В тезисах показаны основные результаты археологических исследований памятников на историко-археологическом комплексе Акбауыр и обозначены основные проблемы, связанные с их музеефикацией. Рассматривается возможность возведения большепролетных конструкций над отдельными объектами, строительства здания музея, изготовления виртуальных копий – симулякров древней наскальной живописи.
ARCHAEOLOGICAL RESEARCH AND PROBLEMS OF MUSEIFICATION OF MONUMENTS AT THE HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL COMPLEX AKBAUYR IN EAST KAZAKHSTAN.
Peteneva G. G.
East-Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural-landscape museum-reserve, Ust-Kamenogorsk (Kazakhstan)
Среди многообразия памятников археологии Восточного Казахстана особое место занимает комплекс Акбауыр, который находится в 35-38 км от г. Усть-Каменогорска в Уланском районе Восточно–Казахстанской области. На этой сравнительно небольшой территории, в пределах окрестностей сопки Коржинбай и Сорокиной горы в радиусе 10-15км, расположены самые разнообразные типы археологических памятников, относящиеся к разным хронологическим периодам: поселения и могильники эпохи бронзы; курганы раннего железного века, включающие редкие археологические объекты - курганы «с усами»; захоронения, датированные эпохой средневековья. Многочисленные наскальные рисунки располагаются на небольших сопках и кряжах и образуют локальные группы. Наиболее интересным является грот с наскальными рисунками, выполненными красной охрой (III тыс. до н.э.). Комплекс многочисленных археологических памятников формируют историко–культурную среду района.
Отдельные типы памятников в разное время были исследованы археологами. В 70-е годы ХХ в изучением наскальных рисунков занимался З.С. Самашев. Неоднократно проводились раскопки на могильнике Кызылтас, расположенном у северного склона Сорокиной горы, который входит в зону комплекса: Ф.Х. Арслановой (1972г), Г.А. Кущ и Г.И Суворовой (1990г), А.А. Ткачевым (1992г.). Полученные в ходе раскопок материалы хранятся в областном историко-краеведческом музее (г. Усть-Каменогорск).
Археологические памятники на Акбауыре гармонично сочетаются с окружающей природной средой. Высотными точками в пространственной организации являются гора Коржинбай (801м) и Сорокина гора (840м), входящие в систему Калбинского нагорья. Ландшафтная зона определяется обширными степными пространствами с малыми речками, ручьями, родниками, расположенными в небольших урочищах с равнинно-горным рельефом. Здесь преобладает степная растительность в сочетании с березово-осиными лесами, сосновыми борами и кустарниками. Чуть выше расположена зона субальпийских лугов богатых разнотравьем. Нужно отметить, что на Калбе встречается немало рефугиумов и эндемичных видов, занесенных в Красную книгу Казахстана. В животном мире преобладают виды, как хорошо приспособленные к степным условиям обитания, так и характерные для боров и смешанных березово-сосновых лесов.
Территорию, на которой расположен Акбауыр вполне, можно отнести к естественно резвившемуся типу культурных ландшафтов, позволяющему сохранить и экспонировать объекты наследия в аутентичной исторической, этнокультурной и природной среде. Оптимальным способом сохранения и использования памятников историко–культурного наследия на Акбауыре является их музеефикация.
Для обеспечения контроля за посещением туристами и с целью сохранения, как археологических памятников, так и природной среды в 2012 г. музею-заповеднику были отведены два участка земли - у горы Коржинбай (62,95га) и у Сорокиной горы (18,86га), на которых расположены наиболее интересные и значимые археологические объекты. Участок земли у западного склона горы Коржинбай (62,95га) был огорожен, оборудована входная группа, установлены скамейки, беседки, урны, вагончик для охраны и обслуживающего персонала, произведены электромонтажные работы, произведено подключение к ЛЭП, пробурена скважина для обеспечения водой. Разработан маршрут и подготовлены экскурсии по данному локальному участку комплекса. Для демонстрации выделено четыре основных объекта: грот с рисунками охрой; «ритуальная» или «визирная» площадка; останец с петроглифами; останец с чашевидными углублениями. Фактически для демонстрации из археологических памятников предлагались только наскальные рисунки. Естественные природные особенности и состояние других археологических объектов даже для простого визуального обнаружения и восприятия посетителями были достаточно сложными.
С 2019 года на комплексе Акбауыр начаты археологические раскопки по «Программе развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2019-2021 годы» по теме: «Алтай-Тарбагатай от эпохи бронзы до средневековья» акимата Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан (руководитель программы - Д. К. Ахметов, аким ВКО; руководитель темы - З.С. Самашев, д.и.н.)
Третий год ведутся раскопки на месте, которое ранее определялось как «ритуальная» или «визирная» площадка. Именно здесь находилась «каменная стенка» из мегалитических плит и изображения горных козлов на скальной поверхности гранитного останца. На этом объекте по площади раскопа 672м2 изучены два культурных горизонта на глубину 20,0-50,0см. Археологами выявлены каменные конструкции от построек и порядка 12 очагов. Получено большое количество орудий труда из камня: зернотерки с курантами, мотыги, песты, шары, диски, оселки, пряслица, молотки, лощила, отбойники и др. Особенно многочисленны фрагменты керамики, порядка 3,5 тысяч. Фаунистический комплекс представлен костными останками домашних и диких животных. Среди костяных орудий труда часто встречаются лощила для керамического производства, различного рода проколки, острия, предметы для обработки шерсти, кожи и текстиля. По результатам исследований сделан вывод о том, что в пределах «культовой площадки» в древности находилось поселение и связано оно с начальным периодом становления раннесакского культурного комплекса (примерно, X–VIII вв. до н. э.). Поселение получило свое название - Акбауыр I. Значение археологических раскопок на поселении Акбауыр I заключается в том, что здесь, впервые в регионе, открыто оседлое поселение ранних саков. [6]
В 2021 году начаты раскопки еще двух поселений Акбауыр II с площадью раскопа 240м2 и Акбауыр III площадью 300м2 у западного склона горы Коржинбай. В ходе археологических раскопок были найдены каменные орудия труда - мотыжки, обломки керамической посуды и кости животных. Рядом с местом, где были обнаружены поселения, расположены объекты с наскальными рисунками. У поселения Акбауыр II на склоне горы находится огромный валун с изображениями лошадей. Граница поселения Акбауыр III непосредственно примыкает к каменному останцу с рисунками оленей, хищных животных, человека и лошади.[5]
В сезоне 2021 года раскопана ограда, овальной формы, размером 12,2х16,8м, сложенная массивными кварцевыми глыбами. Внутри ограды археологи обнаружили четыре захоронения в цистах, закрытых сверху гранитными плитами. Погребения оказались ограбленными, только в одном из них была оставлена заупокойная пища в богато орнаментированных глиняных горшках. Находки позволили датировать данный объект периодом поздней бронзы XII (X) – VIII вв. до н.э.[5]
На могильнике Кызылтас, в течение двух сезонов велись исследования кургана с «усами». Центральное сооружение кургана с «усами» представляет собой округлой формы выкладку из камней диаметром 10,5м, высотой 0,30-0,40м, от которой, к юго-востоку и к северо-востоку отходят два «уса», сложенные из камней. Длина «усов» 110,0-140,0м, ширина от 1,5 до 4,0м. Пространство между каменными грядами также было полностью расчищено и к настоящему времени курган «с усами» представляет собой достаточно величественное сооружение, которое после надлежащей консервации вполне можно включать в качестве самостоятельного объекта для демонстрации туристам.[4] Кроме того, на могильнике Кызылтас еще в 70-е годы ХХв. археологом Арслановой Ф.Х. были раскопаны еще два кургана с «усами». [1]
Некоторые из объектов по окончании исследований, необходимо будет музеефицировать и включить в экскурсионный маршрут. Археологические исследования на Акбауыре будут продолжаться. По предварительным данным здесь могут находиться ремесленные мастерские по производству керамики, орудий труда из камня и кости, а также металлургии. Интерес представляют погребальные конструкции разных хронологических периодов.
В связи с этим, остро встала проблема консервации и сохранения раскопанных объектов. Принимая во внимание тот факт, что на Акбауыре памятники археологии расположены очень близко друг другу и занимают значительные площади, строительство каких-то капитальных зданий и сооружений в принципе не возможно. В качестве решения было предложено возведение над отдельными объектами большепролетных конструкций, которые имеют существенные преимущества. Они обладают высокими техническими показателями: сопротивление нагрузкам, упругость, прочность и пластичность. Благодаря всем этим свойствам удается достигать невероятной устойчивости материала к негативным воздействиям погодных условий и механическим повреждениям. Сами конструктивные формы имеют большой диапазон разных моделей, детали и элементы каркаса монтируются в заводских условиях, а потом доставляются на место монтажа. При этом тяжелая спецтехника не используется. Такая конструкция способна не только защитить объект от воздействия природных факторов, ее можно использовать в качестве выставочного павильона для размещения экспозиции с другими, дополнительными археологическими материалами и информацией.
В современном музее проектирование археологической экспозиции представляет определенную проблему. В большинстве музеев традиционным остается показ археологических предметов по археологическим культурам или всякого рода коллекциям.
Вещи и артефакты демонстрируются извлеченными из контекста археологического объекта и дают далеко не полное представление о бытовании предмета в определенной социокультурной среде. В результате культурная значимость археологических коллекций значительно снижается.
Все большее развитие получает еще одно направление демонстрации и пропаганды археологического наследия, которое связано непосредственно с музеефикацией археологического памятника или артефакта, когда происходит преобразование историко-культурного или природного объекта в музейный объект с целью максимального сохранения его историко-культурной и научной ценности. В таком музее под открытым небом вполне возможна демонстрация непосредственно уже исследованных объектов и артефактов; созданных на их основе историко – археологических реконструкций и моделей различного рода построек, ремесленных мастерских, орудий труда, керамики, одежды, оружия и т.д., а также использование процесса археологических раскопок в качестве самостоятельного объекта музейного показа. Также успешно может развиваться экспериментальная археология, когда посетители могут принять непосредственное участие в плавке металла в древней печи, лепить и обжигать посуду, строить жилище и т.п.
Одно из условий музеефикации - сделать объекты более доступными для посетителей, а это в свою очередь влечет за собой нарушение аутентичности. Значительно увеличиваются по площади рекреационные зоны. К объекту подводят электричество, выкладывают современными материалами (тротуарной плиткой), а иногда и асфальтируют дорожки, ставят информационные щиты и ограждения, сооружают смотровые площадки из современных материалов и т.д. Недостатками музеефикации становится экологическая угроза для исторических объектов и окружающей среды, создаваемая большими потоками посетителей.
На Акбауыре не только возможно, но даже необходимо, наряду с музеефикацией объектов, строительство здания музея, поскольку это позволит решить многие другие проблемы связанные с использованием данного комплекса. Прежде всего, получаемые в ходе раскопок артефакты будут сосредоточены в фондах одного музея. Это будет способствовать как эффективному их изучению, так и более мобильному использованию в экспозициях и выставках. Сегодня часть коллекции хранится в фондах музея-заповедника, часть материалов в областном историко – краеведческом музее. Наряду с артефактами в фондах также будет сосредоточена вся накапливая информацию по другим объектам комплекса в т.ч. фото, видео материал, чертежно-графические схемы и копии, даже в случае разрушения или утраты того или иного объекта, данные о них послужат основой, которая обеспечит дальнейшее их изучение.
Нельзя обходить вниманием и тот факт, что уже долгое время часть специалистов считает Акбауыр по своему функциональному назначению древним святилищем, где не только проводились магические обряды и ритуалы, но также велись наблюдения за астрономическими объектами. [3] Именно музейная экспозиция более полно и наглядно может раскрыть данное направление.
Одной из проблем на Акбауыре является сохранение и демонстрация рисунков, выполненных охрой. Ее решение возможно путем музеефикации, которая предполагает обязательное проведение инженерно-геологической оценки состояния сохранности, как окружающей среды, так и самих рисунков. С методикой музеефикации этой категории памятников дело обстоит еще сложнее. Посещение грота, расположенного пусть даже на незначительной высоте (3,0-4,0м) ограничивает его доступность для лиц преклонного возраста и с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из решений может быть создание и демонстрация в экспозиции музея симулякра – условной цифровой копии, археологической репродукции грота с помощью стереофотограмметрии, лазерного сканирования и фотограмметрии, которая заменит оригинал и может стать даже более функциональной, чем артефакт. В мастерской Arc&Os (Монтиньяк, Франция, руководитель - Alain Dalis) успешно разрабатывают, совершенствуют и используют такие современные методики.[2] Однако, необходимо отметить, что они очень затратны и требуют специальных инструментов, приборов, моделируемых материалов, уникального программного обеспечения и высококлассных специалистов. Преимуществами реконструкций является их доступность и зрелищность, которую можно повысить за счет использования мультимедийных средств.
Проблематичным остается вовлечение в экскурсионные маршруты других памятников древнего наскального искусства. На Акбауыре известно около 10 местонахождений петроглифов. Друг от друга они могут быть расположены от нескольких сот метров до 5-7 км. Протяженность одного местонахождения также может быть до 3км. Часть рисунков располагается на горизонтальных плоскостях и, как правило, на очень хрупкой сланцевой породе. Для того чтобы сделать петроглифы объектами показа необходима инженерно-геологическая оценка состояния их сохранности, повторное описание, создание единой схемы расположения местонахождений петроглифов и схем по каждому отдельному местонахождению. Также не исключается вариант по созданию отдельного зала для виртуальных экспозиций и экскурсий по наскальным рисункам Акбауыра.
В 2011 г. музеем-заповедником совместно с группой архитекторов КазГАСА и Союза дизайнеров Казахстана – Байтеновым Э. М., докт. архитект., Исабаевым Г. А., канд. архитект., Ордабаевым А., докт. архитект был спроектирован макет здания музея площадью 686м2 для историко–археологического комплекса Акбауыр – «Ландшафтный» с уникальной формой здания, повторяющей скальные выходы, характерные для местного рельефа. Световые щели в параллельных арках, напоминающие гранитные пласты, обеспечивают фиксацию моментов солнечного цикла, летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. В архитектурном решении, световые эффекты гармонично сочетаются с насыщенным внутренним пространством здания в виде тематических экспозиций, оснащенных современным мульти- медийным оборудованием, видео-залом, кабинетами для сотрудников, помещениями для размещения фондов. Для строительства музея дополнительно был выделен участок земли 2,4 га в месте свободном от археологических памятников. Проект прошел госэкспертизу, но музей так и не был построен.
На сегодняшний день Акбауыр является достаточно известным в области историческим памятником, который посещают многочисленные туристы. То состояние, в котором комплекс находится сегодня, уже не отвечает современным требованиям. Музеефикация объектов археологии, создание экспозиции под открытым небом, строительство музея и оснащение его современным оборудованием весьма затратные мероприятия. Однако, принимая во внимание значимость памятников исследуемых на Акбауыре, перспектива их долгосрочного исследования, объем получаемого материала предполагает наряду с финансированием археологических раскопок должное финансирование, направленное на создание музея под открытым небом. Желательно чтобы выделение средств было постоянным т.к. без постоянной финансовой поддержки музеефицированные памятники частично или полностью будут разрушаться.
Литература:
- Арсланова Ф.Х. Курганы «с усами» Восточного Казахстана. // Древности Казахстана. А-А, 1975, с. 116-129.
- Далис А. Репродукция археологических предметов. // «Музеефикация историко-культурного наследия: теория и практика». Материалы III Международного научного симпозиума. Уфа: ГБУ НПЦ РБ, 2018. – 202 стр. с илл., с. 4-24.
- Марсадолов Л.С., Самашев З.С. Изучение археологических памятников Западного Алтая. СПб, 2000.
- Отчет по теме: «Алтай-Тарбагатай от эпохи бронзы до раннего средневековья» в рамках «Программы развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2019-2021 годы». Усть-Каменогорск, 2020. (Самашев З.С.)
- Предварительный отчет по теме: «Алтай-Тарбагатай от эпохи бронзы до раннего средневековья» в рамках «Программы развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2019-2021 годы». Усть-Каменогорск, 2021. (Самашев З.С.)
- Самашев З. С. Производственный центр ранних саков в Казахстанском Алтае (поселенческий комплекс Акбауыр). // Археология Южной Сибири. К 75-летию со дня рождения В.В. Боброва. Кемерово, 2020, вып.28, с. 103-118.
Опубликовано:
Археологические исследования и проблемы музеефикации памятников на историко-археологическом комплексе Акбауыр в Восточном Казахстане / Материалы Второго Международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность», Барнаул – Горно-Алтайск, 30 сентября – 3 октября 2021 г., издательство Алтайского государственного университета, 2021 г., стр. 76-80