• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Рахматулина Е.Ю. Писательские организации Восточного Казахстана в 1925-1939-е гг.

Рахматулина Е.Ю. Писательские организации Восточного Казахстана в 1925-1939-е гг.

Рассматривается положение первых писательских организаций на Востоке Казахстана в 1925-1939 гг.: Семипалатинской Ассоциации пролетарских писателей и Восточно-Казахстанского отделения Союза писателей Казахстана. Проанализирован состав, основные направления деятельности, а также взаимоотношения писателей с Советской властью. Автор пришел к выводу о неоднозначности и двойственности действий партийного руководства по отношению к писателям творческого объединения: с одной стороны руководители ратовали за развитие литературного процесса области, увеличение численности молодой писательской интеллигенции, с другой стороны имело место усиление партийной цензуры, введения творческого единообразия, догматизма, Усилило негативные тенденции, развернувшиеся с середины 30-х гг. массовые политические репрессии против писательской интеллигенции, в ходе которых пострадали видные представители Восточно-Казахстанской области – Т. Касенов, М. Иванусьев (Алтайский), Б. Лапин и другие советские литераторы.

Ключевые слова: Восточный Казахстан, писательская интеллигенция, Семипалатинская Ассоциация пролетарских писателей, Восточно-Казахстанское отделение Союза советских писателей Казахстана.

 

В последнее время в современной историографии Казахстана наблюдается поворот к изучению истории интеллигенции, вопросам формирования творческой элиты советского образца (Сатпаев Т.Я., 1995; Жумашев Р.М., 2002; Какенова, 2006; Сыдыков Е.Б., 2012). Однако в отличие от советского периода, когда история творческих союзов долгое время оставаясь актуальной и социально-значимой, привлекала многочисленные ряды исследователей, в настоящее время тематика не получает должного освещения в казахстанской историографии. Среди новых монографий и диссертационных исследований превалируют работы, посвященные деятельности партии «Алаш-Орда», ее представителям, а также различные аспекты взаимоотношений партии с Советской властью. На этом фоне слабоизученной выглядит история Союза писателей Казахстана 30-х гг., в том числе история формирования отделений Союза. Таким образом, данная работа ставит целью восполнить пробел в истории литературных организаций Восточного Казахстана 20-30 гг., определить основные направления их деятельности и взаимоотношения с Советской властью.

История создания писательской организации на Востоке Казахстане восходит к середине 20-х гг., когда после выхода Постановления ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы», Казкрайком ВКП (б) своим решением основывает Казахскую Ассоциацию пролетарских писателей (КазАПП), призванную объединить литературные силы республики [1. С. 340]. Структурным отделением КазАПП в регионе становится Семипалатинская Ассоциация пролетарских писателей (САПП), включающая семипалатинское и усть-каменогорское отделения. С 1932 г. САПП была переименована в Восточно-Казахстанскую Ассоциацию пролетарских писателей.

С первых же шагов КазАПП ориентировалась на деятельность Российской Ассоциации пролетарских писателей (РАПП), о чем в 1925 г. указал один из основателей организации С. Сейфуллин в письме, опубликованном на страницах газеты «Еңбекші қазақ»: «Организация революционных писателей Казахстана считает себя одной из ветвей общей организации пролетарских писателей Советского Союза, поэтому она полностью принимает платформу РАПП и будет руководствоваться ею, о чем мы и заявляем публично….» [2].

В создании Семипалатинской Ассоциации писателей принимал участие общественный деятель, литератор со стажем Н.В. Феоктистов, служивший редактором губернской газеты «Степная правда» [3]. В этом же году на базе усть-каменогорского Литературного Объединения «Звено Алтая» было организовано местное отделение САПП, которое возглавил преподаватель обществоведения педагогического техникума М.Ф. Иванусьев, публиковавший свои стихи и рассказы в газетах и журналах под псевдонимом Михаил Алтайский [4. С. 11]. Основным направлением деятельности САПП было проведение литературных встреч, а также организация лит.собраний, где поэты знакомились с книжными новинками, происходило обсуждение готовых текстов и обучение молодежи. По воспоминаниям известного казахстанского писателя Н.А. Анова, работавшего в середине 20-х гг. журналистом в Семипалатинске, регулярные заседания членов Ассоциации проходили в помещении городской библиотеки, куда на работу русской секции заглядывал и известный в казахской степи акын – импровизатор И. Байзаков [5. Л. 1-6]. В усть-каменогорское отделение входили комсомольский поэт М. Алтайский, Б. Лапин, драматург А.Федотов, начинающие писатели из комсомольцев и учащейся молодежи, сами заседания чаще всего проходили в редакции местной газеты или педтехникуме [4. С. 11]. Не состоял в рядах организации, но с интересом посещал ее творческие вечера, общался с молодежью начинавший тогда свою литературную карьеру «Алтайский Ломоносов» - А.М. Волков.

Несмотря на то, что принципы КазАПП сводились к отстаиванию пролетарской партийности в вопросах художественного творчества и подчеркивалась руководящая роль пролетариата в литературе, в середине 20-х в республике существовало литературно-идеологическое многоголосье. Его залогом стало Постановление ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г., декларирующее терпеливое отношение к промежуточным идеологическим формам, партия должна была терпеливо помогать «эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма» [6. С. 231]. Так, помимо пролетарской писательской организации, в крае работала писательская интеллигенция из членов бывшей партии Алаш-Орда[1] (Ш. Кудайбердиев, Ж.Аймаутов) и так называемые «попутчики», в число которых советская критика поместила видного семипалатинского литератора С. Донентаева [8. С. 10].

Встречи пролетарских писателей с населением проходили на различных площадках, в середине 20-х гг. часто организовывались на Кояндинской ярмарке [9], после ее закрытия стали проводиться на территории городских или заводских клубов, дворцов культуры. Тематика всех мероприятий заранее согласовывалась с руководством города, о дате проведения и программе жителей извещали афиши и газеты. В 1932 г. в Семипалатинске прошли тематические вечера, посвященные советским писателям: А.С. Серафимовичу, в апреле 1932 г. во Дворце Труда состоялся вечер памяти В.В. Маяковского [10. С. 1]. Как правило, такие встречи пользовались поддержкой местной партийной организации, на них присутствовали ударники производства, члены профсоюзов, комсомольский актив и члены КазАПП.

Одной из наиболее характерных черт Семипалатинской Ассоциации писателей 20-х гг. была нестабильность ее творческого состава. Отток наиболее способных авторов из рядов писательской организации края происходил постоянно. В числе первых, в 1925 г., регион покинули идейные основатели Семипалатинской Ассоциации - Н.В. Феоктистов и М. Иванусьев, вызванный в Семипалатинск на работу в редакцию «Степной правды»[11. С. 33]. Их отъезд значительно повлиял на внутреннюю целостность организации, чуть позже (в силу разных обстоятельств) отбыли  журналисты и писатели Н. Анов, П. Кузнецов, Е. Худяков, Б. Лапин, А. Афанасьев и др. Такое ослабление состава пролетарских писателей более всего сказалось на усть-каменогорском отделении, где после 1928 г. местные авторы не издали ни одного творческого сборника [12. С. 231].

Руководствуясь основными постановлениями РАПП в вопросах развития пролетарской литературы, в том числе о призыве ударников в литературу, местная организация, однако не достигла на этом пути внушительных результатов, имелась критика со стороны СМИ, призывавшая наладить большевистскую учебу писателей: «Прошло много времени со дня исторического обращения ВЦСПС и РАПП о призыве ударников в литературу. Было бы крупнейшей ошибкой считать, что на этом пути у нас все сделано. Сейчас мы создаем свою пролетарскую литературу, преодолевая огромную культурную отсталость и чуждые влияния этой старой буржуазной культуры. Плодотворная работа Восточно-Казахстанской Ассоциации пролетарских писателей должна проходить под углом действительной большевистской учебы, сочетая учебу с творческой работой» [13. С. 2]. Несмотря на свою немногочисленность, имевшиеся структурные проблемы, а также ряд критических замечаний, возникающих со стороны печатных средств, САПП оставалась одной из наиболее сильных в республике.

Однако после судьбоносного Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» в целях объединения художественной интеллигенции по профессиональному признаку в единые творческие союзы, последовали изменения и для художественной интеллигенции Казахстана. В соответствии с Постановлением секретариата Казкрайкома ВКП (б) от 9 мая 1932 г. «О реорганизации художественных и литературных организаций» КазАПП был ликвидирован и создан Орг. Комитет Союза Советских писателей Казахстана, председателем которого был утвержден И. Джансугуров [1. С. 342].

Все стоявшие на социалистической платформе писатели Восточного Казахстана вошли в новую творческую организацию. На базе актива САПП было организовано орг.бюро ВК отделения Союза Советских писателей Казахстана (ССПК), с делением на две секции – русскую и казахскую. Восточно-Казахстанское отделение было одним из трех первых оформившихся отделений Союза писателей  республики,  с выбранным уполномоченным  в лице поэта, общественного деятеля  Т. Касенова [14. С. 33]. В филиал входили члены Союза писателей Казахстана (ими стали Т. Касенов в 1934г. , С. Машаков в 1936г. и Н. Баймуратов в 1939 г.) [Там же. С. 33,17,50], кандидаты в члены – основная часть журналистов, комсомольцев а также «числившиеся на учёте» акыны и начинающие писатели Восточного Казахстана. В силу существующей в крае сильной школы акынов и кюйши, казахская секция значительно превосходила численность русской писательской секции.

Литературный актив Восточно-Казахстанского отделения составили молодые, пришедшие в середине 20-х-начале 30-х гг. поэты и писатели: С.К. Машаков, Д.М. Черепанов, С.М. Анисимов. Эти литераторы начинали свой творческий путь с журналистики, печатаясь на страницах местных газет и журналов: «Прииртышская правда», «Сибирские огни», «Охотник Алтая», «Қазақ тілі». В основном молодые журналисты и писатели имели крестьянское, либо ремесленническое происхождение. По мнению Л.И. Абдуллиной, к публицистике их притягивало: «чувство обостренной ответственности за результаты, в том числе и культурного строительства, участниками, а не равнодушными зрителями, которого они были» [15. С. 20]. Такой синтез журналиста и поэта, возникший во многом благодаря процессу становления новой пролетарской литературы, был характерен не только для Восточного Казахстана, но и являлся важным культурологическим явлением в масштабе всего Советского Союза [15. С. 19]. Главным камертоном произведений 30-х гг. была идея коренного переустройства общества, прочно обосновавшаяся в таких темах как: революция, производство, создание колхозов, переустройство быта, изменения отношения к религии и т.д. Так, работающий в литературе с 1925 г. С. К. Машаков до войны писал исключительно о производстве, колхозниках и ударниках труда, вышли его поэмы «Песня колхоза», «Песня молота», «Скала» [14. С. 17]. Т. Касенов получил известность благодаря поэме 1927 г. «Турксиб», О. Оспанов работал над очерками о старом быте [14. С. 33]. Уровень произведений первых советских литераторов был определен еще в 30-е гг. С. Мукановым как «незаконченные художественные произведения», поскольку: «…роль создания советской литературы пала на молодые кадры, вышедшие из  рабочих, бедняков, которые не имели опыта, не были подготовлены в этой области, у них не хватало знаний, и поэтому первые произведения, читаются не совсем с удовольствием» [16. С. 357].

В то же время, дело с организацией «единой писательской семьи» на Востоке Казахстана продвигалось трудно, о чем свидетельствуют материалы встреч партийного руководства области с писательским активом 30-х гг. Одна знаковая встреча состоялась в мае 1933 г. в редакции краевой газеты «Прииртышская правда». На встрече присутствовали занимавший в то время пост Второго секретаря Казкрайкома ВКП (б) А.Н.Гусев и секретарь обкома ВКП (б) Г. Сафарбеков, заявивший об общей организационной слабости писателей: «Одно несомненно: мы с организацией наших писателей -  старых и особенно молодых растущих кадров – запаздываем. Мы продолжаем переживать организационный период. Считать, что наши писатели крепко организовались, что руководство ими крепко – не приходится. Надо готовиться к краевому съезду писателей, показать свою организованность, надо признаться, что мы придем слабыми…… У нас нет единой писательской семьи, нет кипучей жизни, нет критики своих произведений и отдельных писателей, отсюда каждый предоставлен сам себе, нет общей установки » [17. С. 2]. Выход из ситуации виделся в следовании партийным установкам, полученным из центра  и лично от секретаря Казкрайкома ВКП (б) А.Н. Гусева.

Секретарем Казкрайкома А.Н. Гусевым, в свою очередь, было обращено внимание на слабую работу русской секции: «Что касается русских писателей, то надо сказать, что у нас нет писателей в полном понимании этого слова. Есть очеркисты и то с очень низкой писательской и газетной культурой, политически очень слабоваты. Например, очерки тов. Климова и Черепанова. Многие привыкли видеть то черное, в особенности русские писатели. Это грубейшая ошибка, непонимание трудностей, переживаемых Казахстаном, пасование перед этими трудностями» [17. С. 2]. Также, партийным руководством отмечалась слабость организации русской секции, недостаток осуществляемой на местах работы. Лучше обстояли дела в казахской секции, отмечалась ее более налаженная организационная работа, т.к. в области велся учет казахских писателей и литактива.

На протяжении второй половины 30-х г. подобные встречи партийных лидеров области с литературным и театральным активами устраивались неоднократно. Цель встреч - определение уровня развития литературного процесса в крае, выяснение проблематики произведений пишущей интеллигенции и направление этой работы в нужном идеологическом русле для создания произведений, отвечающих требованиям «социалистической по содержанию культуры». При этом свое требование было и к партийцам, курировавшим деятельность интеллигенции, оно сводилось к  усилению внимания к вопросам литературы и театра [18. С. 2].

Начальный этап оформления писательской организации республики был завершен на I Съезде писателей Казахстана, прошедшем 12-18 июня 1934 г., за два месяца до I Съезда писателей СССР [19. С. 204]. И. Джансугуров в докладе, сделанном на I Съезде Союза писателей Казахстана, заявил о подъеме казахской советской литературы, насыщенной как «разнообразием жанров, так и богатством содержания» [Там же. С. 204]. Хотя, фактический уровень вовлечения творческих сил был невысоким, в 1934 г. в республике насчитывалось всего 12 членов Союза писателей, в ССПК не было ни одного русского или уйгурского писателя [16. С. 347].

II Съезд Советских писателей Казахстана, состоявшийся через пять лет, в июне 1939 г., показал значительное прибавление писательского состава. Насчитывалось 70 человек основных членов ССПК, из них - поэтов и писателей -58, народных акынов -12 . По национальному составу: казахов -  54, русских – 12 , уйгуров -2.  Причем, 90% -члены партии, кандидаты партии либо комсомольцы [16. С. 347].

Что касается процесса оформления местного отделения Союза писателей, то подведение его итогов работы состоялось 4- 6 июня 1939 г. на первом Слете начинающих писателей и акынов Восточного Казахстана, отчет о деятельности ССПК по области подготовил С. Машаков: «В ряды начинающих писателей, новых творческих сил входят все возрасты и специальности, с подавляющим большинством казахской колхозной молодежи» ,- информировал докладчик [20. Л. 1]. Несмотря на целый ряд положительных моментов: произошло увеличение численности литературных кружков с первоначальных 3 (в Семипалатинске, Усть-Каменогорске и Риддере) до 10 (новые литературные кружки появились в райцентрах Шемонаихе, Зайсане); налажена более тесная связь с прессой - на станицах газет «Екпінді» и «Прииртышская правда» лишь за 1938-39 гг. было выпущено около 20 литературных страниц с произведениями начинающих писателей; появились новые формы работы с аудиторией - т.н. «встречи в радиоэфире» [Там же. Л. 1], у местного отделения ССПК оставались серьезные недоработки. Слабыми сторонами организации были: общение между кружковцами казахских и русских секций оставалось на низком уровне, отсутствовала по-настоящему слаженная групповая работа на периферии: «Если в Семипалатинске связь между газетами, кружками и отдельными членами существует, то по районам начинающие писатели часто работают в одиночку» [20. Л. 2]. Недостаточно была поставлена работа и по выявлению творческих сил в области, не было передачи опыта начинающим писателям. Одним из наиболее значимых отставаний было отсутствие своего издания. Если небольшие литературные материалы могли быть напечатаны либо в центральном журнале Союза писателей Казахстана «Литературный Казахстан», на страницах местной прессы, в сибирском журнале  «Сибирские огни», то выхода своей книги (на базе издательства в Алма-Ате) заслуживали лишь проверенные члены партии. Также, в области на низком уровне находилось развитие литературной критики произведений начинающих писателей [20. Л. 4]. Таким образом, несмотря на количественное увеличение ряда показателей (численность кружков, количество статей, передач), процесс сложения местной писательской организации к 1939 г. не был завершен, оставались серьезные недоработки в организационном и творческом планах.

Если в середине 20-х власть шла на предоставление свободы самовыражения писателям, во всяком случае, были ее декларативные заявления на этот счет, то к началу 30-х период относительной свободы выражения закончился. Общей платформой для всех советских литераторов становится утвержденный метод социалистического реализма. Данное положение было оформлено и закреплено в Уставе писателей СССР, принятом на I Съезде писателей [1. С. 342]. Социалистический реализм подразумевался как метод, который бы смог объединить различных писателей. Предполагалось, что только при централизации и унификации процессов в литературе можно будет построить будущее общество единомышленников [21. С. 14].

С этого времени в писательской палитре все больше укореняются стереотипность в подаче произведений и тематическое единообразие. Наглядно, этот факт отражает партийная тематика новых произведений авторов, готовящихся в 1939 г. в год проведения XVIII Съезда ВКП (б). И. Байзаков, работал над песней «XVIII Съезд ВКП (б)»: «В этой песне я говорю о мощи и силе советской родины, о расцвете литературы и искусства, о счастливой радостной жизни в нашей стране» [22. С. 107].. А. Исмамбетов: «С большим волнением и творческим подъемом работаю над поэмой «Песня о третьей пятилетке». Кроме того пишу специальный цикл лирических стихов, который также закончу к открытию XVIII партсъезда» [Там же. С. 107].

Ведущая роль в руководстве творческим процессом отводилась партии. На особый характер, сложившихся взаимоотношений партии с писательской интеллигенцией, указал И.Джансугуров в выступлении на IX Съезде Советов Казахской АССР 6 января 1935 г.: «…Краевой комитет партии, возглавляемый т. Мирзояном, повседневно руководит Союзом советских писателей Казахстана. В настоящее время под руководством партии писатели Казахстана взялись за создание произведений, отвечающих высоким требованиям эпохи социализма…Основная задача- создать высокохудожественную, революционную литературу, воспитывающую массы в духе Маркса-Ленина» [23. С. 210]. Помимо создания высокохудожественных произведений советские писатели Казахстана должны были «помогать партийным организациям в развертывании агитационной и пропагандистской работы, помогать художественным словом, которое доходчиво и доступно широчайшим массам» [24. С. 94]. Быть агитатором и проводником власти - важнейшие задачи советского писателя 30-х гг.

В целом, создание писательской организации «сверху» позволяло эффективно контролировать ранее разрозненные творческие группы. Творческий союз писателей, таким образом, сохраняя определенные черты добровольного общества, стал приобретать характер особой общественной организации, подконтрольной партийной цензуре [245. С. 30]. Проводниками установок партии на местах фактически выступали отделения творческих союзов, имевшие функцию внутрицеховой критики, параллельно действовал и идеологический партийный контроль. Казглавлито, функционирующее при Народном Комиссариате Просвещения КАССР, занималось выдачей разрешения на ту или иную творческую продукцию литераторов. К 1934 г. на территории КАССР было запрещено 87 пьес русских авторов, среди них: «Лекарство от любви» (пьеса в 4  действиях Циркина), «Ледяной дом» (социальная мелодрама в 10 картинах Ширшановича), «Маскарад» (!) – драма в 4 действиях, 7 картинах М.Ю. Лермонтова, «Обыватели» –комедия Истомина, «Шахтеры»- комедия в 5 действиях Пономарева [26. Л. 50]. Из 37 пьес на казахском языке было запрещено 14 пьес, в том числе некоторые пьесы М. Ауэзова («Энлик-Кебек» в старой редакции, «Байбише-Токал»), были запрещены пьесы талантливого драматурга Ж. Аймаутова (1889-1931), осужденного в 1931 г. за связь с Алаш-Ордой [26. Л. 4-5]. Специальные циркуляры с утвержденными к просмотру списками были доведены до сведений всех начальников управлений по делам искусств областных и районных уровней. Списки разрешенных и запрещенных произведений в масштабах республики регулярно пересматривались и дополнялись.

Цензура пропускала лишь те произведения, дух которых отражал действия коммунистической партии как единственно правильные и неоспоримые, никаких критических или того хуже - очернительных материалов не допускалось. За профессиональные «вольности» (как это виделось со стороны руководящих органов) во второй половине 1930-х гг. пострадали многие писатели и журналисты, даже, стоявшие на «крепкой социалистической основе», в том числе выходцы из Восточного Казахстана. За критические материалы, опубликованные в начале тридцатых на страницах республиканской газеты «Советская степь» в 1937 г. был исключен из партии и снят с должности писатель, журналист, один из бывших руководителей усть-каменогорского отделения САПП М. Иванусьев (М. Алтайский), в 1937 г. он возвращается в Усть-Каменогорск [11. С.55]. Еще раньше, в июне 1935 г., работавший секретарем днепропетровской газеты «Звезда», талантливый журналист П.Н. Кузнецов, был исключен из кандидатов в члены ВКП (б) как троцкист. В 1936 г., однако, его членство в партии было восстановлено [27].

Репрессивный маховик затронул многих писателей и общественных деятелей Восточного Казахстана. В 1937 г. был неожиданно арестован, работавший журналистом в «Прииртышской правде» Д. Черепанов, но через месяц отпущен за недостатком улик [28. С. 90]. На большой политический и моральный поступок решился известный журналист, писатель С. Донентаев: не приняв перегибов политики партии в проведении коллективизации, писатель выходит из ее рядов [29].

Был репрессирован и первый уполномоченный краевой организации писателей по ВКО, член Союза писателей Казахстана, поэт Т. Касенов. Сначала в 1935 г., обвиненный по статье 58. п. 10 (антисоветская агитация и пропаганда), через год писатель был оправдан [30]. В 1937 г. Т. Касенов повторно арестован , приговорен к 8 годам лагерей и  направлен в Тагиллаг, где скончался в 1942 г. [31].

В 1939 г. писательская организация «Звено Алтая» фактически была признана контрреволюционной. Не избежал трагической участи ее руководитель Б.Н. Лапин, до своего ареста в 1939 г. работавший в школе им. Кирова города Усть-Каменогорска. В предъявленном ему обвинении указывалось, что: «Являясь членом антисоветской контрреволюционной организации «Звено Алтая», проводил антисоветскую агитацию среди молодежи и интеллигенции, вел индивидуальную обработку людей в антисоветском духе, выступил с антисоветской речью на собрании среди слушателей литературного кружка. Выступая в печати как литератор, воспевал в своих произведениях уходящую Русь, кулачество и старый кержацкий быт, стремился вызвать у читателей жалость к разрушенному капиталистическому строю» [32. С.48]. Осужденный в марте 1940 г. на 5 лет лагерей, домой Б.Н. Лапин не вернулся [33].

Таким образом, история писательских организаций Восточного Казахстана выступает наглядным примером генезиса советских литературных организаций периода раннего СССР в его региональном аспекте. Местные литературные объединения, основанные творческой интеллигенцией в начале 20-х , были преобразованы под влиянием партийных постановлений сначала в организацию пролетарских писателей на платформе РАПП, затем  в Восточно-Казахстанское отделение Союза писателей Казахстана. Среди специфических черт деятельности ВК отделения писателей 30-х гг. выделим: организационную незавершенность объединения, неравномерность развития казахской и русской секций, роль журналистики в становлении писательского коллектива региона.

Крайне сложными и неоднозначными видятся взаимоотношения восточно-казахстанских писателей с властью. С одной стороны, имело место содействие руководителей области более широкому вовлечению молодых талантливых кадров в ряды писательской организации, осознание необходимости укрепления и развития советской литераторы края, с другой стороны налицо, проходивший в 30-е гг., процесс усиления партийной цензуры, введения творческого единообразия, догматизма, что привело к сведению роли писателя к роли агитатора и проводника партийных установок. Усилило негативные тенденции, развернувшиеся с середины 30-х гг. массовые политические репрессии против писательской интеллигенции от которых пострадали, в том числе и наиболее видные писатели Восточно-Казахстанской области – Т. Касенов, Б. Лапин, М. Иванусьев (Алтайский) и др., что привело к ощутимому  замедлению в развитии литературного процесса региона.

 

 

 

Литература

 

  1. Самигулин И.М. У нас имеются неиссякаемые возможности для всестороннего развития художественной литературы // Казахстан в документах и материалах. Альманах, Выпуск 3. Караганда: Экожан, 2013.  С. 340-346.
  2. Какишев Т. Сакен Сейфуллин // Букинист инфо URL: http://litread.info/pages/237450/240000-241000?page=34 (дата обращения: 11.04.2018).
  3. Ашимбаев Д., Хлюпин В. Главреды «Казахстанской правды». За штурвалом главной газеты страны (история) // Central Asia Monitor / Республиканская общественно-политическая газета URL: https://camonitor.kz/14966-glavredy-kazahstanskoy-pravdy-za-shturvalom-glavnoy-gazety-strany-istoriya-dashimbaev-vhlyupin.html (дата обращения: 26.04.2018).
  4. Черных С.Е. Звено Алтая // Черных С.Е.  Под небом Алтая.  Алма-Ата: Жазуши, 1988.  С. 6-17.
  5. Центральный Государственный Архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 440. Д. 144.
    1. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г. // Культурное строительство в СССР 1917-1927 гг. Документы и материалы. М. : Наука, 1989.  С. 383.
    2. Кенжебаева С.Е. Представители Алашской интеллигенции и Советская власть // Вестник АГТУ. 2011. №2. С. 144-153.
    3. Каип-Назаров М. Казахская литература в борьбе с буржуазными влияниями. Алма-Ата: Казахское краевое издательство, 1932. 19 с.
    4. Аблакова Р. Дыхание жизни // Литературная Алма-Ата. URL: http://almaty-lit.ucoz.ru/load/5-1-0-8 (дата обращения: 11.04.2018).
    5. Вечер памяти В.В. Маяковского // Прииртышская правда. 1932. 14 апреля. Ст. 37.
    6. Черных С.Е. Время взлета // Черных С.Е.  Под небом Алтая.  Алма-Ата: Жазуши, 1988.  С.17-56.
    7. Абдуллина Л.И. Восточно-Казахстанский литературный текст: диалог времен и культур // Культура и текст. 2008. №11. С. 226-233.
    8. Смирнов А. За широкое вовлечение рабочих ударников в пролетарскую литературу // Прииртышская правда. 1932. 12 апреля. Ст. 36.
    9. Писатели Семипалатинского региона. Бои-библиографический указатель. / Сост. О.Мальцева. Семипалатинск: Талант , 2006. 84 с.
    10. Абдуллина Л.И. Литературный ландшафт родного края. Усть-Каменогорск: Издательство Казахстанско-Американского свободного университета, 2012. 136 с.
    11. Стенограмма II Съезда Союза Советских писателей Казахстана. Алма-Ата, 22-25 июня 1939 г. // Казахстан в документах и материалах. Альманах, Выпуск 3. Караганда: Экожан, 2013.  С. 346-435.
    12. Встреча тов. Гусева с писателями 25 мая в редакции «Прииртышской правды» // Прииртышская правда. 1933. 30 мая. Ст. 124.
    13. Литература, театр – дело каждой партийной организации // Прииртышская правда. 1934. 15 декабря. Ст. 285.
    14. Из доклада И.Джансугурова, председателя оргкомитета Союза Советских писателей Казахстана, на I Съезде писателей Казахстана о состоянии казахской советской литературы. 10 июня 1934 г // Культурное строительство в Казахстане 1933-июнь 1941 гг. Сборник документов и материалов. Т.II. Алма-Ата: Казахстан, 1985. С. 204-205.
    15. ЦГА РК. Ф. 1778. Оп.1. Д.70.
    16. Литовская М.А. Социалистический реализм в литературе ХХ века // Филологический класс. 2008. №19. С. 14-21.
    17. Писатели Казахстана к XVIII Съезду ВКП (б) // Литература и искусство Казахстана. 1939. №5. С. 107.
    18. Из речи И. Джансугурова, председателя Союза Советских писателей Казахстана, на IX Съезде Советов Казахской ССР. 6 января 1935 г. // Культурное строительство в Казахстане 1933-июнь 1941 гг. Сборник документов и материалов. Т.II. Алма-Ата: Казахстан, 1985. С. 209-210.
    19. Горлов П. Почетная задача советского писателя // Литературный Казахстан. 1938. №3. С. 94-97.
    20. Коваленко Г.А. Советская модель управления искусством (1917-1953) // Вопросы культурологии. 2009. №10. С. 26-30.
    21. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО). Ф. 663. Оп.1. Д. 1.
    22. Список казахстанских журналистов, репрессированных в ХХ в. // Казахстанская Академия журналистского мастерства URL: http://kalamger.ucoz.kz/index/0-13 (дата обращения: 19.04.2018).
    23. Браминова Д.И., Зафирова М.А., Каримов М.К. , Мусабалина Г.Т. История Восточного Казахстана. II Ч. История Восточного Казахстана с начала XX в. до современности (учебное пособие) . Тенгри, 2013. 185 с.
    24. Донентаев С. // El. Kz URL: http://el.kz/kz/news/archive/content-21043 (дата обращения: 20.04.2018).
    25. Хасенов Турлыхан // Открытый список URL: https://ru.openlist.wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BB%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BD_(1902) (дата обращения: 23.04.2018).
    26. Баранова Е. Памятник казахскому поэту // История Нижнего Тагила от основания до наших дней URL: http://historyntagil.ru/culture/10_p_040.htm (дата обращения: 23.04.2018).
    27. Кратенко А. Берестяные письма ГУЛага // Восточный Казахстан. Репрессии 1930-1950. Усть-Каменогорск: ЦГБ, 2011.  С. 47-52.
    28. Лапин Б.Н. // Мемориал. Портал Министерства Внутренних дел Республики Казахстан URL: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/mvd_page/mvd_memorial/mObl7/mObl7_%D0%9B/24C313257D8041C5E054002655122E6Ahttp://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/mvd_page/mvd_memorial/mObl7/mObl7_%D0%9B/24C313257D8041C5E054002655122E6A  (дата обращения: 19.04.2018).

 



[1] «Алаш» - партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова, и, ставившая своей целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. Представителями алашской интеллигенции были выходцами из семей султанов, биев, баев и зажиточной части казахских скотовод и земледельцев. Многие из них получили высшее образование в России, большинство служило в царской администрации, врачами, юристами. В группу входят представители казахской национальной и интеллигенции: А. Байтурсынов – главный редактор газеты «Казах», поэт, писатель, лингвист; Ж. Акпаев – юрист; М. Тынышпаев – инженер; М. Дулатов – поэт, писатель; М. Жумабаев – поэт, писатель; Х. Габбасов – писатель; Ж. Аймаутов – писатель, поэт; Х. Досмухамедов – врач; М. Чокай – юрист и многие другие [7. С. 144].

 

 

Рахматулина Е.Ю.

 

Статья напечатана в журнале «Вестник Томского государственного университета» 2019.  № 443 С. 159-165 DOI: 10.17223/15617793/443/20

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы