«Недостижимые высоты»
(изделия китайского декоративно-прикладного искусства
из фондовой коллекции музея-заповедника)
В далеком, с позиции сегодняшнего дня, 2000 г. в нашем музее экспонировалась выставка «Китай. Традиции и современность». Уже позади «золотой человек», первая по-настоящему коммерческая выставка музея (1997) самых драматических «перестроечных» лет: когда почти все сотрудники музея вынуждены были пойти в отпуска без содержания, выставка Государственного музея золота и драгоценных металлов дала возможность каждому научному сотруднику заработать свой месячный оклад… Так наш музей вступил в рыночные отношения.
Позади также и рериховская выставка «Гималаи» (серия подлинных картин Н.К. Рериха из Международного рериховского центра г. Москвы). И вот впервые в области, республике через посольство КНР, которое любезно откликнулась на нашу просьбу, посетители музея познакомились с прекрасными произведениями декоративно-прикладного искусства Китая. Посетило выставку около 16 тысяч человек, проведено было 280 экскурсий.
Данная статья - итог изучения фондовой коллекции музея, не очень богатой литературы по Китаю, особенно по декоративно-прикладному искусству, а также впечатления от той, впервые увиденной выставки, так обогатившей наши представления об истории и культуре Китая, познакомившей нас с теми видами декоративно-прикладного искусства, которые советскому народу не были известны из-за закрытости наших государств друг другу,
На протяжении длительного времени в Китае удивительным образом сохранились преемственность и непрерывность культурных и исторических традиций. Китай внес неоценимый вклад в историю мировой цивилизации: имеются записи о применении компаса в Китае в Ш в. до н.э.; в 105 г. впервые в Китае была изготовлена бумага; в III - V в.в. – появляются первые фарфоровые изделия, а в VI в. – первые пагоды; с эпохи династии Тан (VII – X в.в.) развивается культура чая; китайцы первыми изготовили порох; во II тысячелетии до н.э. в этой стране возникла письменность.
Прекрасны были ритуальные сосуды, изделия бронзового литья, металлической модельно-лоскутной керамики, изготовленные в традиционном китайском стиле из глины разных цветов, плетенные изделия из бамбука. Незабываема так называемая китайская внутренняя живопись – роспись на стенках сосудов из стекла, характеризующаяся как высочайшее искусство, секреты которого неизвестны. Остается загадкой: как мог художник расписать сосуды, имеющие такие узкие горлышки и ограниченное пространство внутри них.
Восхитительны были и лаковые вазы, украшенные глубокой резьбой, ажурные резные изделия из кости, панно из перламутра, традиционные четырех и шестигранные фонари из деревянных реек, бумаги, шелка, стекла с рисунками в жанрах «горы и воды», «цветы и птицы», непременный атрибут выставок – конкурсов, пользующихся сегодня большой популярностью и организуемых в городских парках Китая в дни новогодних праздников.
Один из залов выставки знакомил посетителей с панно, выполненными в необычной технике – технике росписи по ткани, получившей название «батик». Очень часто встречались сюжеты – «танец дракона», «танец львов», маски пекинской классической оперы.
В архиве музея сохранилась книга отзывов о выставке китайского декоративно-прикладного искусства. Салагатаева Вера Дмитриевна, посетитель выставки пишет: «Русский с китайцем – братья на век», - пели мы в детские годы. Смена политиков… Были и мрачные годы… То что сейчас я увидела здесь, в залах музея – меня покорило. Дерево, лак, перламутр – все оживает вокруг. Чувствуешь вздох, запах Китая, видишь их тесный дружеский круг. Глаз оторвать нельзя… Какое же великолепие могут творить руки человеческие…»
Татьяна Ш.Г. – «Спасибо за выставку! По-новому стала воспринимать китайский народ и культуру Китая. Захотелось побывать в Китае и побольше узнать об этой великой стране».
Одновременно с оформлением выставки из посольства Китая, сотрудники музея отобрали и подготовили выставку фондовой коллекции китайского декоративно-прикладного искусства, которая была представлена в отдельном зале (98 предметов).
Сегодня, на наш взгляд, в музее собрана уникальная коллекция, отражающая историю и культуру Китая, нашего великого соседа, культурные и торговые связи с которым развиваются с древности.
Очень интересны изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, известной китайцам уже в 8 в. Среди них декоративное круглое блюдо (диаметр - 31 см; высота ножки – 1 см), приобретенное в антикварном магазине г. Ленинграда. Датируется оно XIX в.
На голубом фоне – излюбленный мотив китайского искусства – «цветы и птицы»: в центре блюда помещены три крупных цветка пиона бело-розового, красно-бордового и сине-белого цветов. В Китае пион – символ богатства и знатности, называется «царем цветов». «За пионами ухаживают год, а любуются ими 10 дней» - любимая поговорка любителей цветов. На стебле центрального цветка – птичка с черно-сине-белым оперением и бабочка – символ долголетия. Производство изделий из перегородчатой эмали является очень трудоемким и требует большой точности и тщательности. Мельчайшие узоры из гибкой проволоки наплавляются на металлическую основу, а образовавшиеся крошечные ячейки заполняются жидкими кашеобразными разноцветными эмалями. Готовые после обжига и длительной полировки изделия привлекают богатством своей фактуры.
Орнамент «цветы и птицы» украшает и настольную лампу с ажурным абажуром, изготовленную в начале ХХ века. Она имеет массивное тулово, суживающееся книзу. В изобразительном искусстве пионы, наряду с хризантемами, мейхуа (цветы сливы) представляют времена года: пион символизирует весну, хризантема – осень. Хризантема является также символом стойкой привязанности и дружбы.
В китайской коллекции музея – две вазы небольшого размера начала ХХ в., переданные Шишкиной Ниной Николаевной, жительницей г. Усть-Каменогорска. Ей они были подарены к свадьбе сестрой жениха, Фатиадой Валентиновной, гречанкой по национальности. На одной вазе стилизованный растительный орнамент – любимые китайцами пионы, хризантемы, цветы сливы, на другой «дракон играет с волшебным жемчугом». В течение тысячелетии дракон был постоянно возвращающимся мотивом китайского искусства.
Горловины наших ваз украшены орнаментом в виде чудесного гриба чжи. Происхождение веры в целебные свойства этого таинственного растения (точно оно не идентифицировано до сих пор) любопытно. На каменных рельефах эпохи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) волшебный гриб изображается в лапах мифического зайца, жившего на луне и толкущего там эликсир жизни. Сам же лунный заяц, по словам исследователей, заимствован китайцами из мифологии Древней Индии, где он служил олицетворением ночного светила.
Лунный заяц с грибом чжи встречается на китайских изображениях уже
во II в. н.э. На двух лаковых декоративных тарелках из фондов музея 50-х г. ХХ в. изображены лунные зайцы из перламутра.
В технике перегородчатой эмали выполнены и четыре фигурки различных размеров. Ритуальные сосуды в виде совы получили широкое распространение в Китае, начиная с эпохи бронзы, так как сова считалась одной из важнейших охранительниц могилы и защитниц человека в загробном мире. Как правило, сосуды подобной формы предназначались для хранения жертвенного вина.
Изделия из металла, покрытых белой непрозрачной эмалью с росписью цветными эмалями по ней, появились в Китае на рубеже XVII - XVIII в.в. В качестве основы использовались медь, бронза, золото, серебро. На предметы, выполненные в форме или чеканом, наносилась непрозрачная белая стекловидная масса – эмаль. Внутренняя поверхность изделия покрывалась защитным слоем эмали, так называемой контрэмалью. После первого обжига на поверхность наносилась роспись цветными эмалями, т.е. эмалями, окрашенными в различные цвета окислами металлов, и снова предмет обжигали в муфеле в зависимости от количества цветов. Роспись черной краской и золотом были завершающими этапами, после чего изделие уже не обжигалось. Особенность китайских расписных эмалей является то, что края предметов всегда оставались непокрытыми эмалью. Нередко они золотились.
В фондах музея хранится оригинальное декоративное эмалевое блюдо ХIX в., с подглазурной росписью. В центре на светло-розовом и светло-зеленом фоне жанровый сюжет – госпожа, сидящая в кресле, пятеро служанок, двое из которых с опахалами, коленопреклоненный вельможа с подарком.
Вокруг центрального сюжета на темно-синем фоне изображения драгоценностей - узла бесконечности – одного из восьми символов конфуцианства, рыбок – символа успеха в служебных делах и достатка, бабочек – символа долголетия, сосуда, цветов, колеса Закона, тыквы – горлянки – символа успеха в делах. По краю блюда орнамент в виде гирлянды из листьев и плодов винограда. Между изображениями драгоценности и виноградной лозой – изображения летучих мышей – символа счастья. На обороте блюдо покрыто эмалью белого цвета.
Среди основных характерных черт китайского декоративно-прикладного искусства примечательна удивительная устойчивость некоторых форм, уважение к традициям прошлого, ритуалам и символам, что очень хорошо прослеживается и на фондовых материалах музея более позднего времени. Замечательна подставка для лампы конца XIX – нач. XX в.в. цилиндрической формы с круглой ножкой. На тулове в фигурной рамке две одинаковые жанровые сцены – на фоне гор и вод на берегу два человека, у одного за плечами удочка, другой указывает рукой на реку. Между сценками по всему полю размещены пионы, распустившиеся и в бутонах. На горловине в медальонах «горы и воды», цветы – гвоздики, ромбы – один из восьми символов просвещенного человека. По винчику растительный орнамент в виде лотосов-символов чистоты и благородства, счастья и жизни. Загадочен и таинственен чудо цветок лотос, который цветет лишь три дня. Его красотой нельзя пресытиться, в Китае в период цветения он собирает сотни желающих полюбоваться им. «Красный лотос – красивый, белый лотос – грациозный. Свежий аромат касается вашего лица, уменьшая летнюю жару» (из народной китайской песни). Существует и китайское выражение: «красный лотос – опьяняющий, белый лотос - услада». Существует еще желтый лотос, распространённый только в Северной и Центральной Америке.
Вызывает восхищение и ароматница, отлитая из металла и покрытая коричневой эмалью. Изделие рукой гравера ХIX в. доведенное до совершенства. На тулове рельефные изображения дракона и птиц на ветках. Подставка соединена с туловом изящными ножками с изображениями львов. Изображение льва истолковывается по-разному и связывается с проникновением в Китай буддизма (лев – хранитель престола Будды). Кроме того, лев считался символом доблести и силы, его изображение вышивалось на придворном платье военных чиновников второго ранга. Со временем изображение льва стало означать также пожелание успешного продвижения по службе.
В Китае и Корее существует также обычай ставить перед воротами храма два изображения стилизованных львов – охранителей от злых духов.
Если изображения цветов, птиц, некоторых животных встречаются на многих китайских предметах из коллекции музея, то изображения цилиня - единорога, фантастического существа, облик которого составлен из элементов многих реальных и мифологических животных - оленя, лошади, льва, дракона, быка и других - только на единственном экспонате – крышке ароматницы, навершие которой и выполнено в виде единорога в облаках. Цилинь – символ добра, счастья, богатства. В Китае считалось, что он является людям только тогда, когда рождается мудрый правитель, в качестве благовестия.
Еще один сосуд для воскурения благовоний из коллекции музея - металлическая литая курительница в виде треножника высотой 11,5 см. Жертвенные треножные сосуды появились в Китае еще во II тысячелетии до н.э., пользуются они популярностью и сегодня.
Благоговейно, со священным страхом почитали китайцы тигра – «царя зверей», на лбу которого в изображениях часто чертили знак «ван» (царь). Тигр считался, кроме того, грозой демонов болезней и, следовательно, в какой-то мере патроном здоровья. Его клыки и когти высоко ценились: обрамленные в серебро, они служили ценными амулетами, растолченными в порошок – целебными снадобьями.
Почитались в Китае также петухи, обезьяны, змеи, коты. На шесте близ дома вывешивали изображение петуха, на стене – тигра. Рядом охранительные надписи и заклинания. Для гарантии от неприятных воздействий со стороны злых сил и духов мог использоваться и сувенирный камышовый кот I пол. ХХ в. из фондов музея. Спина его изогнута, голова повернута влево, хвост длинный закругленный. Изготовлен из металла, техника – литье, насечки имитируют шерсть животного.
Кухтиной – Зубчинской Марии Ивановне (≈1911 – 2001 г.г.) принадлежал металлический кубок в виде рюмки на высокой ножке, орнаментированный цветами (пионы), ручка выполнена в виде драконов. В 30-е годы она жила в Харбине, занималась спортом – большим теннисом. В 1930 г. Кухтина М.И. выиграла этот кубок. Затем переехала в Усть-Каменогорск, работала лаборантом на кафедре иностранных языков в Восточно-Казахстанском педагогическом институте. После ее смерти кубок был передан в музей. В ХХ в. в Китае были очень распространены ярко раскрашенные глиняные человечки. Были среди них крупные фигурки и небольшие, известные всему миру китайские болванчики, качающие головой, которая прикрепляется к туловищу на небольшой пружинке. Фигурки очень разнообразны. Здесь и персонажи пекинской оперы, и лаосские святые, и многие другие герои китайских преданий и легенд. Особенно часто встречаются изображения знаменитой «троицы»: дух богатства с яшмовым кубком, дух счастья с младенцем на руках и седобородый дух долголетия с огромным лбом, держащим в руках посох и персик – символ бессмертия. В музейной коллекции к такому роду сувениров относится небольшая пластмассовая статуэтка - китаянка в национальной одежде.Обращает на себя внимание необычный экспонат музея – кожаный сосуд начала ХХ в., оплетенный ошкуренными прутьями из тальника и названный в музейных документах «джюн – джюн». Изучая фондовые периодические издания, в частности журнал «Военный сборник» за 1889 г., № 3 в заметках русских офицеров о путешествии в Западный Китай были обнаружены опубликованные цены на некоторые продукты, в том числе мясо, редиску: 1,5 фунта мяса (1 фунт равен 409,5 г.) стоил 16 коп, 1 штука редиски – 1 коп, а бутылка джин-джюна, т.е. водки – 13 коп. Таким образом джин-джюн в переводе с китайского название не сосуда, а водки. По рассказам владельца вещи, Юзеферова Михаила Михайловича, 1869 г. рождения, работавшего в Зайсанской таможне емкость эта использовалась для перевозки контрабандой спирта и водки из Китая. Перевозились же сосуды попарно на спинках вьючных животных – лошадей, ишаков.
Сложна и трудоемка техника изготовления лаковых изделий. Легкие, блестящие, обладающие высокой прочностью, не боящиеся влаги, кипящей воды, не поддающиеся действию кислот, предметы получались путем нанесения нескольких слоев окрашенного сока лакового дерева на деревянную, кожаную, холщовую, бамбуковую, плетенную и металлическую основу. Изделия из лака украшались росписью, инкрустировались перламутром.
Применение лака для изготовления тонких и изящных изделий имеет в Китае многовековую историю. Это традиционный вид прикладного искусства Китая, зародившийся в глубокой древности. Наиболее популярные лаковые изделия – это вазы, кувшины, ширмы, коробки, подносы, мебель.
Лаковый чайный сервиз из 20 предметов, винный набор из 8 предметов, курительный набор из 5 предметов, украшенные росписью, шелковые тканые панно «Западное озеро Ханьчисо», «Львы проснулись», дамская сумка с изображением иероглифа «шоу» (долголетие), шкатулка, украшенная белым нефритом, высоко чтимым в Китае, были переданы в музей Гущиной Тамарой Федоровной, 1930 г.рождения, жительницей г. Усть-Каменогорска. Родилась она в г. Сарканд Талды-Курганской области. В 1951 г. окончила Алма-Атинский педагогический институт им. Абая, а в 1952 г. вышла замуж и уехала на место службы мужа в КНР, сначала в Порт-Артур, затем в Пекин. Все предметы приобретены были ею у мастеров в Пекине.
Китай – родина фарфора. Первые фарфоровые изделия появляются там в 3-5 в.в. Изделия же, отличающиеся особой белизной и просвечиваемостью начали изготавливать при династии Тан (618-907 г.г.). Китайские мастера, создавая разнообразные по форме и применению произведения, всегда помнили древнее наставление: изделия из фарфора должны быть тонкими как бумага, звонкими как гонг, блестящими и сияющими как озеро в солнечный день.
Среди изделий из коллекции китайского фарфора хотелось бы выделить плоскую вазу начала ХХ в. с фигурными краями и ножками в виде изображении драконов и скульптуру «Шоусин – бог долголетия» с надглазурной ручной росписью, в том числе с изображением иероглифа «шоу». Бог долголетия – почтенный старец с длинными ушами – знаком мудрости и бессмертия, жрецы Вавилона говорили, что «ведь не мозг, а уши являются вместилищем разума и духа». По исследованиям ученых с середины ХVIII в. расширяются торговые связи Казахстана с Китаем. В Синьцзян (Восточный Туркестан) отправлялись много казахских караванов. Казахи везли скот: лошадей, баранов, коров, и там обменивали их на бязь, фанзу, китайку, атлас, шелк. Подтверждением архивных материалов служит и коллекция музея. В фондах хранятся веера конца XIX в. из атласа, шелка, украшенные росписью и вышивкой, скатерти начала ХХ в. Одна из них изготовлена из китайского шелка, по светло-вишневому фону которой вышит узор нитями того же цвета, но с более плотным наложением стежков. Красива скатерть из атласа, на которой гладью вышиты золотые рыбки. Интересно то, что Китай – родина золотых рыбок различных видов – «глаза дракона», «тигровая голова», «жабья голова», «шерстяной мяч», «жемчужина, взбирающая на небо» и др. Жемчужиной же фондовой коллекции музея является казахский женский свадебный халат из красного китайского шелка, сшитый в 1897 г. Покрой его прямой, свободный, по бокам – клинья.
В книге «Сеятель», изданной в Санкт-Петербурге в 10-е годы ХХ в. и хранящейся в фонде редких книг и рукописей музея есть сказка – быль о китайской императрице Силинчи, которая развела много тутовых деревьев и червей и научила китайский народ, как разводить их. Китайцы до сих пор помнят царицу Силинчи, научившую их шелководству, и в честь ее устраивают праздники.
Однажды она стала смотреть на червей и увидела, что когда они замирают, то на них бывает тонкая паутина. Силинчи размотала эту паутину, спряла ее в нитки и соткала шелковый платок.
В этой же книге есть очень интересный рассказ о шелковичных червячках, каждый из которых – крошечная фабрика по изготовлению натурального шелка. Червячок строит кокон, постепенно превращается в куколку.
Вскоре коконы темнеют и мокнут с одного конца, а потом из каждого конца вылезает бабочка с мокрыми крылышками. Эти бабочки полетают немного, потом сносят яичко и умирают.
Остальные коконы держат над горячим паром, чтобы убить куколку. Потом концы кладут в теплую воду. В воде кончики шелковых нитей всплывают наверх и их можно скрутить и намотать по несколько вместе. Размотанный шелк отсылают на шелковую фабрику.
Очень интересные сведения в книге «Сеятель» имеются и о приготовлении чая, который стал популярным в Казахстане в ХIX в.
По итогам переписи населения в 1999 г. в Республике Казахстан проживало 3510 китайцев, в Восточно-Казахстанской области - 257 человек. Несмотря на такое незначительное количество китайцев по сравнению с другими народами, населяющими ВКО и в области нет культурного китайского национального центра, материальная и духовная культура народа достойна представлена в экспозиции и фондах музея, что, несомненно, способствует дальнейшему развитию сотрудничества и взаимопонимания между народами региона, укреплению добрососедских отношений.
Использованная литература
- 1. Алексеенко А.Н. Народы Восточного Казахстана. г. Усть-Каменогорск, 1999 г.
- 2. Национальный состав населения Республики Казахстан. Итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан. Алматы, 2000 г.
- 3. Нода Джин. Взаимосвязи Казахстана с Цинской империей со второй половины XVIII в. по середину XIX века. Журнал «Казахстанская цивилизация», 2004 г., № 2.
- 4. Сеятель. Вторая книга для чтения. Санкт-Петербург, 10-ые годы ХХ века.
Каирбекова Ж.Ж.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|