• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Бекбердинова Г.М. Монеты в одежде и украшениях

Бекбердинова Г.М. Монеты в одежде и украшениях

Монеты присутствуют в отделке традиционных костюмов и в этнических украшениях многих стран.

В залах музея-заповедника представлена  одежда с  разнообразными монетами – российскими, от допетровской эпохи и вплоть до советского времени. В данной статье хочется осветить удивительное применение монет. Нумизматические и этнографические особенности бытования предметов, декорированных монетами. Расмотреть значение серебряных монет в Степи и их использование не как средство расчета, а как украшение. Источниками для написания статьи послужили этнографическая литература (каталоги) и музейные коллекции (предметные и иллюстративные).

Нумизматическое собрание музея-заповедника начало складываться в 70-е годы  из разных источников из переданных в дар или закупок. В фондах нашего музея много иностранных монет разных государств, а также коллекция российских и советских серебряных рублей. Интересными остаются единичные экземпляры монет с отверстиями, которые использованы в национальной одежде и украшениях. Имеются монеты, пробитые или просверленные в верхней части, а также монеты, нанизанные на кожаный шнурок – монисто. 

Существуют огромное множество способов применения монет. Конечно, чаще всего монеты использовали по прямому назначению – как плату за товары или услуги. Но те люди, у которых не было возможности заказать украшения ювелиру, делали их из монет, просверленных и соединенных проволочными колечками. Таким образом, можно было получить украшения для кос, серьги с подвесками, браслеты и, конечно, колье. На женские украшения шли многие миллионы золотых и серебряных монет. Наиболее доступный и безопасный источник для изготовления деталей украшений, монеты в больших количествах изымались из оборота, использовались также те, которых на момент их утилитарного употребления в обороте уже не было.

В середине XVIII вв., политическом и эко­номическом развитии Казахстана произошли серьезные изменения. Это и развитие казахско-русских торговых связей, а также взаимоотношения Казахского ханства с соседними странами по взаимовыгодным на­правлениям. Во второй половине XIX века государственные образования Средней Азии были включены в состав Российской империи. Широкий размах приняли торговые отношения между Средней Азией и Россией через Иртышскую линию. Купцами Восточного Казахстана велся активный товарообмен с Западным Китаем. При императоре Александр I вводится вывоз через Семипалатинск, Петропавловск и Бухтарминск за границу иностранные серебряные и золотые монеты, железо, медь, олово, хлеб, ранее не подлежащие вывозу. Слабое знакомство каза­хов с покупательной способностью российских денег (зо­лотые, серебряные монеты использовались как украшение) приводило к односторонне вы­годному характеру меновой торговли, когда кочевник- скотовод почти за бесценок отдавал перекупщикам (алып- сатар) свой скот.

В период после революции  1917 года с  развитием инфляции из обращения исчезли золотые, серебряные, затем и медные монеты, которые оседали на руках у населения. Дело в том, что к концу 1915 года бумажные деньги стали обесцениваться, поэтому люди старались припрятать металлические монеты. В действительности степи Казахстана безграничны, а драгоценности, которые в них хранятся, сложно подсчитать. Чего стоит один только древний̆  Шелковый̆ путь - на его протяжении рассыпаны миллионы китайских монет... Последние российские серебряные рубли датированы 1915 г., и отчеканены малым тиражом. Медные монеты для обращения были отчеканены в 1916 г., и лишь мелкие серебряные монеты 20, 15 и 10 копеек - в 1917 г. Объем чеканки разменных серебряных монет возрос. Государственное казначейство направляло их, главным образом, в Среднюю Азию и Казахстан для закупок животноводческого сырья и закупок хлопка. Позже с отменой и снижением количества серебряных денег и становлением Советской власти, народ стал использовать вместо благородного сверкающего серебра монеты из никеля и алюминиевой бронзы.

До настоящего времени можно встретить серебряные монеты царской чеканки,  которых ювелиры используют для изготовления  украшений, переплавляя их для дальнейшей  обработки. Украшения в казахском обществе занимают особое место. И во многом это не показатель статуса или богатства, а скорее дань традициям, уходящим корнями глубоко в древность. При этом казахские украшения предназначались не только женщинам, они делались и для мужчин, и даже для коней.

Монеты - одна, несколько или целая композиция из монет - входили в состав нарядного женского костюма - у казахов  у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири. Это традиция использования монет в костюм обогащали эстетику костюма и помогали создать этнический образ женской красоты.

Областной музей – заповедник широко представило материальную и духовную культуру народов, проживающих в ВКО. Начало формирования собрания музея по народам Казахстана было положено в конце 80-х.  Так, благодаря музейной коллекции мы узнаем об уникальных экспонатах и его богатейшем культурном наследии народа. Каждая вещь, каждый комплекс экспонатов приоткрывает завесу, под которой скрывается удивительно самобытная, яркая и притягательная загадочным языком своих символов культура среднеазиатских народов, Кавказа, народов Поволжья.

Традиционные костюмы татар, марий, азербайджан, украшенные серебряными монетами XIXвека, имеют ярко выраженные конструктивные и декоративные особенности в зависимости от возраста и семейного положения. Одежда марийцев в XIX - начале XX вв., отличалась значительным разнообразием. Белый цвет - специфическая особенность марийского костюма. Фольклорный   и этнические стили в моде популярны в Республике Марий и в наши дни, которые воспринимаются как памятник культуры как этнические символы, выражающие определенный менталитет. По языку марийцы относятся к финно-угорской группе народов. До революции в Восточно-Казахстанской области  проживало 159 марийцев, к 1999 году их численность существенно не увеличилась.

В 2000году Национальным музеем республики Марий Эл города Иошкар-Ола был передан в дар нашему музею женский костюм, который представлен в зале народов Поволжья и славян. Это старинный марийский костюм, датируемый 1918годом, состоит из традиционного сукна или холщевика, туникообразной рубахи «тувыр», распашного летнего кафтана «шовыр» и «шымакш» – головного убора. Головной убор шымакш - очень красивый и интересный, конусообразный ввиде остороконечного колпачка с затылочной лопастью украшен вышивкой, разноцветным бисером и монетами достоинством – 5 копеек 1903года, и их имитации металлическими, а также пластинами, кистями и настоящими старинными, перламутровыми и цветными пуговицами.

Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: казахов, мордвы, удмуртов напоминание о скифских корнях. Его носили замужние женщины. Полный комплекс женских украшений марийцев мог весить до 30 кг.

Мы знаем, что монеты – это символ богатства и их выставление на показ прибавляло носителю такого украшения социального статуса и повышало его престиж. Большинство вещей, попадавших к нам когда-то, принадлежали весьма состоятельным людям.

Татарский женский костюм платье, камзол безрукавка с позументом и головной убор «калфак» принадлежал, дочери именитого купца Ахтама Рафикова, передан в музей его внучкой в 90-е годы ХХвека. Богатый наряд начало ХІХ века включает платье светлое свободного покроя из натурального китайского шелка, черный бархатный калфак – наколка и, ажурную шелковую шаль. Платье украшает женский нагрудник «изю» предназначен для прикрывания глубокого выреза платья, который позже превратился в элемент элегантного декора и обязательным элементом женского татарского народного костюма. 

В музее есть калфаки большие, бархатные с крупными золотошвейными узорами,  вышита рельефными, многооттеночными элементами цветочных узоров. Этот же свадебный калфак невысокий, изящнее, такой калфак носился под платком или шалью. Калфак отличается особым декорированием, вышита белым бисером сердцевины цветка украшены серебряными монетами достоинством – 5 копеек, 1899 и 1901года.

Благодаря поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики, в дар музею-заповеднику поступили экспонаты, которые положили начало самостоятельному разделу по культуре азербайджанцев в музейной экспозиции. Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие станы азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины. Поверх кафтанчика «архалука» или «чепкена» женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс.

Одним из раритетных вещей в музейной коллекции можно отнести женский кожаный пояс «кемер» конца ХІХвека. Пояс – в основном состоит из монет. Такие пояса широко распространены с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой. Каждой этнографической зоне были характерны свои техники изготовления. Пояса застегивались массивными пряжками при помощи крючков (гармаг или чарпаз). Пояса являлись одним из основных предметов приданого невесты. Пояс был приобретен у жителя города Усть-Каменогорска Шукюрова Илгара Гастратоглы, уроженца села Агсбир Агдатского района Азербайджанской ССР в 1986 году. Пояс принадлежал его матери.

Все ювелирные украшения женщин Средней Азии имеют множество подвесок, цепочек и колечек, рассчитанных на колыхание при ходьбе, сверкание металла, искристость камней. Предпочтение отдавалось изделиям из серебра. К примеру в туркменском традиционном костюме предостаточно образцов и элементов одежды и украшений с использованием монет или пластин наподобие монет. Это и шапочки, и кожаные нагрудники, а так же серьги и ожерелья, нашивался ряд монет, создавая налобное украшение «гулаба».

В нашем фонде представлены все виды традиционных туркменских ювелирных изделий.  В 1980-е годы украшения  были переданы нашему музею Государственным музеем г. Ашхабада.

Музейные коллекции предлагают довольно большое количество разнообразных казахских накосных украшений, преимущественно XIX-XX веков. Чаще использовали, как упоминалось выше, серебряные монеты. «Шолпы» - накосное украшение, датируемый 1 половиной ХХ века, состоит из трех основных деталей и четырех монет в качестве подвесок. В вставке самоцветы инкрустирована сердоликом и бирюзой. В подвеске монеты две  полтина 1818 и 1820 года периода правления Александра I, а также рубль и полтина периода правления Елизаветы.

Традиционные казахские накосные украшения - шолпы, шашбау усыпаны монетами, что сигнализирует о материальной обеспеченности его хозяйки.

В коллекции Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая имеется уникальная привеска. В основе украшения – поперечная дуга с петлей для подвешивания, к ней прикреплены 3 подвески: центральная состоит из одной, а боковые из трех вихурных лопастной формы филигранной работы блях различного размера со вставками сердолика в центре и бирюзы в обрамлении. К бляхам на колечках подвешены различные серебреные монеты. Данный тип  был довольно широко распространен среди казашек татарок как украшение разных групп в конце ХІХ – начале ХХв. Такие шолпы - накосные украшения  соединенные в 3 ряда планкой – коромыслицем, крепились сразу к обеим косам. При ходьбе монетки соприкасались и издавали мелодичный звон.

Одежда и головные уборы детей с раннего возраста украшалось различными оберегами: «глазчатые» бусы, и султанчики из перьев, пестрых шнурков, шелковых или шерстяных ниток, узелки, раковины, пуговицы, помпоны. Главной задачей оберегов являлось сохранить жизнь и здоровье ребенка, символически укрепляли душу ребенка. Сочетание разнородных декоративных элементов придает одежде не только художественную, но и историческую ценность.

 Среди коллекции казахских головных уборов присущие региону есть оригинальная детская шапочка украшенная монетами,  передана школьным музеем села Сагыр Уланского района Восточно-Казахстанской области. Сшита из черного бархата, на котором нижняя часть головного убора по окружности и лицевая  сторона украшена  монетами  достоинством 15копеек, 1940,1941,1946 годов, и четыре монеты  достоинством 20копеек разного года выпуска. На верхней лобной части пришит амулет перламутровая пуговица «тана» ввиде цветка. По сторонам вокруг нашиты монеты достоинством 10-15копеек 1939, 1941, 1943, 1945 года. Макушка украшена бахромой – это сакральная зона, место притяжения космической энергии.

Искусство создания прекрасных украшений из драгоценных металлов и камней передается ювелирами Узбекистана из поколения в поколение уже тысячелетиями. Монеты включающие в состав украшений, подбирались вне зависимости от их государственного происхождения, времени выпуска. Учитывалось, главным образом, материал, размер, и изображения на аверсе, реверсе.

В числе значимых собраний ювелирных украшений музея-заповедника, следует назвать изделия, приобретенные у коллекционера  Улугбека Урунхуджаева из города Самарканда. Наибольшую ценность представляет подвеска изготовленное его отцом. Это подвеска с  уникальными маленькими монетами периода Кокандского ханства, с надписями на арабском языке  относящиеся к XIX веку. Кораллы с  ажурными серебряными бусинами с монетами в подвеске придают изящнось и благородное сочетание. Дана солярная символика, три-пять низок кораллов в нескольких местах с ритмическими интервалами и фигурными пронизками с тисненым изображением розеток.

Две амулетницы – тұмар с серебряными монетами по внешним признакам характерные традициям ковки и среднеазиатскому стилю изготовления. Амулет – футлярчик  треугольной формы, полый с подвесками в нижней части в два ряда по 9 серебряных монет достоинством 10 и 20 копеек 1866года и поздняя монета 1916года. Золоченная, гравирована тисненым  растительно-геометрическим узором. Орнамент и декор композиционно делится на возвышающееся центральное поле и широкую многорядную кайму со вставками из самоцветов.  Главное место в середине мотивы дерева жизни, бутоны тюльпана и надписи из Корана.

Следующий амулет – тұмар цилиндрической формы, футлярчик подвешен на цепочках, скреплен из восьми монет достоинством 15копеек 1909, 1909, 1903, 1905, 1915, 1916, 1906, 1915 годов. В нижней части крючках подвешены семь 20 копеечных монет 1909, 1916, 1876, 1871, 1911, 1916, 1916годов выпуска.

Уникален по своей конструкции гигиенический набор, аксессуар спаян в плоскую пирамиду из шести 20-копеечных монет, внизу в форме колец с бусинами из кораллов подвешены 4 узкие пластины, для гигиены украшенные вставками из бирюзы. С оборотной стороны - жесткое крепление, типа прижимной булавки.

Украшение является неотъемлемой частью любого женского костюма. Амулеты и талисманы,  кольца и подвески, колье и браслеты самых разных форм и размеров были еще и наделены способностью, отгонять злых духов, которых так опасались молодые женщины. Во все времена одежда была национальным богатством любого  народа. По одежде можно узнать об обычаях, традициях, о культурно-историческом развитии и эстетических вкусах народа.

Музейная коллекция, «денежных» украшений вызывают самый широкий интерес, начиная от оберегов - тұмар, ожерелье с подвесками-монетками, украшений для волос и заканчивая одеждой и поясами, расшитыми монетами и маленькими металлическими дисками и занимают достойное место в собрании музея-заповедника.

 

Список использованной литературы

  1. Аксенова С. В., Жилкин А. В. МОНЕТЫ И БАНКНОТЫ РОССИИ И СССР ПОЛНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РИПОЛ КЛАССИК 2008г.
  2. Казахское прикладное искусство (коллекция заповедника-музея Абая) Елорда. Астана. 2005г.
  3. http://raretes.ru/turkmenskie-nacionalnye-ukrasheniya/
  4. urklad.ru/monety/zachem-v-starinu-dy-ryavili-monety/
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-kostyum-i-zhenskie-ukrasheniya-etnicheskie-simvoly-mariyskogo-naroda-na-materiale-romana-i-shabdara-dyramash-korno/viewer
  6. ziyouz.com/books/uzbeklib_ru/literatury_po_istorii_tjurkskih_narodov/Katalog%20monet%20Kokanda%20XVIII-XIX%20vv.pdf
  7. Нечаев Р.Ю. Российские и советские серебрянные рубли в коллекции музея-заповедника. Каталог. Усть-Каменогорск. 2018г.

 

 

Бекбердинова Гульнар Мигражевна

Старший научный сотрудник  Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

 

Дәстүр № 1 (80)

Қаңтар-ақпан, 2022 жыл

23-28 бб.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы