Русское крестьянство Южного и Юго-Западного Алтая всегда находилось в зоне пристального внимания исследователей традиционной культуры. Оазис сохраненной русской старины давал тематическое разнообразие для скрупулезного исследования. Среди прочего - вышитые и тканые узоры, украшавшие одежду и предметы домашнего обихода обрядового и утилитарного назначения. Безусловно, больший интерес вызывали и продолжают вызывать тканые и вышитые архаические орнаментальные композиции, сохраненные с дохристианских времен. Наряду с этими шедеврами, значимость которых простирается далеко за пределы истории культуры современного этноса, местные крестьянки конца ХIХ – начала ХХ вв. пользовались и новыми способами декорированния своих изделий.1 К этому времени была утрачена былая изолированность старообрядческих общин, и стало возможно проникновение в крестьянский быт городских новинок, что отразилось и на технологии женского рукоделия. Появление швейной машины, повлекло возникновение новой, кажущейся на первый взгляд упрощенной техники декорирования – ''выстрачивания'' или ''навиляванья'' (от вилять), т.е. построения узора посредством машинной настрочки. Очевидно, что время появления выстроченных узоров – не ранее времени массового распространения швейных машин в крестьянских домах.
Швейные машины, изобретенные Гоу еще в 1845 году, благодаря удачливому коммерсанту Исааку Зингеру, во второй половине ХIХ века производились в столь огромных количествах, что к концу столетия их ''общее число в употреблении оценивалось цифрой около 20 миллионов''2. И все же, для крестьян из сибирской глубинки, зингеровские машины стали доступны только после того, как их начали выпускать в России. Завод открылся в г. Подольске в 1902 году. Исследовательница бухтарминского края Н.П. Гринкова, участница экспедиции 1927 г., свидетельствует, что ''в каждом доме, кроме самых бедняцких, имеется машина, чаще ручная, а у богачей ножная. Каждая подрастающая девочка лет с 12 уже умеет шить и справляться с машиной (…). В широкий обиход швейные машины вошли в последние годы перед войной 1914 г., появляться же стали, по словам старух, в начале нашего столетия, на машине шьют всякую одежду и выстрачивают узоры''.3 Таким образом, время возникновения и распространения выстроченных узоров в данном регионе – не ранее 1910-х гг. ХХ века.
Выстроченные узоры имеют непосредственное отношение к отдельному виду вышивки – к стёжке. Данная технология была знакома местным крестьянкам, здесь простегивали одеяла и верхнюю одежду – ''халаты''. Вероятно, имея генетическую связь со стежкой, выстроченные узоры у кержачек являются все же новым видом вышивки. В отличие от современной специальной техники вышивания на швейной машине, крестьянки не пользовались ни пяльцами ни съемной лапкой, об этом свидетельствуют отсутствие натяжения ткани между элементами узора и тип шва (это всегда строчки предназначенные для соединительных швов). Из современной технологии машинной вышивки крестьянки пользовались только предварительным нанесением узора на ткань. Узор ''придумывали сами и сначала рисовали мелом или карандашом'', сообщила Литвинова Мария Ивановна (1915 г.р., коренная жительница с. Бутаково), которая сама в молодости умела выстрачивать узоры.
Для описания выстроченных узоров была привлечена коллекция ''Ткани'' Восточно-Казахстанского областного этнографического музея, достаточно полно представляющая бытовую одежду, полотенца и скатерти кержаков конца ХIХ – начала ХХ веков. Из коллекции были отобраны предметы, имеющие данный вид декора. Всего 121 предмет: 36 полотенец, 21 скатерть, 22 кушака, 2 зипуна, 1 стеганый халат, 19 сарафанов, 6 женских рубах, 4 нарукавника, 1 фартук, 4 юбки, 2 кофты, 3 мужских рубахи.
Разнообразное размещение выстроченных узоров свидетельствует о высокой степени их популярности. Вероятно, еще как разновидность стежки они выполнялись на кушаках4 и на верхней одежде (обшлага, вороты и края бортов суконных зипунов и стеганых халатов). Одно из назначений таких швов – скрепление двух и боле слоев ткани. Не исключено наличие такой же функции и на деталях горничной одежды. На сарафанах они соединяли два слоя ткани на лямках, на ''перелинке'', по низу подола крепили ''подбойку''; на одежде с рукавами встречаем их на ''запястьях'', на женских рубахах еще и по вороту и планке, закрывающей разрез, и даже на ''борах''. На мужских рубахах – на вороте, на планке, по периметру кокетки, на манжетах, по подолу. Другие виды женского рукоделья так же украшались выстроченными узорами. Это полотенца - фризы различной сложности и ширины на концах, и пестрядиновые скатерти - здесь узоры строчили на ''прошивках''. Сложность узора, порой граничащая с замысловатостью не оставляет сомнений в том, что соединение слоев ткани не единственное назначение выстроченных узоров, тем более что в случае с полотенцами мы вовсе имеем с дело с узорами, нанесенными на один слой ткани.
Типы узоров, при всем разнообразии (в рассматриваемой коллекции насчитывается более 60 композиционных решений) поддаются классификации. Прежде всего, следует отметить, что большая их часть была заимствована из традиционных старинных вышивок, выполняемых в технике набора, росписи, креста и тамбура. В качестве основных орнаментальных мотивов выделяются ломаные и волнистые линии, ромбы, кресты, розетки и фитоморфные изображения.
Ломаные линии лежат в основе данной техники, порой даже сложные геометрические фигуры выстраиваются одной строчкой, но все же к данному орнаментальному мотиву следует отнести только те построения, которые вписываются в очертания ломаной линии (рис.1). Встречается несколько таких разновидностей. Первая – простая ломаная зигзагообразная линия, порой двойная или тройная, или же наслоения параллельных ломаных линий, чаще трех, но возможно и семикратное повторение. Визуально близки им и ломаные с треугольными петельками в местах излома. Отдельную группу составляют ломаные, усложненные узкими прямоугольными гребнями в местах изломов. Встречается вариант, когда подобные гребни выстрачиваются на боковых сторонах двойной линии, причем на верхней они направлены строго вверх, на нижней – вниз. Ступенчатые линии представлены в двух вариантах: линия, как бы описывающая с трех сторон антиподально расположенные усеченные треугольники и линия - абрис усеченных прямых крестов. Еще один вид ломаных линий - это ''елочки'' и их односторонняя вариация. Встречаются ломаные линии, которые также можно отнести к данному орнаментальному мотиву, но в отличие от вышеописанных, они делят пространство на части с разной конфигурацией края. Некоторые из перечисленных мотивов легко перевоплощаются в другой вид линейных узоров, сочетающих черты зигзагообразных изломов и волнистых плавных линий.
Узоры, построенные на основе плавных волнистых линий заимствованы, возможно, из тамбурных вышивок. Усложненный вариант такой волнистой линии входит в состав композиции размещенной на воротнике и бортах стеганого халата (рис.2.), основной узор плавным изгибом и наличием спиралевидных завитков напоминает византийскую линию, которую местные крестьянки всегда вышивали ''в петельку'', т.е. тамбуром.
Ромб – один из основных элементов древнейших традиционных геометрических орнаментов, прекрасно представлен в произведениях декоративного искусства крестьянок данного региона.5 И это один из элементов освоенных новой техникой вышивания (рис.3). Простейшие ромбические фигуры получаются при выстрачивании двух ломаных линий со смещением одной из них на 0,5 длинны раппорта. Богатый арсенал вариаций ромбов и ромбических композиций в старинных техниках вышивания и узорного ткачества позволил несколько разнообразить данный мотив и в его выстроченном варианте. Прежде всего, следует отметить ромбические сетки, концентрические ромбы и объемные ромбы, созданные за счет многократного смещения равновеликих фигур. Модификацией мотива является трехслойная концентрическая ромбовидная композиция, здесь ромб с внешней стороны описан фигурой с выгнутыми сторонами6, а изнутри с прогнутыми. Усложненные ромбовидные фигуры представлены тремя вариантами – с угловыми гребнями, направленными во внутрь фигуры, абрисами усеченных ромбов с крестовидными крюками на внешних сторонах и абрисами усеченных ромбов с продленными сторонами (абрисами ''репьев'').
Крестовидные элементы в выстроченных узорах большим разнообразием не отличаются и представлены в основном прямыми крестами внутри ромбов и перекрестиями трех или четырех прямых линий, которые легко преображаются в розетки.
Розетки 4, 6 и 8-лепестковые могут быть выстрочены в виде цветочка с лепестками-овалами либо в виде пересеченных по центру соответственно двух, трех или четырех овалов.
Фитоморфные мотивы явно заимствованы из свободной тамбурной вышивки. Они представлены несколькими вариантами стилизованных изображений ростков, ветвей, как бы плывущих трав (водорослей-?), колосовидных стеблей и цветов со сложным абрисом лепестков (рис. 4).
Конечно, подобное членение на элементы условно, т.к. порой один и тот же мотив можно определить по-разному. Например, ромб с внутренними угловыми гребнями можно рассматривать и как абрис крестовидной фигуры, вписанной в ромб. Это свойство, когда фоновые промежутки между узорами сами приобретают вид узора и узор и фон могут читаться в обратном порядке7, характерен для геометрических орнаментов, бытовавших в данном регионе, используется и в новой технике. Хотя понятие ''фона'' и ''узора'' здесь приобретает иное значение, т.к. воспроизводиться скорее абрис прозрачных фигур. Следует заметить, что, ориентируясь на традиционные орнаментальные мотивы, мастерицы воспроизводят их в редуцированном виде, что вероятно, обусловлено техническими возможностями машинного шва. Стараясь следовать традиции, вышивальщицы выстроили все встретившиеся орнаментальные композиции по раппортному принципу.
Большинство размещенных на одежде узоров играют роль краевых окаймлений и сложностью композиционных решений не отличаются. Чаще всего за основу берется незамысловатая композиция из ломаных линий, по верхнему и нижнему краям отчеркнутая прямыми ровными строчками. Реже, но все же встречаются усложненные композиционные решения, как, например, уже упоминаемый узор на стеганом халате из с. Орловки, или на мужской сатиновой рубахе из с. Черемшанки (рис. 5). Узоры, выстроченные на кушаках, отличаются не только сложностью, но, порой и новаторским, импровизационным характером (рис.6). Довольно разнообразны и некоторые выстроченные фризы на концах полотенец. Композиционное решение здесь продиктовано многовековой традицией. Достаточно сложный основной узор обрамлен, как бы заключен в рамочку (''подкаёмок''), состоящую из боле простого и примерно вдвое меньшего по ширине узора. Традиция здесь просматривается и в подборе орнаментальных мотивов. Явное предпочтение отдается ромбическим фигурам – сеткам, многослойным ромбам и ''репьям'', последние, правда, в усеченном варианте (рис.7, 8). Значимой представляется композиция, состоящая их гребенчатых ромбов вышитых цветным гарусом в технике набора и описанных вокруг них выстроченных ромбов большего размера. Выполненная на серо-голубой плисовой проставке полотенца, контаминационная композиция при всей своей наивной простоте свидетельствует о значимости новой вышивальной техники, которую не только размещают рядом с традиционными узорами, но и, пусть неудачно, пытаются совместить со старой техникой (рис.9). Особое обаяние отличает композиции, рисующие картины природы с различной степенью условности. Схематичные изображения воспроизводят идеограммы земной воды – реки, растений, покрывающих берега, и возделанное поле (рис.10, 11).
Ограниченные технические возможности швейной машины заставили исполнительниц лучших образцов выстроченных узоров использовать ресурсы данной техники с максимальным напряжением. Незначительность объема одиночной машинной строчка, технологически не предназначенной для декорирования изделий, исправляется за счет трех-пяти кратного интервального повторения, так создается необходимый объем. Строгая орнаментальная геометрия, изящество тонких линий, пусть даже многократно повторенных, придают этим узорам прозрачность и лаконичность, делают их похожими на графические работы. Выбор цветовой гаммы ограничивается требованиями предельной контрастности фона и ниток вышивки. Самыми выигрышными являются композиции, выполненные в черно-белой гамме. Хотя мастерицы и пытались экспериментировать, используя нитки различных цветов в одной композиции (например, белые, серые и желтые по красному фону), эти образцы не выглядят ярче, скорее наоборот, т.к. немного теряют контрастность. Вызывают недоумение работы, выполненные в монохромной гамме (например, красновато-коричневыми нитками на красном кумаче – полотенце ГИК – 3 – 567). Хотя именно они заставляют задуматься, воспринимались ли крестьянками узоры вообще в первую очередь украшением или же их древнее оберегающее значение еще не было полностью забыто?
У крестьян изготовление орнаментированной одежды и текстильных предметов домашнего обихода было обязанностью девушек, готовивших приданое. Овладение новой техникой – швейной машиной, значительно сократившей время пошива каждого отдельного изделия, возможно, подсказало идею о столь же успешном ускорении процесса вышивания. Свойственная молодости тяга к экспериментированию, поиску новых путей решения старых задач, вероятно и привели к возникновению новой техники. Хотя она не оказалась намного проще в исполнении, некоторые мастерицы отдали ей предпочтение, поддаваясь обаянию новизны. При выборе орнаментальных мотивов вышивальщицы, вероятно, не чувствовали себя столь же свободно, традиция еще была реальной силой, заставлявшей вновь и вновь повторять старинные узоры. Если знания о сакраментальном значении каждого узора к началу ХХ века и были полностью утрачены, то в сознании еще крепко сидело убеждение в полезности, необходимости именно таких узоров8, полного освобождения от архаической образной системы еще не произошло. Может быть, поэтому новых импровизированных узоров в новой технике выстрачивания на много меньше, чем архаических орнаментальных тем. Да и располагают их как старинные узоры: на одежде - в местах, где прерывается ткань, на полотенцах и скатертях - на концах и прошивках.
Вероятно, выстроченные узоры, при всей сложности композиционных построений и широте распространения, все же свидетельство деградации традиции некогда обязательных размещений на одежде и предметах домашнего обихода сакральных орнаментов. Новый вид машинной вышивки позволяет оставлять эти узоры как бы формально: они есть, но различимы лишь при близком рассмотрении, основную же декорационную нагрузку несет чаще фоновая часть композиции.
1 Например, распространение так называемых ''мыльных узоров'' связано с появлением в местных лавках туалетного мыла московской фабрики Брокара и Ралле. Стоивший одну копейку кусочек мыла привлекал и бумажной упаковкой, украшенной купоном для вышивки крестом, подобные же купоны на хлопчатобумажных тканях продавались в лавках. Несложные узоры, часто содержащие геометризованные растительные мотивы, всегда имевшие в основе раппортное построение, были удобны для воспроизведения и обладали достаточной декоративностью. Исследователи народного творчества не скрывали негативного отношения к этим ''новациям'', опасаясь, что они могут вытеснить древние традиционные формы декора. – См.: Бломквист Е.Э. Искусство бухтарминских старообрядцев. // Бухтарминские старообрядцы, Л., 1930 - С.416.
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том ХХХIХ, С.П. 1903. - С.280.
3 Гринкова Н.П. Одежда бухтарминских старообрядцев. // Бухтарминские старообрядцы, Л., 1930. - С. 317.
4 Кушаки - стеганые пояса прямоугольной формы, универсального назначения (т.е. использовались и в мужском и в женском костюме), размеры которых варьировались в пределах 5- 12 см в ширину и от 70 до100 и более в длину. Бытовали у ''поляков'', в начале ХХ века.
5 Русакова Л.М. Образ мира в геометрическом орнаменте на полотенцах русских крестьянок Алтая.// Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири., Новосибирск, 1987.
6 Такое преображение ромба как бы оправдывает крестьянское название данной фигуры – ''кружочек''.
7 Богуславская И.Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом (ХIХ – ХХ вв.) // Советская этнография , 1982, №1. С.107.
8 Во время экспедиционной работы информаторам постоянно задавались вопросы о значении того или иного узора, ответ всегда сводился к одному: ''Это добрый, хороший узор''.
Шарабарина Т.Г.
Этнография Алтая сопредельных территорий. Барнаул, 2003.
Фото 1. Фрагмент узора, выстроченного на воротнике и бортах стенаного халата. С. Орловка, Глубоковский район
---
Фото 2,4,5. Фрагменты узоров, выстроченного на полотенце. С. Быструха, Глубоковский район
---
Фото 3. Фрагмент узора, выстроченного на полотенце. С. Черемшанка, Глубоковский район
---
Рис.1. Схемы узоров, построенных на основе ломаных линий
---
Рис.2. Схемы узоров, построенных на основе ромбических фигур
---
Рис.3. Схемы узоров, построенных на основе фитоморфных изображений
---
Рис. 4. Схемы узоров, выстроченных на мужской рубахе. С. Черемшанка, Глубоковский район, 1- на манжетах, 2 – по контуру кокетки, по вороту, по планке и по подолу
---
Рис. 5. Схемы узоров, выстроченных на кушаках
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|