• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Кумарова Б.М. Некоторые особенности составления генеалогического рода татар (по материалам фондов музея-заповедника)

Кумарова Б.М. Некоторые особенности составления генеалогического рода татар (по материалам фондов музея-заповедника)

Генеалогия - наука, устанавливающая происхождение человеческих индивидов и отношение родства между ними, а также изучающая семейно-родственные группы, их связи и отношения в исторической динамике. Объектом генеалогии в историческом исследовании определяется, прежде всего, тем, что человек выступает одновременно как основной субъект исторического процесса и как объект исторического исследования . [1. c. 2]

У различных народов вырабатывались своеобразные традиции интерпретации данных о родстве. Изначально существовавшая, очевидно, в устной форме генеалогия в определенный период истории приобрела письменный характер. [2. c. 107.] Научный интерес к генеалогии появляется в XVIII в. в связи с бурным развитием исторической науки.

 Вы­дающийся ученый и мыслитель татарского народа Шигабутдин Марджани (1818-1889) первым из та­тарских ученых обратился к проблеме истории про­исхождения татар от волжских булгар. Об этом он написал в своем важном историческом труде «Мус-тафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» (Кладезь сведений о Волжской Булгарии и Казанском ханст­ве) изданном в 1885 г. [3 с. 215]. «На тесную связь совре­менных казанских татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татар­ских семьях» - пишет Н. И. Воробьев в своей книге «Казанские татары» |3. с. 19]. Родословные предков большей частью были основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение по­добно сказкам и устным преданиям [4. с. 3].

В фондах областного архитектурно-этнографического музея-заповедника  хра­нится генеалогическое древо рода Булатовых, со­ставленное 1 января 1924 г. одним из родственников семьи Булатовых Ахмадсалимом [5.Приложение № 1].

Редкий исторический «документ» принес в 1997 г., после смерти своей жены, вместе с другими предме­тами по татарской этнографии житель нашего горо­да Владимир Федорович Моспан. По словам сдатчика, предки рода Булатовых принимали участие в кресть­янской войне под предводительством Емельяна Пу­гачева (1773-1775 гг.). Прадед работал кузнецом у одного из предводителей этой войны Салавата Юлаева. После разгрома восстания они бежали в Ка­захстан и остановились в с Бековка Семипалатин­ской области.[6.]

На бумаге, состоящей из двух склеенных частей общим размером 88x69 см нарисовано большое де­рево с ветками и листьями. Контуры дерева и веток подведены чернильным карандашом, а листья - простым. Начинается древо от корня с имени Габ-дулла, затем на стволе Габдуллин от него 6 ответвле­ний — шестеро сыновей: Байезит, Исмагил, Исхак, Нажимиддин, Гисаматдин. Ответвление составителя начинается с правой стороны с имени Исмагил, за­тем Темирболат, следующее имя пропущено, види­мо, составитель не смог выяснить его. Потом - Габдыуали, и на лепестке другим цветом написано имя «Ахмедсалим». Всего в генеалогическое древо вклю­чено 134 мужских имени, женских имен нет. Невыявленные имена пропущены - «пустые листья». Так, от ответвления Байезита пропущены имена пяте­рых, у Габдырашида — двоих, от Исхака — 12 имен, от Исмагила — шестерых. Два человека из ответвле­ния Байезита совершили поломничество в святое место мусульман — в Мекку. На это указывает при­ставка «кажи» к их имени. Это — Галимджан кажи и Мухамедзариф кажи Мухамедгали [Приложение №2].

А почему составитель нарисовал именно дерево?

В словаре иностранных слов «ген» происходит от греческого слова «genos», т.е. происхождение, а генеалогическое древо- это родословная семьи изображенная в виде дерева [7.с.120]. Татарское слово «шәжәрә» происходит от арабского «шаджарат», что в переводе означает «дерево», а у казахов произносит­ся «шежіре».

Перевод имен для нас сде­лала уроженка города Усть-Каменогорска Магира Мухамеджановна Кагарманова (1906 г. р.). Арабскому языку она училась с 1914 по 1918 гг. у городского муллы Габдулгафара Шамсутдинова [8].

У Магиры Мухамеджановны оказалось свое родословное древо, составленное ею в конце 1980-х гг. [8]. В отличие от составителя Ахмедсали-ма, у М. М. Кагармановой родословная составлена схематично и женские имена в нее тоже входят. На­чинается родословная схема с имени Кагарман. По словам Магиры Мухамеджановны, в XVIII в. он осно­вал село в Башкирии, ныне оно находится в Уфим­ской области. В конце XVIII - начале XIX в. Кагар­ман переехал из Башкирии в Казахстан. У него было три сына — Ахмеджан, Сулейман и Галимджан. Сулейман и Галимджан жили в Кокпектах, а Ахмед­жан - в Усть-Каменогорске, он занимался торговлей с Китаем.

В родословную схему составительница включила всех членов семьи трех братьев. Под каждым име­нем дается дата рождения и место проживания на момент составления [8].

Уроженка Усть-Каменогорска Рашида Худжатовна Фаткулина (1946 г. р.) принесла в музей из семейного архива родословную несколь­ких татарских родов, составленную Халидом Закировичем Галиакберовым в феврале-апреле 2000 г. Ро­дители автора, казанские татары, в начале XX в. приехали в Казахстан. Сам автор сейчас живет в Ал-маты. Жена Халифа Закиревича Халида Сунгатул-ловна и мать Рашиды Нажиба Сунгатулловна - род­ные сестры [11]. В родословную Халифа Закировича включены семь родов: Галиакберовых, Лутфулли-ных, Садыковых, Мамбетовых, Ишеевых, Ерназаро-вых, Очировых. Все они являются родственниками: сваты и свояки, поэтому родословную он рассылал всем членам семьи каждого рода.

Родословная состоит из 29 пронумерованных и подшитых страниц. Переплет — из белой плотной бу­маги. Начал составитель с краткой биографической справки на каждого члена семьи с указанием места проживания, в конце дан схематичный вариант, на­бранный курсиыом 14 кегля. Под каждым именем указаны год рождения и специальность, иногда ме­сто проживания [11]. Автор имеет высшее филологи­ческое образование, интересуется историей. Напри­мер, при составлении рода Лутфуллиных (вторая по­ловина XVIII — первая половина XIX вв.) в графе пи­шет: «Гайси хазрет (мулла). Родился и жил в деревне Княр (ныне Татарстан). Жил в XVIII в. (даты его жиз­ни и смерти неизвестны). О Гайси-хазрете и его по­томках говорится в книге великого ученого Шигабут-дина Марджани» {7].

В родословной Марджани, составленной Нажией Ильясовой, женские имена тоже имеются. Составле­на она схематично, состоит из 13 поколений, а все потомство содержит 238 имен [8].

Женщин в некоторых мусульманских государст­вах считают продолжателями рода. Особенно это на­блюдается у приверженцев шиизма, а суннитского направления ведут родословную по мужской линии. Например, у казахов родословная считается только по мужской линии. Каждый казах обязательно дол­жен знать хотя бы семь колен (жеты ата — каз. яз) своего рода, называя поименно прадедов в каждом роду, а место рода — в жузе и племени [3].

Анализируя сказанное, можно сказать: если пер­вый автор, Ахмадсалим, включил в родословную только мужские имена, как это делают многие ве­рующие суннитского направления, в том числе и ка­захи, он это перенял у казахов, потому что его пред­ки живут с конца XVIII в. в Казахстане.

Современные татары нашего края каждый по сво­ей придуманной схеме составляют родословную от какого-либо поколения. Некоторые составители включают женщин, другие считают только по муж­ской линии. Для этнографов важен любой вариант, потому как генеалогическое древо составляется мно­гими народами еще издревле, оно передавалось из поколения в поколение. Наша же задача дальней­шее их изучение, исследование и сохранение в фон­дах музея различные варианты разных лет.

Источники и литература

 

1. Мустафин Г. М., Мунков Н. П. и др. История Татарстана XIX век // Казань: Магариф, 2003. С. 215-217.

2. Воробьев Н. И. Казанские татары. Казань: Татгосиздат, 1953.

3. Шакарим Кудаиберды-улы. Родословная тюрков, кирги­зов, казахов и ханских династий // Алма-Ата. «Жазушы» 1990.

4.  ВКОЭМ КПнв-3-2816. Генеалогическое древо рола Була­товых.

5. Сообщение информатора Моспан В. Ф., записанное со слов 2 октября 1990 г.

6. Сообщение информатора М. М. Кагармановой, записан­ное со слов в 1997 г.

7. Из семейного архива Р. X. Фаткулиной «Родословная со­ставленная Халидом Галиакберовым».

8. Ахметжанов Марсель. Родословная Шигабутдина Мард­жани: На татарском

 

 

Б. М. Кумарова

Книга «История формирования материальной и духовной

культуры татар Казахстана и Сибири»

Материалы международной научно-практической конференции.

Усть-Каменогорск, 2006г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы