Важную роль в развитии искусства играет художественное наследие прошлого. Археологические раскопки открыли нам художественные изделия, начиная с бронзового века до развитого средневековья. Представления людей о вере, красоте и гармонии часто выражались в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Тому подтверждение материалы раскопок на территории Казахстана. Разнообразные украшения мастеров андроновской культуры (XVIII – VIII вв. до н. э.), имеющие специфические черты своего времени, серьги с раструбом на одном конце, бляшки с тисненым геометрическим орнаментом, прутковые браслеты, сходные по форме с казахскими, были найдены в могильниках этого периода.
Казахские браслеты «жұмыр білезіктер», так называемые прутковые браслеты, из фонда "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК являются объектом исследования данной статьи. Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей прутковых браслетов региона Восточного Казахстана на основе музейной коллекции этого вида браслетов и имеющихся данных о предметах. Для этого применяются методы описательного и сравнительного анализа предметов по декоративным особенностям, региональной и родо-племенной принадлежности. Малоизученность данной темы подчеркивает актуальность изучения данных артефактов и дальнейшей научной классификации.
Основная коллекция казахских браслетов "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК представлена в основном прутковыми и пластинчатыми браслетами разнообразных форм, состоящими из центральной части в форме круга, овала, узорной фигуры, почти все с несомкнутыми концами, или просто в виде изогнутой пластины одинаковой ширины. Все браслеты жесткие, то есть сохраняют неподвижную форму. Декоративность браслетов создается при помощи нанесения разнообразных узоров на ровную основу, вставок из камней. В других случаях за счет преобразования фактуры зернью, накладной сканью, сквозной резьбой, рельефной чеканкой.
Браслеты создавались казахскими ювелирами «зергерами» с помощью горячей и холодной ковки. Были формы, по которым ковали браслеты (білезік соғатын қалып). Они представляли собой железный брусок с выемками, создававшими массивные изделия.
Некоторые из них вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки или же были полые внутри, создававшиеся способом дутья.
Вес сплошных браслетов доходил до 100 граммов и даже более.
Практически все казахские ювелирные изделия имели возрастные ограничения. Женские украшения изменялись в соответствии с возрастом женщины, становились скромнее. Исключения иногда составляли украшения состоятельных женщин из богатых родов. Массивные, со сложным декором, часто парные браслеты, сменялись более нейтральными, с менее сложным оформлением. Примером могут служить «жұмыр білезіктер».
Ш. Ж. Тохтабаева считает, что прутковые браслеты с выступами, порой заканчивающиеся змеиными головами бытовали у найманов. Это потверждается данными о браслетах «жұмыр білезік» из фондов ВКОАЭПЛМЗ, практически все эти украшения принадлежали представителям Среднего жуза, племени «найман». Несомкнутым концам таких браслетов ювелиры придавали иногда очертание голов змей – «жылан бас», считавшихся одним из оберегов. Часто это изображение могло быть почти единственным декоративным элементом «жұмыр білезіктер».
Основная коллекция казахских браслетов «жұмыр білезік» из фонда казахских ювелирных украшений "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК представлена в количестве шестидесяти шести штук. Все браслеты жесткие, то есть сохраняют неподвижную форму. Максимальный вес «жұмыр білезік» в коллекции казахских браслетов музея – 181 г 578 мг. Большая часть браслетов 500 пробы серебра.
Подавляющее большинство браслетов региона Восточного Казахстана из фондов музея приобретено у представителей Среднего жуза. Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также отчасти Южного - по среднему течению Сырдарьи. Поэтому можно сказать, что подобные браслеты были распространены большей частью в выше названных регионах. Больше всего прутковых браслетов приобретено у жителей и уроженцев Уланского района Восточно-Казахстанской области, на сегодня их число составляет четырнадцать предметов. Малым количеством предметов представлены Катон-Карагайский, Зыряновский районы Восточно-Казахстанской области.
Согласно легендам экспонатов, многие браслеты были в составе приданого невесты, некоторые подарены родственниками и сватами, или же являлись свадебным подарком жениха. В старину украшения изготовлялись обычно на заказ и учитывали вкус и пожелания клиентов, реже покупались в лавке зергеров.
Особенностью прутковых браслетов нашего региона является строгость форм и линий, орнаментика не перегружается. Декор украшений создается, как правило, техникой гравировки, штамповки, насечки. В украшениях превалирует акцент на уравновешенность и строгость. Это выражается в чистоте формы и в симметричном расположении узоров по отношению к центру. По мнению выдающегося казахского ученого А. Маргулана казахи раньше легко считывали информацию, обозначенную в узорах, но со временем, к сожалению, эти знания были утеряны. Он писал: «Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено». Действительно, расшифровка даже отдельных узоров на сегодня не имеет однозначного семантического значения.
В казахском орнаменте отражается переосмысленное философско-эстетическое мировосприятие, считает Ш. Ж. Тохтабаева. Другой особенностью казахского орнамента считается последовательное расположение его элементов; они никогда не переплетаются. Такой ход орнаментального строения связан с эстетическим принципом казахов, заключающемся в ясности, лаконизме и простоте художественных решений. Выразительность художественных образов дает возможность в некоторых случаях определить видовую принадлежность изображаемого животного. В частности, браслеты «жұмыр білезік» из фондов музея декорированы лаконичными, не переплетающимися между собой узорами, зооморфные узоры характеризуются стилизованным изображением части животного. Орнамент на украшениях выполнен в основном в технике гравировки, демонстрирующим декоративные возможности линии, штриха. Разнообразие линий достигается за счет перемены характера движений, ее ширины, глубины.
Рисунок, применяемый для оформления браслетов, разнообразен и представлен геометрическими, космогоническими, зооморфными и растительными узорами. Узоры зооморфного вида «құс ізі» (птичий след), «тышқан ізі» (мышиный след), часто встречаются на браслетах Уланского района. Например, «жұмыр білезік» конца XIX века (фото №1), приобретенный у жительницы города Усть-Каменогорска, уроженки Уланского района Карабаевой Загипы, 1914 г. р., декорирован с двух концов рядами узора «құс ізі» - «птичий след» в виде «галочек», а также параллельно расположенными штрихами и завитками. Такими же узорами «құс ізі», а также узорами в виде звездочек украшен браслет конца XIX века, приобретенный у жительницы города Усть-Каменогорска Бухатовой Батихи, 1903 г. р., уроженки Уланского района. Браслет – змейка конца XIX века (фото № 2), с несомкнутыми закругленными концами, имеется в коллекции прутковых браслетов. Рисунок на концах предмета проступает четко – это голова змеи, глаза обозначены точками и полукругом, в центральной части рисунок стерт. Приобретен у Рахматуллиной Ф.Р., 1935 г.р., племени «найман», жительницы села Тас-Уткель Таврического района. В 1967 году ее мать, Борангулова Батыш , 1905 г.р., подарила ей эти украшения. Ювелирные изделия для матери изготовил ее отец Кусаин, который работал кузнецом в ауле Толбика. Датировка на браслетах сделана в 1967 году, когда мать передала их своей дочери.
Роговидные зооморфные узоры «қошқар мүйіз» - бараний рог; «архар мүйіз» - рог архара; «қос мүйіз» – пара рогов; «ыңар мүйіз» – один рог и другие подобные виды узоров получили большее распространение при оформлении разнообразных предметов быта и украшений. Казахи считали архара и барана существами чистыми и угодными богу, состоящими из огня и неба, поэтому их рога украшали могилы святых, а изображения рогов в орнаменте, кроме всего прочего, обладали еще апотропейными (охранительными) свойствами. Но следует отметить, что рогообразные узоры на прутковых браслетах из музейного фонда присутствуют в незначительном количестве. Это, например, браслет (фото № 3), орнаментированный узорами «арқар мүйіз» - «рога архара», «жұлдыз» - «звездочка». Приобретен у Жанузаковой Турар, 1912 г.р., рода «төре», жительницы села Луговое Кокпектинского района Семипалатинской области. Браслет достался от матери и изготовлен примерно в 1890 году. Браслет (фото № 4) декорирован также узорами в виде рогов и глубокими насечками неопределенной формы. На боковой грани – узор «тышқан ізі» («мышиный след»). Приобретен у Шариповой Назигуль Нурмухамбетовны, 1948 г.р. Браслет был подарен ей дальней родственницей – бабушкой Бейжамал, представительницей Среднего жуза, племени «найман», рода «мұнайтпас», уроженкой села Большенарым.
Не всегда орнаментальные мотивы поддаются точной классификации по видам. Элементы узора могли взаимопроникать, соединяться и переплетаться. Поэтому иногда не представляется возможным отличить в изделии растительный орнамент от зооморфного. Многие казахские растительные узоры имеют роговидные завитки. Например, парные браслеты (фото № 5 ) овальной формы, в сечении круглые, с несомкнутыми концами. На лицевой стороне растительные узоры в виде лепестков, напоминающие роговидные элементы, здесь же по центру - надпись «Назигүл Иса қызы» на казахском языке, шрифт арабский. Предположительно имя заказчика. Надписи на казахском языке арабской вязью использовались не только для передачи информации о мастере и владельце, благопожеланий, но и как декоративный элемент предмета. На некоторых предметах можно было увидеть также аяты из Корана. Браслеты приобретены у жителя города Усть-Каменогорска Сапарова Аскербека, 1940 г.р., уроженца с. Жана-Талап Уланского района.
Ювелирные изделия принадлежали родной бабушке Сапарова Аскербека – Канжамал Бекбатыровой, 1909 г.р., уроженке станции Аягуз Семипалатинской области. Эти браслеты подарил бабушке ее муж Бекбатыров Сапар, уроженец с. Таргын Уланского района. Известно, что за изготовление браслетов зергеру заказчики заплатили наличными. Начиная с 10-х годов, бабушка носила браслеты до начала 1980-х годов. А в 1984 году она подарила украшения на память своему родному внуку – Сапарову Аскербеку.
Изображение символов, восходящих к космогоническим мотивам: солярные круги, спирали, звездообразные фигуры, кресты, ступенчатые ромбы солярных знаков, луны и полумесяца, можно увидеть на украшениях всех регионов области. Семантика астральных знаков не вызывает сомнения - она вытекает из их названий («күн» - «солнце», «ай» - «луна», «айшық» - «подобие луны», «жұлдыз» - «звезда»). Двадцать прутковых браслетов из музейной коллекции декорированы космогоническими символами. Дугообразными узорами «ай» - «луна» украшены четыре браслета, узоры в виде звездочек – «жұлдыз» видны на десяти браслетах (фото № 6). Солярными символами декорированы шесть браслетов (фото № 7). В основном декор украшений состоит из композиции разных узоров. В частности, наиболее благоприятное сочетание из полумесяца и звезды, «ай мен жұлдыз». У казахов с доисламского времени было поклонение небесным светилам, солнцу, луне, звездам.
На основании музейной коллекции прутковых браслетов «жұмыр білезіктер» можно сделать предположение, что подобный вид браслетов является, наиболее традиционным среди других видов казахских браслетов, распространенных на территории Восточно-Казахстанского региона. Практически все прутковые браслеты были приобретены у представителей Среднего жуза, племени «найман». Традиционность браслетов определяется в большей мере формой предмета, не претерпевшей со временем особых изменений. Для создания орнаментального рисунка используются разнообразные технические приемы, но в большинстве случаев применяется гравировка, чеканка. Для декора браслетов применяются все виды казахского орнамента в разных пропорциях. Орнаментальные мотивы в основном характеризуются строгостью исполнения, лаконичным решением.
Значимость изучения казахских прутковых браслетов очевидна ввиду ограниченного количества исследовательского материала. Такое положение определяет обстоятельство, когда прутковые браслеты «жұмыр білезіктер» региона Восточного Казахстана действительно представляют определенный научный интерес.
Литература:
1. Ибраева К. Казахский орнамент. – Алматы, 1994.
2. Козыбаев М. К., Аргынбаев Х. А., Муканов М. С. Казахи. / Под ред. Г. Е. Тайжановой. - Алматы: Казахстан, 1995.
3. Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана / под ред. А. Х. Маргулана. – А.А., 1966.
4. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Советский художник, 1984.
5. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.
6. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
7. Ұ. М. Әбдіғапбарова. Қазақтың ұлттық ою-өрнектері. – Алматы: Өнер, 1999.
Л. М. Асылова
Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения культурного и природного наследия Евразии», т. 1, Павлодар, Павлодарский государственный
педагогический институт, 2010