овладел различными видами ремесла деревообработки еще в подростковом возрасте. По-настоящему же реализовать свой талант ему удалось уже после выхода на пенсию. Именно с этого времени он начинает активно заниматься народными промыслами, в том числе и лозоплетением. Усовершенствовать свои навыки ему помогала специальная литература, благодаря которой он расширил познания в области прикладного творчества и впоследствии даже смог выработать новые приемы работы с
природным сырьем. Павел Андреевич обычно сам заготовляет поделочный материал, а при создании изделий использует инструменты собственного производства. Для ускорения процесса расщепления лозы он даже придумал и смастерил станок оригинальной конструкции. С 1986 года он начал плодотворно сотрудничать с областным этнографическим музеем-заповедником, становится постоянным участником выставок декоративно-прикладного искусства, регулярно проводящихся в его стенах. Тогда же работы мастера экспонировались на выставке ВДНХ КазССР и на республиканском смотре мастеров-умельцев. В этот же период времени в фондах музея начала формироваться коллекция его работ, основная часть из которых изготовлены в технике плетения из лозы. При их создании Павел Андреевич использовал как светлые (непроверенные), так и более темные (проваренные) ивовые прутья, умело комбинируя их между собой. Благодаря этому приему каждое из изделий мастера имеет свой собственный необычный оттенок. Большая часть из них представляет собой самые разнообразные корзины, изготовленные как в этнографическом, так и в декоративном стиле. В первую очередь среди них следует выделить емкость цилиндрической формы с высокой дугообразной ручкой, тулово которой изготовлено мастером из светло-коричневых очищенных прутьев в технике простого плетения. Ободок сосуда выплетен косичкой из осветленных прутьев, а плоская ручка образована чередованием стеблей белого и темно-коричневого цветов (рис. 1).
Кроме того, в фондовой коллекции музея находится целый ряд корзин автора, изготовленных в так называемом белорусском стиле. Принципиальное отличие конструкции данных изделий состоит в том, что в их основе лежит каркас, состоящий из одного горизонтального и одного или нескольких вертикальных прутьев. При этом горизонтальный прут служит обручем, а вертикальные основанием и ручкой будущего изделия. При изготовлении данных корзин Павел Андреевич также комбинировал ветки ивы разных цветов, именно поэтому емкости отличаются красивым рисунком, образованным чередованием коричневых полос разного оттенка (рис. 1).
Наряду с вышеупомянутыми предметами мастер передал в фонды музея ряд декоративных панно из лозы (рис. 2). Данные творения напоминают по своей форме бутон распустившегося цветка и, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, способны стать украшением любого интерьера.
Также в фондах музея представлены работы самодеятельного мастера Анатолия Николаевича Тарасенко, проживающего в городе Зыряновске. Он, как и Павел Андреевич, самостоятельно обучился ремеслу лозоплетения и, несмотря на это смог достичь в нем большого мастерства. Он изготовляет самые разнообразные изделия – различные корзины, вазы, короба, стулья кресла, столики. Для их создания мастер использует прутья ивы, которую
самостоятельно выращивает на своем приусадебном участке. В коллекции музея имеется несколько корзин автора, выполненных в белорусском стиле (рис. 3). Оригинальность данных предметов состоит в том, что при их изготовлении мастер применил не только ошкуренные, но и неошкуренные (неочищенные от коры) ивовые прутья. Благодаря этому они отличаются своеобразным бело-коричневым узором в виде чередующихся полос разной ширины.
Наряду с изделиями вышеупомянутых мастеров несколько лет назад фондовую коллекцию музея пополнил ряд работ самодеятельного художника Павла Савельевича Кулешова, выпускника Московского заочного университета искусств им. Крупской. Они представляют собой покрытые лаком декоративные вазы, изготовленные в технике простого сплошного плетения (рис. 4). Важная особенность данных изделий состоит в том, что к их днищам Павел Савельевич приклеил вырезанные на токарном станке фанерные ножки, имеющие темный оттенок и сочетающиеся по цвету с верхним краем тулова сосудов, выполненным из неочищенного прута. Все это придает им декоративность и целостность формы.
Подводя итог статьи, следует отметить, что плетение из ивового прута является одним из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства на территории Восточного Казахстана, который имеет давнюю историю и при этом продолжает активно развиваться благодаря энтузиазму и творческой энергии ремесленников края. Творения данных мастеров, изготовленные с соблюдением основных канонов древнего ремесла, являются своеобразным олицетворением этнографических традиций. Благодаря этому их творчество находит немалое количество своих ценителей, многие из которых также стремятся овладеть навыками создания плетеных изделий и открыть для себя неповторимый мир прекрасного.
Библиографический список:
1. Троекурова Т.А. Плетение из лозы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 160 с.
2. Работа с ивой, лозой, берестой. – Москва.: Вече, 2002. – 176 с.
3. Бухтарминские старообрядцы. – Ленинград.: Издательство Академии Наук СССР, 1930. – 463 с.
4. Голубев П.А. Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. – Томск: Типо-Литография Михайлова и Макушина, 1890. – 436 с.
5. Яковлев А.А. Очерки истории и этнографии русского населения Юго-Западного Алтая. Выпуск 1. – Усть-Каменогорск: «Шыгыс Полиграф», 2014 – 88 с.
Бемм Максим Александрович.
Россия, Сибирь и государства Центральной Азии: взаимодействие народов и культур [Электронный ресурс]:
Материалы VI научно-практической конференции / Под ред. В.А. Бармина. – Баранул: АлтГПУ, 2016., стр.85-88
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|