• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи научные Рахатова Ж.Т. Традиции и современность в творчестве Елены Го Сун Чин

Рахатова Ж.Т. Традиции и современность в творчестве Елены Го Сун Чин

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, г. Усть-Каменогорск.

Научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства.

Музей, фонд, ремесло, изделия, дерево, роспись, творчество, возрождение.

Известный профессиональный художник, мастер декоративно-прикладного искусства. Многие годы работает в технике традиционной  и современной росписи (дерево, стекло, металл). Участница международных и республиканских конкурсов и выставок. В фондах музея заповедника хранятся многочисленные изделия мастера.


Rahatova Zhadyra Toktarbekovna

TRADITIONS AND MODERNITY IN THE WORK OF ELENA GUO SUN CHIN

East Kazakhstan regional architectural and ethnographic and Natural Landscape Museum-Reserve, Republic of Kazakhstan, the city of Ust-Kamenogorsk.

Researcher of the Department of Folk and Decorative Arts.

Museum, foundation, craft, products, wood, painting, creativity, renaissance.

A well-known and professional artist, master of decorative and applied arts. For many years, he has been painting traditional and modern paintings (wood, glass, metal). Participant of international and national competitions and exhibitions. The funds of the regional and ethnographic museum of the reserve contain numerous products of the master.

 

О появлении на свет Елены Го Сун Чин (урожд. Ильиной), а также её брата и сестры, родившихся с ней вместе 30 сентября 1964 года с разницей в несколько минут, узнало, благодаря местной прессе, почти всё население Семипалатинска. Ведь рождение тройни – событие довольно редкое. Столь раннюю известность уже по факту своего рождения, наверное, сейчас можно посчитать предвестником будущей славы художницы. От природы Елена Андреевна одарена не только художественным талантом, но и огромной работоспособностью, трудолюбием, силой воли, что помогает ей достичь в своём любимом деле больших успехов.

В школьные годы, с 5 по 10 класс, она увлечённо занималась в изостудии при Доме культуры железнодорожников, где её наставником был известный семипалатинский художник Александр Алексеевич Шевченко. Именно его Елена считает главным своим учителем в изобразительном искусстве. Она, конечно же, мечтала о карьере живописца, готовилась к поступлению в художественное учебное заведение, но по семейным обстоятельствам этого сделать не удалось. Поэтому волею судьбы, после окончания школы девушка приходит работать в сувенирный цех семипалатинского лесхоза, который специализировался на декорировании деревянных изделий в народном стиле, в основном хохломской росписи. Здесь молодая художница встретилась с определенными трудностями на своём творческом пути, с которыми, надо отметить, она довольно быстро и успешно справилась. Дело в том, что та технология, которую традиционно используют в народной росписи, кардинально отличается от классических приёмов живописи, которым обучалась Елена в изостудии. Это и совершенно другая постановка руки при держании кисточки, и способ нанесения красок, исключающий их смешивание на палитре, и точность, уверенность мазков кисти, которые уже невозможно переписать заново, как в станковой картине, а также строгое соблюдение канонов и многоэтапность технологии росписи.

В течение десяти лет работы в сувенирном цехе (1982-1992 гг.), Елена Андреевна стала ведущим художником по росписи, с каждым годом совершенствуя своё мастерство. Кроме того, за это время сбылась её давняя мечта - она получила профессиональное образование, окончив московский Заочный Народный Университет Искусств им. Н. Крупской, отделение станковой живописи (1988 г.). Но с  развалом экономики в начале 90-х, когда закрывались многие предприятия, прекратил свою деятельность и сувенирный цех, в котором работала Елена. В течение следующих двух лет она занималась художественно-оформительскими работами, попробовала свои возможности в монументально-декоративной живописи при украшении интерьера детского сада. Но любовь к созданию расписных сувениров никогда не покидала мастерицу, она продолжала заниматься этим искусством в домашней мастерской, а вскоре полностью перешла на работу по частным заказам. Художница стала расписывать не только деревянные изделия – посуду, шкатулки, пасхальные яйца, декоративные панно и др., но также использовать для росписи предметы из других материалов – стеклянные бутылки, чайные сервизы и винные наборы, металлические подносы, самовары и др.

За годы самостоятельной творческой деятельности имя Елены Го Сун Чин стало известно не только в её родном городе, но также во многих областях Казахстана и за его пределами – в России, Украине, Китае, Германии и других странах. Она не только занимается частными заказами, но и принимает активное участие в различных выставках, конкурсах, фестивалях. В 2006 году стала лауреатом Международной выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённой году А.С. Пушкина в Казахстане, в 2007 – лауреатом выставки, проводимой в рамках V Международного фестиваля русского искусства (г. Семей, музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых), в 2009 году становится финалистом Республиканского конкурса ремесленников «Шебер» в Астане. Благодаря сотрудничеству с Восточно-Казахстанским областным архитектурно-этнографическим и природно-ландшафтным музеем-заповедником в ноябре 2012 года здесь состоялась персональная выставка работ художницы.

В настоящее время мастерица работает в техниках, как традиционного народного искусства, так и применяет в своём творчестве способы стилизации и интерпретации национального орнамента, получающего в её работах яркое современное звучание. Из народных видов декоративной живописи в изделиях Елены Андреевны преобладает хохломской стиль росписи, в котором она работает с артистизмом и лёгкостью состоявшегося мастера. Художница в своей работе соблюдает традиционную технологию хохломы, стараясь сохранить все её художественные особенности.

Необходимо отметить, что среди всех видов народной живописи хохломской промысел особенно выделяется по мотивам росписи, колориту и технике. В нём используется только растительный орнамент (изредка орнитоморфный) в отличие от других росписей, где наряду с растительными мотивами в той ли иной мере присутствуют изображения животных, птиц, людей, сюжетные композиции, а иногда и пейзажи. Техника исполнения в хохломском промысле является наиболее сложной, многоступенчатой, затратной по времени и материалам. Только в хохломе встречается термическая обработка изделий в печи и уникальный способ создания золочёного фона деревянных изделий. Это один из старейших видов народной росписи, зарождение которого произошло во второй половине XVII века благодаря слиянию двух направлений  русского искусства – художественной обработки дерева и традиций иконописной школы.

Технология хохломской росписи состоит из нескольких этапов. Сначала белую деревянную посуду – «бельё» грунтуют жидким раствором очищенной глины – «вапой». Затем изделие сушат и покрывают лаком несколько раз в течение дня. Следующий этап - «лужение», т. е. втирание в поверхность изделия металлического порошка. В старину это было серебро, затем олово, в настоящее время применяют, как правило, алюминиевый порошок. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. Перед расписыванием поверхность изделия необходимо покрыть ещё слоем лака и высушить. Роспись выполняется масляными красками с помощью тонких кисточек, которые в старину мастера делали сами из хвоста белки или шерсти кошки. Кстати, Елена Андреевна соблюдает эту древнюю традицию, самостоятельно изготавливая кисти для своих работ из беличьего меха. Кисти должны быть упругими и эластичными, позволяющими делать и очень широкие мазки, и очень тонкие линии. Готовую роспись закрепляют сушкой в печи. Далее следует нанесение нескольких слоев лака (каждый слой сушится отдельно). И завершающий этап - закалка изделия в печи при температуре 270-3000С.

Характерную особенность хохломских изделий – сочетание в росписи трёх цветов: золота с красным и чёрным – во многом определил именно технологический фактор Хохломы, т.к. эти  три цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают закалку в печи при очень высоких температурах. Кроме того, лаконичность и ясность колорита создают индивидуальный стиль Хохломы - чёрно-красная гамма росписи с золотом придаёт изделиям сдержанность и строгость. Иногда для оживления узора допускается использование и некоторых других цветов, таких как коричневый, светло-зеленый, жёлтый и белый. Разнообразить изделия помогают и бесчисленные варианты орнаментов, основанные на двух старинных системах хохломской росписи: «верхового» и «фонового» письма. «Верховое» письмо – это роспись, нанесённая красной и чёрной краской поверх золотого фона изделия. При «фоновом» письме сначала намечается контур орнамента, а потом золотой фон закрывается красным или чёрным цветом, оставляя золото не закрашенным в орнаменте.

Используя характерные мотивы и композиционные приёмы хохломской росписи, художница создаёт разнообразные, по-праздничному нарядные изделия. Это и комплекты посуды, и самостоятельные предметы - вазочки, сахарницы, поставцы, чаши, ложки и др. В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника имеется достаточно большая и интересная коллекция работ Елены Андреевны (более 50-ти предметов), многие из которых экспонируются на стационарных выставках. Среди них наиболее крупной работой в стиле хохломской росписи можно назвать набор деревянной посуды для салата, который выполнен в технике фонового письма – на красном фоне золотисто-чёрный рисунок композиции с использованием растительных и орнитоморфных мотивов.

Новаторством Елены Го Сун Чин является то, что в качестве материала для хохломской росписи она использует кроме дерева, ещё и стеклянные изделия – различные фигурные бутылки, вазы, сервизы. Технология росписи почти такая же, как и при росписи деревянных предметов. Стеклянные изделия она предварительно покрывает шестью слоями лака, каждый слой лака обжигает в  духовке при температуре 1000С. После первого слоя натирает губкой с полудой (белый металлический порошок), потом сушит в духовке. После обжига покрывает золотом и расписывает. Под волшебной кистью художницы стеклянные бутылки, которые до этого момента считались бросовым материалом, вдруг превращаются в настоящие произведения искусства, от которых невозможно отвести глаз. В росписи стеклянных изделий мастерица очень часто использует изображение птицы в различных вариациях, мотив которой символизирует счастливую, светлую жизнь.

Нередко в своём творчестве художница обращается к традициям другой самобытной народной росписи – петриковской. Своё название этот промысел получил по наименованию места его возникновения – села Петриковка, что находится в украинском Запорожье. Для петриковской росписи характерна разнообразная, яркая цветовая гамма узора на светлом, как правило, белом фоне, т. к. этой росписью в старину украшали белёные стены украинских хат. Преобладающим является цветочный орнамент, нередко встречаются и мотивы животного мира, особенно изображения птиц, таких как петухи, совы, павлины. Эта роспись отличается особой декоративностью и жизнерадостностью. В своих работах с петриковской росписью Елена Андреевна использует определённую цветовую гамму, состоящую из жёлтых, оранжевых, охристых и коричневых тонов, благодаря которым изделия излучают ощущения уюта и тепла.

В последнее время художница уделяет много внимания разработке различных вариантов композиций с казахским национальным орнаментом, которым украшает наборы для кумыса и иримшика, а также сахарницы, поставцы, декоративные доски. Традиционный орнамент в художественной обработке мастерицы приобретает новые черты, созвучные современности. Для росписи Елены Го Сун Чин в казахском народном стиле характерно использование в композиции крупных форм орнамента, насыщенной цветовой гаммы, построенной на контрасте фона с узором росписи, тональной раскладке и применении эффекта сияния. Эти изделия заняли достойное место в различных экспозициях Восточно-Казахстанского музея-заповедника, а также экспонируются на передвижных выставках и фестивалях декоративно-прикладного искусства.

Кроме стилизованной народной росписи, Елена Андреевна использует в своём творчестве и свободный стиль,  в котором создаёт разнообразные цветочные композиции, как декоративного, так и реалистичного характера. На чашах, вазах, поставцах и подносах то загораются ярким пламенем осени веточки рябины, то излучают свет и тепло солнечные ромашки, распускаются прекрасные лилии и нежные ландыши. В таких работах с наибольшей силой проявляется творческая фантазия художницы, выраженная в свободном выборе композиции, в использовании разнообразной цветовой палитры и различных технических приёмов.

Творчество Елены Го Сун Чин, богатое темами, мотивами и техниками росписи, отличается высочайшим профессионализмом и мастерством, что в наше время встречается не часто. Но самый главный секрет успеха художницы, наверняка, кроется в том, что своими работами она дарит нам ощущение счастья и радости жизни, учит ценить красоту и неповторимость каждого её мгновения. Всё творчество художницы согрето любовью и добрым отношением к окружающему миру: природе, людям, животным и растениям. Обладая такими магнетическими свойствами, произведения мастерицы никого не оставляют равнодушными, приковывают к себе внимание зрителей, вызывая у них неподдельный интерес и восхищение.

 

Литература

  1. Изделия народных художественных промыслов. Бардина Р.А. М.1990г.

 

Рахатова Ж.Т. - научный сотрудник отдела

народного и декоративно-прикладного искусства

 

Сборник научных статей «Алтайский текст в русской культуре», Министерство науки и высшего образования  РФ, Алтайский государственный университет, Барнаул, издательство Алтайского университета, 2021 г., вып. 9, стр. 173-180

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы