Информационно-образовательный центр Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея- заповедника- это новое структурное подразделение музея-заповедника, основанное на принципах максимального использования возможностей современных компьютерных технологий. ИОЦ был открыт 7 сентября 2007 года в результате сотрудничества Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея- заповедника с Государственным Русским музеем (г. Санкт-Петербург). Уже несколько лет Государственный Русский музей успешно реализует программу «Виртуальный мир Русского музея».
Программа :
- дает возможность совершить захватывающие виртуальные туры по четырем дворцам, входящим в комплекс Русского музея, увидеть их уникальные интерьеры, познакомиться с экспозицией музея
- демонстрирует зрителям исторические реконструкции утраченных музейных интерьеров
- представляет возможности создания виртуальной экспозиции - не существующего в реальности выставочного зала
- Позволяет совершить путешествие в виртуальную картину - переход из одной картины в другую, включающий специально сконструированное трехмерное пространство, основанное на сюжетах обеих картин.1
- Техническое оснащение ИОЦ — 8 компьютеров научно-образовательной зоны и мультимедийное оборудование мини кинотеатра.
Бесспорно, новые технологические возможности привносят и изменения и в сами формы работы с аудиторией, в возникающий своеобразный диалог между посетителем и музеем. Попытаемся разобраться и увидеть каковы эти отличия методов работы с посетителями от традиционных форм работы с посетителями в формате экспозиционно-выставочного пространства.
1.Работа с посетителями. В следствие технических требований к эксплуатации техники естественна и целесообразна направленность работы не с одиночным посетителем, а с группой. Оптимальное число посетителей 25-30 человек в группе. В возможностях мини кинотеатра проведение экскурсии до 50 человек в одной группе. Не исчезает, не отходит на второй план и громадная роль и значение экскурсовода. Его компетентность, владение основами педагогического мастерства, овладение темой и личная увлеченность предметом оценивается аудиторией, способствует созданию определенного эмоционального состояния и увлекает зрителя. Свидетельства тому - высказывания, оставленные в книге Отзывов отдела.2 Специалистами отдела проводятся экскурсии, лекции на казахском и русском языках.
2.Тематическое разнообразие. Традиционно музей предлагает посетителям ознакомиться с постоянно работающей экспозицией и рядом стационарных выставок, сменяющих друг друга в течение года в пространстве выставочной галереи. Так, в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике за 2008 год было проведено 9 выставок- 2 международных, 1 из частной коллекции и 6 из фондов музея.3 Заметно определенное тематическое разнообразие, но что предлагается современными технологиями? Программа «Виртуальная экскурсии», разработанная сотрудниками ГРМ по залам Михайловского Дворца, дает посетителям возможность познакомиться с 38 залами, где представлено искусство с эпохи древнерусского искусства (XII век) до эпохи второй половины XIX века! Параллельно сотрудниками ИОЦ освоен мультимедийный материал цикла «Культурное наследие Казахстана», освещающий темы по истории и археологии Республики Казахстан, по декоративно- прикладному искусству казахского народа : «Старинные ювелирные изделия Казахстана», «Берельский курган», «Астана» и другие. Дополнительный тематический объем ИОЦ составляют материалы по мировой художественной культуре. Всего около 100 различных тем и направлений, рассчитанные на аудиторию разного возраста, что на порядок больше того что может представить зрителю традиционная форма работы.
К сожалению, в настоящее время мы можем констатировать тот факт, что в Республике Казахстан пока не разработаны виртуальные экскурсии по центральным музеям страны и возможность посещать залы столичных музеев в виртуальном режиме отсутствует.
3.Обучение и игра. Компьютерный класс дает возможность учащимся среднего звена и студентам прохождения обучающей программы по истории изобразительного искусства. В качестве самопроверки материала разработаны и используются тестовые задания. Для учащихся младших классов используются развлекательные возможности компьютера- игра в паззлы. Такое дополнительное использование повышает эффективность услышанного в ходе виртуальных экскурсий и способствует систематизации знаний о предмете. Особенность игрового момента велика. Он вносит дополнительную эмоциональную окраску и, без сомнения, положительно влияет на желание ребенка еще раз прийти в этот музей.
4.Трехмерный экспонат. Интерактивность. Современные компьютерные технологии разрешают проблему интерактивности. Одним из лучших примеров в разработке такого рода является уникальный мультимедийный интерактивный программный продукт «Сокровища Алмазного фонда России» (историческая часть). Разработанный сотрудниками компании «ИТЛ» и Гохрана России, он позволяет ознакомиться со знаменитыми российскими государственными регалиями, шедеврами ювелирного искусства XVIII-XIX веков, принадлежавшими членам императорской семьи. Термин «интерактивность» означает возможность изъять любой экспонат из-за бронированной витрины, свободно вращать его перед собой, приблизить объект к себе, с тем, чтобы изучить особенности геометрии изделия, огранку камней, крепления их к изделию и т.д. Продукт позволяет рассмотреть любой экспонат под большим увеличением. Зритель может рассмотреть даже оборотную сторону шедевров ювелирного искусства, увидеть авторские клейма, оценить чистоту отделки.
Состав зрительской аудитории ИОЦ самый разнообразный - это творческая интеллигенция, работники учреждений культуры, здравоохранения, учителя, а также работники промышленных предприятий, пенсионеры, но самую значительную часть наших посетителей составляют учащиеся школ и колледжей города, студенты ВУЗов.
Широкое использование медиатехнологий в деятельности ИОЦ не означает полного отказа от традиционной экспозиционно-выставочной деятельности. В марте 2009 сотрудниками отдела была подготовлена и открыта выставка «Алтайские самоцветы», где было представлено более 100 образцов полудрагоценных и поделочных камней Восточно-Казахстанский области, а также изделий из них. С успехом проходят презентации книг, видеофильмов, новых мультимедиапрограмм.
Сотрудниками центра постоянно ведется работа по расширению предоставляемых услуг для населения. В феврале 2009 года у пользователей интернета появилась возможность совершить виртуальные туры по 9 залам музея имени Н.К. Рериха, разместившегося в усадьбе Лопухиных. 5 .Реализацией этого проекта, проведением экскурсий по виртуальным залам занимается заведующая ИОЦ- Луцкая Т.И.
Перспективы, которые открываются нам технологиями виртуальной реальности – это использование виртуального музея для организации виртуальных выставок. В условиях, когда нет достаточного места для выставления экспонатов, ограниченного бюджета или других причин, по которым невозможно представить перед публикой предметы искусства, в виртуальном музее можно спланировать и организовать необходимую нам выставку. Таким образом, виртуальный мир и его возможности приходят к нам и становятся реальностью.
Мы видим, что указанные выше особенности взаимодействия ИОЦ с посетителями не разрушают модели музейной коммуникации- ее познавательную, знаковую, диалоговую, междисциплинарную составляющие.6 Наоборот, служат делу ее развития и качественного перехода на новый уровень общения, предполагая использование в этом процессе таких качеств как мобильность, свободу выбора, доступность информации и зрительскую активность.
Шварёва Евгения Юрьевна
1 . «Русский музей: виртуальный филиал». Каталог-проспект.- Спб, 2007.-С.5
2 . Книга отзывов Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея- заповедника-С.15
3 . Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей- заповедник. Отчет о проделанной работе за 2008.-С.26
4 .О продукте «Сокровища Алмазного Фонда России» - almazi.net/index.php?page=about
5 http://www.icr.su/rus/museum Виртуальный тур по музею имени Н.К. Рериха
6 . Столяров Б.А. Педагогический контекст образовательной деятельности художественного музея.- Образовательная деятельность художественного музея / Выпуск VIII, Спб, 2005-С.28
Список сокращений
1.ИОЦ - Информационно образовательный центр
2. ГРМ- Государственный Русский музей (Санкт- Петербург)