Роспись по дереву конца XIX-начала ХХ в.в. на территории Восточного Казахстана
За время существования музея в фондах собрано значительное количество деревянных предметов конца XIX-начала XXв.в., некоторая часть из них украшена росписью. Украшать предметы быта и жилища – это было в обычае русского народа. В нашем крае роспись по дереву широко бытовала в старообрядческих селах конца XIX-начала XXв.в., не только на предметах быта и мебели, но и существовала крестьянская домовая, стенкая роспись. О существовании росписи свидетельствовали в своих книгах ученые, путешественники1, побывавшие в Южном Алтае, Восточном Казахстане в разный период времени.
В советское время ученые Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринкова («Бухтарминские старообрядцы» 1930г. Л-д) исследуя материальную и духовную культуру старообрядцев бухтарминской долины, уделяли большое внимание существовавшей росписи по дереву: бытовых предметов, мебели, а так же домовой, настенной росписи: «Совершенно своеобразное впечатление производят эти старые дома, расписанные пестрыми стилизованными узорами, особенно необычайны комнаты с росписью по красному фону» Бухтарминские старообрядцы». (стр. 270).
Исследователи считают, что появление росписи на Урале, Сибири и Алтае в конце XIX нач. – XXв.в. связано с переселенцами Вологодской, Архангельской и других областей России, осваивающих эти места в течение нескольких веков.
В последствии по месту нахождения роспись получает название Урало-Сибирская, с ответвлением – Алтайская.
Появление росписи в нашем крае, в конце XIX нач. XXв.в., первоначально связано с профессиональными «малярами», которые ежегодно отправлялись на заработки с Тюменского уезда, «по 300-500» мастеров2», с артелями плотников строивших дома. Ездили и самостоятельно. Многие из них добирались и до юга Алтая, т.е. до селений старообрядцев Восточного Казахстана. Вначале это были села «поляков», старообрядцев, поселившихся на территории Глубоковского, Шемонаихинского р-на (по современному административному делению), а позже роспись появляется в старообрядческих селах бухтарминской долины (это села Катон-Карагайского р-на по современному административному делению). Расписывали снаружи ставни, наличники, балконы, а внутри роспись дома была наиболее интересна: ее украшали стены, потолок, опечек, матицу, а также мебель, прялки, бондарную посуду.
Русакова Л.Н. отмечает («Изобразительное искусство русских крестьян Сибири»2 (стр. 44), что также как и наружная роспись, живописное оформление интерьера больше всего было развито у старообрядцев Алтая и Забайкалья».
Здесь, в богатых домах, была возможность получить мастеру заказ на роспись всего дома. Поэтому в зажиточных селах были дома, в которых не только утварь и мебель были расписаны, но и весь дом.
«Богатые красили потолки, стены, раскрашивали цветами» Черепанова Матрена Зиновьевна 1913г. рождения, с. Белое, Катон-Карагайский р-н. (Дневник Бочаровой Т.П. 1987г.). А в семьях победнее мастера расписывали жилище частично: палаты либо опечек, из мебели - кровать, либо шкаф или другие предметы быта.
Впоследствии этим мастерством – росписью по дереву – занимались местные крестьяне, которые прекрасно освоили это ремесло, о чем свидетельствует коллекция не только прялок в фондах музея. Красочная роспись хорошо сохранилась, хотя хозяйка в течение нескольких лет мыла стены, дверь, опечек мочалкой из осоки с песком и водой.
Прочные краски получались из местных глин, собственного изготовления «На Васильевском ключе брали красную, зеленую, желтую глины. Сушили ее». Герасимова Матрена Семеновна 1913 г.р. с. Белое Катон-Карагайского р-н (Дневник Бочаровой Т.П. 1987г.)
Глину для окраски отмучивали, просеивали и разводили на олифе (которую варили из конопляного или льняного масла). Пользовались и краской фабричной. Для росписи характерен свободный кистевой прием исполнения, без предварительного рисунка. Орнамент росписи – цветочно-растительный.
Роспись выполнялась «смаху», приемом «разбел», «разживка». Большая роль отводилась фону (белому, чаще красному). Если фон росписи темный, то разживку делают белой, если фон (белый, желтый, голубой, золотистый, то разживку делают темной). «Манера письма Алтайских росписей – чиста живописная : здесь совершенно отсутствует графичность, нет контура предопределяющего рисунок3». На расписываемую поверхность наносили цветовые пятна, потом кистью с краской макали в белила и округлыми движениями вращали вокруг оси, превращали эти пятна в бутон, цветок, листок. Либо, первоначально макали широкой кистью одной стороной в краску, другой – в белила. Благодаря чему и получали объемные лепестки, построенные по светотени, получался сгармонированный живописный переход от цвета к белилам, от цветной середины к белому контуру.
«Основной особенностью бухтарминской росписи является ее цветистость и пестрота, ее яркая праздничность, узорчатость, достигаемая законченным установившимся сочетанием немногих элементов узора и определенной манерой письма при помощи небольшого числа красок4».
Характер и размеры домовой росписи зависели от функционального назначения декорируемой поверхности. На потолке, полатях – это были венки, гирлянды, на простенках, заборках, дверях – вазоны с цветами, с птицами. Широко были распространены мотивы древа жизни и круги – это наиболее древние композиции, характерные для оформления печи (очага), а так же дверей и ставен.
В элементы росписи входят: круг, цветок, цветок- круг, цветок – пятно, цветок с белой отводкой едва намеченных лепестков, многолепестковый цветочек, «махровый» цветок.
Листья имели стручковидную форму , короткие с изогнутыми кончиками, либо удлиненную, перестую. Листья «почти всегда оживлены черными запятыми»…, что придает росписи «изящный и нарядный вид5». Фон росписи оживлен спиральными завитками, шариками, пятнышками-ягодками.
В композиции росписи входили наиболее древний и получивший наибольшее распространение мотив – вазон с цветами или куст, растущий из вазона, древо жизни. Древним является мотив птиц. Птицы симметрично сидящие, либо летающие над вазонами, цветами, ветками, стилизованном месте, это наиболее распространенная символическая композиция древнеславянского языческого искусства.
Стенная домовая роспись в 30-х годах исчезает: ее стали забеливать. Данные этнографических экспедиций музея в конце 1970 –х, в 1980 – х годах дают скудный вещественный материал по домовой росписи: хотя информаторы свидетельствовали о наличии росписи в ВКО.
Со слов Черепановой Матрены Зиновьевны 1912г.р.: «Раньше дома не штукатурились, а потолки и стены расписывались. Стены стругались, на эту стену наносились первоначально один слой краски потемнее, а потом расписывались стены цветочным орнаментом6».
В с. Орловка Глубоковского района в записи полевого дневника Зайцева Н.А. 1977г. (13. стр.1) названа и фамилия мастера – «Редькин, который занимался росписью по дереву – печей, посуды, прялок, дуг, он жил в 1920г. XXв. Имя, отчество жителя не помнят. Никто не помнит, откуда он приехал».
Шестакова Евдокия Панфиловна, 1900г.р., уроженка, жительница с. Язовая Катон-Карагайского р-на, помнит, что в доме, в котором она жила еще маленькой «двери и печь были расписаны7». Местные жители владели ремеслом росписи по дереву. Свидетельство исчезнувшего крестьянского декора, частично сохранившаяся роспись по дереву, в интерьере, фрагментах, деталях крестьянского дома запечатлена нашими сотрудниками на снимках.
Время сохранило не только фрагменты росписи, но и что удивительно – имя мастера, расписывавшего дома. Так, в д. Белой Катон-Карагайского р-на у Калмыковой Анисьи Максимовны 1921г. рождения (Полевой дневник Бочаровой Т.П. 1986-1987г.г.) в доме осталась половина расписных 2-х створчатых дверей. Дверь расписывал дед ее мужа – Кондратий Семенович Коробейников, он был «маляром и расписывал много домов в д. Белой», Фыкалке и Язовой. В д. Белой им расписан дом Пантелеева и дом сельсовета».
Фото №1 .Роспись двери (д.Белая, Катон-карагайский р-он). Дом П.Д. Пантелеева. Экспедиция 1982 г. Лопатин П.И.
Фото №2. Роспись двери (д.Белая, Катон-карагайский р-он). Дом П.Д. Пантелеева. Экспедиция 1982 г. Лопатин П.И.
На однополотных дверях с условным обрамлением – вазон в виде корзинок, с цветами, листьями. Фрагменты росписи были и в других старообрядческих селах. Так, в с. Фыкалка (Катон-Карагайский р-н) сохранился фрагмент росписи на балконе, в бывшем доме купца Шарыпова.
На светлом поле потолка балкона – венок из цветов, в центре – цветок с бутонами.
Фото №3. Роспись потолка балкона (с.Фыкылка,Катон-карагайский р-он). Дом Шарыпова. Экспедиция 1983 г. Скрипка А. П., Бочарова Т.П.
В с. Фыкалка в доме Орляпова В. сохранились 2-х створчатые двери. На филенках – цветы, бутоны, листья. Ащепов Е.А. считал, что «особенно интересны росписи полотнищ дверей»8, входившие когда-то в единый ансамбль интерьерных росписей. Со временем в заштукатуренных, забеленных домах однополотные расписные двери представляли и выглядели как своеобразное декоративное панно.
Фото №4. Дверь 2-створчатая расписная (с.Фыкылка,Катон-карагайский р-он) Дом Н.Н. Орляпова. Экспедиция 1983 г. Скрипка А. П., Бочарова Т.П.
Изящный фигурный вазон с цветами, с ниспадающей гирляндой цветов. Это роспись дошла до конца XXв. в с. Фыкалка, дверь в селе магазина. Следы росписи были и в с. Коробихи (Катон-Карагайского р-на).
Фото № 5. Дверь расписная (с.Фыкылка,Катон-карагайский р-он) Магазин. Экспедиция 1982 г. Лопатин П.И.
В с. Верх-Уба (Шемонаихинский р-н), в избе Гуслякова С.Ф. расписная матица с цветочно-растительным орнаментом хорошо видна на снимке.
Фото №6. Фрагмент росписи (с.Коробиха,Катон-карагайский р-он) Экспедиция 1978 г. Лопатин П.И.
В результате обследования сел 1970-1980г.г. XXв.в. в фондах музея из домовой росписи имеется одна створка 2-х створчатой двери, с росписью (КП – 1-12377). Створка светлая 3-х филенчатая, на зеленом фоне, на выступах – в центре розовый цветок с листьями, бутонами. Вверху и внизу на филенках – следы от росписи. Створка находилась в доме Пантелеева А.К. в с. Белое Катон-Карагайского р-на. Дом куплен в 1950г. Мастер неизвестен.
Рис №1. Створка двери (с.Белое,Катон-карагайский р-он) Рис. А. Немцова
«Связующим звеном между стенпными росписями9» и орнаментированными предметами быта были посудные шкафчики. В фондах их три. Дверцы шкафов филенчатые, на профилированных поверхностях – цветочно-растительный орнамент, в обрамлении цветов, листьев.
Мастер одного из них (ГИК –11022 РИС №2) – Корабейников В.М., 1800г.р., уроженец и житель с. Черемшанка.
Роспись интерьера жилища органически сочеталась с росписью на мебели. И пример тому – деревянная лавка – канапельки (№ 9939 – рис №3), жесткий диван. Профессионально расписана спинка, украшена гирляндой крупных цветов и листьев. Приобретена в с. Огнево Зыряновского р-на у Панкратовой Елены Емельяновны 1901г. рождения. Роспись исполнена Рыбаковым Федосеем Мартьяновичем, который жил в этом селе и занимался росписью по дереву.
Из бытовых расписных предметов, иллюстрирующих существовавшую роспись на территории края, являются прялки. Особенно любимые в народе и бережно хранимые они дошли до XXв.
Роспись на прялках имеет те же характерные традиционные черты, что и домовая роспись. Роспись в целом на территории края конца XIX-начала XX веков является составной частью Урало-Сибирской росписи.
Рис №4. Росписной потолок в доме И.П. Козлова д.Печи.Из книги: Бломквист Е.М., Гринкова Н.П. "Бухтарминские старообрядцы", Ленинград 1930
Рис №5. Расписная печь со стамиком и голбчиком д. Белая. Из книги: Бломквист Е.М., Гринкова Н.П. "Бухтарминские старообрядцы", Ленинград 1930
Черкашина В.А.
1 Ядринцев Н.Н. 1880 «Поездки по Западной Сибири и Южного округа Алтая» Омск 1880.
Гребенщиков Н.М. «Река Уба и Убинские люди» 1918г. Барнаул.
Герасимов Б.В. «В долине Бухтармы» 1867 (стр 15-16).
Швецова М. «Поляки Змеиногорского уезда». Омск 1899 стр. 23.
Е.Э. Бломквист, Н.П. Гринкова «Бухтарминские старообрядцы» 1930г. Ленинград.
Е.А. Ащенков «Русское народное зодчество в Западной Сибири». 1950. М.
Н.И. Каплан «Очерки по народному искусству Алтая» 1961. М.
Л.Р. Русакова «Изобразительное искусство русских крестьян Сибири» 1989г. Н.
2 Л.Р. Русакова «Изобразительное искусство русских крестьян Сибири» Н. 1989г. Стр. 44 -48.
3 Бухтарминские старообрядцы, стр. 266.
4 Бухтарминские старообрядцы, стр. 261.
5 Бухтарминские старообрядцы, стр. 262.
6 Полевая книга №1, стр.20. Зайцев Н.А. 1978г.
7 Полевой дневник Бочаровой 1986-1987г.г.
8 Русское народное зодчество Западной Сибири. М. 1950 стр. 125
9 Очерки по народному искусству Алтая. Каплан Н.И. Стр. 48.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|