Аннотация. В работе рассматриваются зооморфные мотивы русской вышивки на примере уникальной коллекции полотенец конца XIX- середины ХХ вв., бытовавших в среде русских крестьян Юго-Западного Алтая из фондов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея–заповедника. Выделены основные зооморфные образы, характерные для рассматриваемого региона: мотив льва, оленя, коня, грифона.
Ключевые слова: зооморфный мотив, Юго-Западный Алтай, старообрядцы, русское полотенце, музейная коллекция.
Орнамент предстает перед нами одним из древнейших видов декорирования. Для наших предков орнамент играл важную защитную роль, которую мастерицы целенаправленно подбирали для каждого предмета. Орнамент выполнял роль графического письма с четко закрепленными значениями каждого символа.
Для ученых и искусствоведов орнамент интересен в основном с семиотической точки зрения - историки, археологи, искусствоведы в течение долгого времени стремятся понять, что древний человек вкладывал в то или иное изображение.
В этом плане традиционное полотенце является своеобразной летописью культуры русского народа. Орнаментированное полотенце, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, сохранило свое ритуально значение вплоть до начала ХХ века. Благодаря этому, простая бытовая вещь донесла из глубины веков архаические орнаментальные мотивы, смысл которых сегодня стремятся расшифровать ученые.
Большая заслуга в раскрытии семантики образов в декорировании полотенец русских крестьян Южного и Юго-Западного Алтая, сохранивших древние северно-великорусские черты, принадлежит ученым этнографам Русаковой Л.М., Грибановой Н.С. Обширный материал по орнаментике русских северной и средней полосы России собран Масловой С.Г. и систематизирован в работе «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник».
Коллекция традиционных полотенец русских крестьян, собранная в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике (далее ВКЭМЗ), по праву оценивается специалистами как уникальная, одна из богатейших на Алтае. Народная культура на данной территории представлена творчеством русских старообрядцев, имеющих особые местные названия. Это «поляки» и «каменщики», основавшие на правобережных притоках Иртыша многие поселения [1,с. 8]. Юго-Западный Алтай представлял собой регион благоприятный для консервации материальной и духовной культуры, бытовых традиций, занесенных из центральных и северных областей России: отдаленное расположение от центра, гористая трудно проходимая местность, суровые природные условия, обособленность населенных пунктов [2, с. 242].
На территории Руси, традиционными орнаментальными мотивами были изображения древа жизни, птиц, коня, оленя, женской фигуры, всадника, мифических животных, архитектурные строения, разнообразные растительные и геометрические формы. Русские крестьяне северной и средней полосы России, с XVIII века расселявшиеся в долине притоков Иртыша р.Ульбы и р. Бухтармы занесли и сохранили вплоть до начала ХХ века древнейшие орнаментальные мотивы, изображаемые на декорированных полотенцах, широко используемых в семейно-бытовой обрядности. Первоначальный смысл многих изображений забывался, а мотивы продолжали жить в орнаментальных узорах и жанровых композициях.
Для систематизации орнаментов русских полотенец коллекции ВКОЭМЗ применена классификация Фокиной Л.В. Согласно ее, выделяются виды орнамента: геометрический, зооморфный (в том числе и изображения птиц - орнитоморфные мотивы), растительный и антропоморфный орнамент. К зооморфному орнаменту мы отнесем и тератологический орнамент (изображения мифических существ). [3, с. 25]. Данная классификация условна и не показывает разнообразия орнаментальных мотивов.
В фондах музея–заповедника хранится около 1000 единиц русских полотенец, все они относятся к концу ХIХ - I пол. XXвв. Подробное изучение коллекции ведется с 2018 года, что позволило не только уточнить и систематизировать предметы коллекции, но и сделать ряд интересных наблюдений источниковедческого характера. Так, в ходе описания коллекции русских орнаментированных полотенец на данный момент выделены сложные по свое семантической структуре группы полотенец: 70 единиц с орнитоморфными, 21 единица с антропоморфными и 20 единиц с зооморфными изображениями. Некоторые из них имею архаические черты.
Данная статья посвящена детальному исследованию зооморфных мотивов, и подробному изучению с наиболее характерными и интересными композициями, изображенных на орнаментированных полотенцах русских крестьян из фондовой коллекции музея–заповедника.
Отобранные экземпляры, декорированные зооморфным орнаментом, составляют около 2% от всего фонда русских полотенец. Они несут на себе отпечатки старины. Это традиционные обрядовые и праздничные полотенца длиной от 230 до 350 см., узкие (35-45 см. в зависимости от кросна), с богато декорированными концами от 60 до 110 см, состоящими из нескольких тканых, вышитых, кружевных проставок, с широкими наконечниками.
У старожилов были распространены в вышивке и кружеве сюжетные композиции с птицами (голуби, петухи, павы) и животными (кони, барсы, львы, олени) расположенными у древа, вазона и т.п. Изображения животных связаны с образами древней славянской мифологии: изображения коня - символа солнца, птицы - вестника весны, радости [4, с. 93]. Эстетическая функция орнамента со временем стала преобладать над магической, не устраняя ее окончательно. Основная часть орнамента вышивки XVIII–XX вв., освобожденная от мифологии, отражала непосредственные впечатления вышивальщиц от окружающей природы и бытовой среды.
При рассмотрении полотенец с зооморфными мотивами коллекции ВКОЭМЗ, была проведена систематизация по видам животных, изображенных на них. Выделено несколько групп: изображение оленей, коней, львов, мифических животных.
Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначно. В славянской мифологии он был советчиком и спасителем человека, провидцем. О чем свидетельствует былинный и сказочный фольклор.
Развитие пашенного земледелия повысило хозяйственную роль коня у русских крестьян, а сопутствующий земледелие аграрный культ определили на многие поколения отображение коня в русском народном искусстве, в том числе и в женском традиционном рукоделии.
Связь мотива коня солнцем, растениями и водой, отражены в орнаментике отчетливо. Он неразрывно связан солярными образами и сам несет в себе солнечную семантику, призывающую урожай и достаток в дом. В этом свете конь представляется хранителем домашнего очага, символом силы, солнца, добра, красоты. На него крестьяне возлагали надежду о богатом урожае.
Конь представлен не только в связи с аграрным культом, но и как производительная сила крестьянского хозяйства, как вид транспорта в деревенской и городской жизни: «Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник» [5, с. 234].
Рисунок 1
Конь первый помощник в крестьянском хозяйстве, добрый спутник во всех делах. Поэтому изображение всадников и коней – вечный образ крестьянского искусства. Так например, на полотенце конца ХIХ века Гик 9 – 1916 (рисунок 1), поступившего из с. Черемшанка от Денисовой Е.В., [6, № 156–78]. В сложной композиции кони несут на себе всадников. Фигуры коней и всадников сильно упрощены, но, не смотря на это, в них читается строгость застывших торжественных поз. В нижнем бордюре – широкая линия, обозначающая землю.
Кроме строгих коней, в вышивке представлены их динамичные фигурки. Таковы кони с взвившимися вверх хвостами и развевающейся гривой, бегущие друг за другом, на полотенце из с. Дарственное, с. Тургусун (выполнены красной и черной хлопчатобумажной нитью, в технике крест) (рисунок 2, 3) [6, № 1830–79, 2028–79]. Часть орнамента с конями снизу и сверху иногда окаймлена подузорами – фризами из ромбов, крестов или других геометрических фигур, а также растительных элементов. Богатое орнаментальное оформление подузоров придает большую декоративность вышивкам. Часто кони изображены в составе и трехчастной композиции, когда кони размещены по сторонам центральной оси, например, деревца, цветка или вазона.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Более живая поза придана коням на полотенце КП 43 – 27834 (рисунок 4) начала ХХ века, поступившем из г. Усть-Каменогорск [7, № 86–2006]. Сюжетная композиция выполнена в технике вязания крючком белыми хлопчатобумажными нитями, состоит из двух коней, поднявшихся на дыбы, что придает им большую динамичность. Фигуры коней настолько реалистичны, что мы можем различить такие мелкие детали как уши, ноздри, линии скул и мышц, копыта.
Кроме аграрного культа образ коня неразрывно связан с семейно–бытовыми традициями, обрядами инициации. Например, в старину конь был обязательным участником обряда посвящения для мальчика, когда его впервые сажали на коня и смотрели, каким он будет наездником, как удержится в седле.
Деревянные фигурки коньков были распространенными детскими игрушками. Такие фигурки вырезал отец для своих детей. Крестьяне считали, что играя ими, дети набирались доброй силы, олицетворением которой представлялся конь.
Коньки на одном полотенце начала ХХ века Гик 27 – 10224 (рисунок 5), поступившем от Клепиковой М.Л. из г. Зыряновска предельно просты, несколько наивны, с вытянутыми туловищами, но, вполне реалистичны, хотя и напоминают игрушечных деревянных коней. Здесь отсутствуют птицы, нет ни веточек, ни цветочных розеток, но сохраняется трехчастность построения – расположение по сторонам деревца [6, № 361–81].
Рисунок 5
На полотенцах конь очень часто изображался в вышивке с бытовыми сюжетами. Нередко на конях, или рядом, или в центре помещены человеческие фигуры (рисунок 6).
У русских крестьян Южного и Юго-Западного Алтая конь фигурирует и в праздниках народного календаря. Его мифологическая природа лучше всего раскрывается в святочный период, излюбленным увеселением которого было ряженье. Среди ряженных конь был одним из самых популярных персонажей.
С участием коня происходили и девичьи гадания. Вот как происходило такое гадание, по рассказам информатора Какаулиной М.Ф., 1937 г.р. из села Северное, Зыряновского района ВКО: девица садится на коня верхом и одевает себе на голову ведро, куда лошадь приведет там жених и живет. В описанном гадании конь выступает в роли посредника, приводя гадающего к ответу на вопрос о будущей судьбе [8].
Рисунок 6 Гик 27 – 10252, Клепикова М.Л. начало ХХ века, поступление из Зыряновска [6, № 377–81].
В коллекции полотенец музея–заповедника фигура оленя встречается не часто. Всего выявлено два полотенца с мотивом оленя. Обе композиции исполнены хлопчатобумажными нитями в технике крест. Изображение оленя у славян олицетворяло представление о семейном счастье и благополучии, о добре, о свете. Славяне приписывали оленю мистические свойства, считая, что его изображение поможет преодолеть беду. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом.
Олени на полотенцах крестьян Южного и Юго-Западного Алтая изображается в виде повторяющихся мелких фигурок. На полотенце Гик 25 – 9105 (рисунок 7) из села Бутаково, Черепанова Н.Д., 1945, олени расположены по сторонам центральной оси – дерева и подчинены геометрическому строю орнамента. Фигуры животных очень реалистичны и динамичны, ноги согнуты, на голове длинные изящные рога, несколько закинутые назад [6, № 27–81].
Полотенце коллекции Гик 3 – 598, мастерицы Киселевой П.И., 1910 г., из села Поперечное демонстрирует несколько иное изображение – поза животного застывшая. Туловище оленя массивно, спина выпрямлена, как и на первом полотенце, голова и рога – основной признак оленя – небольшие [6, № 1452–79].
Основываясь лишь на имеющихся изображениях оленей, напрашивается вывод, что на рубеже ХIХ–ХХ веков для крестьян Южного и Юго-Западного Алтая были характерны реалистичные изображения животных, освобожденные от мифологии и отражающие личные впечатления мастериц от окружающей природы и бытовой среды.
Рисунок 7
Рисунок 8
К сожалению, в коллекции полотенец музея–заповедника других изображений нет. Для более полной картины, рассмотрим узор на вязаном наконечнике полотенца 1910 года мастерицы Студенковой Лукерьи Елисеевны (1898 г.р.) из с. Язовая, Катон-Карагайского района, хранящееся в фондах ИИФиФ (рисунок 9) [4, с. 103]. Здесь также сохраняется трех частность построения композиции: справа и слева от древа–вазона расположены два оленя в геральдической позе в прямолинейно–геометрическом стиле. Изображения оленей условны и геометритизированы, фигуры статичны и, в какой–то степени фантастичны, в отличие от двух предыдущих композиций. Эти характеристики позволяют сделать предположение об архаичности данного мотива вышивки и в целом о распространении типичных изображений на крестьянских полотенцах Южного и Юго-Западного Алтая.
Рисунок 9
Образ оленя прочно закрепился в русских народных сказках и преданиях. В фольклоре русских крестьян Алтая образ оленя ярко представлен в народной хороводно-игровой песне «Лень, ты мой лень…», где главный действующий персонаж Лень (олень), собирает фанты и раздает участникам задания.
Лев, как представитель южного ареала обитания и не встречающийся в северной и средней полосе Руси, не смотря на это, глубоко вошел в число образов народного искусства, в том числе и в вышивку северно-великорусских областей, традиции которых завезли на Алтай старообрядцы. Источники, откуда мастерицы черпали образы этих животных, различны: лев является героем средневековой литературы, он изображался на заморских (сасанидских, византийских, итальянских тканях), привозившихся на Русь; часто льва использовали в феодальных геральдических символах.
На фондовых полотенцах ВКОЭМЗ выделяется две разновидности изображения львов, при этом мотив льва выполнен цветными хлопчатобумажными нитями в технике крест.
В первой разновидности львы расположены по сторонам центральной оси узора – дерева, иного растения или вазона. Нередко льва сопровождали птицы, вокруг располагались растения, веточки. Подчеркивались особенности льва: лапы с острыми когтями, раскрытая пасть, из которой иногда высунут язык, и взвившийся длинный хвост.
На полотенце Гик 24–8495, датируемое концом ХІХ в. переданным Осининым В.С., жителем с Малеевка (рисунок 10), изображение львов теряет черты хищников, они изображены спокойно стоящими у вазонов с цветами, приобретая мягкие плавные контуры [6, № 228–80].
Рисунок 10
Рисунок 11
Вторая разновидность представляет изображение фигуры льва в динамике, как бы скачущей, когда животное опирается на задние лапы, а обе передние подняты. Это изображение восходит к геральдическому мотиву. На полотенце Гик 27 – 10251 1920 года (рисунок 11), полученном от Клепиковой И., жительницей города Зыряновск, львы в геральдической композиции изображаются в профиль, как бы застывшими, с грозно поднятой когтистой лапой [6, № 377–81]. Мотив льва часто сопровождался орнаментальными подузорами из растительных орнаментов. слияние льва с хищной птицей привело к образованию многоморфных тератологических образов.
Рисунок 12 Гик 10 – 2363 Киселева Ю.Б., начало ХХ в., с. Секисовка [6, № 294–78]
Состав животных в бытовых сюжетах полотенец значительно расширен. Все они по своему происхождению относятся к более позднему периоду – второй половине XIX – началу XX в. На полотенцах из коллекции можно встретить животных, которые окружали крестьянина в повседневной жизни. Кроме домашних животных, таких как собака, овца, кошка, часто встречались представители дикого животного мира – медведь, заяц, белка (рисунок 12). Также находим изображение рыбы плывущей в волнах (рисунок 13).
Рисунок 13 Гик 15 –4600, Митрофанова М., конец ХІХ в., с. Бутаково [6, № 863–79]
Рисунок 14. Гик 21 – 7330, Загулинова Л.Н., конец ХІХ в., г. Лениногорск [6, № 4080–80]
К тератологическим мотивам в русской вышивке относятся изображения фантастических существ, в которых соединены черты разных животных или животного и человека. Объединение разных животных в одном изображении характерная черта древнеславянского искусства. Фантастические образы животных находим в разных видах искусства средневековой Руси: рукописи, лубок, роспись, резьба. Такие сказочные изображения присущи и крестьянской вышивке. Это изображения существ, сочетающих в себе черты разных животных, окружавших крестьянина: птица–конь, конь–хищник, конь–олень, конь–лев и т. д. [9, с. 106]
В ходе изучения коллекции русских полотенец музея–заповедника выявлено, что русской традиционной вышивке Южного и Юго-Западного Алтая XIX – начала XX вв. также присущи изображения мифических животных. К таким образам на полотенцах из коллекции музея-заповедника относится изображение грифона. Образ грифона представляет собой слияние льва и птицы. Существо имеет голову, когти и крылья орла, а тело льва. Как и лев, грифон имеет четыре лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями. На полотенцах коллекции ВКОЭМЗ он изображался грозным, как бы стерегущим, охраняющим, с длинным хвостом, заканчивающимся кисточкой, четко выраженным клювом, иногда с поднятым крылом. Примером может служить полотенце Гик 18 – 5759 (рисунок 14), датируемое концом ХІХ в., полученное от Антроповой А.В., из с. Зубовка [6, № 1648–79].
В целом мотив грифона на алтайских полотенцах сохранил архаические черты древнеславянского искусства: туловище существа заполнено крестами, сеткой или другими мелкими фигурами, сохраняется трехчастность изображения. Грифон символичное животное, олицетворяющее власть над небом и землей. В древнеславянской традиции он является хранителем тайных знаний, крайне проницательный, символизирует бдительность и справедливость, скорое справедливое возмездие. Несмотря на свою воинственность, мистический защитник оберегает, помогает избежать неприятностей, отражает магические атаки и людскую зависть.
Примечательно полотенце Гик 16–5088 (рисунок 15), датированное 1928 г. от Серданцевой А.И. из села Верх–Уба [6, № 1067–79]. На нем в технике крест красными и черными хлопчатобумажными нитями выполнено изображение полуптицы полу–льва. В образе птицы ясно проступают черты петуха: длинный распущенный хвост, ярко выраженные гребень и серьги. Эти черты являются характеристиками другого мифического чудовища – Василиска.
Рисунок 15
Рисунок 16
Общеизвестно, что народное искусство и вышивка, в частности, хранит архаический пласт мифологических представлений. Рассмотренные зооморфные образы, пришедшие из древности, безусловно связаны с символами плодородия земли, животных и человека, с защитой домашнего очага, семейным благополучием. Русская деревня, в том числе и крестьяне, переселившиеся на Алтай, сумев частично сохранить архаичные традиции, в XX в. уже не знала языческого содержания своих вышивок.
Таким образом, рассмотрев русские традиционные полотенца из коллекции музея–заповедника, мы видим, что если первоначальные представления древних славян были со временем утрачены, то все-таки представление о доброжелательности данных мотивов сохранялось. Вышивальщицы по традиции повторяли старые, со временем сильно измененные и часто фрагментарные узоры и знали только, что в них заключена сила добра. Эстетическое начало в вышивке XX в. стало преобладать над ее изначально магически – заклинательной функцией. Алтайские мастерицы ХІХ – начала ХХ веков, сохраняя особое отношение к орнаментированному полотенцу, продолжали переносить на них изображения животных, вкладывая в них свою душу, мечты, надежды на счастливую жизнь, свои радости и горести.
Литература:
- Бломквист, Е.Э. Искусство Бухтарминских старообрядцев / Е.Э. Бломквист // Бухтарминские старообрядцы. – Л., 1930. – С. 397–432. – Текст: непосредственный.
- Солонец М.А. Русские полотенца из коллекции Восточно–Казахстанского этнографического музея–заповедника // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы международной научно-практической конференции (16–18 сентября 2019 г.) / г. ред. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: БИЦ Горно-Алтайского ГУ, 2019. – С, 242–249.
- Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие / Л. В. Фокина. — Москва: Феникс, 2005. — 172 с. – Текст: электронный.
- Русакова Л.М. Изобразительное искусство русских крестьян Сибири / Л.М. Русакова. – Новосибирск: Наука, 1989. – 171 с. – Текст: непосредственный.
- 5. Даниленко В.П. Картина мира в пословицах русского народа / В.П. Даниленко. – Спб., 2017, 474 с. – Текст: электронный.
- Фондовая документация ВКОЭМ. Акты приема экспоната. – Усть-Каменогорск, 1978–1981 гг. – Текст: непосредственный.
- Фондовая документация ВКОЭМ. Акты приема экспоната. – Усть-Каменогорск, 2006 г. – Текст: непосредственный.
- Материалы фольклорной экспедиции с.Северное, Зыряновский р-н, Восточно-Казахстанская область, 2005 г. – Текст: непосредственный.
- 9. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. – Москва: Наука, 1978. – 207 с. – Текст: непосредственный.
Солонец Марина Андреевна - младший научный сотрудник
Восточно-Казахстанского областного архитектурно–этнографического и
природно-ландшафтного музея–заповедника
Сборник статей и материалов «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства», Министерство культуры Челябинской области РФ, Южно-Уральский государственный институт искусств. Челябинск, 2021 г., стр. 290-301
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|