Аннотация. Статья посвящена обзору музейной коллекции рукомойников. Исследуется история её формирования, численность, значимость для науки и современное состояние экспонатов. Рассматривается эволюция рукомойников, конструктивные особенности их разных типов. Изучается роль рукомойников в повседневной жизни населения Восточно-Казахстанской области в XIX – XX веках. Поднимается проблема постепенного исчезновения данных бытовых предметов из практического употребления.
Abstract. The article is devoted to the review of the museum collection of washstands. The history of its formation, number, significance for science and the current state of the exhibits are studied. The evolution of washstands, the design features of their different types are considered. The role of washstands in the daily life of the population of the East Kazakhstan region in the 19th - 20th centuries is studied. The problem of the gradual disappearance of these household items from practical use is raised.
Ключевые слова: музейная коллекция, народная гигиена, рукомойник, рукомойник подвесной, рукомойник с клапаном, рукомойник настенный, рукомойник на ножках, умывальник.
Keywords: museum collection, folk hygiene, washstand, hanging washstand, washstand with valve, wall-mounted washstand, washstand with legs, washstand.
Коллекция рукомойников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника начала складываться с 1978 года. В настоящее время она насчитывает 35 единиц хранения и постоянно пополняется. В их числе 31 подвесной рукомойник, 1 крышка от подвесного рукомойника, 2 настенных рукомойника и 1 на ножках. Все экспонаты были собраны сотрудниками музея-заповедника при проведении этнографических экспедиций у жителей городов Зыряновска (ныне Алтай), Усть-Каменогорска, а также различных сел ВКО (Бутаково, Тарханка, Орловка, Поперечное, Черемшанка, Верх-Уба, Быструха, Большая Речка, Боготырево, Бородино, Кутиха, Коробиха, Путинцево, Маралиха).
На Руси рукомойник появился как минимум с XII века. Именно этим временем датируется знаменитый бронзовый водолей русской работы из города Вщиж, изображающий птицу с головой юноши [1, с. 119]. Он представляет собой не только историческую, но и огромную художественную ценность, являясь настоящим произведением древнерусского декоративно-прикладного искусства (см. Рисунок 1). Как видим изначально рукомойник представлял собой простой металлический сосуд с водой, порой в виде кувшина. У богатых людей такие рукомойники часто изготовлялись из драгоценных металлов. Позже появляется сосуд с виду похожий на чайник: с ушками или дужкой для подвешивания, с носиком для слива воды. Именно к этому типу и относится подавляющее большинство экспонатов музейного собрания. Правда, все они датируются более поздним периодом: XIX – серединой XX веков. В отличие от чайника такие рукомойники на подвесе порой имели два носика, часто украшенных головами животных, по одному с каждой стороны от ручки. Выпуклые валики делят корпус рукомойника на три части. Кроме того, нижнюю часть носика часто до половины его длины украшает литой выпуклый геометрический узор, а всю крышку рукомойника покрывает растительный или геометрический орнамент. В отличие от чайников у рукомойников выпуклое дно, так как они не стоят на ровной поверхности. Представляют интерес два экземпляра более крупных размеров, чем обычные. Они имеют петли для крепления ручки, расположенные не по бокам от горлышка, а спереди и сзади.
Рисунок 1 – Бронзовый водолей XII века из города Вщиж
Кроме металлических, существовали также керамические рукомойники. К сожалению, подобных экземпляров в музейной коллекции нет. Возможно, это объясняется тем фактом, что вследствие хрупкости керамики, они просто не сохранились до настоящего времени. В нашей местности керамические рукомойники могли использоваться в быту, домашняя утварь похожего типа была известна крестьянам. Данный факт подтверждает интересный экспонат: горшок-чайник, имеющий носик и двое маленьких ушек по бокам. Он служил для кипячения воды. Горшок-чайник сдала в музей в 1983 году Прасковья Филипповна Рыльская, 1928 года рождения, уроженка села Секисовка, с 1956 года жительница города Лениногорска (ныне Риддер). Этот предмет изначально принадлежал её матери: Недобитко Евдокии Назаровне, 1900 года рождения, уроженке села Секисовка Глубоковского района ВКО, старообрядческой веры.
В XIX веке появляется рукомойник с устройством, дозирующим количество выпускаемой воды – коническим клапаном, который открывается нажатием снизу на прикреплённый к клапану стержень, а закрывается сам под действием силы тяжести и давления воды. Такие рукомойники благодаря своему удобству получили широкое распространение, их уже не нужно постоянно наклонять при использовании. Они выпускались двух типов: настенные и на ножках с раковинами для слива использованной воды. Последние уже очень похожи на современные подключенные к водопроводу и канализации мойки. В коллекции музея-заповедника имеются образцы рукомойников обеих разновидностей. В них на смену красоте пришли простота, прочность и функциональность. Такие рукомойники были очень широко распространены в нашем регионе в частных домах и на дачах на протяжении всего XX столетия.
Известно, что в XVII – XIX веках на уральских заводах выпускались медные рукомойники. На украшение поверхности этих предметов обращалось много внимания. Они расчеканивались красивыми узорами из раковин, цветов, растительных завитков, дополнявшимися иногда изображениями людей, птиц, животных, жанровыми сценами. Рукомойники отличались разнообразием форм, делались подвесными и настенными. Подвесные рукомойники, выполненные в старой традиции конца XVII – начала XVIII столетий, имели сфероидальную форму с двумя носиками по сторонам. Настенные рукомойники изготовляли сфероидальными, цилиндрическими, гранеными с откидной крышкой сверху (см. Рисунок 2) [2, с. 6].
Рисунок 2 – Медные настенные рукомойники уральских заводов
Хотя сравнительно небольшой объём воды в рукомойнике, казалось бы, делает использование водопроводного крана непрактичным, тем не менее, в коллекции музея-заповедника есть уникальный настенный рукомойник, противоречащий данному принципу (см. Рисунок 3). Его выпуклое полукруглое дно четко отделено от корпуса. В центре дна выступ с длинным фигурным вертикальным краником посередине. В нижней его части расположен винт с плоской прямоугольной ручкой с закругленными концами. Цилиндрический корпус рукомойника конически сужается к горлышку и снова расширяется к выступающему наружу утолщенному бортику. Среднюю часть корпуса окольцовывает широкая выпуклая полоса. Сзади посередине к ней заклепками прикреплен массивный прямоугольный выступ с отходящей от него плоской горизонтальной пластиной. Средняя её часть выполнена в виде кольца с большим круглым сквозным отверстием посередине, а на конце пластины отходит вниз слегка загнутый вперед вертикальный шип. Сверху рукомойник закрывается круглой тонкой выпуклой крышкой с утолщением в средней части и фигурной шишечкой на вершине. Все части рукомойника изготовлены из желтого блестящего металла, вероятно, латуни. Его передала в дар музею-заповеднику в 1979 году Харитинья Петровна Русских, пенсионерка, 1907 года рождения, австрийской (старообрядческой) веры, уроженка и жительница села Маралиха Курчумского района ВКО. Рукомойник она покупала в 1926 году.
Рисунок 3 – Рукомойник настенный с краником 1920-х годов
Большинство рукомойников музейной коллекции постоянно используются в стационарных экспозициях этнодеревни: «Дом казака», «Изба-ординарка», «Усадьба мараловода», «Городской дом» и так далее, отражающих быт разных народов и различных слоев населения Восточного Казахстана в конце XIX – середине XX веков. Вот что писал о рукомойниках в начале ХХ века известный исследователь Д.К. Зеленин: «Обычно в каждом доме в углу у печи или у дверей висит умывальник. Это глиняный или чугунный горшок, у которого на двух противоположных сторонах по носику, а на двух других – по ушку. За ушки умывальник подвешивают на веревке. Чтобы вымыть руки или лицо, нужно надавить на один из носиков умывальника. Когда на ладони выльется достаточно воды, носик отпускают и горшок принимает нормальное положение. Под умывальником ставят деревянную лохань на ножках, в которую сливается грязная вода. Летом умывальник выносят из дома и вешают снаружи у входа в дом, так что вода стекает прямо на землю» [3, с. 281]. Граня Даниловна Архангельская, 1915 года рождения, уроженка и жительница села Черемшанка Глубоковского района ВКО, сообщила о сданном в 1982 году рукомойнике, что его для мытья рук вешали на улице. Дина Васильевна Федорова, 1909 года рождения, жительница села Верх-Уба Шемонаихинского района ВКО рассказала про доставшийся ей после смерти соседки рукомойник, что сняла его с забора. В начале XX века под рукомойником кроме деревянных лоханей также часто ставили металлический таз. Как правило, подвесной рукомойник вешали на стену на кухне на деревянный колышек, металлический стержень или длинный гвоздь, вбитый в стену (см. Рисунок 4).
Рисунок 4 – Подвесной рукомойник на кухне в углу у двери
Над рукомойником также вешали «рукотёр» или «рукотёрт»: полотенце для вытирания лица и рук, представлявшее собой длинную полосу мягкого тонкого белого полотна. Как свидетельствует все тот же Д.К. Зеленин: «Рядом с умывальником всегда висит полотенце для вытирания рук (рус. рукотёр). Русский перед каждой едой моет руки; кроме того, все умываются утром, когда встают» [3, с. 281]. В нашем регионе рукотеры были меньше по размерам, чем настенные полотенца и, соответственно, вышивка на них была скупее и проще, но также – в три-четыре яруса. Орнаменты и швы также несколько отличались от настенных полотенец: в верхнем ярусе крестиком вышивали растения и цветы, в среднем – геометрические мотивы, на конце пришивали кружево, бахрому, кисти [4, с. 113]. Как свидетельствуют этнографы, бухтарминский «рукотёрт» старинного типа представлял собой длинное (до 3,25 метра длиной) полотенце из белого холста, концы которого украшались различного типа вышивкой, тканьем и вязаньем. Украшенный конец достигал до 1,25 метра длины [5, с. 399].
Хотя на некоторых экземплярах отлиты неразборчивые клейма изготовителей в виде букв или надписей, сказать что-то определенное о центрах производства рукомойников музейной коллекции не представляется возможным. Этнограф В.А. Липинская отмечает, что на сибирских ярмарках с XVII – XVIII веков продавали утварь, доставлявшуюся из Европейской части страны. Из Приуралья поступала на Алтай металлическая утварь из железа, меди, олова, жести и чугуна [4, с. 159]. Известные исследователи Бломквист Е.Э. и Гринкова Н.П. указывают, что в домашнем хозяйстве бухтарминских старообрядцев в конце 1920-х годов металлическая посуда в значительной части носит клейма тюменских предприятий [5, с. 190]. Судя по скупым рассказам сдатчиков, в конце XIX – начале XX века рукомойники покупали в лавках. В советский период они продавались в магазинах. Центрами торговли рукомойниками являлись города: Усть-Каменогорск, Лениногорск (ныне Риддер), Зыряновск (ныне Алтай). Исследователь истории сибирского казачества Г. Е. Катанаев, приводит перечень предметов, составлявших кухонный обиход казачьей семьи среднего достатка конца XIX века из поселка Белокаменского Бескарагайского района ВКО. В нем указан рукомойник медный, у некоторых казаков – чугунный, стоимостью 3 рубля, к нему лохань деревянная ценой 15 копеек [6, с. 69]. Рукомойники были широко распространены у русских крестьян нашего региона, не только православных, но и старообрядцев. Согласно сведениям, приводимым Бломквист Е.Э. и Гринковой Н.П., бухтарминские старообрядцы называли данный предмет «рукомойка» [4, с. 458].
Вместе с тем, факты использования рукомойников казахским населением не известны. Абсолютно все экспонаты музейной коллекции были получены от русских сдатчиков. Что же касается письменных источников – материалов исследователей повседневной жизни того времени, то они в своих работах не приводят точных свидетельств. Вышеупомянутый Г. Е. Катанаев в подробной описи имущества казахской семьи среднего достатка конца XIX века, жившей близ поселка Белокаменского Бескарагайского района ВКО, указывает наличие рукомойника – кунгана стоимостью 2 рубля и чугунного чайника для омовений ценой 35 копеек. Отмечая при этом, что: «чаще всего, в собственном смысле «кунган» заменяется в настоящее время обыкновенным медным чайником» [6, с. 86]. То есть казахи применяли для умывания и мытья рук традиционные на исламском Востоке кумганы – узкогорлые кувшины с носиком, ручкой и крышкой, а также чугунные и медные чайники, но не классические подвесные рукомойники.
Согласно сопроводительным легендам на экспонаты, рукомойниками, как и другой металлической утварью, очень дорожили, передавая из поколения в поколение, получая по наследству от бабушки или дедушки, родителей – отца и матери, отдавали в приданое. Однозначно ответить на вопрос, когда именно рукомойники перестали применяться в повседневной жизни, не представляется возможным. Харитинья Харлампьевна Рахманова, 1926 года рождения, уроженка и жительница города Зыряновска рассказала, что рукомойником пользовалась ещё в 1930-1940-х годах. Мария Ивановна Пестрякова, 1899 года рождения, уроженка и жительница села Коробиха Катон-Карагайского района ВКО, сообщила, что рукомойник покупала в магазине в 1940-х годах. Но во второй половине XX столетия подвесные рукомойники постепенно выходят из употребления, их заменяют на более современные рукомойники с клапанами: настенные и на ножках. Некоторые сдатчики получили рукомойники от соседей или взяли в старых заброшенных домах. Иногда они длительное время лежали без дела на чердаке дома. В то же время, в отличие от подвесных, рукомойники с клапанами владельцы продолжали ценить и беречь, что подтверждается крайне незначительным количеством их экземпляров в музейной коллекции. Такие рукомойники жители своих домов применяли до самого конца XX века, а дачники и обитатели отдаленных мест используют до сих пор, хотя сейчас в значительную часть частного сектора проведены водопровод и канализация.
К сожалению, многие экспонаты, хранящиеся в фондах музея, находятся в плохом состоянии: у них погнуты или утрачены ручки, крышки и шарниры для крышек, на бортиках глубокие сколы, отломлены петли, на корпусах имеются вмятины, царапины, трещины и сквозные отверстия, металл загрязнен, потемнел, заржавел и корродирован. Надписи и клейма стерлись от времени, что делает невозможным определение места изготовления данных предметов. Рассматривая характер повреждений можно сделать вывод, что наиболее часто отломлены крышечки. Видимо это объясняется слабостью горизонтального шарнира. Даже у тех умывальников, которые сохранили саму крышечку, шарнир в основном утрачен. Также широко распространена утрата ручки. Больше половины рукомойников имеют самодельную ручку, как правило, изготовленную из проволоки, или не имеют её совсем. Кроме того, часто встречаются глубокие сколы на бортиках или сквозные отверстия. Последние порой наспех залатаны кустарным способом прежними владельцами предметов. Плохая сохранность экспонатов объясняется тем обстоятельством, что их передавали в музей после многих лет использования по прямому бытовому назначению. Поэтому, требуется длительная кропотливая работа реставраторов, прежде чем все рукомойники можно будет демонстрировать на выставках и в экспозициях.
Хотя в музейной коллекции немного рукомойников, в целом она располагает всеми разновидностями, бытовавшими у населения Восточно-Казахстанской области в XIX – XX веках и представляет несомненный интерес для изучения. Также перспективным является дальнейшее развитие коллекции посредством её пополнения новыми редкими экземплярами умывальников, например из керамики. Кроме того, перед музеем-заповедником стоит важнейшая задача скрупулезного восстановления экспонатов, бережного сохранения коллекции и передаче её грядущим поколениям.
Библиографический список
1. По следам древних культур: Древняя Русь. – М.: Госкультпросветиздат, 1953. - 360 с.
2. Медные изделия Уральских заводов (XVII-XIX веков). Сокровища Государственного Ордена Ленина исторического музея. – М.: Внешторгиздат. Заказ №98p. - 28 c.
3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 511 с.
4. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае. XVIII – начало XX века. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
5. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1930. - 460 с.
6. Катанаев Г.Е. Прииртышские казахи и казаки: история, хозяйство и быт. – Астана: Алтын кітап, 2007. - 223 с.
Статья опубликована в сборнике материалов XVII международной научно-практической конференции «МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ», проходившей 23-24 сентября 2022 года в Горно-Алтайском Государственном Университете, в городе Горно-Алтайске. Страницы: 173 – 179.
Сборник рекомендован к печати редакционно-издательским советом
Горно-Алтайского Государственного Университета.
Организаторы конференции:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВНЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГОРНО-АЛТАЙСКАЯ ЕПАРХИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
(МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
TORAIGHYROV UNIVERSITY (г. Павлодар, Казахстан)
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|