Когда русские православные миссионеры стали работать в регионе Сибири, Алтая и прилегающих территорий, то они обнаружили, что здесь широко бытуют ритуальные предметы и сооружения буддийского искусства, имеющие сложную и детально разработанную систему приемов изображения реальных предметов и образов потустороннего мира, разительно непохожую на эстетику и семантику образцов православного искусства.
Со временем эти сакральные и эстетические комплексы стали взаимно пересекаться. Так в произведениях сибирского православного искусства постепенно стали появляться реминисценции буддийского искусства. На что обращает внимание У.К.Брумфилд, считая что «русские связи с азиатскими народами и культурами представляют тему, границы которой еще не исследованы» [9, с.111]. М.В.Головизнин, говоря об архитектуре тех же храмов, замечает: «Причудливый узор упомянутых выше церковных сооружений не находит аналогов в церковном строительстве России. Стены храмов покрыты экзотическим орнаментом в виде стреловидных многогранников и звездчатых картуш, объяснить которые с точки зрения христианской символики представляется затруднительным» [10].
Эта тенденция проявилась и в русской православной иконописи Сибири. Обратимся к распространенному в сибирских иконах приему широкого использования спиралевидной манеры в изображении облаков и вод, предположительно, заимствованной у создателей буддийских икон (тханок).
В канонических русских иконах облака изображаются, преумущественно, как кучевые. Такой тип письма облаков, например, можно видеть в иконах «Святой великомученик Димитрий Солунский, ок. 1700 года (Государственная Третьяковская галерея) и «Святой патриарх Модест», XVIII века (Государственный Русский музей) [1, ил.161,№ по каталогу 968; 7, ил 57]. Реже, преимущественно в старообрядческих иконах, встречается архаичная манера изображения узкой полосы пилообразных облаков, ограниченных снизу закругленной линией. Такой тип письма облаков присутствует в иконах « Пресвятая Богородица Боголюбская», конца XVI- начала XVII в., « Святой Симеон-столпник», середины XVI века (Государственная Третьяковская галерея) [1, ил.109, номер по каталогу 785; ил.34, номер по каталогу 524;8, ил.223].
Исключение составляют новгородские, строгановские и палехские иконы, где спиралевидные элементы используются, преимущественно, в качестве завершений гряд кучевых облаков или в изображении волн [3,с.133,135]. В свою очередь этот прием, возможно, заимствован из восточных культур, так как не характерен для русских икон до XVI века.
В тоже время, спиралевидный рисунок в изображении кучевых облаков более типичен для буддийских тханок, при этом графическая спираль, как правило, изображается в центре отдельных облаков. В качестве примера можно привести «Канон изображения Будды» и тханку «Перерожденец Жебзундамба» (Музей резиденции Богдо-хана, Уданбатор) [2, с.53,табл.86; 4,ил.91].
В собрании икон музея-заповедника автором статьи выявлены 18 русских сибирских икон, преимущественно старообрядческих, в которых прослеживаются такой тип облаков или валов вод и другие восточные мотивы. Наиболее выразительно этот графический прием проявился в иконе «Святой Ахистратиг Архангел Михаил» конеца XIX в. (ГИК-24-8682, ил.1).
Ил.1. Святой Архистратиг Архангел Михаил, конец XIX в.
Мы видим характерные облака, как будто сошедшие с поверхности буддийской тханки. Их спиралевидная графика напоминает нам об одном из восьми драгоценностей буддизма, Шанкхе [5, с. 227, 868]. Завитки валов фантастического моря, как атрибуты мира земного, по графике напоминают знаковый древнекитайский символ инь-ян [6, с. 263, 306].
Ил.2. Святитель Николай Мирликийский, конец XIX в.
На иконе Святитель Николай Мирликийский мы наблюдаем графически четкий спиралевидный рисунок завитков облаков и верхних частей бороды святого (ГИК-10-2346, ил.2).
В завершении статьи обратимся к маргинальной по письму и образности иконе «Пресвятая Богородица Семистрельная» (КП-НВ.15-9748, ил.3), которая поступила в музей-заповедник в 2011 году как дар антиквара Харламова А.В.
Икона написана темперой по левкасу, на цельной доске с использованием двух торцовых шпонок. В качестве замены позолоты использован тонированный под золото двойник. Ковчег отсутствует. Лик Богородицы выполнен с применением техники невысокого рельефа на левкасе. Письмо крестьянское, близкое - к примитивному.
Ил.3. Пресвятая Богородица Семистрельная, конец XIX- начало XX вв. Обращает на себя внимание необычность лика Богородицы, имеющей характерные восточные черты и больше напоминающей образ буддийской бодхисаттвы, изваянной в бронзе. На примере икон из собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника мы убеждаемся, что артефакты искусства любого народа закономерно несут на себе печать влияния культуры соседних народов. Культуры взимопроникаемы и это объективная историческая закономерность. |
Библиография:
1. Антоновна В.И., Мнева Н.Е., Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XVI - начала XVIII вв., том II, М: Искусство, 1963, 571 с.+179 ил.
2. Дорже Д. Р. Древо собрания трехсот изображений, Санкт-Петербург, 1997, 136 с.
3. Икона, сост. Кравченко А.С.,Уткин А.П. М: Стайл А ЛТД,1993, 126 с.
4. Монгольская национальная живопись. Монгол зугар, альбом, Улан-Батор: Государственное издательство, 1986, 30 с.+192 ил.
5. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А.Энциклопедия буддизма, СПб: Институт метафизики, 2007, 928 с.
6. Полная энциклопедия символов, сост. Рошаль В.М., М: АСТ; СПб: Сова, 2007, 515 с.
7. Смирнова Э.С. Живопись Древней Руси (находки иоткрытия), Л: Аврора, 1970, 30 с.+57 ил.
8. Шедевры русской живописи, М: АСТ; Минск: Харвест, 2007, 272 с.
9. Брумфилд У. К.. Азиатские мотивы в церковной архитектуре Сибири в XVIII в.// журнал «Ойкумена. Регионоведческие исследования», вып. 2/17/2011/http:// www.ojkum.ru/http: //cultinfo.ru/brumfield/siberia/index.htm/26.02.2016 г.
10. Головизнин М.В. Православно-буддийский «диалог» в Южной Сибири в XVII – XVIII вв. и его культурно-исторические последствия// Седьмая международная востоковедческая конференция «Торчиновские чтения. Метаморфозы», 2013.07.29/ http://www.torchinov.com/ 2013/07/29/26.02.2016 г.
Сушко П.Н.©
Статья опубликована:
В сборнике материалов VI международной научно-практической конференции «Россия, Сибирь и государства Центральной Азии: взаимодействие народов и культур», Барнаул: АлтГПУ, 27-28 апреля 2016 г., с. 129-131.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|