• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Мышко А.С. Хозяйственные постройки русских крестьян Юго-Западного Алтая конца ХIХ - начала ХХ веков. Типология, расположение, строительные материалы, строительные традиции

Мышко А.С. Хозяйственные постройки русских крестьян Юго-Западного Алтая конца ХIХ - начала ХХ веков. Типология, расположение, строительные материалы, строительные традиции

УДК 728.9

По архивным материалам музея-заповедника описываются хозяйственные постройки русской деревни крестьян Юго-Западного Алтая.

Ключевые слова: хозяйственные постройки, двор, ограда, повить, клуня, амбар, завозня, погребица, баня.

THE OUTBUILDINGS OF RUSSIAN PEASANTS OF THE SOUTH-WEST ALTAY LATE NINETEENTH-EARLY TWENTIETH CENTURIES. TYPOLOGY, LOCATION, BUILDING MATERIALS, BUILDING TRADITIONS.

Myshko A.S.

The outbuildings of Russian village peasants of the South-West Altay are described on the archival materials of the Reserve Museum.

Keywords: outbuildings, yard, fence, povit, klunia, barn, zavoznya, pogrebica, bath.

Для нормальной жизни сельской семьи и ведения хозяйства наряду с жилыми комнатами требовались помещения для скота, хранения инвентаря, продуктов питания. Е.Э.Бломквист пишет: «Постройки бухтарминских сарообрядцев представляют большой этнографический интерес ввиду того, что это население, поселившееяся на бухтарме в середине ХVIII века, занесло сюда традиции и строительную технику ХVII - ХVIII веков и в силу удаленности края и слабой связи с городом, в значительной мере в отдельных штрихах и деталях сохранило ряд архаизмов до настоящего времени. И это уживание рядом старого и нового и ряд контаминированных форм представляет определенный интерес». [ С13]

 По определению из Большой Советской энциклопедии: «Усадьба – производственный и жилой центр хозяйства, а также земельный участок, на котором он расположен. В усадьбу входят жилые, хозяйственные и другие постройки, участки при постройках, часто приусадебный сад, огород». [С347 т44 1956]. Бломквист различает два типа усадеб у бухтарминских старообрядцев:  1) жилая постройка находится в глубине двора (ограды), 2) жилая постройка выходит одной стороной на улицу. В книге приводится план усадьбы Коробейникова М.И. деревни Белой, на котором хорошо видно, что входило в крестьянскую усадьбу начала ХХ века. Помимо жилой связи и палисадника присутствует: ограда, летний двор для скота, зимний двор (огород), сушила для хлеба, амбары, завозня, клуня, помещение для свиней, сенник, хлев для кур, избушка для телят, погреб, погребенка, баня, повить с заплотом. Из выше перечисленного можно крестьянскую усадьбу условно разделить на три основных части: ограда с жилой постройкой, огород, двор. Двор – огороженный участок земли, на котором расположены постройки одного хозяйства, у многих народов, в том числе и русских слово «двор» употребляется в том же смысле что и «хозяйство», особенно если речь идет об индивидуальном крестьянском хозяйстве. Различают дворы открытые не имеющие кровли и крытые, чаще всего служащие для содержания скота и нередко непосредственно примыкающие к жилым постройкам (у северных русских). В индивидуальных хозяйствах крытые скотные дворы стараются строить отдельно от жилья. [С 491 т 13 БСЭ 1952 Б.А. Введенский].  Двор – огороженное открытое пространство различной величины, 91-455 кв.м. с воротцами, в котором в зимнее и летнее время стоят лошади и крупнорогатый скот. С того угла двора, который обращен к зимним ветрам, устраивается плоский навес – «повить». С наветренной стороны повити угол с двух сторон забирается горизонтальными досками – это «заплот» (досчатый или бревенчатый забор), с остальных же двух сторон повить совершенно открыта, даже не имеет жердяной изгороди.[2. с. 298]

Из архива музея-заповедника: село Выдриха Шемонаихинский район информатор Кортышова Ефросинья Акимовна 1912 г.р., уроженка Выдрихи. Скотину держали возле возле речки, за деревней были загоны для скота. 1\154 МНС ЗыковаН.В. 1986г. с 93. Шемонаихинский район Верх-Уба информатор Сорокоумова 1906 г.р. Конструкция повити такого же типа как у «каменьщиков» на крышу укладывались жерди, прутья и все закладывалось соломой.  В начале века «клуни» изчезли, но в деревнях еще были.[1\155 СНС Светочева С.Н. 1086 г. с1-3].

Необходимой принадлежностью каждого хозяйства является крытый ток для молотьбы – так называемая клуня. Это плоский навес на массивных столбах, в которые врублены длинные толстые перекладины, поперек них накатаны жерди, а на них уже набросана солома, ветки пихтача и т.п. Клуня состоит большей частью из трех рядов столбов, с двумя продолговатыми пространствами между ними, шириной 4-6 м.[с 298]

Диалектная лексика Глубоковский район: Клуня – помещение, где обмолачивали хлеб, если начинались дожди. Хлеб в снопах свозили в клуни, здесь можно было работать в ненастье. После обмолота зерна, сюда же свозили сено с поля. Было два вида клуней: небольшие на одно хозяйство, шалашеобразные, делались так: ставили толстые длинные жерди (слеги) их покрывали кустарником, сверху осокой, двое ворот с противоположных сторон для въезда и выезда. Сверху осоку прижимали «ветцами» (тонкими березами). И еще такие, у богатых хозяев. Намного больше, телеги могли разворачиваться и внутри, были одни ворота. (У Пашки Мамеева самая большая была клуня-то). [1\4 Н.С. Курдакова Л.В. карточки 1983 г].

 Село Уварово Глубоковский район информатор Ложникова Татьяна Павловна 1913 г.р. Загон для скота находился на окраине села, туда в летний период хозяйки приходили чтобы подоить коров. Зимой скот размещали по дворам. Информатор Псарёв Василий Иванович 1908 г.р. Пригоны для скота плелись из чащи и обмазывались глиной, крыша делалась из жердей, на них накладывали солому, всякий мусор. Ограда из плетня. [317 снс Зыкова Н.В. 1989 г. с 2-4].

Село Быструха Глубоковский район информатор Кузнецова Екатерина Потапова 1928 г.р. Хозяйственные постройки размещались позади жилого дома. Амбар, клуня, скотный двор – все размещалось под одной крышей. [154 Отдел архитектуры Бочарова Т.П. 1986 г. с 35].

 Село Уварово Глубоковский район информатор Ложников Александр Павлович 1910 г.р. Дворы в деревне плели из тала, ставили колья в землю и расстояние между кольями оплетали лозой. Крышу делали из жердей, на нее набрасывалась солома. Такие дворы были холодными для скота. Теплых коровников не было. Скот мерз. Баранов держали в хлевушках (т.е. в землянках), там же держали свиней и кур. В пригонах для скота лошади стояли отдельно, коровы отдельно, телята тоже. Жердями огораживали сенник, куда на зиму свозили сено. [377 снс Зыкова Н.В. 1989 с4-3]

На плоские крыши клуни, повити и сенника помещают обычно обмолоченную солому, чтобы ее не ел и не растаскивал скот.

За двором идет огород, причем скот стоит и в огороде и таким образом унаваживает гряды. Иногда даже устраивают отдельный зимний двор с повитью, примыкающей вплотную к огороду.

Ограда, двор и огород расположены один за другим или вдоль улицы, или вглубь. Иногда в зависимости от рельефа, двор расположен отдельно. Жилая изба стоит в ограде или выходит на улицу, составляя своей длинной стороной часть периферии ограды. Ограда огорожена изгородью, состоящей из горизонтальных жердей или бревен, врубленных в столбы. Заплот – сплошной забор, состоящий из досок, вложенных в паз в столбы, реже – поставленных вертикально. Прясло – часть городьбы от столба до столба. [Диалектная лексика Глубоковский район 1\4 Н.С. Курдакова Л.В. карточки 1983 г.]  Иногда часть ограды составляют задние стены хозяйственных построек, в ней расположенных. С улицы в ограду ведут ворота, причем по характеру и отделке можно судить о достатке хозяина. Пространство от ворот до крыльца обычно вымощено досками – это так называемый мост. Он необходим ввиду необыкновенной грязи. На мосту устраивают коновязь, производят различные домашние работы.

В ограде помещаются следующие хозяйственные постройки: один или несколько амбаров, завозня, погреб, «дровяник», помещение для телят «избушка», помещение для кур «хлевок», помещение для свиней.

Уварово Глубоковский район информатор Псарёв Василий Иванович 1908 г.р. У родителей Псарёва В.И. дом был пятистенный, в надворные постройки входили: амбар деревянный, в нем сусеки для хранения зерна и муки, ограда из плетня, баня по-черному, летняя кухня саманная, в хлевушках держали баранов, кур (хлевушки рыли в земле). Позднее отец сделал тесовые ворота и забор. [377 С.Н.С Зыкова Н.В. 1989 с 2-4]

Усадьба сестер Абакумовых. Сведения о постройках взяты у Абакумовой Евдокии Ларионовны 1922 г.р. Хозяйственные постройки были поставлены в начале ХХ в. отцом хозяек. Сохранился погребец, стайка, курятник, амбар в первозданном виде. Напротив дома в усадьбе стоит изба – одноколок. [Бочарова Т.П. Светочева С.Н. 1986 г. с 80-81]

Село Урыль Катон-Карагайский район. У казаков до коллективизации в с. Урыль коров держали не в усадьбе, а недалеко от реки, где были общие дворы, сараи, отгороженные с трех сторон. На подворье расположились амбары, амбарушка с погребом, завозня, где хранили телеги, хомуты, плуги, седла. На улице у дома был палисадник, где преимущественно садили черемуху. [1\378 Илющенко Е.Ф. 1989г. с 7-8]

Амбары у Бухтарминских старообрядцев северно-великорусских типов, на столбах, с «предамбарьем». Предамбарье – довольно высокая, около 70 см высоты площадка, в два-три бревна шириной, идущая вдоль всего амбара перед входом. Внутри помещаются «сусеки» - закрома для зерна. Верхняя часть амбарного сруба рубится обычно так, что бревна боковых сторон выступают, и верхние венцы сруба образуют выступ, нависающий над предамбарьем. Выступ этот прикрыт полой двускатной крышей, конек  которой, параллелен предамбарью. Помещение внутри этого выступа носит название «пятры». [с.293-294]

 Зыряновский район село Богатырёво. Из интересных деталей амбаров можно отметить две: двухскатная кровля опирается не на стропила, а на самцы и, значительно выступая с одной стороны, образует крытую галерею, поддерживаемую столбами. [1\13 Лопатин П.И. 1979 г. с 58-59].

В бедных хозяйствах амбар устраивали под одну крышу с избой, связывая его с избой через сени.

Село Мало-Убинка Глубоковский район информатор Немцова Клавдия Ильинична 1914 г.р. У каждого в усадьбе амбар, а то и два, погребушки, завозня, клуня. А кто не имел амбара, старались его построить. [154 снс Светочева С.Н. 1986 г. с 75].

Очень часто под одну крышу с амбаром или примыкая к нему, помешается завозня. Эта постройка, как явствует из названия, должна быть сараем для экипажей, каковым она и является в разных местах Сибири. Принеся с собой из Сибири завозню как термин, здесь на Алтае видоизменился. Теперь это помещение подсобное, здесь хранятся сбруя, седла и прочие хозяйственные принадлежности. Диалектная лексика Глубоковский район. Завозня – небольшое помещение, пристройка к амбарам, где хранили зимой сельхозинвентарь, сбруи, плуга. (Ишь ты, и это слово вспомнили – завозня – усмехнулся дед Филипп). [1\49 нс Курдакова Л.В. карточки 1983 г].

Село Уварово Глубоковский район информатор Ложников Александр Павлович 1910 г.р. В старину село располагалось на горе, у каждой семьи были свои амбары. Обязательно была Завозня. От амбара шли пристройки, так называемый троестен. В одном лежал всю зиму инвентарь: однокорпусный, двухкорпусный плуг, сенокосилки (у богатых), грабли запряжные, бороны деревянные, лопаты, вилы, тяпки. Во второй загородке висела сбруя для лошади, хомуты, выездные и пахотные. Выездные, делались из хорошей кожи с кистями и наборной шлейкой. Висела дуга расписная с колокольчиками. [377 снс Зыкова Н.В. 1989 г. с 4-5].

Шемонаихинский район с. Верх-Уба информатор Гусляков Федор Евстахович 1906 г.р. Между амбарами обычно располагался навес, куда зимой ставилась телега, а летом – сани. [1\155 снс Светочева С.Н. 1986 г. с 1-3].

Шемонаихинский район с. Верх-Уба информатор Сорокоумова Матрена Сафоновна 1906 г.р. Была завозня с пятрами. На пятрах ставили зимой телегу, летом – сани. 1\155 снс Светочева С.Н. 1986 г. с 1-3.

Часто в ограде делался погреб, носящий различные названия: погреб, погребушка, амбарушка. Это небольшой сруб под крышей, в середине его вырублена четырехугольная яма, до 1,5 м глубиной, в нее спущен «иструб» т.е. сруб носящий название «подъямника». Яма эта набивается льдом, что делают обычно в великом посту. Сверху подъямник застлан плахами, посредине оставляется отверстие для спуска. Иногда, отдельного погреба нет, яма со льдом устраивается в завозне.[с.296]

Шемонаихинский район с. Верх-Уба информатор Сорокоумова Матрена Сафоновна 1906 г.р. В ограде, рядом с избой стоит амбар с погребицей.[1\155 снс  Светочева С.Н. 1986 г. с 1-3].

Село Бобровка Гбоковский район информатор Климова Вера Федоровна 1912 г.р. В усадьбе кроме дома был амбар, завозня, погребица. [154 снс Светочева С.Н. 1986 с 74-75].

Село Урыль Катон-Карагайский район.  На подворье располажились амбары, амбарушка с погребом, завозня. [1\378 Илющенко Е.Ф. 1989 с 7-8].

Помещения для мелкого скота устраиваются в ограде. «Избушка» для телят – небольшой сруб, стоящий часто в общей связи с амбарами, погребами и другими хозяйственными постройками. В избушке устраивают небольшую русскую печь с топкой по белому, с устьем печи, обращенным к двери. Здесь зимой держат телят, здесь зимой производится стирка, варка. Помещение для кур – «хлевок», небольшой сруб под отдельной крышей, в нем держат кур зимой и летом, в середине несколько насестей, для кладки яиц подвешивают плетеные из соломы гнезда. Помещения для свиней – небольшие сажи между другими постройками. [2. с.298]

 Село Уварово Глубоковский район информатор Ложников Александр Павлович 1910 г.р. Баранов держали в хлевушках (т.е. в землянках), там же держали свиней и кур. [377 снс Зыкова Н.В. 1989г. с 4-5]

Село Уварово Глубоковский район информатор Псарёв Василий Иванович 1908 г.р. Ограда из плетня, летняя кухня саманная, в хлевушках держали баранов, кур (хлевушки рыли в земле). [377 снс Зыкова Н.В. 1989г. с 2-4].

Из рассказов старожил: летнюю кухню называли «избушкой» и использовали зимой для размещения только что родившихся телят.

Вблизи дома, в ограде устраиваются «сушила» или «крышка» для сушки хлеба - это невысокий помост из досок или плах, настланных вдоль стены дома, опорой для них служат толстые жерди, положенные на козла или врубленные в толстые бревна, стоймя вкопанных в землю.

Шемонаихинский район село Верх-Уба информатор Сорокоумова Матрена Сафоновна 1906 г.р. Хлеб сушили на сушилах, основные конструкционные элементы: 4 столба и набросанные на них доски. [1\155 снс Светочева С.Н. 1986 с 1-3].

Черемшанка Глубоковский район информатор Волкова Мария Сидоровна 1878 г.р. Рига – помещение для сушки зерна. В риге были полки, на них сыпали зерно. (По уточненной информации, на полках в риге сушили не зерно, а снопы). [1\185 Яковлев А.А. 1978 г].

К числу хозяйственных построек относятся бани, имеющие большое распространение по деревням. В своей архитектуре, баня обычно сохраняет очень древние традиции. В каждом селении обращает на себя внимание большое количество черных бань, разбросанных за усадьбами на берегу рек и ручьев, большей частью на обрывах, над галечными отложениями.

Село Выдриха Шемонаихинский район информатор Кортышева Ефросинья Акимовна 1912 г.р. Бани строили по-черному и ставили возле речки, напарятся и в речку купаться. [1\154 мнс Зыкова Н.В. 1986 г. с 93].

Село Мало-Убинка Глубоковский район информатор Немцова Клавдия Ильинична 1914 г.р. Бани стояли у реки или во дворе, в зависимости от расположения усадьбы. В бане все вместе парились – бок обок терлись. [154 снс Светочева С.Н. 1986 г. с 75].

Село Уварово Глубоковский район информатор Ложников Александр Павлович 1908 г.р. Почти каждый двор имел баню по-черному. Бани ставили у речки так как в банях часто возникал пожар из-за того, что там сушили, мяли, чесали лен, коноплю. [154 мнс Зыкова Н.В. 1986 с 57].

 Баня имеет вид небольшого сруба с плоской земляной крышей. Для постройки употребляется преимущественно пихтач (это наиболее теплый лес, по мнению населения), бревна толщиной 19-25 см. Обычно сруб состоит из 10 венцов, рубленных в угол. Нижний венец кладут на камни. Обычный размер сруба 4,5Х4Х3 м. Типичная баня не имеет предбанника, выход из бани – прямо наружу, через низенькую одностворчатую дверь, открываемую наружу. Можно встретить дверь на пятнике. Окно подобно волоковому. Крыша устроена просто: параллельно стене с входной дверью врублена матка, на нее настлан потолок из горбылей, плоской стороной вниз, сверху засыпан землей. Пол обычно земляной, иногда на землю положены 3-4 половицы. В правом от входа углу ставится печь-каменка, устьем обращенная влево. Складывается печь из каменных глыб, причем стенки кладутся либо из гальки, либо из глыб сланца. Сверху накладывается сланцевая плита либо железные полосы, а сверху уже накладывается груда более мелкого камня. Ни заслонки, ни чего другого нет, дым из устья  выходит в дверь, или небольшое отверстие, прорубленное под потолком. Против входа во всю ширину бани устроен полок, представляющий собой помост из досок шириной от 85см до 1м на стойках, высотой около 75см. Под полком – невысокая ступенька. В деревне Коробиха баня имеет не земляную крышу, а потолок и двускатную крышу на подставках с открытыми фронтонами. Перед входом, благодаря тому, что крыша на метр выступает над срубом, получается навес, заменяющий предбанник. В других местах предбанник это навес с плохими досчатыми стенами без двери и пола. [Бухтарминские старообрядцы с. 302]

Село Уварово Глубоковский район Ложников Александр Павлович 1910 г.р. Почти в каждом дворе была баня по-черному, то есть трубы не было, и вся сажа садилась на стены. Печь каменка клалась из камней, в ней находился большой котел, в котором грели воду. Двери в бане открывались, чтобы дым выходил.[377 снс Зыкова Н.В. 1989 г. с 5].

Таким образом, перечень хозяйственных построек в усадьбах сельского русского населения Юго-Западного Алтая был примерно одинаков, что говорит об одинаковом жизненном укладе и ведении хозяйства для нормального жизнеобеспечения. Разница заключалась лишь в зажиточности (старожилы) и местности, где расположен населенный пункт (используемый в строительстве материал).

Глинобитная техника была характерна для населения, пришедшего на Алтай с конца ХIХ века с юга России. Южнороссийские переселенцы принесли на Алтай непривычное слово хата. Основная масса южнороссийских переселенцев пришла из перенаселенных сопредельных черноземных степных районов России и Украины (Полтавская, Харьковская губернии). Этнографы объединяют ее в единую южнорусскую культурную зону, известную отсутствием срубного строительства. Как говорят потомки южнорусских переселенцев, «мужики при строительстве исходили из подручного материала». [Щеглова Т.К. с153-154]

Таврический район. Характерны мазанки еще с 1890 года, построены из местного материала – глины, побеленной известью. Этому способствовали местные условия, леса нет, глина под ногами. Мазанки небольшие с плоскими и двускатными крышами. [13\б Бояубаева Черкашина В.А. 1979 г. с 86-87].

Село Уварово Глубоковский район информатор Ложникова Татьяна Павловна 1913 г.р. Характерной особенностью казачей деревни – обмазанные глиной и чисто выбеленные дома. Материал для деревянных строений брали готовым из Александровки и Бобровки, своего леса – нет. Для саманного дома делали кирпич сами. Крыши крыли тесом и камышом. [154 снс Светочева С.Н. 1986 с 72-74.

В качестве строительного материала переселенцами второй половины ХIХ – первой половины ХХв., в отличие от старожилов, использовался мелкий нестроевой лес, чаща, камыш, солома, глина, дерн, навоз, традиционные для среднерусской и южнорусской этнографической зоны. Основными технологиями переселенческого строительства на Алтае являлись глинобитная, каркасная, саманная и литая конструкция жилища. При каркасном способе для возведения стен использовали чащу и мелкий нестроевой лес: осину, березу, иву. При глиняном, саманном и литом строительстве нестроевой лес шел на перекрытие. [Щеглова Т.К. с 153]

Информатор Псарев Василий Иванович 1908 г.р. Пригоны для скота плелись из чащи и обмазывались глиной, крыши делались из жердей, на них накладывали солому. Ограда из плетня, летняя кухня саманная, хлевушки рыли в земле. [377 снс Зыкова Н.В. 1989 с 2-4].

Село Быструха Глубоковский район информатор Кузнецова Екатерина Потаповна  1928 г.р. Материалом для строительства было дерево. Лес привозили из-за Лениногорска. Эти обозы были в пути неделями. Своего леса небыло. Строили заезжие мастера. А у переселенцев преобладали саманные постройки. [154 Отдел Архитектуры Бочарова Т.П. 1986 г. с 35].

Таким образом, даже старожилы, имеющие возможность при строительстве дома использовать срубную технику,  живущие в местах с обильным лесом, либо зажиточные, способные привезти строевой лес, часто при возведении хозяйственных построек, практиковали переселенческие технологии.

Список литературы.

  1. Архив ВКОАЭПЛМЗ
  2. Бломквист Е.Э. Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. Издание Академии наук СССР Ленинград 1930.
  3. Большая Советская энциклопедия. Т13, т 44 1952 Б.А. Введенский
  4. Статья:  Щеглова Т.К. Переселенческое жилище на Алтае в первой половине ХХ века: типология, строительный материал и строительные традиции (полевым материалам 1991-2006)\\ Алтайская деревня в первой половине ХХ века. Барнаул 2007.

 

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Мышко Андрей Степанович старший научный сотрудник отдела Русской этнографии.

Восточно-казахстанский областной архитектурно-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник. Г. Усть-Каменогорск Казахстан.

 

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Myshko Andrew Stepanovich, a senior researcher at the Department of Russian Ethnography.

The East Kazakhstan regional architectural and ethnographic Natural Landscape Museum-Reserve, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan.

 

Опубликованно в сборнике материалов международной научно-практической конференции (22-24 мая 2017 года)

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ (КАЗАХСТАН, МОНГОЛИЯ, КИТАЙ).

 

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы