Автор дает общий анализ коллекции декорированных льняных полотенец, собранной в среде русского сельского населения Восточно-Казахстанской области. Первоначальное изучение декорированных льняных полотенец русского населения Юго-Западного Алтая из собрания музея-заповедника дает возможность говорить об уникальности собранной коллекции, что подтверждается широтой территориального охвата сбора, качеством сопроводительной музейной информации, хорошей сохранностью и орнаментальным богатством полотенец.
Ключевые слова: Юго-Западный Алтай, полотенца русского населения, орнаментика.
Decorated linen towels in the collection East-Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural-landscape museum-reserve
The author gives a general analysis of the collection of decorated linen towels collected in the Russian rural population of the East Kazakhstan region. The initial study of decorated linen towels of the Russian population of the South-Western Altai from the collection of the museum-reserve makes it possible to talk about the uniqueness of the collected collection, which is confirmed by the breadth of the territorial coverage of the collection, the quality of the accompanying museum information
Key words: South-Western Altai, towels of the Russian population, ornamentation
В Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике (г.Усть-Каменогорск, Казахстан) собрана коллекция полотенец русского сельского населения Юго-Западного Алтая, выявленная в границах современной Восточно-Казахстанской области. В составе коллекции тканей выделяются декорированные полотенца – более 500 ед., включающие полотенца из льняного и хлопчатобумажного полотна, а также кумачовые полотенца в количестве 80 ед., датированные рубежом XIX-начала ХХ вв.
Пристальное внимание тематике: изготовлению, специфике декорирования и применения полотенец русских крестьян Алтая уделили в свое время как советские, так и российские исследователи региона. Начало изучения особенностей изготовления и применения полотенец в среде русского населения Алтая связано с именем советского этнографа Е.Э. Бломквист, работавшей совместно с Н.П. Гринковой в составе экспедиции Академии Наук СССР в 1927 г. на территории Бухтарминской долины. Исследователь подробно проанализировала особенности техники, приемов старой и новой вышивки старообрядцев, был сделан вывод о разнице между полотенцами «поляков» и «каменщиков», включающей пышность, богатство вышивки и отделки «поляцких» полотенец [1, С. 424].
Во второй половине ХХ в. исследователей стали привлекать в большей степени вопросы орнаментации и семантики полотенец русского населения Алтая [Грибанова Н.С. С. 7]. Появились содержательные работы Г.А. Щербик, Н.И. Каплан, Л.М. Русаковой, Е.Ф. Фурсовой и др., выполненные на основе полевых исследований либо музейных коллекции. В 2013 г. выходит монография Н. С. Грибановой, посвященная комплексному изучению полотенец русского сельского населения Алтая, где автор, анализируя широчайший полевой и музейный материал, предлагает свой вариант классификации и типологии полотенец.
Изучение музейной коллекции декорированных кумачовых полотенец было проведено научным сотрудником музея-заповедника Л.И. Елизаровой, материалы ее работы отражены в каталоге «Декорированные кумачовые полотенца конца XIX- начала XX вв.».
Настоящая работа ставит целью дать общую характеристику коллекции декорированных льняных полотенец музея-заповедника. Более детальное исследование собрания, включающее анализ орнаментики и ее классификация – дело будущего.
Основными центрами сбора предметов стали села Глубоковского и Зыряновского районов Восточно-Казахстанской области, села Риддерского административного центра, часть предметов поступила из фондов Историко-краеведческого музея г. Лениногорска (город Риддер в наст. время). Таким образом, большая часть коллекции полотенец отражает культуру и быт старообрядческого населения края – этногрупп «поляки» и «каменщики», также в собрании присутствуют полотенца русских крестьян – переселенцев, т.н. мирских или «рассейских» по определению староверов. Особенностью коллекции является и то, что сопровождающая каждый экземпляр учетная информация, содержит важнейшие сведения, раскрывающие место, время и имя мастера.
Материалом для полотенец в селах Алтая служила ткань, изготовленная в домашних условиях на горизонтальном станке - «кроснах», имевшемся почти в каждом доме. В качестве сырья старожилы преимущественно использовали лён и коноплю. Холсты из чесаного конопляного волокна были немного грубее льняных и употреблялись, как правило, на изготовление одежды – штанов и рубах [2, Лл.4-5]. По свидетельству Н. Гринковой, старообрядцы ткали почти исключительно гладкий холст, различного качества. Более тонкий холст шел на изготовление полотенец или на подставы женских рубах [3, С. 316]. Информатор из Глубоковского района сообщает, что: «Холст длиной от порога до противоположной стены назывался холстина – 2 стены, наполовину – стена, третья часть холстины – полустена»[4, Л. 17].
Значение льна как важной сельскохозяйственной культуры региона не исчезло и к началу ХХ в. Основная часть льняных полотенец музейной коллекции изготовлена в 20-40-е гг. ХХ в., лишь 125 ед. или ¼ часть коллекции датируется концом XIX в. По сведениям старожилов, домашнее ткачество и обработка льна сохранялись в крае вплоть до конца войны [5, Л.33].
Согласно типологии М.Л. Бережной, льняные неокрашенные ткани домашней выработки простого полотняного переплетения по качеству делятся на грубый холст и более тонкое мягкое полотно. Так, для льняных холстов характерна плотность плетения около 10 ниток по основе и утку в 1 кв. см, для полотна характеристика другая, составляет 17-18 нитей основы и утка в 1 кв. см. [6, С.124]. В среднем музейные образцы имеют следующие параметры: ширина сотканной полосы – 37-40 см, при плотности полотна на 1 кв. см от 16 -20 нитей основы на 15-22 нитей утка, что соответствует параметрам полотна. Длина готовых льняных полотенец варьируется от 200 до 350 см, декорированные концы имеют длину от 90 до 120 см.
Как правило, основам рукоделия и ткачества в деревнях обучали девочек с 7-10 летнего возраста, а к 14 годам вышивали уже «законно» [7, Л. 32]. Каждая девушка должна приготовить в приданое не менее 12 полотенец (рушников в местной традиции), которые развешивали на стены и углы дома [8, Л. 4]. Вышивали в основном зимой и ранней весной, поскольку позже были заняты в хозяйстве.
Полотенце представляет собой сложносоставной традиционный предмет, основываясь на терминологии Н.С. Грибановой, выделим его основные компоненты:
Конец – вся украшенная часть полотенца, включая декорированный фрагмент основного полотна (декорированный конец).
Проставка – широкая деталь (более 2 см), пристроченная к концу полотна.
Нашивка – полоса шириной 3-4 см, пристроченная к основному полотну. Может быть из красного кумача или из другой фактурной ткани.
Наконечник – вязание или шитье, завершающее полотенце [6. С. 121].
Данные составные части полотенца могут варьироваться и достигать разных величин. Так, число нашивок в орнаментации полотенца может колебаться – от 2 до 3,4 пар, непостоянна и величина проставок (их число на одном конце может доходить до 5-6). Различны способы обработки нашивок и проставок – они выполнены либо ручным швом, либо машинным способом.
Остановимся на некоторых особенностях орнаментики льняных полотенец.
Рис. 1 Полотенце 40-е гг. ХХ в. с. Бутаково, ВКО.
Полотенце из села Бутаково (ГИК 3-578), выполненное в 40-е гг. ХХ в. В структуре конца выделяются 4 части (рис. 1): основная орнаментированная часть (холст), кумачовая проставка, сетчатый наконечник с бахромой.
Композиция строится по фризовому принципу, его организующим элементом являются узорные полосы, следующие одна над другой. Выразительность узорной части придает сложная и продуманная орнаментика, ее внутренние ритм и структура, контрасты белого полотна и бордового цвета нитей с вкраплением нитей коричневого цвета. В качестве дополнительного элемента декора выступают парно расположенные кумачовые нашивки на неорнаментированной части полотна.
В орнаментированной части конца выделяются два фрагмента, построенных на традиционных для Алтайской вышивки архаических элементах: ромбы, зигзагообразные линии, кресты. Первый фрагмент из четырех сложных попарно расположенных ромбов, вышитых в технике «роспись» (см. рис. 2). Вокруг ромбов – восемь мелких геометризованных композиций, в которых просматривается узор «репьи» с крестами. Второй фрагмент в виде узорных полос.
Технологической особенностью данного экземпляра является применение нескольких типов вышивки: традиционной для восточных славян двусторонней счетной вышивки роспись (местное «па-выметке», в селах Глубоковского района - «кошачьи лапки»[9, Л. 61], набор («па-мелкаму») и более поздней вышивки крестом, а также применение браного ткачества (рис. 3). В силу трудности исполнения браного ткачества этот фрагмент имеет сравнительно небольшой размер (ширина 10 см), выполнен на основном полотне, а его технологическая особенность делает весь узор похожим на вышивку набором. Изнаночная сторона является зеркальным отражением лицевой.
Рис. 2. Фрагмент полотенца. Ручная вышивка «роспись»
Рис. 3 Фрагмент полосы в технике браного ткачества.
Отметим, что символика узоров, их смысл вышивальщицам в начале ХХ в. уже не был понятен. Сами узоры «брали друг у друга либо переносили с более старых» [9, Л.61].
Помимо архаических элементов вышивки (ромбы, кресты, квадраты, ломаные линии) в орнаментике применялись и более поздние элементы, какие мы находим в вышивке кумачовой проставки данного полотенца, выполненной тамбурным швом.
Другим примером сочетания старых и новых традиций в орнаментике служит экземпляр из с. Быструха (ГИК 3-568) (рис. 4-5). Орнаментированная часть льняного полотна сочетает геометрические элементы с растительным орнаментом. Вышивка выполнена мелким простым крестом. По информации Е. Бломквист: «на старых полотенцах шитье крестом не применялось» [1, С. 415]. Вышивка крестом становится самой распространенной у русского населения Алтая с начала ХХ в. [6, С.142] сначала лишь в качестве комбинации и дополнения, а затем становится доминирующим видом вышивки.
Заимствованные мотивы находим в украшении кумачовой проставки, выполненной полихромной вышивкой тамбурным швом или вышивке «по-кыргызски» (рис. 6). Здесь нет прямых орнаментированных казахских сюжетов – изображены стилизованные бабочки и цветы, у местного населения была перенята технология. Причем, именно у «поляков», наиболее развита вышивка тамбуром. На остальной территории Алтая полихромная вышивка в технике «тамбур» больше нигде не встречается [6, С.144].
Рис. 4 Полотенце 20-е гг. ХХ в. с. Быструха, ВКО.
Рис. 5 Фрагмент вышивки в виде сочетания геометрических элементов и растительных.
Рис. 6 Фрагмент вышивки, кумачовая проставка.
Материалом для вышивки служили покупные хлопчатобумажные нитки, которые называли «бумага», имеющие черный, красный, синий, желтый, зеленый цвет. Для более мелкой вышивки использовали нить в одно сложение либо в несколько. Также использовались шерстяные (гарус) и полушерстяные нити.
Таким образом, даже первоначальное изучение декорированных льняных полотенец русского населения Юго-Западного Алтая из собрания музея-заповедника дает возможность говорить об уникальности собранной коллекции, что подтверждается широтой территориального охвата сбора, качеством сопроводительной музейной информации, хорошей сохранностью и орнаментальным богатством полотенец, а также значительным временным периодом образцов с конца XIX до 40-х гг. ХХ вв. Дальнейшая работа с коллекцией льняных полотенец музея-заповедника видится в ее более глубоком и разностороннем изучении, систематизации и популяризации.
Литература:
- Бломквист Е.Э. Искусство Бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. Л. 1930. С.397-432.
- Научный архив ВКОЭМ. Полевые дневники научного сотрудника Подгорбунской Т.Ф. 1979-1980 гг. Д. 1/33. 38 Л.
- Гринкова Н.П. Одежда Бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. Л. 1930. С. 313-397.
- Научный архив ВКОЭМ. Полевой дневник экспедиций в Верх-Убинский, Глубоковский, Лениногорский, Уланский, Шемонаихинский районы. 21 авг. 1978 – октябрь 1979г. Д. 1/185. 95 Л.
- Научный архив ВКОЭМ. Отчеты по командировкам и экспедициям научных сотрудников музея, 1981 год. Д. 1/64. 67 Л.
- Грибанова Н.С. Полотенце в культуре сельского населения Алтая в конце XIX- начале XX века: монография / Н.С. Грибанова. Барнаул: АлтГПА, 256 с.
- Научный архив ВКОЭМ. Полевая книга № 1. Зайцев Н.А. Экспедиция 1978 г. Большенарымский и Катон-Карагайский районы. 35 Л.
- Научный архив ВКОЭМ. 1/6. Полевые дневники научной экспедиции в с. Александровку Глубоковского района ВКО. 1973 г. Д. 1/6. 136 Л.
- Научный архив ВКОЭМ. Полевой дневник экспедиции в Глубоковский район ВКО в 1986 г. Д.1/154. 120 Л.
Рахматулина Евгения Юрьевна
Издана в сборнике «Этюды культуры»
2018.- С. 638-645