… И ехал Александр Невский
по землям нашего края…
Книжный фонд Восточно-Казахстанского областного этнографического музея насчитывает около 10 тысяч экземпляров, немалая часть которого так или иначе связана с краеведением. Безусловно, в большинстве случаев сведения по истории, культуре, быту, обрядам, верованиям и традициям проживавших здесь народностей имеют отрывочный, эпизодический характер, распределены в самых разнообразных изданиях, в том числе периодических, поэтому их поиск и обобщение представляют определенную трудность. Обзор этих источников, давно ставших библиографической редкостью и не всегда доступных исследователям, служит серьезным подспорьем для изучения истории нашего края.
Для современной исторической науки бесспорен тот факт, что уже во втором тысячелетии до нашей эры территория современного Восточного Казахстана становится одним из основных центров культуры степной бронзы, так называемой андроновской культуры. Косвенное подтверждение этому мы находим в многочисленных упоминаниях о «чудских» могилах, которые на рубеже XVIII—XIX веков подвергались разграблению. Это особенно важно в том плане, что предубеждение к степи культивировалось веками, а между тем Д. Н. Анучин, известный археолог, этнограф и географ не без основания утверждал, что «Азия — это прародина и учительница человечества».
Самым древним, письменно зафиксированным упоминанием о нашем крае, может служить история о путешествии в Каракорум Александра Невского за ярлыком на княжение. В ряде книг есть ссылки на это путешествие как на нечто само собой разумеющееся, а более подробные сведения мы находим у П. П. Семенова-Тянь-Шанского, который пишет следующее: «...даники чингисханидов, армянские и кавказские государи, огибали Каспийское море и входили в Монголию через те ворота народных переселений из нагорной Азии, которые расположены между Джунгарским Алатау и Тарбагатаем. Наоборот, все русские князья, как, например, Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) и сам Александр Невский, следовали в Золотую Орду по Волге, затем до Иртышской линии и входили в нагарную Азию через Зайсансние ворота, то есть между Тарбагатаем и Алтаем». Фактически тот же путь проделал в 1654 году Федор Байков, русский посол в Китай, о чем говорится в Большой Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (том 1, с. 178). Его маршрут проходил по реке Иртыш через озеро Зайсан.
К XVI веку, когда Казахское ханство и Московское государство оказались в непосредственном соседстве, относится установление дипломатических и торговых связей между этими государствами. Через территорию Казахского ханства проходили пути из России в Среднюю Азию и Сибирь, Торговый путь из Тобольска в Среднюю Азию шел через реку Иртыш к верховьям реки Ишим, а оттуда мимо гор Улуг-Тага на Сарысу до Туркестана, затем на реку Сырдарью к Бухаре.
Известен также и другой маршрут, который вел в среднеазиатские ханства через Казахское ханство. Краткое его описание имеется в описях русского посла Веньямина Степанова царю Федору от 20 мая и 3 октября 1595 года: «И шел, государь, я от Казани до Пегих гор (сейчас — Таласский Ала-Тау) 9 недель, и лошади, государь многие померли в безводицу и с пути немногие лошади дошли до Казацкой орды».
Одними из первых исследователей Казахстана были такие ученые, представители академической науки, как П. Паллас и А. Гумбольдт. Во второй половине XVIII века издаются «дневные записи» путешествия П. Палласа. Полностью его труд назывался «Путешествия по разным провинциям Российской империи» и был фактически первой попыткой этнографического и географического описания Казахстана, в том числе и нашего края. Оставили свой след в изучении нашего края, и такие ученые, как И. П. Фальк, Г.Ф. Миллер, Мейер и другие.
В XIX веке одним из первых русских ученых, обратившихся к изучению различных сторон духовной жизни и быта казахов, был ученый и государственный деятель Алексей Ираклиевич Левшин (1799-1879 г.г.). Он — выпускник Харьковского университета, один из основателей Императорского Русского Географического Общества. Его перу принадлежит фундаментальная работа «Описание киргиз-кайсацких орд и степей», в трех томах которой содержатся сведения из области географии, истории и этнографии казахского народа. Для сегодняшнего читателя труды Левшина представляют несомненный познавательный интерес, доносят до него живую атмосферу образа жизни кочевого Казахского общества того времени. Вот некоторые из зарисовок, сделанные Алексеем Играклиевичем Левшиным:
«...Искусство ездить верхом, с самого младенчества приобретаемое киргиз-казаками, составляет первое гимнастическое их достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях и с самыми дикими из них обращаются необыкновенно смело и ловко. Женщины не только не уступают мужчинам, но иногда и превосходят их».
«...Коль скоро приезжает в аул гость, особенно издалека, то все тотчас собираются слушать его, и за все угощение никто не требует другой платы, кроме рассказов».
«Женский пол казахского народа по многим причинам должен быть предпочтен мужскому. Киргизки далеко превосходят киргизов в трудолюбии. Они выполняют все домашнее хозяйство, на них лежит половина попечения о скоте; они сверх того занимаются рукоделием и приготовлением одежды себе и детям... К трудолюбию киргиз-казачки присоединяются свойственные их полу добродушие, чадолюбие и сострадательность. Бывшие у киргизов в плену отзываются о них гораздо лучше, нежели о мужчинах...».
С вхождением Казахстана в состав России в 60-х годах XIX века начинается более детальное и деятельное описание и изучение Казахстана. Именно к этому периоду относится большинство материалов, хранящихся в отделе Редких книг и рукописей Восточно-Казахстанского областного этнографического музея.
Виктор Зюзь
сборник «Серебряные горы», ВКГУ, 1992., № 1.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|