В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника собрана замечательная коллекция работ мастера декоративно-прикладного искусства, профессионального художника Маргариты Степановны Мамеевой (1933-1997). Свой художественный талант и профессиональные знания она проявила в самых женских видах декоративно-прикладного искусства: вышивке, аппликации, шитье и вязании (рис. 1). М.С. Мамеева была одной из немногих мастериц в Восточном Казахстане, которые в совершенстве владели такой сложной и кропотливой техникой вышивки как гладь. Высокий профессионализм и художественность ее произведений подняли технику вышивки на новый уровень, выявили ее широкие возможности и вызвали неподдельный интерес у любителей искусства. Своим творчеством мастерица доказала, что такой камерный вид декоративно-прикладного искусства как вышивка может выйти далеко за пределы рамок «домашнего рукоделия» и занять достойное место рядом с настоящими произведениями искусства.
Мамеева Маргарита Степановна родилась в 1933 году в селе Дурницыно Романовского района Саратовской области. После Великой Отечественной войны переехала с семьей в Казахстан, г. Семипалатинск, где жили ее родственники, там окончила среднюю школу № 6. Способности и любовь к изобразительному искусству определили выбор ее будущей профессии, она поступила учиться в Республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова в г. Ташкенте, на художественно-театральное отделение. После окончания училища в 1957 году она некоторое время работала художником в Узбекском музыкально-драмматическом театре им. Ахунбабаева в г. Андижане. С 1958 по 1964 гг. - преподавала ручной труд и рисование в Андижанском государственном педагогическом институте. В середине 1960-х Маргарита Степановна приехала в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области, где прожила до конца своей жизни. Первое время она работала здесь художником на предприятиях и в учреждениях, затем полностью посвятила себя преподавательской деятельности, работая в различных средне-специальных учебных заведениях: в педагогическом, музыкальном и культурно-просветительном училищах.
Параллельно с педагогической деятельностью Мамеева активно занималась творчеством. Она создала свой авторский стиль, основанный на реалистичном изображении и передаче тончайших цветовых нюансов. Эти особенности делают ее вышивку сродни живописным произведениям. В специальной литературе техника, которая лежит в основе творчества Мамеевой, именуется как «свободная гладь», сама же мастерица называла ее не иначе как «художественная». Используя традиционную технику вышивки, она модернизировала ее технические и художественные приемы, максимально приблизив вышивку к живописи. В этом виде творчества Мамеева наиболее полно проявила свой природный дар рисовальщика и колориста.
Кроме техники глади Маргарита Степановна прекрасно владела и другими различными видами вышивки и швов, как ручных, так и машинных. Ее аппликационные работы из ткани зачастую выполнены в сочетании с вышивкой или с использованием разнообразных соединительных, отделочных швов. Это предметы, как утилитарного назначения - сумочки, наволочки, салфетки, так и чисто эстетического характера – декоративные панно.
Навыки и любовь к рукоделию были привиты Мамеевой в раннем возрасте. Ее мать Александра Федоровна прекрасно шила и вышивала, вязала крючком великолепные салфетки и скатерти. К тому же детство и юность будущей мастерицы были тесно связаны с модными тенденциями того времени. В 1930-60-е годы рукоделием в равной степени увлекались как маленькие девочки, так и их мамы и бабушки. Одним из лучших подарков считалась вещь, выполненная своими руками – вышитая или украшенная аппликацией скатерть, наволочка или просто салфетка. Этими милыми, очаровательными изделиями украшали интерьер, создавая в доме уют и теплую, радостную атмосферу.
Вышивка – это один из самых древних и массовых видов народного искусства, который имеет глубокие исторические, этнографические и религиозные корни. Обычай украшать дом вышитыми изделиями существовал со времен язычества. При этом «…вышивка (как, впрочем, и все, что называется «украшениями») обладала в древности оберегающим смыслом» [7, с. 341]. В ней, содержавшей «всевозможные священные изображения и магические символы» [7, с. 345], была заключена сила добра.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода, оставаясь всегда всецело женским делом. В середине XX-го века искусство вышивки в нашей стране переживает высокий подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин. Вышивали, как правило, на плотной хлопчатобумажной или льняной ткани, иногда на шелке. Наиболее распространенной техникой в те годы была вышивка крестом и его разновидностями (болгарский крест, полукрест) с применением хлопчатобумажных ниток мулине, реже вышивали гладью. Чаще всего использовали готовые трафареты с различными рисунками и композициями на ткани, которые выпускали текстильные предприятия СССР. Довольно редким было то, что мастерицы сами придумывали композицию работы. Это требовало от них немалых усилий и наличие определенных художественных способностей, что, несомненно, усложняло процесс изготовления изделия.
Большинство работ Маргарита Степановна Мамеева выполнила в более поздний период времени – с 1985 по 1995 г., когда массовое увлечение вышивкой и аппликацией не было уже таким популярным, как раньше. С Восточно-Казахстанским областным этнографическим музеем Мамеева начала сотрудничать с 1987 г., принимая активное участие в различных музейных мероприятиях: ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках («Город мастеров»). Ее работы экспонировались в разных городах: Алматы, Новосибирске, Ленинграде, Москве. Большую помощь в творчестве Маргарите Степановне оказывал ее супруг Мамеев Юрий Иванович, который помогал ей в поиске сюжетов, рисунков и выкроек, а также занимался оформлением готовых работ, самостоятельно изготавливая для них рамы.
Приобретение работ мастерицы в фонды музея началось с 1991 года, когда было куплено декоративное панно «Журавли» в технике вышивки гладью. Затем поступление экспонатов осуществлялось небольшими партиями в 1992, 1993, 1999 гг. и последняя коллекция была закуплена у Мамеева Юрия Ивановича в 2007 году, спустя 10 лет после смерти его жены. В итоге сформировалась целостная и завершенная коллекция работ мастерицы, довольно разнообразная по техникам, стилям и жанрам изображения, насчитывающая 29 единиц хранения. По имеющемуся у нас собранию произведений М. С. Мамеевой можно дать характеристику ее творчества в целом и каждой работы в отдельности, выявить их художественные и технические особенности, исследовать историю создания той или иной композиции.
Уникальным экспонатом является салфетка в технике вышивки гладью (рис. 2), выполненная Мамеевой в 1942 году, когда ей было всего 9 лет. Изделие выполнено немного робко, но с большой аккуратностью и старанием. Рисунок вышивки – корзина с букетом полевых цветов, довольно сложный, отличается изяществом и разнообразием мелких деталей. Цветовые сочетания ниток подобраны грамотно и со вкусом. Уже в этой ранней работе проявились незаурядные творческие способности будущей мастерицы.
В ее зрелых произведениях сохранится такое же по-детски радостное и восторженное ощущение красоты окружающего мира. Тема живой природы является излюбленной в творчестве мастерицы, выбравшей для себя приоритетным анималистический жанр. В большинстве вышитых композиций мы встречаем опоэтизированное живописное изображение животных и птиц на фоне природы. К выбору композиций для своих работ Мамеева всегда подходила очень ответственно и серьезно, выбирала произведения лучших художников-анималистов, работавших в реалистическом направлении. Используя репродукции живописных и графических работ, а также фотографии известных мастеров, она создавала их прекрасные копии, которые отличались от оригинала только техникой исполнения и размерами.
Для точного воспроизведения рисунка Маргарита Степановна использовала масштабную сетку, чтобы увеличить маленькую иллюстрацию до необходимого ей размера, после чего рисунок переносился на ткань. Благодаря врожденному чувству цвета, профессиональным знаниям и опыту, мастерице удавалось в совершенстве передать цветовую гамму копируемых произведений, используя технику художественной глади и большое разнообразие оттенков ниток.
Композиция «Собаки на стойке» (рис. 3) выполнена в 1987 году с репродукции акварельной работы известного советского художника-графика Валентина Ивановича Курдова. Он занимался иллюстрацией детских книг о природе таких писателей как В. Бианки, Р. Киплинг, В. Скотт. «Художник рисует энергично, напряженно. Его звери насторожены, готовы к прыжку, схватке. Идеализации, красивому сочинительству здесь нет места» - отмечено в публикации, посвященной творчеству В.И. Курдова. [5, с. 279] Действительно, композиция отличается предельным динамизмом и напряженностью сцены охоты. Эти черты переданы не только в стремительном беге собак, но также в некоторых деталях пейзажа: стелющейся по земле траве под сильным порывом ветра, тревожных всполохах рассвета.
Вышивка композиции «Собаки на стойке» выполнена с артистизмом и легкостью, присущими зрелому мастеру. Свободная гладь покрывает всю плоскость тканевой основы, создавая впечатление живописного лессировочного полотна. Цветовое сочетание нитей прекрасно передает колорит оригинала, построенного на полутонах и нюансах. Использование определенных художественных приемов, таких как широкие, размашистые стежки, наложенные в различных, иногда пересекающихся направлениях, контрасты цветовых пятен усиливают ощущение динамизма и тревоги, создают волнующее, экспрессивное настроение.
Надо отметить, что композиция пользовалась большим спросом у любителей искусства, поэтому Мамеева сделала несколько ее копий, одну из которых в 1993 году приобрел музей-заповедник. Это панно, отличающееся от первого только уменьшенными размерами и оформлением, долгие годы украшало стационарную экспозицию декоративно-прикладного искусства в выставочном зале музея. Спустя 14 лет первоначальная композиция также попала в музейные фонды в составе разнообразной коллекции, купленной у Ю.И. Мамеева в 2007 году.
Одну из лучших своих работ, сюжетную композицию «Лоси» (рис. 4) Мамеева вышивала с репродукции одноименной картины русского художника А.С. Степанова, опубликованной в журнале «Художник», № 3 за 1977 г.. «Степенные долговязые лоси у лесного стога…, - все они так непосредственно и верно живут на холсте, так опоэтизировано их бытие, пропущенное художником через свое сердце…» [6, с. 48]. Картина А.С. Степанова, хранящаяся в государственной Третьяковской галерее, покоряет какой-то особой умиротворенностью, величием и мудростью природы. Животные и окружающий их мир находятся в неразрывном единстве и гармонии.
Пейзажист и анималист Алексей Степанович Степанов, живший во второй половине XIX - первой половине XX вв., был незаурядным живописцем, обладающий редким режиссерским тактом, «с которым волшебным образом использует как бы случайные всплески тускло-розового, лимонного, глубоко-черного в благороднейшей гамме пепельно-серых тонов» [6, с. 48]. Эту же изысканную цветовую гамму постаралась в точности передать М.С. Мамеева, сумев подобрать необходимые тона и сочетания ниток. Несмотря на богатство цветовых нюансов, ей удалось сохранить колористическое единство и цельность в композиции, отвечающих общему настроению работы.
Целая серия работ мастерицы в технике вышивки посвящена прекрасному и загадочному миру птиц. Это, как правило, небольшие, камерные композиции, напоминающие скорее беглые зарисовки, нежели законченные произведения. Легкость исполнения и некоторая недосказанность в них неслучайны, эти черты соответствуют непоседливому характеру изображенных персонажей, их неуловимости, быстроте реакции, и даже среде обитания. Ощущение воздушного пространства, неба и высоты присутствует практически в каждой работе. Даже форма большинства композиций намеренно или интуитивно выбрана в виде круга или овала. Вместе с тем Мамеева с присущей ей аккуратностью и точностью орнитолога передает мельчайшие подробности внешности и характера того или иного вида птиц: размеры, формы, окраску оперения, движения и повадки. Даже пейзаж или его детали в композициях достоверно соответствуют среде обитания определенных птиц. Следует отметить еще одну характерную особенность этой серии: почти везде мы встречаем изображение пары птиц – самца и самочки, которые сидят рядом на ветке, плавают или стоят в воде. Подтверждением тому служат названия работ: «Снегири», «Иволги» (рис. 5), «Щеглы», «Пеликаны», «Журавли» (рис. 6).
Особняком в серии «птичьих» работ стоит великолепная композиция «Фламинго» (рис. 7). Это панно выполнено в 1991 году с фотографии Г. Смирнова, опубликованной в одном из журналов. В отличие от всех остальных изображений птиц, эта работа достаточно большого размера и представляет собой законченное «живописное» произведение, наполненное особым лирическим настроением, солнечным светом и множеством цветовых оттенков. На ней изображена не пара птиц, как мы встречаем на других вышивках этой серии, а целая стайка прекрасных розовых фламинго, которые словно любуются своим отражением в голубом зеркале водоема.
К наиболее поздним декоративным панно в технике вышивки относятся пейзаж «На джайляу» (рис.8) и «Портрет Абая» (рис. 9), датированные 1995 годом и приуроченные к юбилею великого казахского поэта и просветителя. Эти работы выставлялись в г. Семипалатинске, на передвижных выставках декоративно-прикладного искусства, посвященных празднованию 150-летия Абая Кунанбаева и 100- летия Мухтара Ауэзова. Надо отметить, что эти две работы являются исключением в жанровом ряду вышитых произведений Мамеевой, так как они единственные выполнены в «чистом» жанре: пейзажа и портрета. В большинстве же вышивок мы встречаем слияние жанров, как правило, пейзажного с анималистическим.
Декоративных вышивок утилитарного назначения в творчестве М.С. Мамеевой немного. Среди них особого внимания заслуживают комплект салфеток «Осенние мотивы» (рис. 10) и замечательная декоративная скатерть (рис. 11). Для этих изделий характерен единый стиль исполнения, который проявляется в пластичных формах композиции, изящном рисунке веточек смородины и ярком праздничном колорите, основанном на контрастном сочетании зеленых и красных цветов. Надо отметить, что во всех своих вышивках, даже декоративного характера, мастерица придерживалась реалистичного изображения и классической композиции, как правило, построенной на симметрии.
Работы в технике аппликации составляют лишь третью часть от всей фондовой коллекции Мамеевой, среди них – два панно, остальные работы практического назначения - декоративные сумочки и наволочки. Тканевые аппликации М.С. Мамеевой выполнены со свойственным ей высоким профессионализмом, их объединяет ряд характерных особенностей, которые проявляются как в средствах изобразительного языка, так и в технических приемах. Все работы отличаются лаконичной композицией, стилизованным рисунком и орнаментом, продуманностью в подборе цветовых сочетаний тканей. Тонкий художественный вкус мастерицы проявляется во всем – от общего замысла изделия до изысканности мельчайших деталей и отделки. Для закрепления аппликационных форм к фону или основному материалу Мамеева всегда использовала ручные и машинные швы. Кроме того, многие изделия украшены различными отделочными швами, а в сюжетных композициях аппликация гармонично дополнена вышивкой.
Декоративные панно «Чаепитие» (рис. 12) и «Сваха» выполнены примерно в одно и то же время – в 1986 и 1987 гг. Композиции этих работ также найдены мастерицей в литературе, в одном из самых популярных в то время женских журналов – «Советская женщина». Так, репродукция панно «Сваха» была опубликована на 4-ой странице обложки журнала №2 за 1986 г. Эти композиции во многом схожи, их объединяет тема крестьянского быта и русского гостеприимства. Сюжеты в них просты и незатейливы, в «Чаепитии» - посиделки у самовара двух бабушек-подружек, в «Свахе» - сцена сватовства с обильным угощением. В использовании средств художественной выразительности прослеживается связь с народным искусством: стиль и формы изображения напоминают лубок, а разноцветные и пестрые кусочки тканей, закрепленные ручными стежками – лоскутное шитье. В отличие от лиричных композиций в технике вышивки, аппликационные панно наполнены добродушным юмором и озорством, населены яркими колоритными образами.
Большой интерес представляют серии декоративных сумочек (рис. 13) и наволочек (рис. 14) со стилизованным казахским орнаментом (1992-1993 гг.). Благодаря профессиональному, творческому подходу автора, эти изделия, сохраняя этнографические черты, приобрели новое звучание. Они выглядят стильно и современно, практичны в быту, прекрасно украсят интерьер дома. Привлекает простота и лаконичность форм, изысканность отделки, сдержанность со вкусом подобранного колорита, состоящего всего из двух-трех цветов ткани, и, конечно же, высочайшее мастерство и качество исполнения. Они изготовлены, в основном, из драпа зеленого и красного цветов, которые наиболее часто встречаются в казахском декоративно-прикладном искусстве, для орнамента и отделки использованы либо саржа, либо хлопчатобумажная ткань. И в сумочках, и в наволочках используется всего два вида орнаментов, но в разных композиционных вариациях.
Творческое наследие Маргариты Степановны Мамеевой богато и разнообразно. Будучи профессиональным художником и в совершенстве владея различными техниками вышивки, аппликации, вязания и шитья, она создавала настоящие произведения искусства от маленькой незатейливой салфетки до сложной сюжетной композиции. Мамеева изменила представление о вышивке как о разновидности только домашнего женского рукоделия, раскрыла ее широкие возможности в своих жанровых работах, которые можно смело поставить в один ряд с лучшими живописными произведениями. Ее работы отличались не только высоким профессионализмом, безупречной техникой исполнения, каждое изделие согрето любовью и добрым отношением автора к окружающему миру: природе, людям, животным и растениям. Обладая такими магнетическими свойствами, произведения мастерицы никого не оставляют равнодушными, приковывают к себе внимание зрителей, вызывая у них неподдельный интерес и восхищение.
Источники и литература
1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., Высш. шк., 1990. 302 с.
3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., Просвещение, 1986. 207 с.
4. Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение, 1987. 128 с.
5. Калмыков В., Сарабьянов А. и др. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., Советский художник, 1974. С. 278-280
6. Пластов Н. Трогательный русский талант. //Художник. – 1977, №3. С. 46-51
7. Семенова М. Мы - славяне. СПб., 1997. 560 с.
Романова Е.А.
Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-этнографических исследований сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Выпуск 8 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. – 358 с.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|