1747 г. – русская императрица Елизавета издала указ о том, чтобы отныне рудники и демидовские заводы на Алтае переданы были в ведение «Кабинета ея императорского величества»;2
1760 г. – Сенат издал указ, разрешавший государственным крестьянам селиться с семьями по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и по прочим, впадающим в них и в Иртыш;3
1762 г. – на основании Манифеста Екатерины II Сенат издал указ, которым приглашал возвратиться добровольно в Россию русских староверов, бежавших в Польшу от религиозных преследований, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай;4
1763 г. – 22 января был послан другой указ всем начальникам пограничных с Польшей городов и крепостей, а также «всем губернаторам и воеводам тех мест, куда пойдут раскольники», чтобы последним ни от кого никакого препятствия чинено не было», но чтобы им оказывали возможную помощь при поселении их; 13 мая был вновь оглашен указ 1762 г., после чего в этих местах появились первые поселения «поляков»;5
1763-1769 гг. – период заселения Алтая «поляками», образование первых старообрядческих поселений Змеиногорского округа на Убе: Верх-Убинское (Лосиха) и Секисовское Владимирской волости, Шемонаевское и Екатерининская Александровской волости, Бобровское – Бобровской и Староалейское – Алейской волости, т.к. по словам «поляков», эти селения принадлежат к числу «самых старинных, коренных селений, куда еще наши деды пришли»;6
1765 г. – Сенат вновь издал указ, приглашающий беглецов возвращаться в Россию «без всякого опасения и страха», при чем подтверждались обещанные ранее льготы, но с оговоркою, что этими льготами могут воспользоваться только добровольно возвратившиеся;7
1779 г. – ввиду расширения горного дела на Алтае и увеличения контингента рабочих сил на основании манифеста от 21 мая «поляки» переведены были из разряда государственных крестьян в приписные к заводам, что оказало огромное влияние на их жизнь;8
1786 г. – образовался рабочий поселок Риддерск из заводских крестьян различных селений Алтайского округа, которые были приписаны к открытым в этой местности рудникам для исполнения необходимых работ;9
1787-1790 гг. – из-за нежелания «мирщиться», быть в общении с никонианами, раскольники, оглядевшись на новых местах, вскоре начали расселяться по окрестностям и образовывали новые селения, состоявшие исключительно из «своих», таким образом, были основаны деревни Владимирской волости Змеиногорского округа, большей частью как выселки села Секисовского: Малая Убинка (1787) и Быструха (1790);10
1790 г. – крестьянин села Убинка по фамилии Рулин по течению реки Таловки основал свое поселение Рулиха в том месте, где в 1965 г. находилась пасека колхоза «Аврора». Первые поселенцы: Илья и Николай Афанасьевы, Алешины и др. Позднее появились переселенцы из Самары, Воронежа: Бунеевы, Сериковы, Пивоваровы, Макагоновы, Ковалевы, из Петрограда: Крицко и др.;11
1798 г. – «поляки» впервые были привлечены к отбыванию заводских повинностей наряду с соседними селениями;12
1799-1867 гг. – выходцами из с. Секисовки основаны шесть поселений «поляков» Риддерской волости Змеиногорского округа: Черемшанка (1799), Бутакова (1805), Поперечная (1832), Стрежная (1850), Орловка (1858), Пихтовка (1867);13
1820 г. – основание федосеевской моленной в с. Выдриха;14
1831 г. – в Барнаульское духовное правление поступил императорский указ: "по секрету, коим предписано, что старообрядцы не должны заводить для звону колокола и никаких нарядных исправлений у часовен";15
1836 г. – основание беспоповской моленной в с. Секисовка Владимирской волости;16
1837 г. – до этого года все население села Секисовского Владимирской волости было беспоповское, а с назначением священника Симеона Вавилова из Барнаула, было положено начало единоверию17, здание беспоповской моленной передано единоверцам;18
1856 г. – основание д. Волчиха Владимирской волости Змеиногорского округа, в которой проживали староверы-"поляки";19
1880-е гг. – в районе верхнего течения Убы Егоровым Иваном Федотовичем (Фото 1) установлено поморское законобрачное согласие;20
Фото 1. Группа старообрядцев-поморцев. Егоров Иван Федотович (ок. 1840-1915). Сидит слева. Фото конца XIX в. Из архива Л.А.Коростиной. |
1895 г. – в глухом углу Убинской долины под сопкой Большой Теремок, выехавшими из России поморскими черницами основан женский скит;21
1897 г. – построен новый каменный единоверческий храм в с. Шемонаиха;22 «дьяки» беспоповцев Григорий Григорьевич и Алексей Григорьевич по поручению общества села Секисовского Владимирской волости ездили в Москву для отыскания беглого попа, привезли бывшего священника Рязанской епархии отца Александра Плавтова, после появления которого, в селе образовалась беглопоповщина или «кринкина вера», названная так потому, что Плавтов для крещения каждого прихожанина святил воду отдельно в кринке;23
1898 г. – летом Западно-Сибирский Отдел РГО командировал М.В.Швецову на Алтай для этнографических исследований «поляков» в Змеиногорском округе Томской губернии, в западных предгорьях Алтая, т.е. в главном районе первоначального поселения их здесь;24
1899 г. – основание женской поморской обители в виде отдельной избы на реке Банной в 160-170 верстах выше с. Лосихи приехавшими из Уфимской губернии российскими поморками в числе 8 сестер;25
Конец XIX в. – среди староверов были распространены тайные богослужения, на одно из таких богослужений в Лосихе ворвались местные поселковые казаки и, разбросав все книги и иконы, избили и разогнали всех старообрядцев;26 потомки «поляков», жители селений Риддерской волости Змеиногорского округа, включились в новый этап освоения более труднодоступных мест верхнего течения реки Убы, которые до тех пор продолжали оставаться необитаемыми;27
1902 - 1903 гг. – поморки женской обители на реке Банной выстроили более просторную избу с маленькой кельей для игуменьи;28
1905 г. – издание манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», провозгласившего, что «отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию»;29 священником Тимофеем Дутляковым, приехавшим из села Петухово Барнаульского уезда, положено начало австрийщины в селе Секисовском;30
1906 г. – издан указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин», легализовавший старообрядческие организации, что привело к повсеместному созданию или возрождению общин, развитию просветительской и благотворительной деятельности, и в то же время усилило полемику как внутри согласий, так и между ними; 21 декабря в Москве была зарегистрирована «первая московская община беспоповцев поморского законобрачного согласия на Покровской улице в уч. Лефортовской части в доме Г.Е.Козьминой», наставник И.М.Горбунов;31 при финансировании барнаульского купца Павла Федоровича Морозова под руководством братьев Егоровых начато строительство поморского монастыря на реке Убе при впадении в нее речки Банной, между Большим и Малым Теремком;32
1907 г. – 13 марта в Москве была зарегистрирована «вторая московская старообрядческая община старообрядцев беспоповцев поморского брачного согласия», наставник Н.И.Шпунтов;33 на Малой Ульбе под Усть-Каменогорском младший сын И.Ф.Егорова Василий Иванович основал женский скит (монастырь), настоятелем которого стал старший сын И.Ф.Егорова Внифантий Иванович, в монастыре проживало 15 – 20 монахинь;34
1908 г. – поморки женской обители на реке Банной построили новую просторную часовню с колокольней в 6 колоколов и маленьким куполом;35
1909 г. – Егоров Василий Иванович принимал участие 1-ом Всероссийском соборе христиан-поморцев, приемлющих брак, который состоялся 1-12 мая в Москве в храме в честь Воскресения и Покрова 2-й поморской общины в Токмаковом пер., куда съехалось более 553 представителей общин из 47 губерний; на съезде он познакомился и в дальнейшем поддерживал связь с Л.Ф.Пичугиным36 – крупнейшим беспоповским начетчиком, председателем съезда, выступившим с основным докладом «О существе Церкви Христовой и ее таинствах». Собор постановил возродить духовное просвещение среди поморцев: открыть школы, учредить училище для начетчиков, печатать богослужебные книги и учительную литературу, выпускать периодические издания;37 В монастыре на реке Крутой, в 15 верстах от Усть-Каменогорска, настоятелем которого оставался Егоров Внифантий Иванович, жило 9 монашек во главе с Агафией - свояченицей В.И.Егорова;38
1910 г. – поморское законобрачное согласие стало преобладающим во всем верховье Убы;39 окончание строительства Покровского женского монастыря на реке Убе; настоятелем монастыря становится главный старообрядческий священник на Убе Внифантий Иванович Егоров40 (Фото 2); на заимке, где проживал В.И.Егоров, одна из трех изб с крестиком на крыше и одним колоколом над крыльцом была молитвенным домом, возле которого в другой избе проживала еще не постриженная Агафия с пятью другими послушницами;41 монастырь посетил писатель Г.Д.Гребенщиков;42 Лосевский молитвенный дом имел вид деревянной церкви с колокольней наверху и тремя главами, внутри без алтаря, иконостас состоял из нескольких ярусов старинных икон, старшим «дьяком» был Григорий Арефьевич Козлов, в церковной ограде находилась школа. Для Лосихи были характерны частые старообрядческие молебны, когда семья приглашает к себе «дьяка», певчих и молящихся и просит их помолиться о здравии данной семьи или отдельного члена ее, а нередко и за упокой какого либо усопшего;43
Фото 2. Глава старообрядческой общины на Убе Егоров Внифантий Иванович (ок. 1860-1929) с женой Анной Афанасьевной и детьми: Александрой и Федором. Начало XX в. ВКЭМЗ. |
1911 г. – на Всероссийском съезде поморцев по народному образованию, прошедшем в Двинске (совр. Даугавпилс, Латвия), были одобрены проект учебника по Закону Божию и программа издания журнала «Щит веры» (1-й номер которого вышел в том же году);44
1912 г. – Егоров Василий Иванович принимал участие во 2-ом Всероссийском соборе старообрядцев-поморцев45 под председательством Худошина в Москве (сентябрь), на котором были образованы центральные органы Поморской церкви - Высший духовный совет и Духовная комиссия (Духовный суд), просуществовавшие до 1930 г.;46 За выдающуюся деятельность в укреплении старообрядчества и поморского толка на Западном Алтае В.И.Егоров занесен в почетную книгу настоятелей русских старообрядцев России, как главный уставщик и начетчик Бийско-Барнаульского уезда;47 С целью изучения быта старообрядцев состоялась первая экспедиция на Алтай члена Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества А.Е.Новоселова, во время которой он посетил Убинские селения;48 «Дьяком» при православном священнике единоверческого храма в с. Шемонаиха на вакансии псаломщика был старовер лет пятидесяти Евфимий Софониевич Коробов;4950 В Быструхе подавляющее число жителей беспоповцы; Молельня Малоубинки помещалась в частном доме, занимая две небольших комнаты, молящихся не более десяти человек, службу вел выборный «старик» Павел Варфаламеевич Клиновицкий, исполнявший эту обязанность уже не один десяток лет;51 Малодоступные районы Убы населены староверами, исключительно поморского согласия, живут заимками, почти в каждой семье имеется домашняя молельня, где почетное место занимают старинные книги, которых у старообрядцев сохранилось еще много; из всех отмечены: 300-летний Устав времен Филарета, еще более древняя Библия и рукописная книга «Ответы миссионера иеромонаху Неофиту»;52 В Покровском женском монастыре, насчитывающем до десятка отдельных построек, обитало до 50 человек; В трех верстах на правом берегу Убы в монастыре при заимке Егорова проживало еще восемь монахинь. Алтайские поморцы находились в зените своей силы и славы;53 жители Выдрихи по вероисповеданию были разделены на австрийцев, единоверцев и беспоповцев (стариковских), последних немного, всего дворов двадцать, молятся в «столетней» молельне; в Выдрихе действовала большая деревянная «австрийская» церковь, освящать которую в свое время приезжал епископ из Томска; часть наиболее зажиточных и влиятельных жителей исповедовали «самодуровскую» веру, имелись федосеевцы и тихоновцы; При Владимирском волостном правлении в амбаре в ужасном состоянии хранился старинный архив бывшей Крутоберезовской земской избы;
1913 г. – убинский потомственный старовер Федор Афанасьевич Гусев побывал в Москве и Петербурге, где отмечалось 300-летие дома Романовых. В подарок царской семье он преподнес 10 пудов меда и был приглашен на званый обед, где получил от императрицы Александры в подарок перстень;54
1914 - 1915 гг. – на деньги купца П.Ф.Морозова осуществлено строительство женского монастыря под Минусинском (Сибирь), настоятельницей которого стала игумения Агафия (в миру Анна), свояченица В.И.Егорова;55 жителем верховьев Убы, старцем Львом Евсевиевичем Грузиновым были написаны письма Григорию Арефьевичу Козлову и лосевской братии о покаянии, св. Пасхе, ересях;56
1915 г. – при Покровском женском монастыре на Убе открыли «духовную семинарию» по подготовке уставщиков и духовных отцов-настоятелей беспоповского поморского согласия для жителей Убы и Бийско-Барнаульского уезда;57
1916 г. – на деньги купца П.Ф.Морозова построен женский поморский монастырь на реке Белой (приток Чарыша). Организацией строительства занимался В.И.Егоров. Настоятелем стал П.Е.Бобровский;58
1917 г. – в августе состоялось Всероссийское совещание поморцев; в этом же году начал выходить объединенный печатный орган «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия», издававшийся под ред. В. Н. Хвальковского до 1919 г.;59 24 апреля один из представителей семейства Гусевых в г. Томске присутствовал на всенародном собрании, где рассматривалось дело о продовольствии и поставном хлебе, разделении Томской губернии надвое и устроении губернии в Барнауле под названием Алтайской, передаче кабинетских земель во владение народа, упразднении начальства старого строя, устроении училищ во всех волостях;60
1918 г. – в январе на Убу в сопровождении своих учеников: фронтовиков Полуекта Клиновицкого из Пихтовки и Ивана Мочнева из Мякотихи, прибыл знаменитый на Бухтарме наставник Асон Емельянович Зырянов, чтобы провести там сокрушительный спор и показать своим ученикам, как надо отстаивать древлеотеческие устои и свои убеждения; весной в Восточный Казахстан приехали петроградские рабочие, создавшие в Казахстане первые с/х коммуны и артели;61
1918 - 1919 гг. – Василий Иванович Егоров и двое сыновей Федора Афансьевича Гусева прибыли ходоками к Ленину в Москву и просили охранную грамоту: Егоров для монастыря, Гусевы для себя, чтобы советская власть их не трогала. Ленин уважил их просьбу и до 1930 г. Убу не трогали;62
1920 г. – в августе село Риддерское в составе Риддерской волости отошло из Змеиногорского уезда в Усть-Каменогорский уезд;63
1920-е гг. – время высокой активности поморских общин, пытавшихся приспособиться к изменившимся общественным условиям. Практически повсеместно проходили соборные заседания, в ходе которых обсуждались вопросы уставного, вероучительного и организационного характера;64
1922 г. – 20 июня, представители Стреженского сельсовета Риддерской волости в количестве 32 человек обратились в Риддерский волисполком с постановлением общего собрания деревни выйти с ходатайством перед уездным Продкомитетом о разрешении отпуска хлеба с продовольственного фонда с. Риддерского, о снабжении хлебом жителей в связи с крайним голодом как в Поволжье;65
1923 г. – 1 сентября состоялся 3-й Всероссийский собор поморского согласия в Москве;66
1924 г. – женским монастырем на Убе управляла игумения Ксения Афанасьевна Гусева - сестра Ф.А.Гусева; службу в молельне с. Верх-Убы (Лосихи) вел «дьяк» Павел Варфоломеевич Клиновицкий; Ф.А.Гусев, проживавший к этому времени в районе Волчьей впадины, где были разбросаны Гусевские заимки, показал П.Клиновицкому старинные книги – трехсотлетний Устав, Библию и рукописную книгу с инициалами и рисунками «Ответы миссионера иеромонаху Неофиту»,67 возможно именно эта книга в 1993 г. была приобретена музеем у жительницы с. Карагужиха Глубоковского района ВКО А.И.Дмитриевой;68
1926 г. – в августе в Барнауле прошел Сибирский старообрядческий съезд;69
1927 г. – 26 февраля село Риддерское переименовано в рабочий поселок Риддер;70 3 марта жители верховьев реки Убы Риддерской волости Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской губернии, христиане поморского согласия, приемлющие брак, Иван Яковлевич Немцев с братией написали письмо духовным отцам в село Лосиху, в котором выразили несогласие с тем, что в 1918 г. лосевские духовные отцы федосеевского согласия вопреки указанию священных правил приняли без святого крещения некрещеных жителей в лоно Христовой церкви;71
1928 г. – 17 января образован Риддерский район из Риддерской, частично Краснооктябрьской и Тарханской волостей Усть-Каменогорского уезда. В район вошли сельсоветы: Риддерский, Стреженский, Попереченский, Запорожско-Убовский, Бутаковский, Орловский, Александровский, Черемшанский, Зимовский, Пихтовский;72 начало коллективизации и борьбы с кулачеством в крае, как следствие этого закрытие женского поморского монастыря на Убе, в котором к этому времени проживало 60 монахинь, последней настоятельницей была игуменья Васса (Фото 3), приехавшая в монастырь с Волги в 1907 г.;73
Фото 3. Игуменья Васса - последняя настоятельница поморского монастыря на Убе. До 1930 г. Из архива А.И.Гусляковой. |
1929 г. – активные гонения на старообрядчество со стороны советской власти, связанные с широко развернувшейся коллективизацией, которая сопровождалась борьбой с кулачеством;74 массовое закрытие сельских церквей в крае,75 передача зданий в ведение сельсоветов для использования их под культурно-просветительные учреждения, репрессии против крестьянства и служителей культа, ссылка монахинь в тюрьмы, усиливающаяся миграция населения;76
Конец 1920-х гг. – голод и организация участка леспромхоза в с. Карагужиха определили широкую миграционную волну населения с реки Чарыш (Алтайский край) в лесопункты Белопорожье и Пахотное;77
1930 г. – в марте власти закрыли московский поморский храм в Токмаковом пер., общине предоставили центральную часть Успенского храма на Преображенском кладбище, где она размещается до настоящего времени;78 в радиусе 160 - 260 километров от устья реки Убы имелось более 50 старообрядческих заимок и поселений;79 от неосторожного обращения лесорубов, которых поселили на территории Убинского монастыря, с огнём, последний сгорел дотла; была раскулачена семья потомственного старовера Ф.А.Гусева (умер в 1935 г.), его усадьба в Усть-Волчихе стала перевалочной базой на лесосплаве, а затем пасекой;80
1932 г. – Постановлениями Президиума ЦИК Казахской АССР от 1 и 7 января Риддер выделен в самостоятельную административную единицу (Риддерский горсовет). Сельсоветы района переданы в Усть-Каменогорский район;81 подвергся разорению монастырь под Минусинском;82
1934 г. – Постановлением ВЦИК от 10 февраля селение Риддер преобразовано в город, сохранив прежнее наименование Риддер;83 13 августа из Усть-Каменогорского района в административное подчинение Риддерского горсовета перечислены Черемшанский, Бутаковский сельсоветы;84
1935 г. – Постановлением Восточно-Казахстанского облисполкома от 24 февраля в Риддерском районе утверждены сельсоветы: Александровский, Бутаковский, Орловский, Попереченский, Черемшанский; Постановлением ВЦИК от 31 декабря изменена редакция постановления от 31 января 1935 г.: вместо «Риддерский район» следует читать «Риддер с присоединением к нему сельской местности»;85
1939 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 16 октября образован Верх-Убинский район за счет разукрупнения Кировского, Шемонаихинского районов и пригородной зоны г. Риддера. Сельсоветы: Куйбышевский, Малоубинский, Секисовский, Большереченский, Верх-Убинский, Кабано-Разинский, Кировский, Выдрихинский, Александровский, Орловский, свиносовхоз «Убинский»;86
1941 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 6 февраля город Риддер переименован в город Лениногорск;87
1940-е гг. – возвращение в родные края монахинь, сосланных за веру в Сибирь и расселение их в окрестностях бывшего монастыря на заимках, входивших в состав Лениногорского горсовета; положено начало формированию Риддерской поморской общины законобрачного согласия;88
Середина 1940-х гг. – официально действующих старообрядческих церквей и закрытых молитвенных зданий кроме русской православной церкви в г. Лениногорске и его районе не имелось. Организация и регистрация старообрядческих общин не допускалась, широко были распространены нелегальные богослужения;89
1947 г. – 4 октября вышло указание Совета Министров Казахской ССР о том, что приобретение (купля) зданий для открытия молитвенных домов строго запрещено;90
1948 г. – в апреле от верующих старообрядцев г. Лениногорска, насчитывающих по своим записям 50 человек, служитель культа – Слюсарев Иосиф Ферапонтович, в Исполком Восточно-Казахстанского Облсовета Депутатов трудящихся поступили данные с просьбой разрешить совершение религиозных обрядов (посты, крестины, похороны и т.д.); в исполком Горсовета г. Лениногорска обратились представители группы старообрядцев с просьбой зарегистрировать их двадцатку с тем, чтобы возбудить ходатайство перед Облисполкомом о регистрации религиозной общины;91
1950-е гг. – ужесточение мер по отношению к деятельности религиозных общин; положено начало формированию Риддерской стариковской общины в основном из переселенцев Горно-Алтайской автономной области Алтайского края, приехавших в Восточный Казахстан по причине безземелья и притеснения властей за веру;92
1951 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 18 октября Пахотный поссовет перечислен из административного подчинения Лениногорского горсовета в состав Верх-Убинского района;93
1958 г. – Беспоповцы одной из групп г. Лениногорска купили дом в районе Таловки, в котором не имели возможность устроить божницу и выставлять иконы. Во время моления окна закрывали одеялами, но, несмотря на тщательные предосторожности, местные власти разогнали собравшихся прихожан;94
1959 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 20 июля Верх-Убинский район упразднен;95
1960-е гг. – бывшие монастырские и приезжие к ним из разных мест монахини проживали на заимках Лениногорского горсовета: Акилина, Елена, Афанасия Ступина, Мелания, Фомаида (Казанцева заимка) (Фото 4); Клавдия, Евникия, Зинаида (Ермолаева заимка); Манефа (Козлова заимка). В Покровской обители Гуслякова ключа, ставшей одной из первых преемниц Убинского поморского монастыря, проживали бывшие монастырские насельницы: игуменья Мастридия и матушка Надежда;96
Фото 4. Настоятель убинской общины старообрядцев-поморцев Никифор Назарович с монахинями: Меланией, Евлампией, Афанасией, Акилиной в Петров день. Казанцева заимка. 1960-е гг. ВКЭМЗ. |
1963 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 10 января образован Глубоковский промышленный район. В составе района поселки: Глубокое, Белоусовка, Пахотный, Верхнеберезовский, Первомайский;97
1964 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 17 июня поселок Пахотный отнесен к категории сельских населенных пунктов и передан в подчинение Лениногорского горсовета; Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 31 декабря Глубоковский промышленный район упразднен, образован Глубоковский район с центром в п. Глубокое, в его состав вошли сельсоветы: Белокаменский, Бобровский, Кировский, Красноярский, Куйбышевский, Малоубинский, Северный, Секисовский, Ушановский, Фрунзенский и территория совхоза «Веселовский» Верхнеубинского сельсовета Шемонаихинского района;98
1965 г. – Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 21 апреля Черемшанский сельсовет передан из Шемонаихинского района в Глубоковский;99
Конец 1960-х гг. – последняя миграционная волна прошла в этих местах по причине сокращения лесозаготовок, отсутствия надёжных путей сообщения и др., когда из сел Пахотного и Сакмарихи переезжали в Карагужиху и другие села, расположенные ближе к Усть-Каменогорску. Это привело к тому, что Карагужиха к 1986 г. осталась единственным населенным пунктом в среднем течении реки Убы;100
Конец 1970-х гг. – монахиня Мелания, приехавшая с Украины и принявшая постриг в здешних местах, организовала в доме, купленном ею на 6-ом районе г. Лениногорска по ул. Водопроводная, 24, обитель101, которая, став преемницей обители Гуслякова ключа, в дальнейшем получила называние Покровской;102
1979 г. – Немцев Семен Кириллович, потомственный старообрядец, 1926 г.р., житель с. Сакмарихи г. Лениногорска с 1951 г., передал в дар музею одну икону на дереве и 27 предметов бумажного фонда конца XIX - 1-ой половины XX вв.;103
1980-е гг. – состояние старообрядчества в селениях и заимках Лениногорского горисполкома постепенно приходит в упадок, многие жители и монахини переселяются в город; известно, что в эти годы в г. Лениногорске по Филипповскому переулку проживали 4 монахини: Полякова Анфиса Григорьевна (?) 82 лет (из монастыря) и Клавдия (Ксения?) Тимофеевна (?) 84 лет (из г. Чугуева), имена двух ранее умерших неизвестны; по ул. Водопроводной, 24 - Афанасия, Павла (монастырские);104 Облисполком осуществлял усиленный контроль над соблюдением законодательства «о культах»;
1981 г. – состоялась экспедиция Восточно-Казахстанского областного этнографического музея в Шемонаихинский район;105
1986 г. – село Карагужиха Глубоковского района ВКО: у жителя потомственного старовера поморского согласия Ивана Абрамовича Гусева обнаружена на 5 листах машинописного текста ''Биография Фёдора Афанасьевича Гусева''; сотрудниками музея на основе сведений информаторов составлена примерная карта-схема расселения русских (этногруппа «поляки») к 1930 году в районе села Карагужиха (Фото 5); в доме Филоновой Ульяны Демидовны находился молельный дом, где собирались на праздники для проведения службы, которую вел о. духовный М.И.Козлов; село Ермолаевка Лениногорского горисполкома: живя по своим домам и собираясь на моленья, монашествовали 3-4 старушки, наставником у которых был Гилев Пимин Евсевиевич;106 согласно распоряжению отдела по работе с религиозными учреждениями облисполкома Восточно-Казахстанской области сотрудники музея провели инвентаризацию имущества молитвенных домов г. Лениногорска;107
1989 г. – 21-22 ноября образован РС ДПЦ, управляющий поморскими общинами в России, на Украине, в Казахстане, Киргизии, Молдавии;108
1991 г. – в октябре состоялась научная командировка в г. Шемонаиху и Шемонаихинский район (села Рулиха, Верх-Уба, Зауба, Большая речка) сотрудников отдела иконописи Восточно-Казахстанского областного этнографического музея с целью сбора информации и экспонатов по темам «Иконы XVIII – начала XX вв.», «Мелкая меднолитая пластика XVII – начала XX вв.» и «Бытование кирилловских книг на территории Верхнего Прииртышья»;
1992 г. – 15 января в Республике Казахстан принят Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях;
1993 г. – состоялось возвращение верующим московского поморского храма в Токмаковом пер.,109 состоялась экспедиция сотрудников Новосибирской консерватории на Рудный Алтай в районы проживания старообрядцев, включая Восточно-Казахстанскую область;110
1995 г. – с уходом из жизни последних бывших насельниц Убинского монастыря, доживавших свой век в Покровской обители г. Лениногорска, обитель закончила свое существование. До сегодняшнего дня, оставаясь в поморском согласии, там ведут затворнический образ жизни монахи-черноризцы;111 (Фото 6)
Фото 6. Покровская обитель г. Лениногорска. (Прекратила свое существование с уходом из жизни в 1995 г. последних насельниц Убинского монастыря). Риддер, 2008 г. Фото О.Н.Осерчевой. ВКЭМЗ. |
1999 г. – на 1 января в состав Глубоковского района входили сельские округа: Калининский, Веселовский, Красноярский, Кожоховский, Кировский, Опытнопольский, Бобровский, Фрунзенский, Секисовский, Малоубинский, Куйбышевский, Черемшанский; поселковые администрации: Глубоковская, Белоусовская, Верхнеберезовская, Алтайская;112
2000 г. – для верующих поморской общины законобрачного согласия города Риддера наступила полная свобода вероисповедания;113 (Фото 7-8)
Фото 7. Коростина Любовь Александровна, внучка Внифантия Ивановича Егорова, прихожанка поморской общины законобрачного согласия г. Риддера. 2008 г. Фото О.Н.Осерчевой. ВКЭМЗ. |
2001 г. – в июне создан Единый совет (ЕС) ДПЦ, являющийся координационным органом региональных (поместных) советов ДПЦ. В его состав входят региональные объединения: Российский совет (РС) ДПЦ, ЦС ДПЦ Латвии, ВСС Литвы, ЦС ДПЦ Белоруссии;114
2002 г. – Указом Президента Республики Казахстан от 28 июня город Лениногорск переименован в город Риддер;115
2004 г. – прихожане поморской общины законобрачного согласия города Риддера купили дом и обустроили его для моления;116 (Фото 9)
Фото 9. Молельный дом прихожан поморской общины законобрачного согласия города Риддера. 2008 г. Фото О.Н.Осерчевой. ВКЭМЗ. |
2006 г. 3-4 мая прихожане поморской общины законобрачного согласия города Риддера участвовали в Соборе Древлеправославной Поморской Церкви, состоявшемся в г. Санкт-Петербурге;117
2008 г. – 20-29 августа состоялась экспедиция Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника в г. Риддер, в результате которой зав. отделом редких книг О.Н.Осерчевой удалось встретить очевидцев жизни монахинь поморского монастыря в советский период, предоставивших богатый материал по Убинскому староверию;118
______________________________________________
1 Убинское старообрядчество в его географических границах включает в себя территорию долины реки Убы от ее низовьев в северной степной полосе до верховьев в южной гористой зоне с многочисленными речками, впадающими в Убу, а также Риддер с его окрестностями. Хронограф составлен на основе сведений из книжных источников и данных, полученных во время экспедиций сотрудников Восточно-Казахстанского областного этнографического музея-заповедника за 1979 – 2008 гг.
2 М.Швецова. Поляки Змеиногорского округа // Записки Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Книжка XXVI– Омск, 1899 г. С. 1. (Далее Швецова);
3 Швецова. С. 2;
4 Швецова. С. 3;
5 Швецова. С. 4-6;
6 Швецова. С. 10;
7 Швецова. С. 6;
8 Н.С.Мурашова. Хронологический перечень важнейших дат из истории алтайского старообрядчества // Семейские староверы Забайкалья. Эл. Версия. (Далее Мурашова);
9 М.Швецова. Из поездки в Риддерский край // Записки Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Книжка XXV– Омск, 1898 г., с. 1;
10 Швецова. С. 11;
11 Полевые записи О.Н.Осерчевой, Шемонаихинский район, с. Рулиха, 1991 г. Материалы школьного музея, собранные учителем истории Кузьминой Клавдией Ивановной в 1965 г.
12 Швецова. С. 17;
13 Швецова. С. 22;
14 Мурашова;
15 Мурашова;
16 Мурашова;
17 А.Е.Новоселов. У старообрядцев Алтая. // А.Е.Новоселов. Беловодье: повести, рассказы, очерки / послесл. Н.Яновского. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981 г. (Далее Новоселов);
18 Мурашова;
19 Мурашова;
20 Г.Д.Гребенщиков. Река Уба и Убинские люди (литературно-этнографичекий очерк) // Алтайский сборник. Изд-е Алтайского Под-Отдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО. Том XI, Барнаул, 1912 г. С. 35. (Далее Гребеншиков);
21 Новоселов. С. 397-398;
22 Новоселов. С. 382-383
23 Новоселов. С. 391
24 Швецова.
25 Гребеншиков. С. 55, 61;
26 Гребеншиков. С. 41;
27 Иван Егоров. Цикл публикаций по истории края: Убинское старообрядчество / Лениногорская еженедельная рекламно-информационная газета «Наш дом», 8 июня – 21 декабря 2001 г.; Полевые записи О.Н.Осерчевой, г. Риддер – 2008 г. (Далее Егоров); О.Н.Осерчева. Беспоповские общины города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.) // Макарьевские чтения. Материалы восьмой международной конференции (21–23 ноября 2009 года). Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2009. С. 116-131;
28 Гребеншиков. С. 61;
29 Е.А.Агеева. Беспопопвцы в XX – начале XXI вв. // «Православная энциклопедия», под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том 4, с. 702-724. Эл. версия: 16 мая 2009 г. (Далее Агеева);
30 Новоселов. С. 391;
31 Агеева;
32 Егоров;
33 Агеева;
34 Егоров;
35 Гребеншиков. С. 61;
36 Егоров;
37 Агеева;
38 Гребеншиков. С. 70;
39 То же. С. 31, 35, 36;
40 Егоров;
41 Гребеншиков. С. 72;
42 Егоров;
43 Гребеншиков. С. 36-42
44 Агеева; Среди поморцев Восточного Казахстана в XX в. имели распространение саратовские издания 1914-1916 гг. ВКЭМЗ. Инв. №№ КПо-20-21560 – КПо-20-21569;
45 Егоров;
46 Агеева;
47 Егоров;
48 Новоселова Г. Александр Ефремович Новоселов // Литературная карта Алтайского края (Ин-т);
49 В селах на Убе и Бухтарме «дьяком» называли староверческого наставника, уставщика, начетчика; Новоселов. С. 383;
50 Новоселов. С. 383, 385-386, 389;
51 Новоселов. С. 391;
52 Новоселов. С. 396-397;
53 Новоселов. С. 398-399;
54 Егоров;
55 Егоров;
56 Конспект с письма Льва Ивановича Грузинова Григорию. ВКЭМЗ. Инв. № ГИК – XX – 6904;
57 Егоров;
58 Егоров;
59 Агеева;
60 Почтовая карточка. Томск - Верх-Убинское почтовое отделение Змеиногорского уезда, от Гусева Семейству Гусева, 24.04.17 г. ВКЭМЗ. Инв. № ГИК-XX-6925;
61 А.Изотов. Красное Беловодье. Документальная повесть. А-Ата, «Казахстан», 1973 г. С. 5, 8-9. (Далее Изотов);
62 Егоров;
63 Архивная служба Восточно-Казахстанской области / archive.vko.gov.kz;
64 Агеева;
65 ГА ВКО, ф. 13, д. оп. 1, д. 49, л. 64-66;
66 Агеева;
67 Изотов. С. 9, 10, 13, 16, 18, 108;
68 Поморские Ответы. II четверти XVIII в. - начала XIX в. ВКЭМЗ. Инв. № КП-19-20951;
69 Агеева;
70 Архивная служба Восточно-Казахстанской области / archive.vko.gov.kz;
71 Письмо духовным отцам в Лосиху от жителей верховьев реки Убы. 1927 г., 3 марта. ВКЭМЗ. Инв. № ГИК-XX-6923;
72 Справочник по истории административно-территориального деления Восточного Казахстана 1920 – 2002 гг. Усть-Каменогорск: ГАВКО, 2005 г. С. 33. (Далее Справочник);
73 Егоров;
74 Агеева;
75 Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 2006 г. С. 99;
76 Полевые записи О.Н.Осерчевой, г. Риддер – 2008 г.;
77 Экспедиционные материалы ВКЭМЗ, Глубоковский район – 1986 г., д.1/156, запись Е.Ф.Илющенко. С. 2;
78 Агеева;
79 Экспедиционные материалы ВКЭМЗ, Глубоковский район – 1986 г., д.1/156, запись Е.Ф.Илющенко. С. 6;
80 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Шемонаихинский район – 1979 г., запись В.И.Царёва;
81 Справочник. С. 33;
82 Егоров;
83 Архивная служба Восточно-Казахстанской области / archive.vko.gov.kz;
84 Справочник. С. 33;
85 Справочник. С. 33;
86 Справочник. С. 23;
87 Архивная служба Восточно-Казахстанской области / archive.vko.gov.kz;
88 О.Н.Осерчева. Беспоповские общины города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX – начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.) // Макарьевские чтения. Материалы восьмой международной конференции (21–23 ноября 2009 года). Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2009. С. 116-131 (Дапее Осерчева);
89 Лениногорский филиал ГА ВКО, ф. 1, оп. 1, д. 27, лл. 86, 36, 53, 34;
90 Лениногорский филиал ГА ВКО, ф. 1, оп. 1, д. 42, л. 23;
91 То же. л. 51;
92 Осерчева;
93 Справочник. С. 23;
94 Осерчева;
95 Справочник. С. 23;
96 Полевые записи О.Н.Осерчевой, г. Риддер – 2008 г.;
97 Справочник. С. 23;
98 Справочник;
99 Справочник;
100 Экспедиционные материалы ВКЭМЗ, Глубоковский район – 1986 г., д.1/156, запись Е.Ф.Илющенко. С. 7;
101 А.Безгодов. Иноческая обитель староверов-поморцев на Рудном Алтае / Газета «Меч духовный». Латвия, Рига: Староверческое общество имени И.Н.Заволоко, № 14, октябрь – декабрь 2004 г.;
102 Осерчева;
103 Фрагменты рукописей и др. церковных книг, сборник «Арифмология», икона. ВКЭМЗ. Инв. №№ ГИК-XX-6899-6926;
104 Осерчева;
105 Экспедиционные материалы ВКОЭМ, Шемонаихинский район – 1981 г.;
106 Экспедиционные материалы ВКЭМЗ, Глубоковский район – 1986 г., д.1/156, запись Е.Ф.Илющенко. С. 6-10;
107 Осерчева;
108 Агеева;
109 Агеева;
110 Т.Г.Казанцева, Н.С.Мурашова и др. Старообрядцы Алтая. [Древлеправославие], портал – Credo_Ru.htm;
111 Осерчева;
112 Справочник. С. 23;
113 Осерчева;
114 Агеева;
115 Архивная служба Восточно-Казахстанской области / archive.vko.gov.kz;
116 Осерчева;
117 Осерчева;
118 Осерчева;
О.Н. Осерчева
Макарьевские чтения. Материалы девятой международной конференции
(21–23 ноября 2010 года). Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета,
2011.
С 140-155;