Известно, что именно художественная (как синоним – творческая) интеллигенция является главным творцом культурных ценностей общества. Традиционно в отряд данной группы интеллигенции входят представители светского искусства: художники, литераторы, музыканты, актеры, архитекторы, режиссеры, журналисты. В силу специфики своей деятельности данная социокультурная группа, не составляя большинства в количественном отношении страны, оказывает огромное влияние и на образованные слои общества и на формирование массового сознания.
На территории Восточно-Казахстанской области выявлено 670 недвижимых памятников культуры, из них памятников архитектуры – 127, монументального искусства – 136[1]. Областные музеи: музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых из Семея, Восточно-Казахстанский областной музей искусств и Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник из Усть-Каменогорска имеют обширную коллекцию региональных фондов изобразительного искусства, музыки и литературы. Все это богатое культурно - историческое наследие заслуживает специального внимания исследователей, специалистов историков, искусствоведов, краеведов.
Кроме того, в настоящее время повышается актуальность изучения локального исторического опыта, накопленного на начальном этапе советской государственности 1920-1930 гг. Поскольку значительная часть современной творческой интеллигенции переживает явления, аналогичные послереволюционным явлениям 1920-х гг., выразившиеся в резком падении уровня жизни, отсутствии развитой системы культурного меценатства, невозможности повышения профессионального уровня, недопонимании со стороны властей. Изучение процессов регионального плана, поможет выделить основные, характерные черты, имевшие место, как в провинции, так и в рамках Советского Союза в целом.
Актуальность исследования обусловлена также явно недостаточным освещением истории и культуры знаковых представителей Восточного Казахстана в учебной литературе. Беспокоит упрощенность знаний о представителях региональной художественной интеллигенции и в интеллигентской среде. В массовом сознании укоренился взгляд на роль областной интеллигенции как сугубо провинциальную, второстепенную по отношению к интеллигенции столичной. Исторические факты опровергают данное обывательское представление.
Знаменательно, что Восточный Казахстан является малой Родиной целого ряда известных деятелей искусства России и Казахстана, в том числе просветителя, поэта, композитора Абая Кунанбаева (1845-1904), классика казахской литературы, писателя Мухтара Омархановича Ауэзова (1897-1961), поэта, писателя, переводчика, историка и философа Шакарима Кудайбердиева (1858-1931), писателя-сказочника, математика, публициста Александра Мелентьевича Волкова (1891-1977), самобытного русского – советского поэта – Павла Васильева (1909-1937), журналиста, писателя, основателя первого в СССР охотничьего литературно-художественного журнала «Охотник Алтая» Ефима Пермитина (1896-1971), советского журналиста - переводчика стихов Жамбыла – Павла Кузнецова (1919-1967); уникального певца-импровизатора, первого исполнителя казахских кюев в Европе Амре Кашаубаева (1888-1934) и многих других творцов.
Начиная с 1950-х гг. в Казахстане появляется специальная литература по истории интеллигенции. Одними из первых казахстанских исследований, посвященных вопросам формирования казахской советской национальной интеллигенции в первые годы Советской власти, стала диссертация Х.З. Акназарова и монография Ж. Карагусова[2]. В работах были проанализированы пути образования групп гуманитарной, технической, художественной интеллигенции, отмечена ведущая роль руководства партии в подготовке кадров интеллигенции, отражена роль высших учебных заведений Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента.
Своим непосредственным вниманием к художественной интеллигенции выделяется монография Ш.Ю. Тастанова «Казахская советская интеллигенция: проблемы становления и развития». Автор выводит состав художественной интеллигенции и дает развернутое определение этого понятия, обозначая его как «социально-профессиональный отряд советской интеллигенции… сферой приложения труда его представителей является художественное (эстетическое) освоение мира»[3]. Ш. Ю. Тастанов разделяет собственно художественную интеллигенцию (творцов) и группу культурно-просветительской интеллигенции (работники клубов, парков, музеев и т.д.). Как полагает исследователь, процесс формирования интеллигенции Казахстана завершился к концу 1930-х годов[4].
Основные тенденции казахстанской науки 1950-х начала 1980-х годов отражает содержательная статья историка В. К. Янулова «Интеллигенция Казахстана в условиях развитого социализма (к историографии вопроса)». Автор статьи отмечает, что: «При всем разнообразии исследований, посвященных подготовке отдельных профессиональных групп интеллигенции в Казахстане, бросается в глаза почти полное отсутствие работ историков о формировании и развитии национальной художественной интеллигенции»[5].
С появлением исследований таких авторов как Ш.Ю. Тастанов, Р.Б. Сулейменов, Х.И. Бисенов тема интеллигенции звучит на более высоком профессиональном уровне[6]. По мнению Р.Б. Сулейменова, решающая роль в формировании казахстанской советской интеллигенции принадлежала развитию сети высших учебных заведений (очного и заочного типа), параллельно, шло становление выдвиженчества[7].
Однако основная тенденция продолжает сохраняться - большинство исследований данного периода делает упор на изучение роли научно-технической группы интеллигенции в развитии общества. История художественной интеллигенции Казахстана, в том числе история художественной интеллигенции Восточного Казахстана начала советского периода, оставалась на долгое время terra incognita для профессиональных историков. Отметим также, что, как и практически все советские исследователи, казахстанские историки суть интеллигенции, ее социальную природу и сущностные черты сводили к образовательному цензу, характеру и содержанию труда[8].
Вместе с тем имели место и позитивные явления - происходило накопление эмпирического материала и его литературно-художественное и краеведческое осмысление. Обращение к теме художественной интеллигенции области стало уделом писателей, искусствоведов и краеведов региона, направивших свое внимание на анализ жизни и творчества выдающихся деятелей советского искусства и культуры. Уже в конце 1950-х гг. выходят в свет статьи и буклеты столичных искусствоведов о первых профессиональных художниках области, в том числе материалы о творчестве народного художника Казахской ССР - Н.И. Крутильникова, жившего в начале 1920-х годов в Семипалатинске[9]. Целостно же художественная жизнь Восточного Казахстана, деятельность творческих Союзов довоенного периода не освещалась.
Событием культурной жизни стал выход в 1974 г. сборника старейшего писателя Казахстана Н.И. Анова «На литературных перекрестках»[10], где автор в мемуарной прозе выводит портретную галерею творцов Восточного Казахстана 1920-х годов. Ценность прозы Н. Анова в том, что его проза носит практически документальный характер, автор был не только тесно знаком со многими представителями творческой интеллигенции России и Казахстана того времени: писателями - А.М. Горьким и М.О. Ауэзовым, исполнителями - И. Байзаковым, А.А. Кашаубаевым, поэтами - Н.В. Феоктистовым, П. Васильевым, И.Е. Ерошиным, но и сам являлся активным участником историко-литературных событий, оставивших след на Востоке Казахстана 1920-х гг.
В 1970-1980-е гг. происходит и активизация исследовательской деятельности восточно-казахстанских краеведов В.Н. Кашляка[11] и С.Е. Черныха[12], создавших богатый багаж документально- исследовательской прозы по истории культуры области, в том числе о театрах Усть-Каменогорска и Семипалатинска, истории первых областных газет и журналов, деятельности первых профессиональных музыкантов, художников, писателей и поэтов.
Современный период историографии Казахстана, характеризуется усилением внимания к теме интеллигенции, ее художественной группе. Появилось большое число исследований (статей и кандидатских диссертаций), посвященных жизни и творчеству казахской политической и художественной элиты 1920-1930 гг., в том числе деятелям-интеллигентам партии Алаш[13]. Историко-демографический аспект процесса формирования интеллигенции Казахстана в 1917-1941 гг. показан в диссертационном исследовании восточно-казахстанского историка Н.Н. Южаковой[14]. Проблемам идейной борьбы в творческой интеллигенции Казахстана 1930-х, а также анализу казахстанской историографии художественной интеллигенции посвящены исследования Г.М. Какеновой[15]. Вопросы взаимосвязей научной и творческой интеллигенции России и Казахстана рассматривались в монографии З.О. Дукенбаевой[16]. Связи между региональной историей, в том числе, развитие ее культурной составляющей в 20-30 –е гг. ХХ в., и единым историческим процессом, отражены в труде М.Г. Ескендирова[17]
В особое направление современной историографии Казахстана входят труды, рассматривающие деятельность интеллигенции Алаш-Орды[18]. Особенно выделяются работы Е. Сыдыкова и Д. Аманжоловой. В монографии Д. Аманжоловой, выполненный на привлечении широкого круга источников, рассматривает судьбы алашской интеллигенции, ее взаимоотношение с антисоветскими правительствами и процесс перехода на сторону советской власти. Монография отражает и момент социальной модернизации казахского общества 1920-1930-х гг. при участии национальной интеллигенции.
Подводя итоги изучения темы, можно сказать, что, несмотря на обширную историко-публицистическую литературу, уровень изучения художественной интеллигенции Восточного Казахстана 1920-1930 гг. достаточно слаб. До сих пор в рамках междисциплинарного подхода не создано комплексного руда по теме, нерешенными остаются вопросы об уровне благосостояния деятелей искусства, о роли российских городов в становлении местной творческой интеллигенции и ряд других.
Статья опубликована:
Краеведческие чтения- 2017.Сборник материалов международной научно-практической конференции,
посвященной 85-летию Восточно-Казахстанской области. Усть-Каменогорск,
издательство «Берел», 2017. С.262-266.
[1] Тусипбеков Т. Выполнение программы «Культурное наследие» – дело не одного года // Вестник культуры. 2004. №3. С.5.
[2] Акназаров Х. З. Формирование советской интеллигенции (на материалах Казахской Советской Социалистической республики 1917-1940 гг.): Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. исторических наук / Казахский государственный университет имени С.М. Кирова. - Алма-Ата, 1954. - 17 с., Карагусов М. Казахская советская интеллигенция рожденная Октябрем - Алма-Ата: Каз.Гос. издат.- 1960.- 141 с.
[3] Тастанов Ш.Ю. Казахская советская интеллигенция: (проблемы становления и развития). Алма-Ата. 1982. С. 37.
[4] Там же. С. 83-85.
[5] Янулов В.К. Интеллигенция Казахстана в условиях развитого социализма (к историографии вопроса) // Вопросы историографии Казахстана: Сборник. Академия наук Казахской ССР, институт Истории, Археологии и Этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. Алма-Ата, 1983.С. 107.
[6] Сулейменов Р. Б. , Бисенов Х. И.Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов: История строительства советской культуры Казахстана . 1917-1965 гг. / Академия наук Казахской ССР.- Алма-Ата Издательство "Наука" Казахской ССР , 1967.- 424 с.;
Бисенов Х. И. Культурное строительство в Казахстане в восстановительный период (1921-1925 гг.): Автореферат диссертации …доктора исторических наук / Академия наук ;Казахской ССР Институт Истории, Археологии и Этнографии им. Ч. Ч. Валиханова.- Алма-Ата .-1965.- 22 с;
Тастанов Ш.Ю. Казахская советская интеллигенция [Текст]: (проблемы становления и развития).- Алма-Ата, 1982.- 256 с.
[7] Сулейменов Р. Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане : Исторический опыт развития социалистической культуры народов, миновавших стадию капитализма / Академия наук Казахской ССР.- Алма-Ата: "Наука" Казахской ССР, 1972.- С. 353.
[8] Жумашев Р.М. Историография становления и развития культуры Казахстана. 1936-1991 гг. Автореф. дис. …доктора. ист. наук. Москва 2004, МГУ им. М.В. Ломоносова Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-stanovleniya-i-razvitiya-kultury-kazakhstana-1936-1991-gg#ixzz3sx5OVXie (дата обращения: 11.11.2016).
[9] Вандровская Е. Н. Крутильников. Буклет А.-А., Казгослитиздат- 1958. -6 с.
[10] Анов, Н. И. На литературных перекрестках : воспоминания / Н. Анов. - Алма-Ата : Жазушы, 1974. - 192 с.
[11] Кашляк В.Н. Семипалатинск: от бургомистра до Акима – Семей, 2007.- 400 с.; Кашляк В.Н. Семипалатинск. Три века истории.- Новосибирск, 2002.- 371 с.; Кашляк В. Летопись Семипалатинских улиц – Семипалатинск, 1999.
[12] Черных С.Е. Начало положила крепость… Сборник очерков, статей /Сост. Л.П. Рифель. Усть-Каменогорск, 2007.150 с.; Воспоминания о Павле Васильеве/ Сост. С.Е.Черных, Г.А.Тюрин. -Алма-Ата: Жазушы, 1989.-304 с.; Черных С.Е. Под небом Алтая кн.1.Статьи. -Алма-Ата, Жазушы, 1988.-286 с.; С берегов Иртыша.- Алма-Ата: Казахстан, 1981.-288 с.
[13] Бурабаев М., Кайназаров С. Общественно-политические взгляды А.Байтурсынова // Вестн. АН КазССР. – 1989. – № 8; Койгельдиев М. Алаш: в путах догм // Заря. – 1990. – № 8; Аккулыулы С. А.Букейхан // Простор. – 1993. – № 10; Нурпеисов К. Аяган Б. Алаш-Орда и алашординцы: долгая дорога к свободе // Караван. – 1998. 16 янв.; Елмурзаева Р. Жизнь и деятельность С.Садвакасова: Дис. … канд. ист. наук. – Алматы, 1997; Канафин Р. Марсеков. Формирование мировоззрения. Общественно-политическая деятельность (1879–1922 гг.): Дис. … канд. ист. наук. – Алматы, 1999; Ускембаев К.С. Общественно-политическая и педагогическая деятельность А.А.Ермекова (1891–1970 гг.): Автореф. дис. … канд. ист. наук. – Караганды, 2001; Султангазы Г.Ж. Общественно-политическая деятельность Ахмеда Беремжанова: Дис. … канд. ист. наук. – Костанай, . 2002; Уалиханова Ж.М. Культурно-просветительская и государственно-политическая деятельность Султанбека Ходжанова: Автореф.дис. … канд. ист. наук. – Алматы, 2002 (на каз. яз.).
[14] Южакова Н.Н. Социально-демографические характеристики интеллигенции Казахстана (1917-1941) : автореф. дис. …канд. ист. наук. Алматы, 2000.
[15]Какенова Г.М. Идейная борьба в среде творческой интеллигенции Казахстана в 1930-е гг. Проблемы изучения / Электронный ресурс: http://articlekz.com/article/5719 дата обращения 15.09.2016;
Какенова Г.М. Историография истории научной и художественной интеллигенции Казахстана (1917-1991): автореф. дисс.доктора ист. наук. Алматы, 2006-42 с.
[16] З.О. Дукенбаева Некоторые аспекты историографии творческих споров Казахстана в 20- 30 гг. // Материалы конференции молодых ученых и специалистов Казахстанского гос. ун-та им. С.М. Кирова, посвящ. 55-летию ун- та. – Алма-Ата, 1989. – Ч. ІІ. – С. 34-36. Она же Научная интеллигенция России и Казахстана: Грани взаимосвязи и взаимного влияния (первая половина ХХ века) // Вестник СГУ
им. Шакарима.- Семипалатинск, 2001.- № 2.- С. 23 – 27.; Она же Историко-культурные предпосылки создания творческих союзов Казахстана (1920-е годы) // Вопросы истории, историографии
и источниковедения Казахстана: Сб.статей молодых ученых. – Алматы, 1993. – Вып. 4. – С. 39-44.
[17] Ескендиров М.Г. Восток Казахстана: на стыке столетий (вторая половина XIX-начало XXI вв.): Семипалатинск, Семипалатинский гос. Пед. Институт, 2005, 312 с.
[18] Аманжолова Д.А. Партия Алаш: история и историография. Семипалатинск, 1993. 136 с., Она же Алаш: исторический смысл демократического выбора - Алматы: Таймас, 2013. С. 327., Она же. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. Алматы: Издательский дом «Таймас», 2009. 412 с., Она же Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. М.: Россия молодая, 1994. 216 с.;
Сыдыков Е.Б. Шакарим, М., Молодая гвардия.-2012.- 350 с. , Город Алаш. Сборник документов. Сыдыков Е. Кашляк В./ Семей, 2010. 366 с.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|