Аннотация: Автор статьи с 2002 по 2019 год занимался научным исследованием и описанием икон собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника в электронной программе «Музеолог» по модели ЮНЕСКО и заполнением от начала и до конца фондовой инвентарной книги «Иконы деревянные темперные». По материалам проведенных исследований были подготовлены и изданы научные каталоги украинских (2004) и русских старообрядческих икон (2018). Опубликованы в научных сборниках конференций в государственных университетах и музеях 16 и журналах России и Казахстана 12 статей. В процессе подготовки каталога русских старообрядческих икон была выделена группа икон с фигурными ковчегами. По мнению исследователя русской иконы Е.Н.Трубецкого архитектура русской иконы имеет органичную связь с архитектурой русского православного храма и несет сакральную символику. Русские иконы с фигурными ковчегами появились, начиная с XVII века. В статье детально рассматриваются семь икон XVIII- XIX веков, в том числе по сюжетам: Воскресение Христово, Хоругвь. Покров Пресвятой Богородицы. Святой архангел Михаил, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Святые преподобные Герасим Иорданский, Паисий Великий и Сергий Радонежский и два фрагмента полиптихов с праздниками и святыми. Возникновение фигурных ковчегов в русских старообрядческих иконах произошло под влиянием эстетики европейского Барокко. Сакральная архитектура русской иконы имеет системную символику, где главный элемент ковчег представляет окно в божественный мир, за рамкой ковчега начинается небесная сфера, а за пределами доски иконы идет земной грешный мир.
Ключевые слова: русские старообрядческие иконы, фигурные ковчеги, Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, архитектура и символика иконной доски.
Russian Old Believers icons with figure shrines in the meeting of the East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural-landscape Museum-Reserve
Abstract: The author from 2002 to 2019 was engaged in the research and description of the assembly of the East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and natural-landscape Museum-Reserve in the electronic program on the UNESCO model "Museologist" filling from the beginning to the end of the stock inventory book "Icons Wooden tempera". According to the materials of the studies, scientific directories of Ukrainian (2004) and Russian Old Believers Icons (2018) were prepared and published. Published in the scientific collections of conferences in state universities and museums of 16 and magazines of Russia and Kazakhstan 12 articles. In the process of training a catalog of Russian old-Believers icons, a group of icons with curly Shrines was allocated. According to the researcher of the Russian Icon E.N. Trubetsky, the architecture of the Russian Icon has a working relationship with the architecture of the Russian Orthodox church and carries a sacred symbolism. Russian icons with curly ark appeared, starting from the XVII century. The article discusses the seven icons of the XVIII-XIX centuries in detail, including in the scenes: Resurrection of Christ, Khorugwe. Pokrov to the Most Holy Virgin. St. Archangel Mikhail, Condition of the Head of St. John the Forerunner, the Universal Saint Vasily Great, Grigory Theologian and John Zlatoust, Saints Reverend Gerasim Jordanian, Paisius, Great and Sergius Radonezh and two fragments of polypticities with holidays and saints. The occurrence of figure Shrines in Russian old-believers icons occurred under the influence of the aesthetics of the European Baroque. The sacral architecture of the Russian icon has a systemic symbolism, where the main element of the Shrine represents the window into the divine world, the heavenly Shrine begins behind the ark, and outside the board the icon goes the earthly world.
Keywords: Russian old вelievers Icons, curly Shrines, East Kazakhstan Regional architectural-ethnographic and natural-landscape Museum-Reserve, architecture and symbolism Icon board.
Автор статьи с октября 2002 по июнь 2019 года в должности младшего-позднее старшего научного сотрудника занимался научным исследованием и описанием коллекции икон музея-заповедника в электронной программе по модели ЮНЕСКО «Музеолог» и с начала до конца вел фондовую книгу «Иконы деревянные темперные» (далее - ИДТ). В результате проведенных исследований подготовл к изданию научные каталоги украинских (2004) и русских старообрядческих икон (2018) [Сушко. Каталоги украинских и русских старообрядческих икон]. Опубликовал в научных сборниках конференций в государственных университетах и музеях 18 и журналах России и Казахстана 13 статей об иконах.
В процессе подготовки каталога русских старообрядческих икон была выделена группа икон с фигурными ковчегами. Интерес автора статьи к архитектуре икон не случаен. Об этом аспекте в эстетике русской иконы Е.Н.Трубецкой писал: «Икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, а поэтому подчинена его архитектурному замыслу […] каждая икона имеет свою особую, внутреннюю архитектуру» [Трубецкой, с.19].
В архитектуре иконной доски каждый элемент несет свою сакральную символику, где главное место занимает ковчег. Как правило, он имеет форму прямоугольника.
Русские иконы с фигурными ковчегами появились, начиная с XVII века. Достаточно привести примеры икон: «Пресвятая Богородица Гора нерукосечная» и «Четырехчастная» из церкви Илии Пророка в Ярославле [Брюсова, ил.52, 56], «Благоразумный разбойник Рах в раю» из собрания Государственной Третьяковской галереи [Антонова, Мнева, ил.167].
Рассмотрим детально семь икон с фигурными ковчегами из собрания музея-заповедника.
Воскресение Христово (ил.1)
Вторая половина XVIII в.
На фоне пещеры в кремнистых горках над гробом изображена ростовая фигура Спасителя в мандорле. Правой рукой Христос благословляет по старообрядческому канону, в левой - держит закрытый свиток. Под ногами Его - белая плащаница. По бокам Его сидят два ангела. Слева, на заднем плане, видны приближающиеся фигуры Богородицы, Марии Клеоповой и Марии Магдалины. Справа от гробницы, лежат два спящих воина с копьями в руках.
Окантовка нимбов одинарная - красного, фон ковчега и поля - цвета желто-коричневой охры. Нимбы и крылья ангелов покрыты позолотой. Рамка на лузге двойная: из белой и красной линий. Опушь двойная: из красной и темно-коричневой линий. Письмо каноническое. Икона русская, храмовая, старообрядческая.
Надписи: на верхнем поле - ВоСКРЕСЕНИЕ ХРІСТВО Титло/
Щит иконы состоит из трех склеенных частей, шпонки врезные, профилированные, вертикальные. Ковчег и щит иконы килевидной формы. Дерево, левкас, позолота, темпера. 50,5х93,5х3,2 см.
Икона прошла реставрацию во Всесоюзном объединении (далее - В/О) "Союзреставрация"(Москва) в 1986-88 г.г. Акт приема № 729, 1978 г. [Инвентарные номера: ГИК-14-4138, ИДТ-21].
Дар Горбашевой Федосьи Ивановны, 1895 года рождения, жительницы с. Александровки (ныне не существует) Глубоковского (ранее – Верхубинского) района. Икона принадлежала закрытому молельному дому.
Хоругвь. Покров Пресвятой Богородицы. Святой архангел Михаил
Конец XIX в.
Покров Пресвятой Богородицы (ил.2). Икон делится по высоте полосой спиралевидных облаков на два регистра. В центре верхнего регистра иконы под куполом Влахернского собора изображена ростовая фигура Богородицы с перекинутым через руки белым покровом, рядом стоят ангела, и группы святых, развернутых ¾ к центру иконы. В верхней части ковчега на спиралевидном бледно-зеленом облаке, - изображение Христа в образе Господа Вседержителя, правой рукой благословляющего по старообрядческому канону, в левой - держащего раскрытый свиток с текстом. Фигуры нижнего регистра: царь Лев с царицей Зоей, святитель Макарий в окружении священников, святой Андрей Юродивый с учеником Епифанием, указывающий на Богородицу. Роман Сладкопевец, изображенный дважды, с использованием симультанного приема композиции: в центре и правом углу нижнего регистра.
Архангел Михаил (ил.3). В центре ковчега - ростовое изображение Архангела, с мечом - в правой, с ножнами - в левой руке.
Фон ковчегов - позолота. Надписи в верхних частях икон - красного, на нимбах – черного, поля - зеленого цвета. Рамка на лузге двойная: из белой и коричневой полос. Письмо каноническое, провинциальное. Икона русская, храмовая, старообрядческая.
Надписи: Покров. В верхней части ковчега - ПОКРОВъ ПРТЫ «Юс малый» Титло / Архангел Милаил. АРХАНГЛъ/ МИХАИЛЪ/
Икона двухсторонняя (хоругвь). Щит иконы состоит из пяти склеенных частей. Шпонки торцовые. Навершия иконы и ковчеги килевидные. С одного бокового торца имеются круглые металлические держатели, в которые вставляется древко. Дерево (липа), левкас меловый, ткань, металл, темпера, масло. 66,5х51,52,4 см.
Икона прошла реставрацию во В/О "Союзреставрация" (Москва) в 1986-1988 г.г. Художник-реставратор 1-й категории Кирюхин В.Ф. Акт приема № 47, 1989 г. [Инветарные номера: КП-11-18744, ИДТ-211]. Икона закуплена у Гужмаровой Светланы Ивановны, жительницы города Усть-Каменогорска.
Усекновение главы Иоанна Предтечи (ил.4)
Конец XIX в.
Три события из жития Иоанна Предтечи, заключение в тюрьму, усекновение главы пророка и передача главы Саломее, изображены с использованием симультанного приема. В полукруглой части ковчега, врезанной в верхнее поле и опушь, изображен Господь Саваоф в звездчатом нимбе, сидящий на спиралевидном облаке и благословляющий пророка Иоанна по старообрядческому канону.
Рамка на лузге: из белой и красной полос. Опушь тройная: из белой, синей и красной полос. Надписи на нимбах - черного, на верхнем поле - красного, поля, фон средника и нимбы – золотистого, окантовка нимбов белого цвета. Письмо каноническое, провинциальное, сибирского типа. Икона русская, старообрядческая.
Надписи: на верхнем поле - ОУСЕКНОВЕНІЕ.../
Доска цельная, шпонки врезные торцовые, имеется ковчег с арочной врезкой на верхнем поле. Дерево, левкас, позолота, темпера. 40х36х2,6 см.
Акт приема № 19, 1977 г. [Инвентарные номера: ГИК-5-1160, ИДТ-3] Закуплена у Гуслякова Александра Павловича, жителя с. Бутаково.
Ил.2 | Ил.3 | Ил.4 |
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (ил.5)
Конец XIX в.
На иконе изображены в рост три вселенских святителя (слева-направо) Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Правыми руками благословляют по старообрядческому канону, левыми - поддерживают закрытые Евангелия. В верхней арочной части ковчега на серых спиралевидных облаках изображен Христос в композиции Господь Вседержитель, благословляющий по старообрядческому канону, поддерживающий левой рукой закрытое Евангелие. В клеймах на полях - в рост и ¾ повороте к святителям, праведные Иоаким (слева) и Анна (справа), указывающие на святителей.
Фон ковчега, клейм и нимбов - золотистого, поземы – темно-коричневого, надписи в арочной части ковчега - черного, на остальной части ковчега и клеймах – красного, поля - коричневого цветов. Окантовка нимбов святителей двойная: из белой и красной полос, у Христа, святых в клеймах, вокруг ковчега, над поземью, на лузге - одинарная, белая. Опушь тройная: из белой, черной и красной полос. Письмо каноническое, провинциальное, сибирского типа. Икона русская, старообрядческая, домовая.
Надписи: в ковчеге, на нимбах- С Титло ВАСИЛІИ ВЕЛИ Титло/ С Титло ГРИИГОРІ... Б... С Титло/ ...АННЪ ЗЛА Титло/
Доска цельная. Шпонки врезные, торцовые, выходящие за формат иконы. Ковчег, с арочной врезкой в верхнее поле. Дерево, паволока тканая, левкас, позолота, темпера. 35,8х31,5х3,2 см.
Акт приема №98, 1988 г. [Инвентарные номера: КП-10-18289, ИДТ-201]. Икона закуплена у Герасимовой Натальи Валентиновны, жительницы Усть-Каменогорска.
Святые преподобные Герасим Иорданский, Паисий Великий и Сергий Радонежский (ил.6)
Первая половина XIX в.
В ковчеге - ростовые изображения трех святых. На верхнем поле и облаке, в полусфере ковчега, изображен Христос в образе Господа Вседержителя. В руках Герасима - раскрытый свиток, у Паисия и Сергия - свитки закрытые. Христос, Паисий и Сергий благословляют по старообрядческому канону. В ногах Герасима сидит лев.
Фон средника, нимбов - двойник, полусферы - красного цвета. Рамка на лузге двойная: из белой и красной полос. Опушь двойная: из болото-зеленой и красной полос. Надписи на свитке и полусфере - черного, над нимбами и инициал – красного, позем серо-зеленого цветов.
Письмо каноническое, миниатюрное, сибирского типа. Икона русская, домовая, старообрядческая.
Надписи: в верхней части ковчега - ПРЕД Титло ГЕРАС… / ...Р ПАІСІЙ В... / ПРД Титло СЕРГІЙ РАД Титло ЧЮД Титло/
Доска цельная, без шпонок. Ковчег с полуциркульной врезкой в верхнее поле и опушь. Дерево, левкас, двойник, темпера.15х12,8х2,3 см.
Акт приема № 317, 1980 г. [Инвентарные номера: ГИК-24-8702, ИДТ-83] Икона закуплена у Акентьева Николая Семеновича, 1900 года рождения, уроженца и жителя села Быструхи Глубоковского района.
Фрагмент складня с клеймами праздников и святых (ил.7)
Вторая пол овина XIX в.
Левая створка. В верхнем ковчеге - изображен пророк Исайя, развернутый ¾ вправо. Посредине - сцена Сретения Господня. Внизу- ростовое, с поворотом фигуры ¾ вправо, изображение святого апостола Петра. Правая створка. В верхнем ковчеге- изображен пророк Моисей с S-образным свитком в руках. Посредине - сцена Богоявления (Крещения) Господня. Внизу- ростовое изображение архангела Михаила в ¾ повороте вправо.
Фон ковчегов - золотистого, рамки на лузге - белого, поля - коричневого, опушь - красного, надписи и позем ковчегов - черного, инициалы – красного цвета.
Письмо каноническое, провинциальное, миниатюрное. Иконный складень русский, храмовый, старообрядческий.
Надписи: верхний регистр, слева - С ПРоРО Титло ИСАІ «Юс малый»/ / справа - С ПРоРО МОИСЕЙ/ / средний регистр, слева, на поле - ...ТЕНІЕ ...ЕГо ІСА Титло ХРТА Титло/ / справа - ЕНЪ... АШЕГО ІСА Титло ХРТА Титло/ / нижний регистр, слева - АПО Титло ПЕТРЪ/ справа - С Титло АРХА Титло МИХАИЛЪ/
Доски двух створок цельные. Шпонки отсутствуют. Створки и верхние ковчеги имеют килевидные навершия. Опушь приподнята над полем.. Судя по ориентации нижних святых и гнездам под шарниры, створки входили в левую часть большого складня. Дерево, левкас, темпера. 58х22,5х1,9 см.
Акт приема № 140, 1991 г. [Инвентарные номера: КП-17-20255, ИДТ-229]
Дар Булгаковой Прасковьи Ивойловны, 1918 года рождения, уроженки села Снегирево Зыряновского района, старообрядки австрийского толка. По сведениям Булгаковой, в 30-е гг. XX в. в селе Снегирево был разрушен деревянный старообрядческий храм австрийского толка.
Ил.5 | Ил.6 | Ил.7 |
Избранные святые пророки (ил.8)
XVIII в. (?)
В верхнем ковчеге изображен пророк Иезекииль (?) с. раскрытым свитком развернутый вправо. В нижнем – пророк Иоанн Предтеча (?), склонившийся вправо, с закрытым Евангелием в левой руке.
Лузга - белого, опушь - красного, надписи – черного, поля – оливкового, фон ковчегов цвета желто-коричневой охры. Письмо каноническое, провинциальное, сибирского типа. Икона русская, домовая, старообрядческая.
Надписи: на свитке верхнего ковчега - АЗЪ... ДВЕРЬ ТА... ВРЫЛ (?)Ю... ПРОЗВАХЪ Т «Юс малый» ЗЪ/ на нимбе верхнего святого – НЕЗЕМН…/ под верхним ковчегом - С Титло…/ справа на поле, под нижним ковчегом - …ВНЕЗАП...ЛА /
Створка разрозненного складня. Доска цельная, имеет два ковчега в разных регистрах, поля заглублены по отношению к опуши и рамкам ковчегов. Навершие иконы имеет килевидную форму. Верхний ковчег - фигурный, близкий к килевидному. Нижний ковчег - квадратный. Дерево, левкас, темпера. 18,1х9,3х1,5 см.
Акт приема № 185, 1990 г. [Инвентарные номера: КП-15-19725, ИДТ-223]. Икона закуплена у коллекционера Стеблецова Юрия Петровича, жителя Усть-Каменогорска.
Анализ старообрядческих икон с фигурными ковчегами из собрания музея-заповедника, позволяет сделать вывод о том, что появление в русской иконописной школе фигурных икон и ковчегов продиктовано влиянием эстетики Барокко, которая, несмотря на жесткий консерватизм старообрядцев, опосредованно воздействовала на архитектуру их икон и ковчегов. С другой стороны, если вернутся к тезисам Трубецкого, в фигурных ковчегах икон из собрания музея-заповедника можно увидеть аллюзию силуэтов однокупольных православных храмов.
Вместе с тем, сущностным моментом в структуре иконы является сакральная символика каждого элемента. «Ковчег самой лузгой, подрезанной под углом, своеобразно «распахивает» себя навстречу земному миру, в известной степени открывает горний мир для дольнего, и наоборот. Ковчег иконы – вымоленное обиталище Духа Святого. Новгородские иконописцы XV века это движение из горнего в дольнее часто помечали, как они говорили, «белильной отводкой» – белой линией по лузге – границей небесной […] красный цвет опуши – символически граница земная, огненная, «опаляющая, очищающая» всего человека, в то же время свидетельствующая одним из символических значений красного цвета о примирении и любви между Богом и человеком» [pravoslavie.ru/312.html:text=Ковчег].
Библиографический список
В.И.Антонова, Н.Е.Мнева. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации, том второй, XVI – начало XVIII века, М.: Искусство, 1963, 570 с.+ 179 ил.
В.Г. Брюсова. Русская живопись 17 века, М.: Искусство, 1984, 340 с., 207 ил.
Каталог «Украинские иконы и русские иконы с украинскими мотивами в собрании Восточно-Казахстанского областного этнографического музея»//составитель П.Н.Сушко// Республика Казахстан, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанский областной этнографический музей, 2004, 74 с.
П.Н.СУШКО. Каталог «Русские старообрядческие иконы в собрании музея-заповедника (XVIII - 20-е гг. XX в.)// Республика Казахстан, Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, 2018, 212 с.
Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской иконе, М.: ИнфоАрт,1991, 112 с.
Сушко Петр Николаевич
г.Усть-Каменогорск,
Республика Казахстан
Sushko Peter N.,
Ust-Kamenogorsk,
Republic of Kazakhstan
Статья опубликована в сб. Макарьевские чтения: Материалы XVI международной научно-практической конференции 23-24 сентября 2021 г.
Горно-Алтайск: ГАГУ, 2021, С.363/, с.260-267.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|