Религиозная культура средствами музейной экспозиции
(из опыта лекционно-экскурсионной работы)
Этнография изучает материальную и духовную культуру этноса, традиции, обряды, обычаи, народное прикладное искусство. Немаловажно значение религии для изучения этнографии, ибо она, проникая во все сферы жизни общества, оказывает большое влияние на культуру этноса в целом.
Сегодня, на рубеже веков, возрастает роль религии, растет потребность в познании ее истоков. В связи с этим встают вопросы переосмысления методов и форм работы с подрастающим поколением. В 1998 году в выставочном зале "Алтай" была открыта стационарная выставка "Ислам. Развитие казахской письменности", работающая по сей день, где экспонируются Кораны конца ХIХ и начала ХХ веков, рукописные книги; книги, изданные типографским способом арабским, латинским шрифтом и кириллицей, предметы религиозного культа, мусульманские обереги и т.д. Основной контингент слушателей, который приходит в наш выставочный зал , -это студенты вузов, учащиеся колледжей, гимназий, школ.
Такой предмет как культурология, включенный в учебные программы многих учебных заведений, - веление времени - он ставит перед преподавателями новые задачи, в решении которых музейная экспозиция оказывает неоценимую помощь. В лекциях и экскурсиях, разумеется, делаются исторические экскурсы в историю создания Корана, рассказывается о пророческой миссии Мухаммеда. Приводятся интересные факты, примеры, даются понятия об основах исламской религии. Но основной акцент я делаю на те аспекты, которые несут в себе нравственно-этические, эстетические, воспитательные моменты.
Говоря о священной книге мусульман - Коране, знакомя с содержанием и составом исламского вероучения, останавливаюсь на следующем:
Мусульмане с большим почтением относятся к книге ислама. В доме он должен находиться на видном, почетном месте, обязательно выше пояса человека. Даже в положении сидя мусульманин ставит Коран на специальную подставку или держит в руках, опять-таки выше пояса. (Это требование выдержано и в нашей экспозиции). Еще одно очень мудрое положение в исламе в отношении священной книги: "Испытывая голод, чтобы дотянуться до кусочка хлеба, можно наступить на Коран, но нельзя наступать на хлеб, пытаясь достать священную книгу". Среди пищевых запретов ислама есть запрет на потребление в пищу свинины. Однако, если мусульманин голодает, а кроме свинины питаться больше нечем, он вправе употреблять ее.
Приведенные примеры показывают, что здоровью человека, его жизни не должно быть нанесено вреда.
Предметы религиозного культа
(Жайнамазы, четки, чаши для питья священной воды, обереги).
Жайнамазы - молитвенные коврики, которыми мусульмане пользуются во время молитвы. Современные жайнамазы представляют собой ворсовые коврики с изображениями мечетей в Медине и Мекке, в нижней части - арочное изображение. Арка изображена неслучайно, она - древнейший архетипический образ, он присутствует и в иудаизме, и в буддизме, и в христианстве. Она всегда символизировала связь Божественного и земного, выражала идею силы и власти. Для посвященных арка - всегда знак присутствия божества. Арка в молитвенном коврике говорит правоверному о присутствии Аллаха, о возникающей во время молитвы связи с Богом. В нашей экспозиции находится наряду с современными жайнамазами, жайнамаз, найденный в нашем регионе: он из белой ткани с красной окантовкой и украшенный вышивкой в виде растительно-геометрических орнаментов. Орнаменты представляют собой восьмилучевую звезду, которая состоит из двух совмещенных квадратов-символов священного храма - Каабы.
Место для молитвы, жайнамаз должны быть идеально чистыми, сам молящийся перед молитвой совершает ритуальное омовение. В случае невыполнения этих требований, молитву не услышит Всевышний, ибо первое требование ислама - изучать Святой Коран, второе - хранить чистоту.
Четки (тасбик) необходимы после совершения намаза, когда, перебирая поочередно бусинки, верующий произносит по 33 раза фразы "Субхан-алла" - аллах пречистый, "Альхамдулилла" - хвала аллаху, "Аллах акбар " - аллах велик. Помимо этого четки помогают сосредоточиться, внимательно слушать собеседника, не отвлекаться на посторонние шумы и т.д. Количество бусинок на четках 99, ибо столько прекрасных имен имеет Всевышний.
Биография Мухаммеда.
Много воспитательных моментов содержится и в биографии Пророка Мухаммеда. Отец Мухаммеда умер за два месяца до его рождения , а мать, когда ему было шесть лет. Воспитывал его сначала дед Абд-эль-Муталиб, потом - дядя Абу-Талиб.
До 24 лет был в услужении у своих дядьев, пас их стада или же исполнял должность погонщика верблюдов. Несмотря на такое незначительное положение, он стал известен своими способностями и честностью и получил прозвище эль-амин, что значит верный. Женился на богатой вдове - Хадидже (Хадише) в 25 лет. Мухаммед был ей верен, нет так же вероятия, что до брака с ней он знал женщин. Пророк одевался скромно, но чисто и опрятно, призывал мусульман к чистоте одежды, чистоте тела, чистоте жилища, чистоте дорог, и , особенно, к чистоте зубов, рук, головы. Ислам против роскоши и кичливости в одежде.
В очерке В. Соловьева "Магомет, его жизнь и религиозное учение", сравнивая религиозно-политических деятелей Запада и Востока, коими являлись Константин Великий, Карл Великий и Мухаммед, автор отдает предпочтение Мухаммеду, касаясь их нравственных поступков.
Эстетическое воспитание
Основные требования к любой экспозиции:
1) Подлинность
2) Уникальность
3) Аттрактивность (зрелищность, притягательность).
Экспозиция по исламу отвечает этим требованиям. Положительный эффект в эстетическом восприятии предметов дают Кораны, изданные в Стамбуле ( Турция ) и Медине (Саудовская Аравия), полиграфический дизайн которых достаточно высок, суры аль-фатиха, увеличенные и оформленные на планшетах, данные на трех языках ( арабском, русском и казахском) суры из Корана, оформленные в рамки, жайнамазы, обереги, чаши и кумганы, 1-ая сура Корана аль-Фатиха традиционно очень красочно оформляется, в нем декор обрамляет текст.
Радуют глаз и арабское каллиграфическое письмо, обереги для дома с текстами из Корана, кумганы и чаши разных форм и видов.
Сотрудники музея находятся в тесном сотрудничестве с центральной городской мечетью. Консультируются по сложным вопросам исламского вероучения, изучают арабскую графику ( занятия проходят в музее, преподает мулла из мечети Мустафа Шал ). Главный имам Ибрагим хаджи передал в дар музею свой чапан и чалму, которые находятся сегодня на выставке, в выставочном зале музея. Подарена книга "Мечеть - гнездо веры", одним из авторов которой является Ибрагим хаджи, бесплатно предоставляются нам газеты "Ислам нуры".
Большим событием в жизни музея было проведение праздника Маулид в музее, где на встрече с молодежью наиб-имам Н. Даркулов подробно рассказал об истории и особенностях праздника, священнослужитель М. Шал продекламировал аяты из Корана, была проведена экскурсия "Ислам как мировая религия ", учащиеся музыкального колледжа подготовили концерт, а в заключении гостям и участникам были предложены праздничные угощения и чай, подведены итоги, и всем были розданы буклеты с информацией о Маулиде (на русском и казахском языках). Это было первое мероприятие, проведенное вне пределов мечети, не только в нашем регионе, но и в республике (2000 г.).
После завершения строительства мечети, отдел казахской этнографии планирует организовать экскурсии.
Болат Еликпай
Материалы докладов республиканской научно-практической
конференции «Роль религии в укреплении духовного согласия
между народами. Часть II, Усть-Каменогорск, 2002
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|