В каждом крестьянском хозяйстве непременно бытовала всевозможная утварь, кухонная и прочая, необходимая для нормальной жизнедеятельности. Речь пойдет о деревянной посуде. По способу выработки деревянная посуда делится на бондарную, точеную и долбленую. К долбленой посуде относятся кадки и корыта. Кадки (дупельки) выдалбливаются со стороны торца из целого куска древесины осины или липы, они имеют вставное дощатое дно. Используются для меда, топлёного масла, творога и других пищевых продуктов.[3, С. 501]
Нормальная форма ствола дерева – цилиндр, слегка суживающийся к вершине, но растущие деревья часто отступают от этой формы вследствие влияния внешних и внутренних причин на произрастание дерева. Прямизна ствола, однако, не обуславливает исключительную пригодность дерева для поделок, для которых более важны его хорошие качества и отсутствие тех или иных пороков на дереве.[6 с.8]
У севернорусских и белорусов распространены выдолбленные из куска дерева кадки с вставленным дном (липовки, кадодолбь). Их выдалбливают так же как ульи-дуплянки.[5 с. 140]
Предметы переданы в дар музею жителем г. Зыряновска Снегиревым Венедиктом Симоновичем 1910г рождения, уроженцем с. Бородино, Зыряновского района. О бочонке сказал, что долбили раньше «пчел-лежаков». Назначение этого бочонка связывает с пчеловодством. [2, Гик 26-9972 акт 278-81] Бадейки передал в дар музею житель с Верх-Уба, Ушаков Михаил Ильич 1905г рождения, Бадейку он изготовил сам, незадолго перед этим, на пасеке, в районе Верх-Убы, под сопкой «Сабанихой». Пасека была большая и принадлежала ему. Ульи были дупляные, как говорит Михаил Ильич, рамочные пошли только с 1926г. [2, Гик 27-10474 акт449-81]
Утварь у бухтарминских каменьщиков в большинстве случаев употребляется самодельная. Кроме бондарной посуды, в большом распространении деревянная долбленая посуда (бадейки и туяса). На Бухтарме термин «туяс» употребляется для обозначения высокой цилиндрической посуды как долбленой, так и берестяной.[4 с.153]
Информатор Чанов Агеевич, 1924 года рождения, уроженец с. Коробиха. В хозяйстве артели были две пасеки, которым требовалась посуда для меда. Поскольку мед обладает сушащим свойством, и клепочная посуда под его действием рассыхается, то для пасек делали долбленую посуду, в частности бадьи.[1] Бадья принадлежала Полторанину Андрею Герасимовичу 1877г рождения. Бадья выполнил он сам. Пользовался он ей на пасеке, хранил мед. Бадью в музей передал сам в 1970г.[2, Гик 14-4082 акт 680-78] Все эти вещи были подарены в музей Немцевым Кириллом Деевичем, 1926г рождения, уроженцем с Пахотного, Бадейка сделана Александром Петровичем в 40-х годах 20в, использовалась для хранения меда. [2, Гик 26-9545 акт 142-81] Бадья принадлежала Еремею Ефимовичу, 1887г. рождения, уроженцу и жителю с Александровки. Бадейку изготовил сам в 20-х гг 20в. В подобных бадьях и в этой хранили мед. Еремей Ефимович был пчеловодом. [2, Гик 26-9457 акт 127-81] Бадейка передана в музей жительницей с Бутаково, Лукьяновой Зинаидой Ивановной, 1906г. рождения. Эту бадейку сделал ее муж Мазницын Федор, который был с 1905г рождения. Делал он эту бадейку из осины с помощью железной оборотни, выдалбливая середину. В начале, в бадейке хранили мед, а потом зерно и сухую черемуху. Бадейка изготовлена в довоенные годы. [2, Гик 25-9220 акт 76-81] Все предметы были найдены в доме, в котором жила Колесникова Мария Харитоновна, 1882г рождения, уроженка Долгой деревни, г. Усть-Каменогорска. Бадейка – предназначалась для хранения меда или масла. Была изготовлена Колесниковым А. Е. [2, гик 28-10811 акт 68-82] Предметы передал в музей Колесников Григорий Иванович, 1957г рождения, уроженцем с. Бутаково. Бадейка предназначалась для хранения меда. Изготовлена в 30-40-е гг20в. [2, Гик 25-9196 акт 61-81]
Информатор Палкин Степан Иванович, 1907 года рождения, житель с. Ново-Ульбинка. Один год намахали на пасеке много меда, поэтому пришлось срочно изготавливать долбленые бадьи, чтобы этот мед сливать.[1]
Долбленая посуда имела в крестьянском хозяйстве определенное назначение, а именно на пасеках где бадьи использовались для хранения меда. Каждый хозяин мог сам изготовить необходимое количество бадеек для себя и своих родственников. Данные предметы принадлежали Ларионову Сергею Осиповичу 1910г рождения уроженцу и жителю с. Пихтовка. Бадью изготовил в 80-х годах 19 века его дед – Ларионов Михаил Владимирович 1850 г рождения, житель с. Пихтовка. По словам Сергея Осиповича – Михаил Владимирович слыл мастером по изготовлению бадеек, лагунов, прялок и т.д. Люди обращались к нему изготовить ту или иную хозяйственную утварь. Потом Михаил Владимирович стал изготавливать на продажу. [2,Гик 7-1500 акт 77-78] Бадейки передал в дар музею житель с Верх-Уба, Ушаков Михаил Ильич 1905г рождения. Большая бадейка принадлежала его жене - Сергеевой Акулине Ивановне, ей осталась от матери - Елены Харитоновны, а той в 1917-18гг отдал отец – Козлов Харитон Артемьевич. Год рождения Сергеева Харитона Артемьевича примерно-1847-48гг. Акулина Ивановна с 1914г рождения, когда была отдана бадейка, ей было 34 года, но она хорошо помнит, что она была полная меда. Харитон Артемьерич отдал бадейку и сказал: «Возьми, и корми детей», а детей у нее было 13. Бадейку он изготовил сам, незадолго перед этим, на пасеке, в районе Верх-Убы, под сопкой «Сабанихой». Пасека была большая и принадлежала ему. Ульи были дупляные, как говорит Михаил Ильич, рамочные пошли только с 1926г. Маленькая бадейка найдена им в купленном, более 3-х лет назад, доме. [2,Гик 27-10474 акт449-81]
Очень интересен технологический процесс изготовления долбленой цилиндрической посуды. Утварь у бухтарминских каменьщиков в большинстве случаев употребляется самодельная. Специальных бондарей нет, в большинстве случаев хозяева сами умеют обращаться с плотничьим и бондарным инструментом, и изготовляют посуду для себя и для своих ближайших родственников. Набор бондарного инструмента общеупотребителен, но элементарен (струги, уторники, натяг и т. д.). [4 с.153]
Село БутаковоЛениногорский горисполком. Информатор: Иванов Филат Иванович, 1890 года рождения. Мягкое дерево заготавливали для различных поделок – это осина и тополь. Кору осторожно снимали, не трогая верхнего слоя. Если верхний слой будет поврежден, то изделие потом будет трескаться. Слои древесины, расположенные непосредственно за корою, называются заболонью или оболонью.[6 с. 10] Летом дерево сушили. Зимой делают и везут продавать изделия. Люди, занимающиеся изготовлением бадеек, возили их на базар и продавали. Прочность продаваемого материала проверяли путем смазывания смесью, состоящей из крутого творога с нашатырным спиртом. Так проверяли прочность бадеек, лагунов, туесков. Пользовались фуганками, скребками, циркулем, зауторником. Процесс изготовления бадеек: отпиливают чурку по выбору, какую надо бадейку. Сверху снимают кору, не повреждая верхнего слоя. Наколяют напоры и сверлят им середину. Так проделывают углубление, очищают внутреннюю часть, выбивая середку оборотней, ножовкой. [1,1\34 (имя не указано) с. 1-3]
Информатор Чанов Федор Агеевич, 1924 года рождения, уроженец с. Коробиха. Долбленую посуду, как и клепочную, делали, так же бондари. Долбили из тополевых и осиновых чурок, которые периодически заготавливали в лесу несколько человек из артели.[1] Разбухание и усушка бывает сильнее в твердых породах дерева, чем в мягких. Растрескивание дерева происходит от неравномерности усыхания слоев древесины.[6 с.13] Дерево выбирали диаметром в зависимости от требуемой посуды (к примеру, на 80 кг, на центнер). Дерево соответственно распиливали на чурки 1м20см, 1м50см длиной. Далее в артельной мастерской «напарьем» (сверлом) в сырых чурках по центру просверливали сквозное отверстие. Причем если длины напарья не хватало, сверлили поочередно с обоих концов.[1] Круглые отверстия в дереве производятся сверлением посредством бурава и напарья. Ложечный бурав или напарье служит для просверливания дыр глубоких и большого диаметра. Части его: жало, ложка, веретено и ухо. Жало и ложка навариваются сталью, а в ухо продевается деревянная ручка. [6, С. 28-29] Бурав с. Бутаково Ракова Александра Гурьяновна, изготовил дедушка Раков Василий Антонович, 1868 года рождения, в 20-х годах в местной кузнице.[2,Гик 18-5819 акт 1665-79] Затем чурку ставили на примитивную глиняную печь, таким образом, чтобы огонь проходил через отверстие (эффект тяги через трубу). Пока отверстие обгорало, бондари занимались другой заготовкой, и в то же время следили, чтобы в первой не выгорало лишнее или напротив, лучше горело (в первом случае замазывали глиной, во втором смазывали дегтем). Выгореть должно отверстие 10-12 см. Затем циркулем сверху очерчивали толщину стенок бадьи и лишнее обдалбливали полукруглой стамеской с длинным черном.[1] Долбление дерева плотник производит долотом, которое бывает трех родов: полукруглое, плоское, шиповое.[6,С. 28-29.] Тесло для вырезания бадеек имеет форму лопатки длина 27 см. Ситков Александр Карпович, 1930 года рождения. Теслом долбили бадейки. [2,Гик 27-10167 акт 347-81] Толщина стенок в точёной и долбленой посуды должна быть равномерной, на торцах остова долбленой посуды с внутренней стороны должны быть сняты фаски. У выдолбленной заготовки «уторником» делают «зауторы» для дна. Уторы – это отверстия для последующей вставки дна. Чтобы нарезать уторы пользуются уторником. Уторник состоит из колодки, подвижного бруска, резца, направляющей и зажимного клина.
С. Огневка, Уланский район информатор: Бостоногов Алексей Порфирьевич, 1918 года рождения, уроженец с. Медведки Катон-Карагайского района. Один из этапов работы – нарезание зауторов. Их делали на таком расстоянии от края, чтобы не скололись, глубина не более 5 мм. [1,1\103 зав. отделом русской этнографии Яковлев А.А. 1985 с. 51-52]. Дно бадьи должно быть изготовлено из того же дерева, поскольку у различных деревьев структура разная и осадка будет разная. Диаметр дна должен равняться внутреннему диаметру бадьи. Его рассчитывали при помощи циркуля, ножки которого вставляли в зауторы и добивались, чтобы циркуль откладывался по окружности ровно шесть раз. Это расстояние между ножками циркуля служило радиусом дна. Размер и форма фаски определялась опытным путем. Перед вставкой дна в зауторы по окружности в разных местах вставляли три щепки, выходящие из прорези на полсантиметра (чтобы дно не упало) и на них клали дно. Дно должно было ложиться свободно. Если его приходилось забивать молотком, то дно велико. Черезполдня щепочки нужно было вытаскивать, чтобы их не зажало в результате усыхания изделия. [1,Б\н Яковлев А.А. 2005 с. 1-2]
Село Бутаково Лениногорский горисполком. Информатор: Иванов Филат Иванович, 1890 года рождения. Прочность бадейки проверяли так: внутреннюю поверхность смазывали нашатырным спиртом и закрывали ее очень плотно. Если запах нашатыря чувствовался, значит, дерево не плотное. [1,1\18 мнс Подгорбунская Т.Ф. 1978-80 г.]
Кроме традиционных бадеек для хранения меда изготавливались так же ведра, пудовки, маслобойки.
Информатор Чанов Федор Агеевич, 1924 года рождения, уроженец с. Коробиха. Одно из изделий – «сбойка» (маслобойка) бывает как долбленая, так и бондарная. [1, Б\н Яковлев А.А. 2005 с. 1-2] Экспонаты подарены музею жительницей г. Зыряновска - Прилуцкой Зинаидой Илларионовной, 1914г рождения, уроженкой с Соловьево. Все предметы остались после смерти ее матери в 1963г – Маметовой Фетиньи Вавиловны 1888г рождения, уроженки с Соловьево. Бадейка играла роль маслобойки, в отверстие «ушек» при этом продевался прут, прижимающий крышку с отверстием в центре для крестовины, взбивающей масло. [2,Гик 26-9957 акт 257-81]
Таким образом, долбленые бадейки являлись одной из специализаций бондаря. Долбленая посуда в крестьянском хозяйстве имела в основном узконаправленное назначение. Бадьи использовались для хранения меда, бондарную посуду мед высушивал, что приводило к невозможности хранения данного продукта в клепочной посуде. По этому долбленую посуду продолжали производить наравне с клепочной в кустарных мастерских, на продажу. Кроме того для изготовления данного типа емкостей использовали определенный вид дерева, это осина и тополь. Сохранялась технология производства и набор инструментов.
Список литературы.
- Архив ВКОАЭПОМЗ.
- Главная инвентарная книга ВКОАЭПОМЗ.
- Д.А.Андрусевич Б.С.Гуревич Товароведение промышленных товаров. М 1961.С. 501
- Е. Э. Бломквист Н.П. Гринкова Бухтарминские старообрядцы. Л 1930
- Д.К. Зеленин Восточнославянская этнография. М 1991
- Федоров П.А. Плотник-любитель. М 2016.С. 28-29
Статья опубликована в сборнике материалов Х международной научно-практической конференции
«МЕЛЬНИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященной 100-летию со дня рождения М.Н. Мельникова и 30-летию областного центра русского фольклора и этнографии,
проходившей 20-21 февраля 2021 года по адресу: город Новосибирск, пр. Чаплыгина 36. 187 страниц страницы 150-155.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|