Особое место в фондовой коллекции Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника занимают изделия гончаров Узбекистана. Данная коллекция музея – заповедника начала целенаправленно формироваться с 2006 года и на сегодняшний день составляет 78 предметов. Небольшая часть изделий из керамики была приобретена на международной ярмарке мастеров декоративно-прикладного искусства в 2006 году, но значительное пополнение коллекции произошло в 2012 году, после проведенной музеем выставки «Жаркий Восток» (илл. 1).
Иллюстрация 1. Экспозиция выставки «Жаркий Восток», Усть-Каменогорск, 2012 г.
Разнообразные столовые предметы, в том числе блюда для плова-ляганы, пиалы, миски для супа, чайники, глубокие чаши – шокоса, традиционные сосуды для воды и зерна – хумы, керамические композиции «Чайхана» представлены в разделе «Узбеки» постоянной экспозиции «Мы – народ Казахстана», а также украшают интерьер Дворца эмира в парке «Жібек Жолы» Левобережного комплекса музея. Основу узбекской керамической коллекции составляют авторские произведения мастеров Риштана.
Керамика Узбекистана один из самых древних видов художественного ремесла. По технике исполнения она делится на поливную и неполивную керамику. На сегодняшний день в республике сложились несколько центров поливной керамики. По стилю художественного оформления, пластическим и технологическим особенностям можно выделить три основные керамические школы: ферганскую, центральную – бухаро-самаркандскую и юго-западную-хорезмскую. В зависимости от характера глазури изделия этих школ различаются по цвету. Ферганская долина и Риштан наряду с Хорезмской областью и Хивой стали центром голубой поливной керамики. В Самарканде, Ташкенте и Бухаре расположены центры с желто-коричневой керамикой, поскольку здесь больше используется свинцовая глазурь [1, С. 91].
Каждый центр керамики и каждый мастер имеют свою собственную неповторимую манеру исполнения. Обратимся к работам керамистов из Риштана, продолжателям дела Шарафиддина Юсупова - заслуженного деятеля искусств Узбекистана, чьи работы украшают сегодня стены Эрмитажа, Российского этнографического музея, московского Музея искусства народов Востока и музея-усадьбы «Кусково». Ш. Юсупов - керамист в седьмом поколении. Истоки его творчества восходят к традициям риштанских мастеров конца XVIII века [2].
В мастерской Усто Шарафиддина круглый год работают 5-6 человек, а вовремя каникул к ним присоединяются ученики и она разрастается до 25-30 человек [3]. Ученики Ш. Юсупова развивают традиционные технологии и орнаментальную эстетику риштанской школы. В их изделиях превалируют насыщенные цвета: синий, голубой и бирюзовый с вкраплением коричневого. Насыщенные оттенки холодной цветовой гаммы риштанских изделий обязаны добавлению в глазурь кобальта.
Своеобразие керамическим изделиям мастерской Ш. Юсупова придает использование ишкоровой глазури и особой риштанской глины. Чем же является ишкор для керамиста? Ишкор (в переводе с тюркского – «щёлочь») – это название основы для глазури и одновременно название растения, произрастающего в степных и предгорных районах Узбекистана. Одной разновидностью растения, насчитывающей около 70 видов, является ежовник туркестанский, произрастающий лишь на территории республики. Собирают ежовник в конце сентября после созревания семян, на поле в особой яме происходит его превращение в золу. Затем зола с необходимым количеством песка и особых ингредиентов обжигается вторично. В результате получаются голубоватые крупные кристаллы, которые тщательно перетираются жерновами в мелкий порошок. Именно он превращается в знаменитую глазурь при температуре +1000 С. Использование ишкора придает посуде неповторимое своеобразие, ярко раскрывает цвета и сообщает ей матовое покрытие без «цека» (мелкой сетки трещин) [4]. Другая особенность риштанских изделий определена спецификой сырья для посуды. По словам Сухроба Юсупова: «В радиусе 80 километров от Риштана на глубине двух метров есть богатые залежи глины. Местные мастера считают ее настолько безупречной, что, по их словам, она вообще не нуждается в предварительной обработке. Глина хорошего качества, как пластилин» [5, С. 4].
Репертуар орнаментики риштанской посуды разнообразен и включает в себя самые разные узоры: от традиционных растительных элементов (ислими - вьющееся растение, бодомгуль – стилизованный цветок миндаля, чорбарг - четырехлистник), зооморфных мотивов до сложной многоуровневой вязи абстрактно-геометрического узора в виде полукружий, ромбов, кругов. Декор опирается на «ковровую» орнаментику, при которой узор обильно покрывает всю поверхность изделия, не оставляя пустого пространства. Роспись изделий может быть как предельно плотной, насыщенной и по сложности и изяществу исполнения стремиться к каллиграфии, так и может быть выполнена в более свободной манере, но всегда должна следовать принципу заполнения всего пространства изделия.
Этот подход характерен как для высокой, так и для плоской посуды. Так, сложность и блестящую художественную разработанность демонстрирует роспись большого плоского блюда для плова - лягана, в центре сюжета которого – цветочный мотив, усиленный изображением орнаментированных крупных листьев розетки, завершает образ, повторяющийся растительный узор широкого борта (илл.2).
Иллюстрация 2. С. Юсупов. Блюдо для плова – ляган. Поливная керамика, краски, ручная роспись, обжиг, диаметр – 41 см. Узбекистан, г. Риштан, 2011 г.
Как правило, вся посуда региона имеет обрамление по краям в виде узких полосок, нанесенных непрозрачной густой краской. Полоски могут быть дополнены цепочками геометрических и растительных узоров.
Иллюстрация 3. Иллюстрация 4.
С. Юсупов. Тарелка для фруктов. С. Юсупов. «Рыбки» декоративная тарелка
Поливная керамика, ручная роспись, Поливная керамика, ручная роспись, 13 см
24,8 см Риштан, 2011 г. Риштан, 2011 г.
Из многообразия форм керамических предметов выделим крупные формы, используемые в плоских массивных блюдах для плова и в блюдах, ставших основой для ажурных блюд для фруктов, салатниц (илл.3). Частое применение крупных форм продиктовано удобством для росписи большого пространства и сохранением предметами своего утилитарного назначения. Керамисты школы Шарафиддина Юсупова, продолжая работать над традиционными плоскими формами посуды, используемой в быту, не отказываются от экспериментов. Привлекает творческий подход к форме декоративных тарелок в работе «Рыбка» (илл.4). Ее причудливая зооморфная форма дополнена изящным узором растительного и геометрического характера.
Развивают керамисты Риштана и декоративную пластику малых форм. Выполненные из глины сувенирные композиции, освещают узнаваемые народные традиции. Чаепитию аксакалов в чайхане посвящен сюжет работы «Чайхана». В композиции находим удачный сплав пластики формы, народности сюжета и мастерства исполнения.
Помимо поливной керамики мастерами Риштана изготавливается и традиционная неполивная керамика. Неполивная керамика представлена слабее в коллекции музея-заповедника, выделяются крупные хозяйственные изделия - хумы (сосуды для хранения воды или зерна) в количестве 3 ед. Эти высокие и массивные изделия (до 90 см), созданные вручную, имеют лаконичное декорирование. Пример декорирования хума отражает иллюстрация 5, где верхняя часть обработана рядами гравированных наклонных линий, центральная часть тулова украшена рельефной растительной композицией. Этот сдержанный декор органично сочетается с крупной формой предмета, не отвлекая от его прямого предназначения.
Таким образом, коллекция риштанской керамики музея-заповедника, характеризуется следующими чертами:
- неоднородность коллекции, состоящей из двух групп (поливной и неполивной керамики). Преобладающей является группа поливной керамики (разнообразная столовая посуда, сувенирные композиции малых форм), неполивная керамика представлена единичными экземплярами (хумы, сувенирные статуэтки).
- в коллекции превалируют авторские работы начала XXI века, созданные учениками школы Шарафиддина Юсупова.
- анализ форм и орнаментики риштанской поливной посуды показывает ее разнообразие и опору на народные традиции. Отметим, что в декоре столовой посуды не выявлено таких типичных мотивов риштанской орнаментики как кувшин и нож [6, С. 95]. Восполнение этого пробела является дальнейшей целью собирательской работы сотрудников музея.
Иллюстрация 5. Хум.
Формовка, ручная обработка, сушка, обжиг, 89 см. Узбекистан, 2013 г.
Литература
- Хакимов А. Прикладное искусство Узбекистана: традиции и новации. - Ташкент: Mega Basim Yayin Sanayi Ve Ticaret A. S., 2013. - 191 с.
- Янышев С. С помощью бога и огня: к 70-летию риштанского керамиста Шарафиддина Юсупова // Фергана URL: http://www.fergananews.com/articles/8567 (дата обращения: 16.03.2017).
- Риштанская керамика. «Мастер месяца» апрель 2015 // Общественный фонд "Алматинская палата ремесел" URL: http://almatycrafts.kz/master/master_april15 (дата обращения: 14.03.2017).
- Волшебная ишкоровая глазурь // Uzbekart.uz URL: http://www.uzbekart.uz/volshebnaya-ishkorovaya-glazur/ (дата обращения: 10.03.2017).
- Шавлева Д. В объятиях «Жаркого Востока» // Рудный Алтай. - 2012. - 24 мая.
- Хакимов А. Прикладное искусство Узбекистана: традиции и новации. - Ташкент: Mega Basim Yayin Sanayi Ve Ticaret A. S., 2013. - 191 с.
Опубликовано
Рахматулина Е.Ю. К характеристике керамики Риштана (из коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника) / Этюды культуры: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Издательство Томского университета.- Томск, 20 апреля 2017.- С. 507-513.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|