Аннотация. Статья посвящена одному из направлений народного декоративно-прикладного искусства – жанровой настенной вышивке на территории Восточно-Казахстанской области в середине ХХ века, занятие которой имело всеобщий массовый характер среди населения СССР. Автор раскрывает причины необычайной популярности увлечения вышивкой на основе историко-генетического анализа этого древнейшего вида женского рукоделия, затрагивая его семантический аспект. Кроме того, рассматриваются этнографические и технические особенности вышивки различных народов, проживающих в Восточно-Казахстанской области, которые оказали непосредственное влияние на формирование единых традиций бытовой настенной вышивки в этом регионе. Особое внимание в статье уделено искусствоведческому обзору коллекции бытовой настенной вышивки, хранящейся в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Анализируются жанровые особенности вышитых панно, их тематическая направленность, доминирование определённых сюжетов, мотивов и образов.
Ключевые слова: бытовая настенная вышивка, народное искусство, вышивка крестом, Восточно-Казахстанская область.
Elena Romanova, East Kazakhstan Oblast Architecture and Ethnography and Natural Landscape Museum-Reserve (Ust-Kamenogorsk, Kazaxstan)
Conversation embroidery wall of the twentieth century on the territory of the East Kazakhstan region (based on the fund collection of regional VC architectural-ethnographic and natural-landscape museum-reserve)
Annotation. The article is devoted to one of the directions of the national arts and crafts - embroidery genre wall in the East Kazakhstan region in the middle of the twentieth century, whose activity has been universal among the massive population of the USSR. The author reveals the reasons for the extraordinary popularity of hobby embroidery on the basis of historical and genetic analysis of this ancient species of female needlework, affecting its semantic aspect. It also covers the ethnographic and technical features embroidery of various peoples living in the East Kazakhstan region, which had a direct impact on the formation of a unified household wall embroidery traditions in the region. Special attention is paid to the Art and Review household wall embroidery collection stored in the collections of the East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural-landscape museum-reserve. Analyzes the genre features embroidered panels, their thematic focus, the dominance of certain subjects, themes and images.
Keywords: Household wall embroidery, folk art, cross-stitch, East-Kazakhstan region.
В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника имеется богатая и разнообразная коллекция работ в технике вышивки. Наряду с изделиями утилитарного назначения большой интерес представляют настенные панно с различными жанровыми и декоративными композициями.
Большинство изделий датировано 40-60-ми годами XX века, что объясняется модными тенденциями того времени. В середине XX века искусство вышивки в Советском Союзе, и в Казахстане в том числе, переживает новый подъём, оно становится массовым увлечением людей разных национальностей, профессий и возрастов, живущих как в сельской местности, так и в городах. Иногда вышивание становилось семейным увлечением, которое захватывало не только женщин, но и мужчин. Декоративные панно зачастую заменяли картины, ими старались украсить каждый уголок в доме, их дарили на праздники, берегли и передавали по наследству. Многие хранят эти вышивки до сих пор как семейные реликвии, с которыми связаны добрые и светлые воспоминания.
В чём же причины массового увлечения вышивкой в конце 1940-1960-х годах? На этот вопрос современницы послевоенной эпохи отвечали следующим образом: «от бедности, нищеты», «стремление украсить свой дом», «порадовать своих близких, детей красивыми изделиями», «все должно было быть изготовлено своими руками» [1]. Действительно, даже в самые тяжёлые времена лишений и войн в человеке живет потребность в красоте, уюте и гармонии. Пережив военное лихолетье, у людей возникало естественное желание радоваться жизни, окружать себя красивыми вещами. Поэтому женщины в стремлении украсить свой дом обращались к древним традициям рукоделия, сохранившимся ещё в народной среде.
Вышивка из всех видов женского рукоделия была выбрана не случайно. Ведь это – один из самых древних и массовых направлений народного искусства, который имеет глубокие исторические, этнографические и религиозные корни. Обычай украшать дом вышитыми изделиями существовал со времен язычества у многих народов. В восточнославянской культуре традиционно «в праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу» [2, с. 7]. При этом вышивка обладала в древности оберегающим смыслом. В ней, содержавшей «всевозможные священные изображения и магические символы», была заключена великая сила добра [3, с. 345].
Постепенно в народном искусстве происходит разрыв иконографического круга и намечается зарождение нового вида изображения – народного бытового жанра [4, с.118]. «Начиная с XVIII столетия, преимущественно в ремесленной и городской среде большое место стали занимать реалистические сюжеты, отражающие быт города и деревни, за основу которых обычно брались сказки и народные лубки. Эти сюжеты придавали несвойственную вышивке динамику; возникали новые стилистические приемы, материалы и даже техники исполнения» [2, с. 25]. Во второй половине XIX-начале XX вв. реалистическое направление усиливается и занимает значительное место в народном изобразительном искусстве [5, с. 130].
В культуре многонационального народа, проживающего на территории Восточного Казахстана, вышивка была одним из самых распространённых и любимых видов женского рукоделия. У казахского народа широко было развито традиционное искусство создания настенных вышитых ковров – тускиизов - в технике «бiз кесте» (тамбурной шов). Кроме того, вышивкой украшали края полотенец (сұлгі), подзоры покрывал (жапқыш), подушек (жастық) и т. д. Русские переселенцы завезли на территорию Юго-Западного Алтая свои древнейшие традиции рукоделия. «В области вышивания, тканья, вязания и плетения бухтарминские женщины достигли очень высокого искусства, которое носит вполне чёткий, определённый характер, позволяющий выделить предметы рукоделия этого района в особую группу, являющуюся ценным вкладом в общую сокровищницу русского народного искусства» [6, с. 398]. Позднее народная культура нашего края пополнилась традициями вышивки украинцев, белорусов, немцев и других народов, заселявших в разное время территорию Восточного Казахстана. Таким образом, к середине ХХ века благодаря сохранившимся богатым народным традициям и высоким навыкам рукоделия в Восточно-Казахстанской области была подготовлена благодатная почва для дальнейшего развития бытовой вышивки.
В своём творчестве любители вышивки применяли традиционные материалы, инструменты и приспособления. Вышивали, как правило, на пяльцах, используя плотную хлопчатобумажную, льняную, иногда шёлковую ткань, отдавая предпочтение ниткам мулине. Самой распространенной техникой в ХХ веке была вышивка простым крестом - два перекрещенных по диагонали стежка, реже использовались его разновидности: болгарский или сложный (двойной) крест - четыре перекрещенных стежка, и полукрест, состоящий из одного диагонального стежка.
Вышивка крестом прочно вошла в народное искусство с середины XIX века. Распространению этой техники во многом способствовал выпуск многочисленных схем для вышивки. Во второй половине XIX века их помещали в различных журналах и альбомах по рукоделию, а также вкладывали в качестве рекламы и своеобразной премии в упаковку парфюмерной продукции (мыла, духов, помады) некоторых известных фирм. Являясь наиболее упрощённой техникой по сравнению с древними разновидностями швов, вышивка крестом позволяла ускорить процесс создания работ и достичь эффекта рельефности. Гораздо реже мастерицы применяли в своих работах технику «гладь» и машинную вышивку, в основном их можно встретить в декоративных цветочных композициях.
В вышивке ХХ века крайне редким явлением было то, что мастерицы самостоятельно придумывали композицию работы. В основном для вышивания использовали схемы на бумаге и готовые трафареты с различными рисунками, напечатанными на ткани, которые выпускали предприятия легкой промышленности СССР. Обычно схемы для вышивок можно было найти в модных женских журналах того времени, таких как «Крестьянка» и «Работница», а также приобрести в магазине. Случалось, что мастерицы, особенно жившие в глубинке, выписывали образцы из более крупных российских городов, например, из Новосибирска [1]. Иногда рисунок для вышивки переснимали с репродукций известных картин, иллюстраций в книгах и журналах. Кроме того, часто подруги, родственницы и соседки обменивались между собой образцами вышивок. Несмотря на использование готовых трафаретов и схем, мастерицы, как правило, не следовали в своей работе строго по шаблону. Сам процесс вышивания диктовал определённые изменения в рисунке и цвете, поэтому многое вносилось самой исполнительницей сообразно её вкусам и намерениям.
В настенной вышивке ХХ века одним из наиболее популярных жанров является сюжетная композиция, в тематике которой сохраняются традиции русского народного искусства. Также как и двести лет назад любимыми темами мастериц-вышивальщиц были литературные и фольклорные сюжеты из сказок, былин, басен и стихотворений (рис. 1). Кроме того, большую популярность получили сценки из повседневной жизни детей. Изобилие подобной тематики в сюжетных вышивках неслучайно, так как большинство из них предназначалось для украшения детской комнаты.
Для вышивки на бытовые темы характерно доминирование сюжетов из жизни прошлых эпох. Популярны мотивы с изображением девушек, занятых кормлением птиц, общением с животными, работой по хозяйству или народными играми. Одна из любимых тем - романтические сцены свиданий (рис. 2). Кроме того, в бытовых сюжетах неоднократно встречаются сцены охоты, зимние прогулки в санях на тройке лошадей, праздничные украинские танцы в народных костюмах. Эти сюжеты традиционны не только для вышивки, но и для многих других видов народного искусства.
В жанре портрета так же, как и в сюжетных композициях, превалируют образы прошедших веков (рис. 3), а также изображения детей, достоинством которых является прекрасно переданный дух времени (рис. 4). Кроме того, встречаются портреты вождей государства, что является характерной чертой искусства советской эпохи, и образы великих русских поэтов, выбор которых позволяет судить нам об идеалах и кумирах поколения 1950-1960-х годов.
Пейзажный жанр в вышивке на протяжении длительного времени - с 1920-х по 1960-е годы изобилует панорамами и фрагментами Московского Кремля, что является одним из проявлений патриотизма современников эпохи социализма (рис. 5). Другие часто используемые мотивы в пейзажном жанре также представляют собой сочетание изображения природы с архитектурными строениями различного типа: деревенские виды, курортные места, старинные замки и поместья, храмы, мельницы и др.
Судя по музейной коллекции, наиболее востребованным в настенной вышивке ХХ века был анималистический жанр. В нём преобладают образы различных птиц, которые с глубокой древности всегда любимы и почитаемы в культуре русского народа, воплощая в себе вечные жизненные ценности. Самые популярные типы вышитых композиций с птицами - попугай или павлин, сидящий на ветке с цветами (рис. 6). Другим не менее любимым персонажем в вышивке анималистического жанра был образ оленя. Так же как и изображение птицы, он ведёт своё начало в народном искусстве с языческих времен и семантически тесно связан с солярной символикой (рис. 7).
Раздел «Натюрморты» в вышивке музейной коллекции составляют в основном композиции с изображением разнообразных цветов в корзинах, вазах и вазонах, а также в сочетании с какими-либо предметами. Выполненные в послевоенное время, такие декоративные панно несли в дом радость, создавали праздничное и оптимистичное настроение (рис. 8).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Восточно-Казахстанском регионе, так же, как и на большей части территории СССР в середине ХХ века интерьерная вышивка занимала одно из важных мест в городском и сельском быту. В этих произведениях народного творчества нашли отражение древнейшие традиции искусства вышивки различных народов, проживающих на территории Восточного Казахстана. Объединяющим началом в жанровой настенной вышивке ХХ века являются искренность и теплота заложенных в работу чувств. В ней, как и во всём народном искусстве, звучат вечные темы добра, красоты и жизнелюбия.
Библиографический список:
- Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Акт № 444, 2004; Акт № 117, 2010; Акт № 39, 1980; Акт № 8, 1980 (документы находятся в стадии научно-технической обработки).
- Дурасов Г. П., Яковлев Г. А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990. 317 с.
- Семёнова М. В. Мы - славяне. СПб, 1997. 560 с.
- Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972. 349 с.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. 208 с.
- Бломквист Е. Э. Искусство бухтарминских старообрядцев / Е.Э. Бломквист, Н.П. Гринкова // Материалы комиссии экспедиционных исследований: Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. Вып.17.
Романова Е.А.
Россия, Сибирь и государства Центральной Азии:
взаимодействие народов и культур [Электронный ресурс]: материалы VI международной научно-практической конференции,
г. Барнаул, 27-28 апреля 2016 года / под ред. В. А. Бармина. – Барнаул: АлтГПУ, 2016. С. 122-125.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|