• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Кумарова Б.М. Генеалогическое древо рода Булатовых

Кумарова Б.М. Генеалогическое древо рода Булатовых

Изучение истории происхождения своего рода очень увлекательное и интересное дело. Читая эти безмолвные памятники, можно сделать вывод о том, что они тоже свидетели истории.

Родословные предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение подобно сказкам и устным преданиям.

Многие мусульманские народы знают и передают из поколения в поколение свою родословную, то есть имена далеких предков. Грамотные татары свое родословие оставляли детям в письменном виде, составляя их в виде схемы или в виде дерева.

В фондах областного этнографического музея хранится генеалогическое древо рода Булатовых, составленное 1 января 1924 года одним из родственников семьи Булатовых Ахмадсалимом.

Редкий исторический «документ» принес в 1997 году, после смерти своей жены, вместе с другими предметами по татарской этнографии житель нашего города Моспан Владимир Федорович.

Русский по национальности Моспан Владимир Федорович связал свою жизнь с татарской девушкой Фанией. Владимир Федорович всегда считал своим долгом знать и помнить не только о своих корнях, но и о родословной своей жены – Фании Салимовны Булатовой.

По словам сдатчика, предки рода Булатовых принимали участие в крестьянской войне (1773-1775 г.г.) под предводительством Емельяна Пугачева. Прадед работал кузнецом у одного из предводителей этой войны Салавата Юлаева. После разгрома восстания они бежали в Казахстан и остановились в селе Бековка Семипалатинской области.

Отец Фании Салим Ибрагимович (1909 г.р.) – уроженец села Бековка во время революции был одним из организаторов семипалатинского партизанского полка, стал командиром роты. Позже работал в военкомате г. Зайсана.

Мать Фании Сагадат Мухамадиновна тоже уроженка села Бековка, родилась в 1902 году. Зкончила она медресе в городе Семипалатинске и до конца жизни писала только арабским шрифтом.

Арабским шрифтом написаны имена в родословной рода Булатовых. Перевод имен для нас сделала уроженка города Усть-Каменогорска Кагарманова Магира Мухамеджановна (1906 г.р.). Знания арабского языка получила она с 1914 по 1918 год у городского муллы Габдулгафара Шамсутдинова.

На бумаге, состоящей из двух склеенных частей, общим размером 88х69 см, нарисовано большое дерево с ветками и листьями. Контуры дерева и веток подведены чернильным карандашом, а листья – простым. Начинается древо от корня с имени Габдулла, затем на стволе Габдуллин от него 6 ответвлений, т.е. у него было шестеро сыновей: Байезит, Исмагил, Исхак, Нажимиддин, Гисаматдин. Ответвление составителя начинается с правой стороны с имени Исмагил, затем Темирболат, следующее имя пропущено, видимо составитель не смог выяснить его. Потом Габдыуали и на лепесточке написано имя «Ахмедсалим» и обозначено другим цветом.

Всего в генеалогическое древо включен 134 мужских имен, женские имена отсутствуют. Не уточненные имена пропущены – «пустые листья». Так, от ответвления Байезита пропущены имена пятерых, у Габдырашида – двоих, от Исхака – 12 имен, от Исмагила – шестерых.

Два человека, из ответвления Байезита совершили поломничество в святое место мусульман в Мекку. На это указывает приставка к их имени «кажи». Это – Галимджан кажи и Мухамедзариф кажи Мухамедгали.

А почему именно дерево составитель нарисовал? Ведь можно было просто написать.

Татарское слово «шәжәрә» происходит от арабского «шаджарат», что в переводе означает «дерево», а у казахов произносится – «шежiре».

У Магиры Мухамеджановны оказалось своё родословное древо, составленное ею в конце 80-х годов прошлого столетия.

В отличие от составителя Ахмедсалима, у Кагармановой М.М., родословное составлено схематично и женские имена тоже входят.

В родословную схему составительница включила всех членов семьи трех братьев. Под каждым именем дается дата рождения и место проживания на момент составления.

Совсем недавно уроженка г. Усть-Каменогорска Фаткулина Рашида Худжатовна (1946 г.р.) принесла в музей из семейного архива родословную нескольких татарских родов, составленную Халидом Закировичем Галиакберовым в феврале-апреле 2000 г. Родители автора – казанские татары, в начале ХХ века приехали в Казахстан. Сам автор сейчас живет в Алматы.

В родословную Халифа Закировича включены семь родов: Галиакберовых, Лутфуллиных, Садыковых, Мамбетовых, Ишеевых, Ерназаровых, Очировых.

Все они являются родственниками: сваты и свояки, поэтому данную родословную он рассылал всем членам семьи каждого рода.

Родословная состоит из 29 пронумерованных и подшитых страниц. Переплет из белой плотной бумаги. Начал составитель с краткой биографической справки на каждого члена семьи с указанием места проживания и в конце дает схематичный вариант. Под каждым именем указывает год рождения и специальность, иногда место проживания.

Таким образом можно сделать такие предположительные выводы, если первый автор Ахмадсалим включил в родословную только мужские имена, как это делают многие верующие суннитского направления, в том числе и казахи. Он это перенял у казахов. У казахов родословная считается только по мужской линии. Каждый казах обязательно должен знать хотя бы семь колен (жеты ата – каз.яз) своего рода, называя поименно прадедов в каждом роду, а место рода в жузе и племени.

Современные татары нашего края каждый по своей придуманной схеме составляют родословную от какого-либо поколения. Некоторые составители женщин включают, и, наоборот, некоторые считают только по мужской линии.

Для музейных работников подобные «документы» являются очень важными, потому как генеалогическое древо составляется многими народами еще издревле, оно передавалось из поколения в поколение. Наша же задача дальнейшее их изучение, исследование и сохранение в фондах музея различные варианты разных лет.

Б. Кумарова


Список использованной литературы


  1. Мустафин Г.М., Мунков Н.П. и др. История Татарстана XIX век.// Казань. изд. «Магариф» 2003. с. 215-217;
  2. Воробьев Н.И. Казанские татары.// Татгосиздат. Казань. 1953. с. 19;
  3. Шакарим Кудаиберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий.// Алма-Ата. «Жазушы» 1990. с. 3;
  4. ВКОЭМ КПнв – 3 – 2816. Генеалогическое древо рода Булатовых;
  5. Сообщение информатора Моспан В.Ф. записанное со слов 2 октября 1990г.;
  6. Сообщение информатора Кагармановой М.М. записанное со слов в 1997г.;
  7. Из семейного архива Фаткулиной Р.Х. «Родословная составленная Халидом Галиакберовым»;
  8. Ахметжанов Марсель. Родословная Шигабутдина Марджани. На татарском языке.// Казан утлары. 1989. № 7 с. 155-157.


Сведения об авторе


Кумарова Бакыт Мейрамовна, в 1981 году окончила Усть-Каменогорский педагогический институт исторический факультет. С 1981 по 1986 год работала в историко-краеведческом музее, с 1988 года работает в областном этнографическим музее, этнографией татаров занимается с 1995 года.



сборник "Этнография Алтая и сопредельных территорий". 2005

 


 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы