Город Зыряновск и его окрестности входят в историческую территорию Бухтарминского края, основной состав населения которого с момента его колонизации русскими образовывали старообрядцы разных толков, преимущественно беспоповцы поморского согласия. Свою веру бухтарминские беспоповцы называли «стариковской», так как ими в религиозном отношении руководили старики, и в своих религиозных убеждениях они следовали заветам стариков [1, с. 30, 33]. Население Бухтарминского края официально вошло в состав России в 1791 г. [1, с. 6], что совпадает с датой основания г. Зыряновска.
В результате экспедиций музея-заповедника в Зыряновский район в 1981, 1991 и 2007 годах накоплен материал, позволяющий составить картину жизни беспоповских общин старообрядцев г. Зыряновска во второй половине XX – начале XXI вв.
Центр беспоповщины на Бухтарме изначально находился в д. Белой, где размещалась главная молельня с алтарем и наставники, которые по вызову выезжали в соседние села. В свою очередь наставники из других деревень подчинялись беловским старикам, среди которых долгое время руководящую роль играл Ассон Зырянов [1, с. 30-31; 2, с. 18]. Экспедиционные материалы музея свидетельствуют, что другой, не менее яркой фигурой после Ассона Зырянова был «священник»[1] федосеевской церкви с. Белое Красков Семен Харитонович (1887-1976). Он родился в с. Максиха Томской губернии Бухтарминского уезда (ныне Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области), жители которой после установления Советской власти в крае переселялись в Ульяновку[2]. Духовником его поставили с 22 лет беловские старики, так как он пользовался уважением у жителей окрестных сёл, служил до самой смерти. Предметы религиозного культа, в том числе и книги, оставшиеся в доме умершего духовника, перешли в пользование последующих наставников [4, с. 59]. Известны еще два имени «священников» из церкви с. Белое – Авраам Иванович Блинов и Иван Матфеевич, фамилия которого, к сожалению, не уточнена [8].
После смерти Зайцева М.А. наставником стал Коробейников, хотя по «чину»[6] он был младше Рахманова М.С., возглавившего общину ближе к 80-м гг. XX в. [6]. Рахманов Марк Степанович (1909-1995) – один из последних наставников общинской группы беспоповцев г. Зыряновска II половины XX в. (Фото 2), родом также как и Красков С.Х. из Максихи [8]. Религиозной деятельностью стал заниматься после 50 лет, когда вышел на пенсию[7]. С 1960-х гг. был чтецом у Огнева, исполнявшего роль старшего наставника. В свое время Марк Степанович закончил 3 класса церковно-приходской школы вместе со своим братом Григорием[8] [6]. На квартирах начали молиться с 1969 г. «по одному уставу для поморцев и других старообрядцев»[9] [8].
Ирина Васильевна Шишкина, уроженка с. Печи, жительница г. Зыряновска (точный возраст не указан, но названа старушкой) рассказывает: «Молельным домом в г. Зыряновске заправляет ''кержацкий бог'' – Маркелий Степанович Рахманов, читает хорошо, уже более шести лет как вступил на путь старообрядческого попа, смену ему готовить надо, а молодёжь не идёт» [9, с. 27-28].
Беловский приход, которым руководил Рахманов М.С., по его словам, охватывал Зыряновский, Большенарымский и Катон-Карагайский районы [8]. Название прихода документально не подтверждено, но можно предположить, что это связано с названием д. Белой, исторически сложившейся как центр беспоповщины в крае. В этот период начинает активизироваться возрождение общин в крае. По воспоминаниям внука Олега Михайловича Рахманова, часто гостившего у деда с 1972 по 1982 гг., Марк Степанович много ездил по селам, помогая староверам своими наставлениями [6]. К 1990-м гг. этот процесс, касающийся мирских-общинских, понемногу затухает. Иллюстрацией может служить тот факт, что в начале 1990-х гг. книгами, предназначенными для службы, уже не пользовались и за ненадобностью они хранились на чердаке, откуда мы собственноручно их доставали [8]. Книги у Марка Степановича оставались в основном «ходовые», часть из них он при жизни передал в музей (Фото 3), а часть после его смерти забрал Коробейников [6]. После того как все наставники-мужчины у «общинцев» умерли, поднять «мирское» движение среди оставшейся горстки старушек попыталась Васса Мелентиевна Коробейникова, но у нее не получилось. Она пробовала перейти в другую группу староверов - «чашечников», которую возглавлял Мамонтов Василий, однако для этого ей надо было перекрещиваться, от чего она отказалась. Сегодня отдельные представители общинских изредка ездят в северную часть города, где общину возглавляет один из старичков, объясняя это тем, что все общины в городе от «тех корней» [6].
В исследовании Н.С.Мурашовой (г. Новосибирск), находившейся в 1993 г. в экспедиции на Рудном Алтае в Восточно-Казахстанской области, Рахманов назван наставником стариковской общины. Ею отмечена тенденция к разъединению стариковцев в городских общинах. «Некогда большой приход в Зыряновске для удобства совершения богослужения еще в 1960-е годы разделился на две группы, и в настоящее время зыряновские староверы не идут на сближение, образовав отдельные общины под духовным руководством М.С. Рахманова и Л.А. Выходцева» [11, с. 8-9]. Экспедиции Восточно-Казахстанского музея-заповедника 1981 и 2007 гг. в г. Зыряновск подтвердили эту тенденцию, наметившуюся гораздо ранее 1960-х гг. Тенденция разобщения стариковцев зафиксирована в воспоминаниях Шишкиной И.В.: ''Общинцы половину приняли у православных, раз приняли, значит, приобщились, до этого не дошли и до другого не добежали'' [9, с. 27-28].
После 1905 г., с введением свободы вероисповедания, особенно актуальной стала проблема объединения старообрядцев всех толков. Этот процесс оказался длительным и сложным в реализации. В решении этих вопросов значительная роль отводилась съездам и соборам [12].
В 1909 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд старообрядцев, речь на котором, по трактовке Марка Степановича, шла о ликвидации никонианских обрядов и восстановлении богомольности [8]. О каком именно съезде идет речь установить, пока не удалось, тем не менее, его решения сыграли определенную роль в судьбе беспоповцев г. Зыряновска. Причиной их дальнейшего разъединения послужили решения этого съезда, которые были приняты предшественниками Рахманова и его последователями. Часть общинцев, не принявшая новых постановлений, пошла своим путем, образовав новый приход простецов, возглавлявшийся в разное время разными наставниками [8; 10].
Многие староверы после установления Советской власти в крае выехали в Китай. После введения в Китае режима коммунистического правительства, проведения земельной реформы, что неизменно повлекло за собой политические репрессии, старообрядцы в конце 1950-х гг. начали целыми общинами покидать территорию Китая. Большая их часть переселилась в США [13, с. 6]. Многие по предложению Консульства вернулись на родину, так как были советскими гражданами, а не китайскими подданными [10].
В 1928 г. во время раскулачивания большая колония староверов-простецов Зыряновского района покинула насиженные места, обосновав поселение русских в Китае под названием Алтай, куда входили села Ком (возле Матвеевки с нашей стороны), Колготон и др., где все абсолютно были простецами. Живя на территории Китая, простецы сохраняли свою религиозную культуру на протяжении нескольких десятилетий. Посещали молитвенный дом, имели своих духовников: Фотия Черемнова (позднее уехал в Америку), Вавилу Ермиевича Тамилова (вернулся и умер в г. Зыряновске). Один из жителей села Ком – Еферий[10] Григорьевич Мамонтов (Фото 4), которого мать увезла в годовалом возрасте из родных мест, вернулся с семьей в 1959 г. из Китая в г. Зыряновск, организовал в том же году молитвенный дом и был наставником несколько лет, помогая Л.А. Выходцеву. С того времени молились в разных домах, долгое время, не афишируя своей деятельности [10].
Современный Зыряновск условно делится на части: южную, так называемый «старый город» (улицы Позднякова, Канавная, Кутузова, Олега Кошевого, пер. Карьерный и др.) и западную (улицы Орджоникидзе, Островского, Матросово, Бухтарминская, Тишинская и др.), которая застраивалась позднее и заселялась преимущественно русскими переселенцами из Китая, в связи с чем получила название «Китай-город».
В послевоенные годы у простецов, оставшихся в г. Зыряновске, наставником был дед Моисей, ранее также из общинских. Александра Кузьмовна Овчинникова, 1923 г.р., уроженка с. Снегирево, всю жизнь прожила в г. Зыряновске, крестила своих детей у него. Внуков её крестил красивый, коренастый, «благословенный» человек – Василий Минович (жил где-то в Северном на выезд на Зубовку). Крестили в большой деревянной купели с троекратным погружением в холодную воду из реки, независимо от времени года. Воду в трех ведрах приносили в один раз: два на коромысле и одно в руках. Обязательно полагались крестные.
В советские годы в одно время с Л.А.Выходцевым наставниками у простецов были Емелиян Илиич (жил в Малеевке, занимался изготовлением переплетов и ремонтом старых книг), Василий Минович, Козьма Андреевич Лаптев, Федор Иванович Гановичев [10].
Сегодня общину простецов возглавляет Горсков Степан Иванович, 1935 г.р. В течение последних шести лет простецы молятся в доме наставника Горскова С.И, который приспособили под «обитель» и дали название Казанской Пресвятой Богородицы. Грамотных в «обители» немного: Мамонтовы, А.З.Сальникова, О.Л.Жабина (дочка Л.А.Выходцева), З.И.Разлагаева (жена С.И.Горскова), Ф.И.Рафаилова (Овчинникова, Фото 5). Службу ведут четверо: З.И.Горскова, Е.Г.Мамонтов, О.Л.Жабина, А.З.Сальникова Из молодых «обитель» посещает Галина Макосова, вдова бизнесмена. Для моления в доме выделена отдельная комната. В теплый период молятся в специально обустроенной летней комнате. Слева от входной двери в углу расположена божница, представляющая собой треугольную полочку с расставленными на ней по краям деревянными иконами: слева – Никола, справа – Архангел Михаил, между ними распятие и створы. По краю полочки во всю ее длину прилеплены свечи. Ниже расположена еще одна полочка с металлической тарелочкой для очищения воска со свечей. Чуть впереди божницы из тумбочки с дверками устроен аналой, на нем – накрытая тканью подставка для книг, где лежат Псалтирь, Устав и лестовка. В тумбочке хранятся богослужебные книги: Минея праздничная, Осьмигласник, Евангелие, Апостол; всего в моленной находится шесть книг. Вдоль стен - две длинные лавки, на стене плюшевый ковер. По такому типу уголки для моления устроены во всех домах беспоповцев (Фото 6 - 7). Моления проводятся в обители, как правило, утром, с 7.00 до 9.00, и вечером, с 17.00 до 19.00. Прихожане собираются в выходные дни и по праздникам от 6 до 12 человек обязательно, на покаяние приходит до 60 человек. В субботу и праздники бывает вечерня и часы утром. Во время службы используют до 15 книг, в праздники - до 20 книг. Функции наставника заключаются в том, что он принимает на покаяние, крестит, «сводит с богом», т.е. совершает обряд венчания, похорон. Перед венчанием сначала налагается епитимия перед богом и только после очищения происходит венчание. Самая распространенная молитва – это молитва Исусова: «Господи, Исусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
Традиционным книгописанием не занимаются. О мастерских по переписыванию книг в этих краях сведений не имеют. Наставник С.И.Горсков сам переплетает и ремонтирует книги, рукописи писал себе на память, используя для этого тетрадь и авторучку. Таким образом, в 2002 – 2003 гг. переписал Устав.
О.Л.Жабина рассказала о значении пальцев руки в двуперстном крестном знамении: большой палец символизирует Отца, безымянный – Сына, мизинец – Духа святого, указательный – человечество, средний – божество. Средний и указательный пальцы, сомкнутые для наложения крестного знамения, означают, что божество приклонилось к человечеству [10].
Помимо общинских и простецов, в г. Зыряновске существует община поморцев, некогда составлявшая основу большого старообрядческого прихода. Для моления собираются в доме у бабы Кати – Екатерины Георгиевны Толмачевой, 1920 г.р., родом из Алтайского края, в Зыряновске живет давно, практически всю жизнь. Когда-то ее родители: отец, Георгий Тимофеевич Немченко (умер в 1972 г.) и мать, Евфимия Григорьевна Немченко (Пахорукова), которые с детства были в вере, вместе с другими прихожанами собирались в доме дедушки Тимофея Киприяновича Немченко, родом из Алтайского края, жившего в Столбоухе Зыряновского района. Брат дедушки, Амос Волков (Фото 8), был наставником у поморцев в Москве. С началом революции всех верующих разогнали, многих отправили в ссылку. Долгие годы не разрешали заниматься религиозной деятельностью, поэтому ходить куда-то люди боялись, и каждый тайно молился дома. Это был наиболее неблагоприятный период в истории зыряновских старообрядцев, как и всего алтайского староверия XX столетия. Вновь собираться для моления в домах стали после войны тайком от местных властей. Многие состояли в комсомоле. Детей ничему не учили, боясь преследования властей, однако в глубине души хранили веру отцов, которая проявилась позднее при восстановлении свободы вероисповедания в конце XX – начале XXI вв. Во второй половине XX в. старшей у поморцев была Ксения Тимофеевна Немченко, здешняя, из п. Лесного, умерла в 2001 г. в возрасте почти 90 лет. Когда была жива, у нее собиралось много народа, после нее почти никого не осталось, старушек мало, молодые не ходят. Собираются каждое воскресенье человека три - четыре, на покаянии бывает больше 20 – 25 человек. Сейчас старшая – Мария Николаевна Столярова. Руководить общиной может не каждая, важно, чтобы была не замужняя или вдова, не делала аборты. Один раз в год из г. Лениногорска (Риддер) приезжает отец духовный – Яков Григорьевич Немцев. До него был Иван Карпович, тоже из Лениногорска, по оценке прихожан очень грамотный, побывал на предпоследнем съезде в г. Москве [10].
Я.Г.Немцев, приезжая, останавливается в доме одной из активно верующих прихожанок – Анны Артемьевны Андреевой, 1948 г.р. Родители ее жили в пос. Чистопольском под г. Серебрянском. Когда начались гонения, они, убегая из родных мест, «закопали целый воз книг на Светлом ключе». Сплавляясь по реке в поисках нового места жительства, растеряли все свое имущество, но детям оставили великое богатство – свою веру. Внуки их также придерживаются веры родителей. Анна Артемьевна получает духовную литературу от наставника и из Преображенской церкви г. Москвы. Из жизненного опыта и литературы она делает выводы о том, что простецы на самом деле не простецы вовсе, а часовенные, нововведенцы, у которых с поморцами различия при крещении. Если у поморцев отец духовный во время крещения стоит лицом к крестящемуся, то у них «крутят с поворотом». «Часовенные вертятся, а дух святой присутствует с крещением, хотя крестят они и службу ведут по нашим по истинным старообрядческим книгам». Иконы у них немного другие – с изображением голубя, литье более простое, у поморцев голубь есть, но не на всех иконах, например, на иконе «Праздники. Благовещение». Она классифицирует простецов не как самоназвание общины, что, по ее понятию, происходит по неграмотности, а как людей в любой общине, которые не ведут службу, в отличие от имеющих чины, например, старшего или отца духовного.
Общины поморцев городов Зыряновска и Усть-Каменогорска живут своей замкнутой жизнью, отношений друг с другом не поддерживают из-за большого расстояния и субъективных причин. Бывали случаи перехода федосеевцев к поморцам, в этих случаях федосеевцев заставляют перекрещиваться [10].
Все же, несмотря на возникающие среди беспоповцев раздоры, в начале XXI в. отмечается тенденция к объединению разных согласий, хотя бы в лице отдельных их представителей, что объясняется стремлением к просвещению, желанием души познать больше. Усиливающиеся тенденции к самообразованию среди прихожан сравнительно молодого возраста вынуждают их обращаться к услугам образованных священников. Руководствуясь желанием ощутить на себе священное таинство литургии, некоторые из беспоповцев готовы посещать традиционные храмы. Дело в том, что обряд крещения беспоповцы не доводят до конца, ограничиваясь только погружением. Миропомазание, причастие телом и кровью Господней не делается, потому что на это имеет право только священник или протоиерей. При этом священник австрийской церкви г. Усть-Каменогорска о. Глеб (Казаченко) вел разговор об объединении, но большинство прихожан сопротивляются этому, хотя отдельные представители простецов приняли обряд крещения до конца с причастием, пострижением волос крестообразно и миропомазанием. Тем не менее, они посещают свою «обитель», потому что больше им ходить некуда. По понятиям самих беспоповцев большого расхождения между ними и поповцами нет, кроме отсутствия у первых божественной литургии – главного церковного таинства. Беспоповцы о себе говорят, что они как «простачки со своими уставами». Помимо моления в «обители» дома читают Псалтырь, молитвы за здравие, за упокой. Более грамотные молятся по книгам, не грамотные - по лестовке. Наиболее интересующиеся, а таких среди опрошенных единицы, выписывают литературу из г. Новозыбкова, издаваемую древлеправославной архиепископией Новозыбковской, Московской и всея Руси по благословению Святейшего Александра, древлеправославного патриарха Московского и всея Руси. Помимо этого пользуются литературой из библиотеки австрийской церкви Усть-Каменогорска, доставляя книги с оказией от о. Глеба [10].
Проанализировав историю зыряновского старообрядчества II половины XX - начала XXI вв. можно сказать, что из поморской общины стариковского толка, изначально существовавшей на территории края, со временем выделились две отдельные группы: мирские-общинские и простецы. В настоящее время у мирских-общинских нет наставников, вследствие чего община практически распалась. В последние годы деятельность простецов активизировалась в основном за счет функционирования обители и увеличения количества прихожан, в том числе за счет притока из общинских. Однако деятельность их ограничивается молениями на дому, у них нет своего издательского органа, духовную литературу по своей инициативе отдельные прихожане получают от поповцев и беглопоповцев. Их дальнейшее существование в крае вызывает сомнения. Религиозные традиции целого поколения верующих были вытравлены советской системой, что в итоге выразилось в разрушении преемственности поколений. Многое утрачено, позабыто, притока последователей не наблюдается. Старики умирают, унося с собой последние знания о своей вере, молодежь в силу разных обстоятельств в большинстве случаев уезжает в Россию. В связи со сложившейся ситуацией и выраженным стремлением к просвещению можно предположить, что для реализации своих религиозных потребностей простецы, вынуждены будут объединяться с поповцами. Эта тенденция наметилась явно уже сегодня.
________________________________________
1. Е.Э.Бломквист, Н.П.Гринкова. Бухтарминские старообрядцы – Л., 1930;
2. Т.Г.Шарабарина. Русские свадебные традиции на Рудном Алтае (конец XIX – середина XX вв.) – Усть-Каменогорск, 2004 г.;
3. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983 г.
4. Экспедиционные материалы ВКМЗ, Катон-Карагайский район – 1981 г., д.1/64, запись Яковлева А.А.;
5. Полевые записи Осерчевой О.Н., Большенарымский район ВКО - 1990 г.;
6 Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Усть-Каменогорск – 2008 г., информаторы Рахманов О.М., Рахманова Е.М. и Рахманов В.М.;
7 Акт приема ВКМЗ № 250-1981;
8 Полевые записи Осерчевой О.Н., Крутовой Н.В., Каирбековой Ж.Ж., г. Зыряновск – 1991 г., информатор Рахманов М.С.;
9 Экспедиционные материалы ВКМЗ, Катон-Карагайский район, 1981 г., д.1/64, запись Черкашиной В.А.;
10. Полевые записи Осерчевой О.Н., г. Зыряновск – 2007 г., информаторы Мамонотов Е.Г., Жабина О.В., Разлагаева З.И., Горсков С.И., Овчинникова А.К., Рафаилова Ф.И. (Овчинникова), Толмачева Е.Г., Андреева А.А.;
11. Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова и др. Старообрядцы Алтая. [Древлеправославие], портал – Credo_Ru.htm;
12. О.П.Ершова. Некоторые проблемы развития старообрядчества после Манифеста 1905 г. Староверы (starover.religare.ru);
13. Иеромонах Никита (Добронравов). Старообрядцы Дальнего Востока в Китае (1917 – 1958 гг.). Староверы (starover.religare.ru);
О.Н. Осерчева
Этнография Алтая и сопредельных территорий
Материалы международной научной конференции
Выпуск 7, Барнаул: БГПУ, 2008 г., с. 274-281
[1] На самом деле последователи беспоповщины отвергали церковную иерархию. Из мирян избирались наставники [3, с. 62].
[2] Село Максиха попало под программу ликвидации малых сел. С 1928 г. в Ульяновке создавался новый колхоз им. Ленина, куда и перевозили с конца 20-х до 50-х гг. XX в. дома из близлежащих селений [5, 6]
[3] «Мирские» - название одной из групп беспоповцев г. Зыряновска, главным наставником которой во 2-й половине – конце 20 в. был Зайцев М.А. [6].
[4] По воспоминаниям прихожан сегодня существующей беспоповской общины простецов г. Зыряновска Мамонтова Е.Г. и Жабиной О.Л. Рахманов М.С. назван как представитель «общинских», от которых многие в последствии перешли к простецам. Рахманов в свою очередь является приемником Зайцева М.А. [10].
[5] По всей видимости единоверцами названа группа мирских-общинских, принявшая решения Всероссийского съезда 1909 г. в г. Москве.
[6] На самом деле иерархии у беспоповцев не существует, термин используется в бытовом понятии
[7] Марк Степанович работал в кузнечном цехе на обогатительной фабрике (ЗГОК) на пенсию вышел по первому списку в 50 лет [6].
[8] Других сведений о церковно-приходской школе не имеется.
[9] Информатор Рахманов М.С., видимо, имел ввиду, что для всех старообрядческих приходов установлены определенные нормы поведения: не пить, не курить и т.д.
[10] Изначально данное по старообрядческим святцам имя Ерофей при оформлении документов в Консульстве в Китае записали как Еферий
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|